Интерактивные технологии в преподавании географии.
Автор: Егорова Наталья Петровна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ Самарской области "Профессиональное училище с. Домашка" Населённый пункт: с. Домашка Наименование материала: статья Тема: Интерактивные технологии в преподавании географии. Раздел: среднее профессиональное
Интерактивные технологии в преподавании географии.
Н. П. Егорова, преподаватель
ГБПОУ
« Профессиональное училище с. Домашка»
В статье рассматриваются различные методы обучения применяемые мною на уроках
географии, так как они предоставляют более широкие возможности для ознакомления с
дополнительной литературой, проявлению творческой фантазии и индивидуальных
способностей обучающихся. Познавательные задачи в них как бы спрятаны,
замаскированы, что смягчает момент «обязательности обучения».
Введение.
Развитие современного мира поставило глобальную цель - формирование
конкурентоспособной системы отечественного образования.
21 век объявлен Юнеско «веком образования», которое становится
нравственным, духовным и экономическим потенциалом цивилизации в
целом.
Качественное отличие настоящего образования заключается в его
направлении не на передачу учащимся готовых знаний по отраслям наук, а на
развитие компетенций, которые позволяют им самостоятельно оценивать
ситуацию, решать проблемы в современной жизни, принимать
самостоятельные решения.
Решение
современных
задач
обучения
невозможно
без
серьезных
изменений
в
формах
организации
деятельности
учащихся.
В
методике
географии накоплен значительный опыт применения различных технологий
обучения. В
числе
приоритетных
задач
современного
образования
на
современном
этапе
особую
значимость
приобрели
задачи
развития
творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям
информационного общества и способности быть активным потребителем
информации.
Современное
образование
немыслимо
без
использования
компьютера
и
информационно-коммуникационных
технологий.
Именно
поэтому владение информационными технологиями ставится в современном
мире в один ряд с такими качествами как умение читать и писать.
Невозможно научить ученика, если ему неинтересно, если он не увлечен
процессом познания. Известно, что познавательная активность учащихся тем
выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к
предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала,
важны методы, с помощью которых обучающиеся вовлекаются в процесс
познания, а также технологии проведения урока.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
на
уроках - это маленькая крупица в подготовке обучающихся к будущей жизни
в
информационном
обществе,
позволяющая
сделать
образовательный
процесс
максимально
приближенным
к
современным
требованиям
сегодняшнего
дня,
что
помогает
ученикам
быть
успешными
и
конкурентоспособными.
Компьютер, конечно, не сможет заменить живого учителя, но он может
облегчить
его
труд,
заинтересовать
детей,
обеспечить
более
наглядное,
совершенно новое восприятие материала.
Использование
информационных
технологий
-
это
обновление
роли
учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами.
И поэтому, учитель должен быть подготовлен для грамотного использования
компьютера
в
преподавании
того
или
иного
предмета.
Информационно-
коммуникационные технологии
дают возможность экономить время
на
уроке, повысить мотивацию в обучении.
Правильное использование в учебном процессе компьютера позволяет
осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает
быть единственным источником информации для учащихся. Но прежде чем
говорить
о
том,
какую
важную
роль
играют
информационно-
коммуникационные
технологии
в
методически
грамотной
подготовке
и
проведения современного урока, необходимо сказать, что информационные
технологии – это инструмент, который обретает силу лишь при условии
правильного
подхода
к
нему
и
последнее
слово
всегда
останется
за
личностью учителя, его творческим мышлением.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального
богатства,
показатель
его
кругозора
и
эрудиции.
А
география – это учебный предмет, в процессе изучения которого могут быть
широко
использованы
информационно-коммуникационные
технологии.
Применение
компьютера
на
уроках
географии
позволяет
повысить
его
эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными.
Использовать электронные пособия можно на разных этапах урока: при
изучении
нового
материала,
для
закрепления
полученных
знаний,
для
контроля знаний, для получения дополнительной информации. На уроках и
внеклассных
занятиях
по
географии
можно
успешно
использовать
такие
электронные
пособия,
как
«География.
Репетитор»,
«Школьный
курс
географии», энциклопедия «Кирилл и Мефодий» и другие ресурсы.
Эффективной формой представления материала по географии является
использование
мультимедийной
презентации.
Их
может
создать
любой
учитель, а так же ученики с помощью учителя.
Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я
запомню,
дай
мне
сделать
самому
и
я
пойму».
Поэтому
в
качестве
творческих
заданий
я
предлагаю
обучающимся
создать
собственные
презентации по темам, что позволяет закрепить полученные знания не только
автору, но и всем остальным при демонстрации полученного материала.
Например, презентации к уроку: «Страны мира», «Великие русские учёные –
географы», составленные учениками включают в себя всю необходимую для
урока наглядную и текстовую информацию.
Как уже было сказано, использовать информационно-коммуникационные
технологии на уроках можно на любом этапе урока. Появилась уникальная
возможность
создания
учебных
web-сайтов.
Сайт
систематизирует
накопленную учителем информацию. Обучающиеся тоже могут участвовать,
или же сами создавать сайты по определенной тематике.
