Автор: Миронова Татьяна Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №55 комбинированного вида Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми Наименование материала: Конспект НОД Тема: "Северный олень" Раздел: дошкольное образование
Занятие НОД «СЕВРНЫЙ ОЛЕНЬ»
для детей старшего дошкольного возраста
автор: воспитатель 1 кв. категории – Миронова Татьяна Ивановна
Цель: Привить интерес и любовь к природе родного края.
Задачи: уточнить и расширить представления детей об образе
жизни
северного
оленя, об особенностях внешнего вида,
приспособлении его к среде обитания, способах самозащиты
от врагов;
учить детей давать развёрнутые высказывания, развивать
фантазию и воображение;
воспитывать интерес, добрые чувства к животным.
Предварительная работа:
Чтение рассказов о северном олене из книги «Животный мир
Коми АССР», «Почемучка», «Энциклопедия о животных»;
рассматривание иллюстраций из альбома «Воркута – любовь
моя»; проведение спортивного праздника «Мы живём на
далёком севере»; оформление выставки «С Днём рождения,
Воркута!»
Материал:
Карточки с изображением тем исследования (попугай, собака,
черепаха, хомячок, морская свинка, северный олень, кошка);
Карточки с изображением методов исследования (подумать,
прочитать в книге, спросить у специалиста, посмотреть в
интернете, провести эксперимент, понаблюдать);
Энциклопедии «Почемучка» и «Животный мир Коми АССР»;
Альбом «Воркута – любовь моя»;
«В гостях у детской сказки»;
Д/И - «Цепочки питания»
- «Диковинное животное»
- «Звери в поезде»
- «Наша тундра»
- «Земля и её жители»
Ход занятия.
1
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами будем учиться
проводить самостоятельные исследования так же, как это делают
взрослые учёные. Для демонстрации этапов проведения исследова-
тельской работы понадобится один «доброволец». Таким «добро-
вольцем» сегодня будет - Таня Данилина. А остальные ребята
будут участвовать как активные зрители и помощники. Давайте
мы при помощи карточек выберем тему исследования. Что бы вы
хотели исследовать?
Предлагаются карточки с изображением животных (попугая, собаки, черепахи, хомячка,
морской свинки, северного оленя, кошки).
Дети предлагают свои варианты.
Алина: - Давайте будем изучать черепаху, она у нас есть в оранжерее.
Максим: - А я наДень города катался на оленьих упряжках, олени быстро
бегали, давайте исследовать их.
Даниил: - А я сидел на олене, было страшно.
Маша: - А у меня дома есть рыбки и в нашей оранжерее тоже, можно их
исследовать.
Даша: - А в моей энциклопедии много про оленей рассказывается.
Воспитатель: - Ребята, а вы помните, ко Дню города, мы с вами оформляли выставку
и сделали композицию из пластилина «Северные олени», многие из вас
были на Дне оленевода, видели состязания оленьих упряжек. Я думаю,
что вам ещё больше захотелось узнать про северных оленей, и поэтому
объектом исследования предлагаю выбрать северного оленя. Согласны?
Дети: - Да, согласны.
Воспитатель: - Уважаемые исследователи! Ваша задача – получить как можно
больше новых сведений о том, что является предметом вашего
исследования, а потом Милена подготовит небольшое сообщение.
Для того, чтобы выполнить эту работу, надо собрать как можно
больше информации.
Воспитатель: - Давайте подумаем, как это можно сделать? Вспомните, какие
способы добычи информации вы знаете? Как вы думаете, с чего
2
начинает исследование учёный?
Дети предлагают свои варианты.
Таня: - Можно съездить в тундру и понаблюдать за оленями.
Даниил: - А ещё можно покататься на оленях.
Маша: - Спросить у оленеводов, как ухаживать за оленями и чем их кормить.
Дима: - А ещё можно в энциклопедии посмотреть.
Максим: - А мой папа много интересного знает, можно у него спросить.
После каждого названного метода исследования воспитатель выставляет
карточку с изображением этого метода.
Те методы, которые дети не назвали, воспитатель подсказывает и выставляет сам.
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы наш план исследования сделаем более строгим и
последовательным. Подумайте, что надо сделать в самом начале?
С чего начать наше исследование? А что можно сделать во вторую,
третью очередь и так далее.
