Напоминание

"Северный олень"


Автор: Миронова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №55 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Северный олень"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Занятие НОД «СЕВРНЫЙ ОЛЕНЬ»
для детей старшего дошкольного возраста
автор:
воспитатель 1 кв. категории – Миронова Татьяна Ивановна
Цель:
Привить интерес и любовь к природе родного края.
Задачи:
уточнить и расширить представления детей об образе жизни северного оленя, об особенностях внешнего вида, приспособлении его к среде обитания, способах самозащиты от врагов; учить детей давать развёрнутые высказывания, развивать фантазию и воображение; воспитывать интерес, добрые чувства к животным.
Предварительная работа:
Чтение рассказов о северном олене из книги «Животный мир Коми АССР», «Почемучка», «Энциклопедия о животных»; рассматривание иллюстраций из альбома «Воркута – любовь моя»; проведение спортивного праздника «Мы живём на далёком севере»; оформление выставки «С Днём рождения, Воркута!»
Материал:
 Карточки с изображением тем исследования (попугай, собака, черепаха, хомячок, морская свинка, северный олень, кошка);  Карточки с изображением методов исследования (подумать, прочитать в книге, спросить у специалиста, посмотреть в интернете, провести эксперимент, понаблюдать);  Энциклопедии «Почемучка» и «Животный мир Коми АССР»;  Альбом «Воркута – любовь моя»;  «В гостях у детской сказки»;  Д/И - «Цепочки питания» - «Диковинное животное» - «Звери в поезде» - «Наша тундра» - «Земля и её жители»
Ход занятия.
1

Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами будем учиться проводить самостоятельные исследования так же, как это делают взрослые учёные. Для демонстрации этапов проведения исследова- тельской работы понадобится один «доброволец». Таким «добро- вольцем» сегодня будет - Таня Данилина. А остальные ребята будут участвовать как активные зрители и помощники. Давайте мы при помощи карточек выберем тему исследования. Что бы вы хотели исследовать? Предлагаются карточки с изображением животных (попугая, собаки, черепахи, хомячка, морской свинки, северного оленя, кошки). Дети предлагают свои варианты.
Алина:
- Давайте будем изучать черепаху, она у нас есть в оранжерее.
Максим:
- А я наДень города катался на оленьих упряжках, олени быстро бегали, давайте исследовать их.
Даниил:
- А я сидел на олене, было страшно.
Маша:
- А у меня дома есть рыбки и в нашей оранжерее тоже, можно их исследовать.
Даша:
- А в моей энциклопедии много про оленей рассказывается.
Воспитатель:
- Ребята, а вы помните, ко Дню города, мы с вами оформляли выставку и сделали композицию из пластилина «Северные олени», многие из вас были на Дне оленевода, видели состязания оленьих упряжек. Я думаю, что вам ещё больше захотелось узнать про северных оленей, и поэтому объектом исследования предлагаю выбрать северного оленя. Согласны?
Дети: -
Да, согласны.
Воспитатель:
- Уважаемые исследователи! Ваша задача – получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом вашего исследования, а потом Милена подготовит небольшое сообщение. Для того, чтобы выполнить эту работу, надо собрать как можно больше информации.
Воспитатель:
- Давайте подумаем, как это можно сделать? Вспомните, какие способы добычи информации вы знаете? Как вы думаете, с чего 2
начинает исследование учёный? Дети предлагают свои варианты.
Таня:
- Можно съездить в тундру и понаблюдать за оленями.
Даниил:
- А ещё можно покататься на оленях.
Маша:
- Спросить у оленеводов, как ухаживать за оленями и чем их кормить.
Дима:
- А ещё можно в энциклопедии посмотреть.
Максим:
- А мой папа много интересного знает, можно у него спросить. После каждого названного метода исследования воспитатель выставляет карточку с изображением этого метода. Те методы, которые дети не назвали, воспитатель подсказывает и выставляет сам.
Воспитатель:
- Ребята, сейчас мы наш план исследования сделаем более строгим и последовательным. Подумайте, что надо сделать в самом начале? С чего начать наше исследование? А что можно сделать во вторую, третью очередь и так далее.
Варианты детей:
 Спросить у взрослого
(Максим)
 Подумать
(Алина)
 Почитать в энциклопедии
(Дима)
 Эксперимент провести
(Даниил)
 Понаблюдать
(Милена)
 Посмотреть по телевизору, по компьютеру
(Маша)
Воспитатель предлагает некоторые варианты, предложенные детьми, переставить в следующей последовательности: 1. Подумать самостоятельно. 2. Спросить у другого человека. 3. Посмотреть в книгах. 4. Посмотреть по телевизору. 5. Понаблюдать. 6. Провести эксперимент.
Воспитатель:
- Ребята, план проведения исследования составлен. Я вижу, что наш исследователь и его помощники – все участники занятия – готовы к поиску. Но, ребята, сведения, которые вы 3
будете собирать, можно просто запоминать. Это трудно, поэтому лучше сразу их фиксировать, использовать пиктографическое письмо. На маленьких листочках бумаги ручкой или фломастером можно делать заметки – рисунки, значки, символы. - Итак, первый из выделенных нами методов – «подумать самостоятельно». Дети называют идеи, а Милена фиксирует на листочках.  Северный олень – домашнее животное.
(Дима)
 Северные олени бывают и дикими.
(Максим)
 Обитают на крайнем Севере, где долго длится зима.
(Милена)
 Из меха оленя шьют пимы, малицы, едят мясо.
(Маша)
 На нартах оленеводы передвигаются по тундре.
(Дима)
 Враги у оленя волки.
(Максим)
 Они покрыты тёплой шерстью.
(Дима)
 Питаются ягелем, травой.
(Маша)
 Очень сильные, выносливые ноги у оленей.
(Милена)