При
использовании
информационно-коммуникационных
технологий
ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его
проведения, но и при подготовке урока, на этапе формирования структуры
урока, привлечении разных видов деятельности, рассчитанных на активную
позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету,
чтобы
самостоятельно
мыслить,
спорить,
рассуждать,
самостоятельно
добывать информацию.
Информационно-коммуникационные
технологии предоставляют
возможность
проведения
лабораторных
практикумов
при
отсутствии
оборудования,
недостатке
времени,
при
этом
работа
с
натуральными
объектами заменяется на виртуальные модели. Но нельзя забывать о том, что
изучение
географии
на
вербальном
уровне
не
создаёт
правильного
представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей
учителя географии является разумное использование в учебном процессе
наглядных средств обучения.
Максимальный
эффект
обучения
при
применении
информационно-
коммуникационных
технологий
обусловлен
не
только
техническими
соображениями, но и соображениями психологического характера. Отмечено,
что
на
уроках
с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий,
дети
чувствуют
себя
комфортно,
осуществляется
индивидуальный
подход,
меньше
утомляются,
а
это
в
свою
очередь,
способствует
их
хорошей
работоспособности
и
своего
индивидуального
темпа
и
стиля
работы.
Применение
информационно-коммуникационных
технологий на уроках
географии
и во внеурочной деятельности имеет
существенные
преимущества
и
позволяет
решать
многие
задачи
урока.
Компьютер
позволяет
создать
условия
для
повышения
наглядности
и
эффективности
процесса
обучения,
открывает
широкие
возможности
для
развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым,
контролируемым
и
адаптированным
к
индивидуальным
особенностям
обучаемого, а также расширяет возрастные рамки обучения.
Таким образом, использование компьютера не только дает возможность
накопить
дидактический
материал
в
электронном
виде,
но
и
дает
возможность подойти к вопросу обучения предмету с качественно новой
стороны.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
повышает интерес детей к учебе, а это и есть одна из основных целей
педагога.
В практике работы учителей географии также широко распространены
игровые технологии. Моя профессиональная деятельность, направлена на
совершенствование
образовательного
процесса
путем
привития
интереса
обучающихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и
форм
организации
обучения
посредством
включения
их
в
активную
познавательную
деятельность.
Применение
технологии
игровой
деятельности позволяет успешно решать эту задачу. В своей практической
деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения,
направленный
на
моделирование
реальной
действительности;
как
прием
обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма
активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной
деятельности (один из видов коллективной работы), как новая технология
обучения.
Цель игровой технологии обучения состоит в содействии проявлению
природных
качеств
каждого
ученика,
а
не
в
доведении
творческих
способностей
до
задуманного
уровня.
Посредством
игры
я
выявляю,
развиваю
и
усиливаю
творческий
потенциал
личности
обучающихся,
поскольку
игра
способствует
развитию,
обогащает
жизненным
опытом,
готовит
«почву»
для
успешной
деятельности
в
реальной
жизни.
В
игре
воспроизводятся
нормы
человече ской
жизни
и
д е я т е л ь н о с т и ,
интеллектуальное,
нравственное
и
эмоциональное
развитие
личности
учащихся. Игры универсальны для любого этапа урока или его типа.
Исходя
из
вышесказанного,
основные цели обучения при развитии
творческого потенциала личности учащихся через игровые формы обучения
следующие:
Обучающая – обеспечить достижение высокого уровня обученности,
обобщить и закрепить изученный материал;
Воспитывающая
–
формирование
товарищеской
взаимопомощи,
дружбы, эстетическое воспитание учащихся;
Развивающая – развитие творческих способностей каждого ученика с
учетом их индивидуальных особенностей.
Психолого – педагогическими
задачами
игровых
форм
уроков
являются следующие:
1 . Изучение
нового
материала,
формирование
умений
и
навыков,
обобщение и контроль знаний.
2. Раскрытие творческих возможностей учащихся.
3 . Воспитание коллективизма и взаимовыручки
в решении трудных
проблем.
4. Взаимообучение. Взаимообогащение информацией и умениями.
5. Воспитание чувства сопереживания друг другу.
6. Формирование практических навыков.
7. Использование всех методов мотивации и стимулирования
учащихся.
Под мотивацией понимают совокупность движущих сил, побуждающих
человека к деятельности и придающих этой деятельности определенный
смысл. У обучающихся может и должна быть сформирована устойчивая
мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений.
Мотивация саморазвития обусловлена желанием стать более успешным.
Выделяют несколько групп методов мотивации:
1) Эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее
оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть
значимой личностью.
2) Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных
интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску
альтернативных решений, выполнение творческих задании. Волевые:
информирование об обязательных результатах, формирование ответственного
отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция
своей деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию,
прогнозирование будущей деятельности.
3) Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации
взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества,
заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и
взаимопроверки.
Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного
обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и
содержание образовательных потребностей обучающихся, и системно на
каждом уроке использовать оптимальные методы мотивации в целях
реализации личностно ориентированного развивающего подхода.
В настоящее время много говорится об информатизации образования. Под
этим понимается оптимальное использование современных информационно-
коммуникационных технологий для решения педагогических и
психологических целей образования.
Так как обучение является прежде всего информационным процессом,
использование информационных технологий компьютера особенно важно.