Варианты детей:
Спросить у взрослого (Максим)
Подумать (Алина)
Почитать в энциклопедии (Дима)
Эксперимент провести (Даниил)
Понаблюдать (Милена)
Посмотреть по телевизору, по компьютеру (Маша)
Воспитатель предлагает некоторые варианты, предложенные детьми, переставить
в следующей последовательности:
1.
Подумать самостоятельно.
2.
Спросить у другого человека.
3.
Посмотреть в книгах.
4.
Посмотреть по телевизору.
5.
Понаблюдать.
6.
Провести эксперимент.
Воспитатель: - Ребята, план проведения исследования составлен. Я вижу,
что наш исследователь и его помощники – все участники
занятия – готовы к поиску. Но, ребята, сведения, которые вы
3
будете собирать, можно просто запоминать. Это трудно,
поэтому лучше сразу их фиксировать, использовать
пиктографическое письмо.
На маленьких листочках бумаги ручкой или фломастером
можно делать заметки – рисунки, значки, символы.
- Итак, первый из выделенных нами методов – «подумать
самостоятельно».
Дети называют идеи, а Милена фиксирует на листочках.
Северный олень – домашнее животное.
(Дима)
Северные олени бывают и дикими.
(Максим)
Обитают на крайнем Севере, где
долго длится зима. (Милена)
Из меха оленя шьют пимы, малицы,
едят мясо. (Маша)
На нартах оленеводы передвигаются
по тундре. (Дима)
Враги у оленя волки. (Максим)
Они покрыты тёплой шерстью.
(Дима)
Питаются ягелем, травой. (Маша)
Очень сильные, выносливые
ноги у оленей. (Милена)
Воспитатель: - Следующий метод исследования и пункт нашего плана –
«спросить у другого человека». Ребята, я думаю, что домашнее
задание мы дадим Максиму. Его папа много интересного знает о
северном олене. Максим расспросит у папы и нам расскажет. А вот
Дима тоже хочет поделиться своими знаниями.
Дима: - Одежда, обувь из оленьих шкур тёплая, лёгкая, красивая. Я с мамой
такую одежду видел в нашем краеведческом музее. Северный олень
никогда не устаёт, он очень сильный. Зимой он сильными копытами
4
разгребает снег и находит ягель, он им питается. За оленьими стадами
бродят полярные волки.
Воспитатель: - Следующий пункт нашего плана – «понаблюдать».
Своими наблюдениями хочет поделиться Максим.
Максим: - Олени очень добрые, у них ветвистые красивые рога, я их видел на
соревнованиях. Они быстроногие и выносливые, их запрягают в сани,
которые называются нарты. Мех у оленей очень тёплый. Во время
мороза из ноздрей идёт пар, и волосики у носа покрываются инеем.
Олень слушается своего хозяина.
Воспитатель: - Следующий пункт нашего плана – «провести эксперимент».
Ребята, наши наблюдения и эксперименты мы можем продолжить
в феврале, во время спортивных соревнований на оленьих упряжках
в нашем городе. А мы с вами посетим наш краеведческий музей и
сможем полюбоваться красавцем северным оленем. Теперь, ребята,
давайте обобщим полученные данные. Рассмотрим ещё раз наши
записи и вспомним, что интересного мы сегодня узнали. Итак, Милена
делает нам сообщение «Доклад о северном олене». А вы внимательно
слушаете и задавайте вопросы, если они появятся.
Милена: - Северный олень живёт на крайнем Севере, где вечная мерзлота. Олень
привык к лютым морозам, спасает его тёплая шерсть. Волоски шерсти
внутри пустые и заполнены воздухом, поэтому оленю тепло. Северный
олень красивый, у него ветвистые рога и сильные ноги. Олень добрый,
помогает людям, оленеводов возит по тундре на нартах. Зимой олени под
снегом находят ягель, его называют «оленьим мхом», а летом едят сочную
траву. У северных оленей хороший нюх и зрение. Они бывают дикими и
домашними, за домашними ухаживает человек. Северный олень очень
выносливый, может переплывать широкие реки, пробегать много
километров по тундре. Из тёплых оленьих шкур шьют пимы, одежду,
головные уборы. Дома у оленеводов называются чум, внутри чума для тепла
укладывают оленьи шкуры. Я люблю северных оленей.
Воспитатель: - Ребята, сегодня вы действительно были настоящими исследовате-
лями. Я вместе с вами узнала много интересного о северном олене. И я
думаю, что мы с удовольствием продолжим нашу исследовательскую
работу и ещё много нового узнаем о северном олене.
5