Технопарк МБОУ Мурманского политехнического лицея как ресурс дополнительного образования инновационного типа
Автор: Черкасова Ирина Анатольевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска "Мурманский политехнический лицей" Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: статья Тема: Технопарк МБОУ Мурманского политехнического лицея как ресурс дополнительного образования инновационного типа Раздел: полное образование
Технопарк МБОУ Мурманского политехнического лицея как ресурс
дополнительного образования инновационного типа
Учитель математики
МБОУ Мурманского политехнического лицея
Черкасова Ирина Анатольевна
Благодаря поддержке правительства Мурманской области в марте 2011
года на базе МПЛ открыт технопарк.
Цель:
создание модели лицейского Технопарка как ресурса дополнительного
образования инновационного типа по развитию технической компетентности
у одаренных детей, развитие их профессиональных интересов к
профессиональных интересов к профессиям и специальностям технической
сферы, организация ранней подготовки технических специалистов и
интеграция его в образовательный процесс МПЛ.
Задачи:
Разработка механизма сетевого взаимодействия разных
уровней образования для формирования технической компетентности
одаренных детей в Мурманской области в рамках проекта.
Формирование организационно-методических и
материально-технических ресурсов региональной образовательной
сети в качестве информационно- образовательного пространства в
системе сетевого взаимодействия как ресурса дополнительного
образования инновационного типа по развитию научно-технического
творчества, проектного мышления и технической компетентности у
обучающихся.
Создание научно-творческих, проектно-исследовательских
лабораторий для обучающихся 9-11 классов.
Предоставление перспективных направлений и содержания
учебной деятельности на основе взаимосвязи основного и
дополнительного образования детей в сфере науки, техники и
технического творчества.
Расширение современных представлений одаренных детей
о содержании, формах и методах осуществления научно-технического
прогресса.
Повышение уровня конструкторско-технологической
деятельности одаренных детей, способствующих стимулированию
уровня их готовности к социальному и профессиональному
самоопределению в сфере техники и производства.
Совершенствование системы поддержки талантливой
молодежи.
В технопарке работают Центр робототехники, ЛЕГО – Парк и 6
лабораторий:
Лаборатория исследования, разработки, проектирования и
конструирования интегрированных систем управления и
робототехники;
Лаборатория мониторинга окружающей среды,
проектирования, моделирования и конструирования устройств для
переработки отходов промышленности;
Лаборатория изучения и создания новых материалов и
оборудования пищевой промышленности;
Лаборатория комплексного математического
моделирования технологических процессов;
Обсерватория
Предпринимательский инкубатор.
Структура содержания деятельности Технопарка состоит из учебно-
производственного блока, блока учебно-методического обеспечения и блока
администрации.
Блок научно-методического обеспечения осуществляет
исследовательские, экспертные и информационные функции.
Цель: обеспечение учебно-воспитательного процесса эффективными
средствами поддержки обучения и развития лицеистов.
Задачи:
- создание и пополнение банка данных по информационному и
технологическому обеспечению основных направлений деятельности
учреждения с использованием ИКТ;
- систематизация средств программно-методического психолого-
дидактического обеспечения, контроля результатов педагогической
деятельности;
- систематизация результатов мониторинга и средств нормативно-
правового обеспечения управленческой деятельности специалистов.
Блок администрации осуществляет общее руководство деятельностью
технопарка.
Алгоритм реализации проекта
1 этап:
подготовите
льный
1.
Мониторинговые исследования по
выявлению условий формирования технической и
предпринимательской компетентности у
лицеистов.
2.
Анализ результатов мониторинговых
исследований.
2 этап:
Организаци
онный
1.
Разработка учебно-методических
комплексов и средств психолого-дидактической
поддержки образовательного процесса, которые
обеспечивают педагогические, психологические,
организационные условия, способствующие
получению ожидаемых результатов.
2.
Совершенствование материально-
технической базы лицейского Технопарка
3 этап
Основной
1.
Осуществление сетевого
взаимодействия как информационно-
образовательная среда для формирования
технической и предпринимательской
компетентности лицеистов.
2.
Внедрение лабораторных разработок и
проектов в практическую деятельность и
производственные процессы.
4 этап:
Аналитико-
обобщающий
Анализ эффективности деятельности лицейского
Технопарка по формированию технической и
предпринимательской компетентности
Технопарк - научно-образовательный центр, позволяющий
интегрировать ресурсы, усилия науки, образования и производства для
осуществления инновационной образовательной деятельности.
Технопарк как форма интеграция образования, науки и производства
позволил использовать мощные ресурсы МГТУ, МГГУ, ПИНРО «М-Холдинга
Мелифаро», ООО «Тралового флота», в том числе кадровые и
информационные, для разработки и реализации исследовательских
проектов.
Ряд разработок исследовательских проектов внедрен в учебный
процесс, например, на кафедре химии МГТУ. На два проекта подготовлена
заявка на формирование патента. Есть договоренность с «М-Холдингом
Мелифаро», ООО «Мурманским траловым флотом» о проведении
стажировок лицеистов на производстве.
Количество победителей научно-практических конференций по
сравнению с 2012/2011 у.г. увеличилось в 2 раза, победителями научно-
практических конференций регионального и всероссийского уровня стали 14
лицеистов.
С 2012 на базе МБОУ МПЛ открыта экспериментальная площадка
«Технопарк как инновационная платформа исследовательского образования»
(ОДОО МАН, Интеллект будущего, РАО).