Информационные технологии в образовании часто отождествляются с
технологиями изучения и применения компьютерной техники в решении
образовательных задач.
Можно выделить три направления информатизации образования:
1. Как объект обучения
2. Как средство организации учебного процесса
3. Как средство обучения.
Решение проблем первого направления является предметом курса
«Информатика, информационно-коммуникационные технологии»
Со вторым направлением связан процесс обработки документации по
учебному процессу: обработка сведений об учащихся, учителях, о
результатах учебного процесса.
С третьим направлением связана возможность компьютера выступать как
эффективное средство повышения результативности обучения, если
применять его как новое средство обучения. ИКТ могут использоваться как
информационная система, как источник информации для выполнения
творческих заданий, для существенного расширения наглядности обучения, а
также для оперативного контроля усвоения учащимися знаний и умений.
Применение ИКТ как средства обучения повышает мотивацию обучения за
счет интереса учащихся к деятельности, связанной с компьютером.
Урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном
процессе
от
усвоения
знаний
и
умений
к
развитию
и
формированию
личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений
требуется
на
протяжении
всего
урока.
В
процессе
игрового
обучения
изменяется
сам
стиль
и
характер
общения
по
типу
«ученик
–
ученик».
Изменяется
функция
педагога.
Педагог
становится
организатором,
координатором и консультантом на уроке. В игре каждый ученик перестаёт
быть незамеченным в отличие от традиционного урока. От каждого требуется
новое творческое начинание. Для того чтобы в процессе игры раскрывался и
усовершенствовался
творческий
потенциал
личности,
я
использую
разнообразные
творческие
задания,
воздействующие
на
возможные
способности
личности:
интеллектуально-логические,
интеллектуально-
эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе
игры
формируются
качества
творческой
личности:
любознательность,
наблюдательность,
развивается
воображение
и
фантазия,
мышление
становится индивидуально-неординарным. В результате урок из обыденности
перерастает в творчество, что позволяет решать такие цели обучения, как
развитие познавательного интереса к курсу географии и возникновение, и
формирование всесторонне развитой личности.
Учебная игра как
педагогическая технология дает положительный
результат
лишь
при
условии
ее
серьезной
подготовки,
когда
активны
и
ученики,
и
сам
учитель.
Особое
значение
имеет
хорошо
разработанный
сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры,
обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации,
спланированы способы оценки результатов.
С
позиции личностного подхода игра представляет
поле, в рамках
которого
происходит
самоопределение
и
идет
процесс «взращивания»
личности. Личностное самоопределение – это попытка самому себе ответить
на вопрос, что есть «я» в этом мире. В ходе игры ученик проявляет себя,
появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра
ценна личностной самореализацией, проживанием ролей.
В
игре
актуализируются функции личности. Если
традиционно
образовательный
процесс связан с передачей – получением информации,
обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник
ставит
себе
цель,
отбирает
целенаправленно
материал,
при
этом
он
ответственен
не
только
за
свое
поведение,
но
на
нем
висит
груз
ответственности за успех всей группы. В игре происходит рефлексирование,
самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра
предполагает творческое начало.
Игра
посильна
даже
слабым
ученикам.
Более
того,
слабый
ученик
может
стать
первым
в
игре:
находчивость
и
сообразительность
здесь
оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства,
атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это
дает
возможность
ребятам
преодолеть
стеснительность,
и
благотворно
сказываются на результатах обучения.
Одним
из
древнейших
средств
воспитания,
обучения
и
развития
учащихся
считается
игра.
Игра
является
важнейшим
способом
передачи
накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С ее помощью
можно
моделировать
жизненные
и
учебные
проблемные
ситуации
и
сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. В
процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а
также свои представления об опыте разыгрываемого героя, то есть через
подражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая
опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не копируют точно взрослых, а,
подражая им, действуют по - своему. Включая игры в учебный процесс, я
увидела, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создает
ситуации,
наполненные
эмоциональными
переживаниями,
стимулирует
деятельность
учащихся.
В
игре
воссоздается
предметное
и
социальное
содержание
деятельности,
моделирование
систем
отношений,
адекватных
условий формирования личности.
Педагогически обучающие, контролирующие, обобщающие игры имеют
большие потенциальные возможности для образования обучающихся. Для
этого используются отдельные игровые элементы, приемы и развернутые
игровые формы разной игровой методики.
Их привлекательность для ребят, и для педагога определяется тем, что, не
будучи ограниченны строгими рамками урока, они предоставляют более
широкие возможности для ознакомления с дополнительной литературой,
проявлению творческой фантазии и индивидуальных способностей
обучающихся. Познавательные задачи в них как бы спрятаны,
замаскированы, что смягчает момент «обязательности обучения». Сама
атмосфера подготовки к таким урокам, когда нет «зрителей», когда все -
участники, рождает оптимизм у самых безразличных к учебе ребят. Знания,
данные преподавателем, объединяются со знаниями, добытыми в процессе
самообразования, и становятся особенно прочными при личном участии
каждого ученика в познании нового. Задачей педагога становиться
необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке,
учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и
потребности.
Использовать игровые уроки возможно при закреплении пройденного
материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания
проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при
проверке знаний.
