Современный урок математики в 5-м классе в контексте требований ФГОС
Автор: Черкасова Ирина Анатольевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска "Мурманский политехнический лицей" Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: методическая разработка Тема: Современный урок математики в 5-м классе в контексте требований ФГОС Раздел: полное образование
Современный урок математики в 5 классе в контексте требований ФГОС.
Учитель математики
МБОУ Мурманского политехнического лицея
Черкасова Ирина Анатольевна
Современная организация образовательного процесса требует повышения
эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.
Современный урок должен соответствовать новым требованиям,
предусмотренным ФГОС.
С учетом целей урока необходимо решать различные виды задач.
Примеры компетентностных задач по математике
1. Задания на применение математических знаний для решения практических
задач.
Таня хочет обшить кружевом салфетку прямоугольной формы.
Размеры салфетки 20 см и 30 см. Сколько сантиметров кружев ей потребуется. На
выбор предлагаются следующие ответы: 50 см, 100 см, 600 см, 600 кв.см.
Ученик должен понимать, что для решения данной практической задачи нужно
найти периметр прямоугольника. Дети, не умеющие ориентироваться в жизненных
ситуациях, часто выбирают ответ 600 кв. см, т.е. находят площадь прямоугольника, а не
его периметр. Правильный ответ – 100 см.
Для футбольной команды купили 18 билетов в один купейный вагон.
Номера билетов с 1 по 18. В скольких купе разместятся футболисты, если в каждом
купе могут ехать 4 человека.
Математический смысл задания: выполнение деления с остатком. Если ученик
умеет делить с остатком, но не умеет использовать этот вид деления для решения
практических задач, то он даст неверный ответ с точки зрения компетентностного
подхода: 4 (ост. 2). Правильный ответ – в 5-ти купе.
2. Задания на ориентацию в жизненной ситуации.
Хватит ли 1000 р. Для покупки четырех книг по цене 1999 р. За одну
книгу и календаря за 250 р.? Запиши и объясни ответ (рассуждения или решение).
Ученик должен проводить прикидку и оценки результатов действия. Например: 199
р. – это примерно 200 р. На покупку 4-х книг нужно примерно 800 р. (200*4). Значит, после
покупки книг останется примерно 200 рублей (1000-800). Их не хватит на покупку
календаря (200 < 250).
На полке в магазине стоят пакеты с картофелем массой 2 кг 200 г, 2 кг
700 г, 3 кг 100 г. Покупатель хочет купить два пакета картофеля общей массой не
более 5 кг. Какие пакеты он может взять?
3. Комплексные, интегрированные задачи, описывающие некоторые жизненные
ситуации, случаи.
Такие задачи могут использоваться на этапе обобщения изученного. Условия этих
задач и их форма не привязаны жестко к предметной ситуации. Очень часто перевод
жизненной ситуации в предметную представляет значительную трудность для младших
школьников. Для решения некоторых задач необходимо привлечение личного опыта
детей или информации из других образовательных областей.
Примеры творческих и продуктивных заданий по математике
1. Логические задания : задания на поиск закономерностей на классификацию
математических объектов (чисел, математических выражений, геометрических фигур и
др.)
2. Подбор или восстановление пропущенных чисел, знаков арифметических чисел,
знаков арифметических действий, цифр, скобок и других, недостающих элементов
(«деформированные» равенства и неравенства).
Вставь в «окошки» числа, чтобы получились равенства:
24
□
+42=
□
86
753-3
□
=
□
14
Расставьте между числами в равенствах знаки действий и, если нужно,
скобки так, чтобы равенство было верным
44 44=1
4 4 4 4=2
4 4 4 4=3
4 4 4 4=5
4 4 4 4=6
4 4 4 4=7
4 4 4 4=8
4 4 4 4=9
44 4 4=10
3. Арифметические задачи с недостающими или лишними данными.
Реши задачу: Коля поймал 30 рыбок, Саша на 12 рыбок больше, чем
Коля, а Петя на 13 рыбок меньше, чем Коля. Сколько рыбок поймал Петя? (Задача с
лишними данными.)
