Образовательная среда, как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста
Автор: Юдина Галина Александровна Должность: воспитатель-методист Учебное заведение: СП - "Детский сад "Одуванчик" ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" Населённый пункт: село Большая Глушица Самарской области Наименование материала: статья Тема: Образовательная среда, как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Образовательная среда, как фактор позитивной социализации детей
дошкольного возраста
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни,
что в свою очередь возлагает на семью и дошкольные учреждения особую
ответственность за воспитание необходимых качеств у детей. Наша задача
направить свои усилия на создание в детском саду условий для позитивной
социализации воспитанников, ведь от успешной социализации в дошкольном
возрасте
зависит
дальнейшее
развитие
индивида,
раскрытие
его
способностей, становление личности,
Согласно требованиям Федерального
государственного
стандарта
дошкольного
образования
к
структуре
образовательной
программы
дошкольного образования, она должна быть направлена на создание:
Условий
развития
ребёнка,
открывающих
возможности
его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих
способностей
на
основе
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
В результате социализации у ребёнка формируется базовая картина
мира, причём индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально
окрашенная. У каждого воспитанника, несмотря на объективную реальность,
включённую в картину мира, формируются собственные представления о
социальной действительности.
Сегодня
я
хочу
обратить
ваше
внимание
на
формирование
социализированной
личности
наших
воспитанников
в
условиях
образовательной среды дошкольного учреждения, которая включает 4 аспекта
Развивающая
предметная
среда-
это
естественная
комфортабельная
обстановка,
рационально
организованная,
насыщенная
разнообразными
предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой
среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех
детей
группы
в
соответствии
с
их
потребностями
и
интересами.
Обеспечение психологического комфорта
в детском саду, на наш взгляд,
является важной составляющей качественного образования в целом. Так,
именно,
«благополучный
ребёнок
»
будет
оптимально
усваивать
знания,
развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми.
Воспитательно-образовательную
деятельность
мы
проектируем
в
соответствии
с
контингентом
воспитанников,
их
индивидуальными
и
возрастными
особенностями.
Для
успешной
реализации
целей
и
задач
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
мы
стараемся обеспечить интегративный подход к организации
развивающих
центров активности детей. Что позволяет нашим воспитанникам выбирать
для себя интересные занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу даёт
возможность эффективно организовать образовательный процесс с учётом
индивидуальных особенностей детей.
Созданные нами игровые центры: «Семья», «Поликлиника», «Салон
красоты»,
«Магазин»,
предоставляют
нашим
воспитанникам
играть
в
сюжетные игры индивидуально и небольшими группами по интересам.
С целью научить безопасному поведению на дороге, был создан центр
«Правила дорожного движения». Он оснащён необходимыми атрибутами к
сюжетно-ролевым
играм,
дидактическими
и
настольными
играми
для
закрепления знаний по правилам дорожного движения.
Чтобы
помочь
реализовать
потребности
дошкольника
в
положительных
эмоциях,
новых
впечатлениях,
умении
чувствовать
себя
уверенно
со
взро слыми
и
рове сниками,
организовали
ц е н т р
театрализованной деятельности «В гостях у сказки»
Реализовать
своё
творчество,
фантазию
дети
могут
в
центах
«Юный
художник», где также есть и вспомогательные схемы и алгоритм действий.
Есть
игровые
центры
с
разнообразными
дидактическими,
настольно-
печатными играми на развитие мелкой моторики рук. Незаметно для себя
дети осваивают цифры, буквы, запоминают цвет и форму, тренируют память,
развивают мышление.
Для развития экологически грамотного и бережного отношения к
окружающему миру в группах оборудованы природные уголки. Детиучатся
ухаживать за растениями, наблюдают за их ростом. Здесь же представлены
дидактические игры по теме: животный мир, книги, атласы, энциклопедия,
картотека комнатных растений. Он оснащён природными материалами для
детской
экспериментальной
деятельности
(мел,
песок,
глина,
камни,
ракушки, перья и т.п). Мерная посуда, ёмкости, увеличительные стёкла- всё
это вызывает особый интерес у детей.
Слайд 14. Физкультурный и музыкальный центры реализуют
потребность детей в двигательной и музыкальной активности. Дошкольники
закрепляют разные виды движений, играют на музыкальных инструментах,
что
благоприятно
влияет
на
физическое
и
психологическое
состояние
здоровья наших детей.
Патриотические
уголки,
которые
приобщают
подрастающее
поколение
к
родной
культуре,
воспитывают
в
детях
чувство
гордости
за
отечество
и
глубокое уважение к нему.
Насыщенная образовательная и предметно- развивающая среда –
фундамент
для
организации
содержательного
и
увлекательного
развития
ребёнка.
Характеристика
насыщенности
образовательной
среды
двойственная:
с
одной
стороны,
она
может
оказывать
благоприятное
воздействие, стимулируя активность
ребёнка и творческий характер его
деятельности;
а
с
другой
-
может
вызывать
напряжённость,
тревогу,
дестабилизировать
эмоциональное
состояние
ребёнка
и
препятствовать
реализации
его
интеллектуального
и
личностного
потенциала.
Соответственно
насыщенность
образовательной
среды
может
играть
как
стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие
роль.
Существенное влияние на приобретение знаний, умений и навыков ребенка
дошкольного возраста оказывает игра.Игра является тем видом деятельности,
в котором формируется личность ребенка,складывается воля и произвольное
поведение,
активно
развивается
воображение,
творчество,
общая
инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в
учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Она имеет преимущество перед всеми другими видами детской деятельности
и занимает особое положение в образовательной среде, так как дает детям
большую
возможно сть
проявить
собственную
активно сть
и
самостоятельность
Таким образом, преимущество созданной среды - в приобщении всех
детей к самостоятельному выбору активной деятельности, что способствует
эмоциональному
и
интеллектуальному
развитию
наших
воспитанников.
Каждый ребёнок выбирает занятие в любой развивающей зоне, насыщенной
предметным содержанием, полифункциональной и легко трансформируемой.
Педагогами нашего детского сада отмечается развитие познавательной
и
речевой
активности.
Уменьшение
конфликтности
и
положительно-
эмоциональной настрой свидетельствует о свободном общении со взрослыми
и сверстниками, желании посещать детский
Мы
не
останавливаемся
на
достигнутом,
и
продолжаем
работу
по
организации предметно-развивающей среды. Спасибо за внимание, коллеги!