Я очень часто использую эти формы на своих уроках.
1. Урок – путешествие – эту форму урока, можно широко использовать на
уроках географии. Эффективность данного способа обучения достигается
сочетанием коллективных форм работы с индивидуальной повышенной
отдачей каждого ученика, а также положительным эмоциональным настроем
обучающихся за счёт игровой деятельности и проведения конкурсов.
Можно использовать все виды контроля за знаниями учащихся:
индивидуальный, устный, тестирование.
Используются формы самоконтроля, взаимоконтроля, стимулирующий
характер оценки. Есть возможность проверить уровень знаний,
осмысление, запоминание и применение знаний в новой ситуации.
Привожу пример ( часть обобщающего урока):
Первая остановка: « Четвертый лишний » мы здесь остановились чтобы
повторить номенклатуру (страны, реки, озера). Нужно из представленного
ряда названий (в карточке или на экране компьютера), исключить лишний
вариант. За каждый правильный ответ дается 1 балл. На обсуждение дается
2-3 мин.
Победившая команда, получает - красную звезду, а проигравшая - желтую,
звезды вывешиваются на доску.
1) Болгария, Франция, Афины, Румыния.
2) Верхнее, Виктория, Мичиган, Гурон.
3) Париж, Мадрид, Берлин, Эстония.
4) Рейн, Дунай, Ла – Манш, Висла.
5) Сахара, Каракумы, Гоби, Гималаи.
Ответ: должны быть вычеркнуты – 1)Афины, 2) Виктория, 3) Эстония,
4) Ла – Манш, 5) Гималаи.
Вторая остановка: « Страноведение». Мы тут остановились, чтобы
повторить столицы, изученных нами стран. Нужно подобрать пары по
принципу « страна – столица» ( в карточке или на экране компьютера). За
каждый правильный ответ дается 1 балл.
На обсуждение дается 3-4 мин. Пока обучающиеся думают, болельщикам
предлагается найти в таблице « Спрятанные страны» ( смотри в
приложении). Та команда болельщиков, которая нашла больше стран,
приносит своей команде 3 балла.
1. Болгария а) Белград
2. Бельгия б) Копенгаген
3. Португалия в) Афины
4. Дания г) Лиссабон
5. Румыния д) София
6. Греция е) Брюссель
7. Югославия ж) Бухарест.
Ответ: 1 – д, 2 – е, 3 – г, 4 – б, 5 – ж, 6 – в, 7 – а.
Третья остановка: «Как прекрасен этот мир! » Тут мы остановились,
чтобы полюбоваться на прекрасные памятники архитектуры, которые
находятся в изученных нами странах. Вам нужно вспомнить, в каких
странах (городах) находятся следующие достопримечательности и как они
называются: (показываю на экране снимки). За каждый правильный ответ
дается 1 балл.
1. Статуя Свободы ( Нью – Йорк, США)
2. Колизей (Рим, Италия)
3. Стоунхендж (Великобритания)
4. Нотр – Дам (Париж, Франция)
5. Эйфелева башня (Париж, Франция)
6. Пизанская башня ( г.Пиза, Италия)
7. Тадж – Махал ( г.Агра, Индия)
8. Собор Василия Блаженного ( г. Москва, Россия).
Четвертая остановка: «Угадай страну» А теперь мы
перемещаемся в страну Угадайка! Чтобы вспомнить об особенностях
развития промышленности стран, Зарубежной Европы.
Каждой команде поочередно задаются вопросы. За каждый правильный
ответ дается 1 балл.
На обсуждение дается - 30 сек.
1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега.
2. « Молочная ферма» Европы.
3. « Стальное герцогство».
4. Производитель почтовых марок, фешенебельный курорт, игорный рай.
5. В 1990 г. эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс. км
2
, а
население – на 17 млн. человек.
6. В стране работает фабрика « Кох-и-нор», выпускающая 1млн.
карандашей в день.
7. Страна банкир.
8. Страна, непрерывно воюющая с морем.
9. « Лесной цех» Европы и страна 80 000 озер.
10. Страна – родина паровозов и метрополитена.
Ответы:1. Греция 6. Чехия
2. Швейцария 7. Швейцария
3. Люксембург 8. Нидерланды
4. Монако 9. Финляндия
5. Германия 10. Великобритания.
Пятая остановка: «Картография» Тут мы остановились, чтобы по
контурам (в карточках или на экране компьютера) определить страну,
которая изображена на фрагменте карты.
Раздаю командам карточки, на которых изображены фрагменты карты.
Учащиеся должны назвать указанные на них страны. За каждый
правильный ответ дается 1 балл. На обсуждение дается 2-3 мин.
Шестая остановка: «Тестоград». Вы должны решитьтест.
На обсуждение дается 4-5 мин. Пока учащиеся решают тест болельщикам
предлагается ответить на вопросы. Каждый ученик, ответивший на
вопрос, может отдать этот балл команде, за « которую болеет».