Подумай, можно ли решить задачу: садовод собрал осенью 80 кг
яблок, груш в 4 раза меньше, чем яблок, а слив больше, чем груш. Сколько слив
собрал садовод? (задача с недостающими данными.) дополни условие так, чтобы
задача имела решение.
4. Преобразование выражений, равенств и неравенств .
Измени цифры так, чтобы действие выполнялось без перехода через
разряд, например: 416+237, 654-239.
Измени числа так, чтобы деление выполнялось с остатком:
246:6,135:5.
Преврати неравенства в верные равенства:
5. Преобразование задач.
Измени вопрос (или условие) задачи так, чтобы задача решалась другим
арифметическим действием (в два действия, в одно действие)
Измени вопрос (или условие) задачи так, чтобы задача соответствовала
данной краткой записи (рисунку, схеме) и т.д.
Измени условие так, чтобы задачу можно было решить разными событиями
(одним способом).
Замени в условии задачи слово «больше» на слово «меньше» и реши
полученную задачу; и др.
6. Превращение математического текста в задачу.
Измени текст так, чтобы он стал задачей: в корзине лежит 20 маслят и
5 сыроежек. Сколько подберезовиков лежит в корзине? (вопрос не соответствует
условию.)
Измени текст так, чтобы он стал задачей: на кочке сидели 3 лягушки.
Одна лягушка прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду? (Отсутствует
искомое.)
Даются тексты, в которых отсутствует вопрос, отсутствует условие, вместо
вопроса дан ответ и т.п.
7. Выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального
способа решения .
Реши удобным способом: 45+38+5+2+15; 6+27+14+3+34.
Реши задаче разными способами.
8. Создание нового продукта .
Составь из данных чисел и выражений верные равенства и
неравенства.
Составь и реши обратные задачи.
Составь задачу по краткой записи ( по рисунку, по таблице; по
чертежу; по схеме, по выражению, по аналогии с длинной задачей и т.п.)
Составь изображение из данных геометрических фигур ( из частей
«Танграма»)
9. Нестандартные задачи и задания .
В качестве нестандартных задач могут быть использованы: задачи в косвенной
форме для учащихся, задачи, в которых часть условия или все условие включено в вопрос;
задачи нового вида, которые учащиеся еще не учились решать; задачи на смекалку;
задачи, рекомендованные для внеклассной работы по математике; олимпиадные задачи
и др.
Формирование действий анализа и синтеза. Типовые виды заданий: определить,
что изменилось, а что не изменилось при переходе от одного объекта к другому; найти
закономерность ( определить правило, по которому подобраны объекты); выделить
составные части объекта или его признаки; рассмотреть объект с точки зрения различных
понятий, с разных сторон; описать признаки объекта или явления, выполнить
преобразования.
А) На уроках математики ученикам предлагается найти закономерность и
продолжить ряд чисел; дополнить столбик приемов; определить, что изменилось, а что не
изменилось при переходе от одного математического объекта к другому и др. Большое
количество аналитических упражнений используется в процессе работы над
арифметическими задачами, например: выбрать вопросы к данному условию или условия
к данному вопросу; выбрать схему ( краткую запись, таблицу, чертеж и т.п.) к задаче;
объяснить выражения, составленные к данному условию, восстановить текст задачи, в
котором пропущены числа и отдельные слова, по её решению или графической схеме и
т.п. Упражнения синтетического характера связаны с описанием признаков объекта,
например, рассказать всё, что знаешь о данном числе, о геометрической фигуре.
Например:
- Вычислите:
25+26+144+115+66 61*6 193*2
10*33+2*33 712:2
- Расставьте пропущенные ответы в порядке возрастания. ( 356, 366, 376, 386, 396.)
- Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. ( Дальше идут: 406,
416, 426.)
-Какие из чисел данного ряда являются решением неравенства:
□
- 7
<
380? (356,366,376,386.)
- Назовите наибольшее из этих чисел. Увеличьте это число на сумму его цифр. (403.)
- Чему равна сумма цифр в полученном числе? (7.)