Напоминание

Образовательная среда, как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста


Автор: Юдина Галина Александровна
Должность: воспитатель-методист
Учебное заведение: СП - "Детский сад "Одуванчик" ГБОУ СОШ №2 "ОЦ"
Населённый пункт: село Большая Глушица Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Образовательная среда, как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Образовательная среда, как фактор позитивной социализации детей

дошкольного возраста
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что в свою очередь возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых качеств у детей. Наша задача направить свои усилия на создание в детском саду условий для позитивной социализации воспитанников, ведь от успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, Согласно требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования, она должна быть направлена на создание:  Условий развития ребёнка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;  Развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В результате социализации у ребёнка формируется базовая картина мира, причём индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально окрашенная. У каждого воспитанника, несмотря на объективную реальность, включённую в картину мира, формируются собственные представления о социальной действительности. Сегодня я хочу обратить ваше внимание на формирование социализированной личности наших воспитанников в условиях образовательной среды дошкольного учреждения, которая включает 4 аспекта Развивающая предметная среда- это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Обеспечение психологического комфорта в детском саду, на наш взгляд, является важной составляющей качественного образования в целом. Так, именно, «благополучный ребёнок » будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. Воспитательно-образовательную деятельность мы проектируем в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. Для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования мы стараемся обеспечить интегративный подход к организации развивающих центров активности детей. Что позволяет нашим воспитанникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.
Созданные нами игровые центры: «Семья», «Поликлиника», «Салон красоты», «Магазин», предоставляют нашим воспитанникам играть в сюжетные игры индивидуально и небольшими группами по интересам.

С целью научить безопасному поведению на дороге, был создан центр «Правила дорожного движения». Он оснащён необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, дидактическими и настольными играми для закрепления знаний по правилам дорожного движения.

Чтобы помочь реализовать потребности дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, умении чувствовать себя уверенно со взро слыми и рове сниками, организовали ц е н т р театрализованной деятельности «В гостях у сказки» Реализовать своё творчество, фантазию дети могут в центах «Юный художник», где также есть и вспомогательные схемы и алгоритм действий. Есть игровые центры с разнообразными дидактическими, настольно- печатными играми на развитие мелкой моторики рук. Незаметно для себя дети осваивают цифры, буквы, запоминают цвет и форму, тренируют память, развивают мышление.

Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему миру в группах оборудованы природные уголки. Детиучатся ухаживать за растениями, наблюдают за их ростом. Здесь же представлены дидактические игры по теме: животный мир, книги, атласы, энциклопедия, картотека комнатных растений. Он оснащён природными материалами для детской экспериментальной деятельности (мел, песок, глина, камни, ракушки, перья и т.п). Мерная посуда, ёмкости, увеличительные стёкла- всё это вызывает особый интерес у детей.
Слайд 14.
Физкультурный и музыкальный центры реализуют потребность детей в двигательной и музыкальной активности. Дошкольники закрепляют разные виды движений, играют на музыкальных инструментах, что благоприятно влияет на физическое и психологическое состояние здоровья наших детей. Патриотические уголки, которые приобщают подрастающее поколение к родной культуре, воспитывают в детях чувство гордости за отечество и глубокое уважение к нему.

Насыщенная образовательная и предметно- развивающая среда – фундамент для организации содержательного и увлекательного развития ребёнка. Характеристика насыщенности образовательной среды двойственная: с одной стороны, она может оказывать благоприятное воздействие, стимулируя активность ребёнка и творческий характер его деятельности; а с другой - может вызывать напряжённость, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребёнка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.
Существенное влияние на приобретение знаний, умений и навыков ребенка дошкольного возраста оказывает игра.Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка,складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Она имеет преимущество перед всеми другими видами детской деятельности и занимает особое положение в образовательной среде, так как дает детям большую возможно сть проявить собственную активно сть и самостоятельность Таким образом, преимущество созданной среды - в приобщении всех детей к самостоятельному выбору активной деятельности, что способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников. Каждый ребёнок выбирает занятие в любой развивающей зоне, насыщенной предметным содержанием, полифункциональной и легко трансформируемой. Педагогами нашего детского сада отмечается развитие познавательной и речевой активности. Уменьшение конфликтности и положительно- эмоциональной настрой свидетельствует о свободном общении со взрослыми и сверстниками, желании посещать детский Мы не останавливаемся на достигнутом, и продолжаем работу по организации предметно-развивающей среды. Спасибо за внимание, коллеги!


В раздел образования