2. Урок - ролевая игра - Ролевые игры являются особой разновидностью
учебной игровой деятельности и занимают промежуточное положение
между приемами и методами. В зависимости от целей,
продолжительности, и других обстоятельств в ролевой игре может
реализоваться модельный метод обучения, но ролевая игра может
оставаться и на уровне приема. И в том и в другом случае суть игровой
ситуации состоит в том, что каждый ученик играет определенную роль и
должен вести себя и действовать в соответствии с тем персонажем,
которого он играет. По сути своей ролевая игра это мини-спектакль. Как и
всякий спектакль, она предполагает наличие сценария, режиссуру,
актеров и т.д. Но поскольку этот спектакль учебный, то он требует
постепенного вовлечения всего класса в действие.
Тема урока: «Роль Европы в мировой культуре и экономике»
Цели
урока:
В
игровой
форме
рассмотреть
исторические
причины
формирования
современной
европейской
экономики.
Развивать
интерес
учеников к географии.
Оборудование урока: Трибуна, стол для судей.
Тип урока: урок-суд.
Опережающее задание: За 2 недели до начала урока учитель распределяет
роли и подбирает судей.
Организация урока: Столы в классе убраны, только у судей адвоката и
обвинителей есть собственные столы. Стулья расставлены в три ряда.
Игровая
ситуация: Все страны мира собрались судить Европу. Каждый
ученик может выбрать себе любую страну мира по своему усмотрению и с
позиции
исторического
пути,
который
прошла
выбранная
им
страна,
обвинять
или
защищать
Европу.
Учитель
назначает
трех
судей,
которые
должны вынести вердикт, прокурора и адвоката. В начале урока каждый
ученик сообщает прокурору или адвокату свою позицию по отношению к
Европе, а те в свою очередь решают, кого из учеников они вызовут в качестве
свидетелей.
Учитель:
Дамы
и
господа!
Сегодня
по
требованию
мировой
общественности
состоится
суд
над
Европой.
Каждый
из
вас
сможет
выступить
свидетелем
обвинения
или
защиты.
А
сейчас
позвольте
представить достопочтенных членов международного трибунала. (Учитель
представляет судей и они занимают свои места).
Прошу
тишину
в
зале.
Для
оглашения
обвинения
Европе
слово
предоставляется господину прокурору.
Прокурор:
Господа!
Сегодня
один
из
самых
знаменательных
дней
человеческой истории. Наконец-то, правосудие достигло таких высот, что
способно судить не отдельных преступников, а преступную политику целой
группы государств, долгое время наживавшихся на слезах и страданиях всего
остального мира.
Господа! Я готов огласить те пункты обвинения, в которых мировое
сообщество обвиняет Европейские страны.
Долгое время Европа ничем особенным не выделялась среди других
регионов Земли. Но вот наступила эпоха Великих географических открытий.
Европейские
корабли
все
дальше
продвигались
вдоль
берегов
Африки,
открыли Америку и Австралию, достигли Индии. Что же их гнало вперед?
Может
быть
жажда
открытий?
Нет!
Их
гнала
жадность.
Четыреста
лет
Европа беззастенчиво грабила весь остальной мир. Именно в это время
европейские страны становятся мировыми лидерами по уровню развития
экономики
и
уровню
жизни
населения.
Идет
перекачивание
ресурсов,
богатств и капитала из Азии, Африки и Америки в Европу. Это означает, что
благополучие Европы построено на нищете всего остального мира. Итак, я
формулирую первый пункт обвинения: Европа обвиняется в том, что проводя
в течении многих лет колониальную политику она тормозила политическое и
экономическое
развитие
стран
Азии,
Африки
и
Америки.
Современная
нищета большинства стран третьего мира есть прямое следствие богатства
Европы.
Теперь
господа,
посмотрим
на
политические
аспекты
Европейской
цивилизации. В основе европейской политики всегда лежала жажда наживы.
Жажда столь сильная, что любая война не казалась европейцам чудовищным
явлением, если в результате могла принести хоть какую-то наживу. История
всех
войн
последних
двух
веков
показывает,
что
все
они
или
велись
европейскими странами или разжигались ими. В ХХ веке было две Мировых
войны
и
обе
они
начинались
в
Европе.
Я
формулирую
второй
пункт
обвинения: Все войны последних двух столетий, унесшие не менее 100 млн.
жизней,
есть
результат
европейской
политики.
Европа
обвиняется
в
милитаризме.
Следующим
пунктом
обвинения
служит
культурная
экспансия
европейцев. Наша Мировая культура является суммой всех культур народов и
племен
населяющих
наш
Земной
шар.
Культура
Земли
многолика
и
многообразна, но Европа всегда боролась с этим. Анализ истории последнего
тысячелетия
показывает,
что
европейцы
всегда
пытались
навязать
всем
народам планеты свою культуру и уничтожить их собственную. Испанцы
уничтожили высокоразвитые цивилизацию ацтеков и инков. Колониальная
политика
Англии
и
Франции
не
позволила
сформироваться
культуре
африканских народов. Фактически исчезли весьма, своеобразные культуры
австралийских аборигенов и индейцев Северной Америки. И даже такие
великие
культуры
как
китайская
и
индийская
претерпели
значительные
изменения под влиянием европейской культурной экспансии. Я формулирую
третье обвинение Европе: Европа разрушает культурное многообразие нашей
планеты и стремится навязать всем только свою культуру.
И последнее! История знает много примеров раскаявшихся грешников.