Воспитатель:
- Следующий метод исследования и пункт нашего плана – «спросить у другого человека». Ребята, я думаю, что домашнее задание мы дадим Максиму. Его папа много интересного знает о северном олене. Максим расспросит у папы и нам расскажет. А вот Дима тоже хочет поделиться своими знаниями.
Дима:
- Одежда, обувь из оленьих шкур тёплая, лёгкая, красивая. Я с мамой такую одежду видел в нашем краеведческом музее. Северный олень никогда не устаёт, он очень сильный. Зимой он сильными копытами 4
разгребает снег и находит ягель, он им питается. За оленьими стадами бродят полярные волки.
Воспитатель:
- Следующий пункт нашего плана – «понаблюдать». Своими наблюдениями хочет поделиться Максим.
Максим:
- Олени очень добрые, у них ветвистые красивые рога, я их видел на соревнованиях. Они быстроногие и выносливые, их запрягают в сани, которые называются нарты. Мех у оленей очень тёплый. Во время мороза из ноздрей идёт пар, и волосики у носа покрываются инеем. Олень слушается своего хозяина.
Воспитатель:
- Следующий пункт нашего плана – «провести эксперимент». Ребята, наши наблюдения и эксперименты мы можем продолжить в феврале, во время спортивных соревнований на оленьих упряжках в нашем городе. А мы с вами посетим наш краеведческий музей и сможем полюбоваться красавцем северным оленем. Теперь, ребята, давайте обобщим полученные данные. Рассмотрим ещё раз наши записи и вспомним, что интересного мы сегодня узнали. Итак, Милена делает нам сообщение «Доклад о северном олене». А вы внимательно слушаете и задавайте вопросы, если они появятся.
Милена:
- Северный олень живёт на крайнем Севере, где вечная мерзлота. Олень привык к лютым морозам, спасает его тёплая шерсть. Волоски шерсти внутри пустые и заполнены воздухом, поэтому оленю тепло. Северный олень красивый, у него ветвистые рога и сильные ноги. Олень добрый, помогает людям, оленеводов возит по тундре на нартах. Зимой олени под снегом находят ягель, его называют «оленьим мхом», а летом едят сочную траву. У северных оленей хороший нюх и зрение. Они бывают дикими и домашними, за домашними ухаживает человек. Северный олень очень выносливый, может переплывать широкие реки, пробегать много километров по тундре. Из тёплых оленьих шкур шьют пимы, одежду, головные уборы. Дома у оленеводов называются чум, внутри чума для тепла укладывают оленьи шкуры. Я люблю северных оленей.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня вы действительно были настоящими исследовате- лями. Я вместе с вами узнала много интересного о северном олене. И я думаю, что мы с удовольствием продолжим нашу исследовательскую работу и ещё много нового узнаем о северном олене. 5


В раздел образования