Было бы глупо судить современную Европу за те преступления, которые
совершались
предыдущими
поколениями
и
осуждаются
их
потомками.
Однако современная Европа не испытывает раскаяния. Европейские страны
потеряли все свои колонии и из многих они ушли сами по своей воле – это
правда.
В
то
же
время
продолжается
экономическое
закабаление
стран
третьего
мира.
Так
называемая
«массовая
культура»,
которая
является
порождением
европейской
цивилизации,
постепенно
вытесняет
все
остальные культуры мира. Да и ни одна война, по-прежнему, не обходится без
участия европейских стран, их денег и их оружия. Таким образом все пункты
обвинения
Европы
подтверждаются
фактами
не
только
прошлого,
но
и
современности.
Я требую признать Европу виновной по всем трем пунктам обвинения и
выразить ей презрение, объявив бойкот ее товарам, ее идеям и ее оружию. Я
кончил господа!
Учитель:
Мы
выслушали
обвинительную
речь
прокурора.
Теперь
пришла очередь выслушать доводы защиты.
Адвокат: Нет ничего глупее и нелепее тех обвинений, которые сейчас
были высказаны со стороны господина прокурора. Он обвиняет Европу во
всех преступлениях, которые когда-либо совершались на планете Земля, но
забывает, что обитаемых частей света пять, и на них живут отнюдь не ангелы.
Я утверждаю, что европейская цивилизация не хуже и не лучше любой
другой. Она является благом для всего мира. Она оплот демократии и основа
экономического роста нашей планеты. Именно европейские страны вместе с
США, которая хотя и находится вне Европы, но по своей цивилизационной
сути
есть
европейская
страна,
обеспечивают
рост
жизненного
уровня
населения всей нашей планеты. Господин прокурор призывает бойкотировать
европейские товары и оружие. Это смешно господа! Большинство стран мира
просто не сможет существовать без Европы. Бойкот Европы означает смерть
всей земной цивилизации.
А теперь конкретно по пунктам обвинения. Европу обвиняют в том, что
она грабила колонии, продолжает политику экономического колониализма и
строит свое благосостояние на нищете стран третьего мира. Это не так. Да у
европейцев были колонии. Но они не грабили их, а торговали с ними. Более
того, если бы этой торговли не было, то многие страны жили бы еще беднее,
чем
сейчас.
Европа
вывозила
сырье,
но
она
строила
в
своих
колониях
железные и асфальтовые дороги, заводы, фабрики и целые современные
города, то есть завозила туда дорогую современную технологию. Европейцы
открывали в колониях школы и занимались народным образованием. Да, они
несли свою культуру остальному миру, но это лучшая культура, которую
выработало
на
сегодняшний
день
человечество.
Европейская
культуру
признает свободу личности, она гуманистична и рациональна. Есть ли в этом,
что - либо плохое? Нет!
Да! Европе приходилось воевать часто и много. Но виновата ли она в
этом? Неужели европейцы должны были спокойно смотреть на то, что делали
фашисты? Вторая Мировая война это война с фашизмом, и Европа должна не
стыдится этой войны, а гордится ей. Ибо именно европейские страны внесли
основной вклад в разгром фашизма.
Можно
ли
обвинять
Европу
в
культурной
экспансии?
Давайте
посмотрим
на
факты.
Петр I
в
России
ввел
европейскую
одежду,
европейскую армию, европейскую систему администрации и европейские
законы. Наверное, это разрушило какие-то основы русской культуры. Но
причастна ли к этому Европа? Нет! Все это делалось самими русскими,
мнения
Европы
они
не
спрашивали.
Кемаль
Ататюрк,
после
поражения
Османской Турции в Первой Мировой войне приходит к власти и строит в
Турции светское общество на европейский лад. Опять же это делают сами
турки без всякого давления со стороны Европы. Если и можно говорить о
европейской
культурной
экспансии,
то
только
потому,
что
европейская
культура обладает рядом несомненных достоинств, что заставляет многие
народы подражать ей. Но сама Европа никогда не пыталась навязать свою
культуру никому.
Я
кончаю
господа!
Итак,
защита
отметает
все
доводы
господина
прокурора.
Она
считает
их
безосновательными
и
требует
полностью
оправдать Европу по всем пунктам обвинения.
Учитель:
Теперь
мы
переходим
к
допросу
свидетелей.
Господин
прокурор и господин адвокат вы можете по очереди вызывать свидетелей
обвинения
и
защиты
и
задавать
им
любые
вопросы
по
существу
дела.
Первым вызывается свидетель обвинения.
Прокурор: Вызывается представитель Республики Ганы.
3. Урок – пресс-конференция
Тема: Население Европы
Опережающее задание: За 2 недели до начала урока, ученики
самостоятельно знакомятся с материалом о населении Европы, вместе с
учителем распределяют роли, выбирают двух
« специалистов по населению», «демографов и «жителей» четырех
европейских стран: три человека от Западной Европы (Северной, Средней,
Южной частей), и одного – от Центральной Европы.
Страны желательно подбирать яркие, достаточно крупные по территории и
населению, обладающие характерными для данного региона чертами. Знать о
выбранных странах должны только исполнители главных ролей.
Остальные обучающиеся готовят вопросы, на которые они хотели бы
услышать ответы, и изучают историю, природу, экономику, собирают данные
о наиболее ярких личностях в истории и культуре данного региона.
Урок проводится в конце изучения темы «Зарубежная Европа».
Примеры стран:
Северная Европа (Швеция),
Средняя Европа (Германия),
Южная Европа (Испания),
Центральная Европа (Польша)
1.
Введение в тему урока ( рассказывает учитель)
2.
Организация восприятия и осмысление информации.
1-й этап
Выступления «европейцев» с сообщениями о своих регионах и странах.
Житель Швеции
Представление региона Северная Европа.
1.
Особенностью стран региона является высокий уровень социальной
защиты населения. Экономику этих стран можно назвать социально –
рыночной.
2.
Средняя плотность населения невелика – около 20 человек на 1 км
2
.
Продолжительность жизни в странах региона стремиться к 80 годам,
весьма преклонный здесь пенсионный возраст. Так в одной из стран он
составляет 67 лет как для мужчин, так и для женщин.
3.
Почти все страны однонациональные. Так, в Исландии 98, 3 %
населения – исландцы.
Представление страны.
1.
Территория страны вытянута с севера на юг почти на 160 км и частично
находится за Северным полярным кругом.
2.
В стране самая большая продолжительность жизни и самая низкая
детская смертность в Европе.
3.
Важнейшими природными богатствами этой страны являются лес и
железная руда. В столице этого государства вручают Нобелевскую
премию.
После того как обучающиеся представили все регионы и отгадали все
страны, переходим ко второму этапу урока – пресс – конференции, на
которой обучающиеся задают вопросы.
В конце урока учитель подводит итоги и выставляет оценки всем
обучающимся.
4. Урок КВН.
Команды приветствуют друг друга, представляют капитанов, произносят
свой девиз, исполняют песню (всё оценивается по 5-балльной системе).
После приветствия ведущий (учитель) знакомит собравшихся с составом
жюри.
1-й конкурс «Разминка».
Ведущий задает вопросы каждой команде (по 5 вопросов).
Вопросы для 1 команды:
1. Море, в которое впадает река Хуанхэ? (Желтое)
2. Какой полуостров России омывается водами двух океанов? (Чукотский)
3. Какая самая «страшная» река на земном шаре? (Тигр)
4. Можно ли самую высокую гору мира потопить в самом глубоком океане?
(Да, Эверест можно потопить в Тихом океане, Марианской впадине)
5. Как называется линия, до которой нельзя дойти? (Горизонт)
Вопросы для 1 команды:
1. Движение воздуха в горизонтальном направлении. (Ветер)
2. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет)
3. В названии какой реки слышатся три ноты? (Ми-си-си-пи)
4. Через какие ворота может пройти ледокол? (Карские ворота)
5. По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет. (Волна)
2-й конкурс «Домашнее задание».
Команды задают друг другу занимательные вопросы.
3-й конкурс «Конкурс капитанов».
На контурной карте России они должны написать географические названия.
4-й конкурс «Разгадай чайнворд».
1
ю
к
о
н
2
т
у
н
д
р
а
3
р
ы
с
ь
4
а
л
е
у
т
5
г
а
н
г
6
м
е
з
о
з
о
й
7
о
с
л
о
к
о
н
г
о
9
в
е
р
х
н
е
е
10
ч
а
д
11
ф
а
н
д
и
12
б
ы
р
р
а
н
г
а
1. Река в Северной Америке.
2. Природная зона.
3. Хищная лесная кошка.
4. Национальность людей, проживающих на севере.
5. Река Азии.
6. Средняя эра развития жизни на Земле.
7. Столица европейского государства.
8. Эта река 2 раза пересекает экватор.
9. Озеро на границе США и Канады.
10. И озеро, и страна.
11. Залив с самыми высокими приливами.
12. Невысокие горы России.
В это время проводится 5-й конкурс – «Конкурс болельщиков».
1) В какое озеро, находящееся на территории РФ, впадает 336 рек, а вытекает
одна река? (Байкал)
2) В каком море ловят рыбу жители трех частей света. (Средиземное море.)
3) Какой пролив разделяет 2 моря, 2 океана, 2 полуострова, 2 части света, 2
государства? (Берингов пролив.)
4)Укажите на Земле место, где куда ни повернись, будет юг? (Северный
полюс.)
5)Назовите реку, озеро, море в России, носящие название одного цвета.
(Белая, Белое, Белое.)
6)Назовите протекающие в нашей стране реки, от названия которых
происходят фамилии 3 героев произведений русской литературы. ( Онега –
Онегин, Лена – Ленский, Печора – Печорин.)
7) Как называется атмосферное давление, которое можно наблюдать после
дождя? (Радуга.)
8) Как называется движение воды в атмосфере? (Круговорот.)
9) Как называется тропический циклон ураганной силы? (Тайфун.)
10) Как называется река, протекающая по самой большой низменности?
(Амазонка.)
6 конкурс. «Найди ошибку в тексте»
Командам раздаются тексты в которых они должны за 3- 4 мин найти
ошибки. За каждую ошибку 1 балл – максимально 10 баллов.
Наше государство, занимающее 2 место в мире по площади, занимает
всю западную часть Европы. Берега России омываются водами Индийского и
Тихого океанов. Самой высокой точкой является гора Белуха (1895 м),
которая возвышается над всей цепью Кордильер. Россия граничит на западе с
Японией, на востоке – с Украиной и Белоруссией, на юге – с Казахстаном.
Крупнейшими реками являются Волга, Енисей, Амазонка, Лена, Обь, Нил.
7 конкурс. «Конкурс капитанов»
Капитанам нужно ответить на вопросы, каждый из которых оценивается 1
баллом.
1. Какую реку можно назвать Дунаем Азии? (Меконг)
2. На сколько лет мусульманское летоисчисление отличается от
христианского? (622)
3. Караван-сарай – это название … (постоялого двора)
4. Из какого материала построен Белый дом в США? (песчаника)
5. В качестве тонны условного топлива (ТУТ) принята тонна … (угля)
6. Большая часть электроэнергии в РФ вырабатывается на … (ТЭС)
7. Самый большой футбольный стадион мира находится в .. (Бразилии)
8.Мусульманина, совершившего паломничество в Мекку, называют …
(хаджа)
9. Какая страна является мировым лидером по производству газетной
бумаги? (Канада)
10. Каменная соль иначе называется… (галит)
5. Геолото.
На уроке проверки и учета знаний и умений использую геолото. Для
организации игры использую эстетически оформленную емкость. В ёмкости
находятся открывающиеся бочонки, в которые вложены тематические
вопросы. Кроме вопросов в бочонках находится жетон «приз» и жетон
«зеро».
Вопросы для геолото которые помещаются в бочонках подготавливаются
учителем, учениками. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным
блокам, разделам или носить общеобразовательный характер.
Потом начинается сама игра. Ученики, по просьбе учителя, начинают
вынимать бочонки с вопросами. Потом бочонки открываются, из них
извлекаются вопросы, на которые через небольшой промежуток ученики
должны дать ответы.
В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В
том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е.
вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется,
что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета,
поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают
одноклассники, путем высказывания своих оценочных мнений. При
оценивании я ориентируюсь на сильных учеников, которые действительно
знают предмет. Если вдруг оценка поставлена учащимися необъективно (или
дети не знают правильный ответ), учитель разъясняет сущность вопроса,
проговаривает правильный ответ и сам выставляет оценку. Если ученику
выпадает бочонок «Приз», то он освобождается от ответа, а если бочонок
«Зеро», то, зачит, учитель получил право задать ученику любой вопрос на
свое усмотрение. При этой игре, в классе всегда царит атмосфера
коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким
положительным эмоциональным фоном.
Я представила в своей работе лишь не большую часть используемого
материала. Так как считаю игровую форму урока, одной из самых
эффективных. Потому что в игре актуализируются функции личности. Если
традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением
информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в
игре участник чётко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, и
на нём висит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит
рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое
он в ответе, игра предполагает творческое начало.
6. “Слова в словах”
Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”.
Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не
прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове
можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно
сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.
7. «Геоалфавит».
В этой игре может быть несколько вариантов.
1. В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру
начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её
членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды
№2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву
называет капитан первой команды, например букву П.
1. Назовите известного русского путешественника - географа. Пржевальский.
2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.
3. Назовите столицу европейского государства. Париж.
4. Какая река протекает в Южной Америке?
Парана.
5. Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка.
Петропавловск-Камчатский.
6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.
7. Какую вы знаете горную страну?Памир.
8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папанин.
9. Назовите известный вам канал.
Панамский.
10. Какие горы расположены в Англии?
Пеннины.
Участвовать могут команды или пары или каждый ученик отдельно. Задание
– называть географические объекты или термины на буквы алфавита.
Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать
определения.
Заключение
В результате исследования, я пришла к выводу о том, что:
- использование на уроках географии интерактивных и игровых технологий
является важным методом для стимулирования мотивации учебно-
познавательной деятельности ученика;
- в данной работе доказана методологическая ценность применения игр на
уроках географии, заключающаяся в том, что участие в игре формирует у
обучающихся ряд психических новообразований. Это воображение и
сознание, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на
другие; формирование характера человеческих отношений, которые придают
определенное значение тому или иному действию отдельного человека. У
него возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях,
обучающихся стремится обобщить их. На основе всего этого у него могут
быть сформированы навыки культурного поведения, что позволяет ему
эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.
Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может
стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается
порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера
увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт
возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно
сказываются на результатах обучения.
Список источников информации:
1. Болотникова Н.В. География. «Уроки-игры в средней школе». Волгоград:
издательство «Учитель», 2007 г.
2. «География 7-10 классы. Активизация познавательной деятельности».
Волгоград:Учитель, 2009 г.
3. Кульневич С.В. «Современный урок» (серия). Ростов –на-Дону: «Учитель»,
2005 г.
4. Мартемьянов В.В. Игросистема в преподавании географии. География в
школе. 2001 г.
5. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» (серия).
М.Народное образование , 1998 г.
6. Сергеева М. Е. « Игровые технологии на уроках и во внеурочной
деятельности» Волгоград: издательство «Учитель», 2007 г.
7. Ресурсы Интернет.