Акмеологические факторы развития продуктивной дея-ти преподавателя
Автор: Кацуба Анна Ивановна Должность: преподаватель кафедры соц-экономичесих и гуманитарн дис-н кбгу Учебное заведение: КБГУ Населённый пункт: г. Нальчик Наименование материала: статья Тема: Акмеологические факторы развития продуктивной дея-ти преподавателя Раздел: высшее образование
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные детерминанты,
которые
способствуют
развитию
продуктивной
профессиональной
деятельности преподавателей ВУЗов.
Ключевые
слова:
детерминанты,
продуктивная
деятельность,
акмеологические критерии, общеинтеллектуальные умения.
В условиях модернизации среднего профессионального образования
приоритетной задачей является опережающая подготовка кадров, которая
требует изменений в содержании и технологиях педагогического процесса на
всех этапах профессионального образования, продуктивного взаимодействия
между
системой
образования
и
фундаментальной
наукой,
повышение
качества
профессионального
образования.
Необходимым
условием
обеспечения
качества
среднего
профессионального
образования
является
продуктивная профессиональная деятельность преподавателей колледжа в
развитии
общеинтеллектуальных
умений
студентов.
Продуктивность
профессиональной
деятельности
специалистов
изучается
в
рамках
акмеологии.
В
акмеологической
науке
разработаны
основные
принципы,
закономерности
и
механизмы
профессионального
развития
личности
и
высших достижений в образовательной среде, сопровождающей человека на
всех этапах профессионального пути. Поэтому 364 целесообразным является
исследование
акмеологических
детерминант
развития
продуктивности
профессиональной
деятельности
преподавателей
колледжа.
Детерминанта
(греч. Determinans – определяющий) – фактор или элемент, обусловливающие
то или иное явление. Главными детерминантами профессионализма являются
акмеологические факторы. Акмеологические факторы – основные причины,
носящие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма.
Отечественными
акмеологами
А.А.
Бодалевым,
А.А.
Деркачом,
В.Г.
Зазыкиным, Н.В. Кузьминой, А.А. Реаном обозначены различные подходы к
классификации факторов и определению их значимости для обеспечения
продуктивной профессиональной деятельности. По мнению Н.В. Кузьминой,
акмеологические
факторы
могут
быть
субъективными
(индивидуальные
предпосылки меры успешности профессиональной деятельности – мотивы,
направленность,
интересы,
компетентность,
умелость)
и
субъективно-
объективными,
связанными
с
организацией
профессиональной
среды
и
взаимодействий, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Важнейшими акмеологическими факторами определяются также стремление
к
самореализации,
высокие
личностные
и
профессиональные
стандарты,
высокий
уровень
профессионального
восприятия
и
мышления,
престиж
профессионализма,
а
также
все
субъективное,
способствующее
росту
п р о ф е с с и о н а л и зма .
Гл а в н ы м
с и с т е м о о б р а зу ю щ и м
ф а к т о р о м
профессионализма личности является образ искомого результата, к которому
стремится субъект деятельности (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач). Исходя из
проанализированных исследований, можно сделать вывод, что существует
три
группы
факторов
достижения
вершин
профессионализма
и
продуктивности
творческой
деятельности
(Н.В.
Кузьмина):
объективные,
связанные
с
реальной
системой
(условия
среды)
и
последовательность
действий педагогов, преподавателей, направленных на достижение искомого
результата; субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры
успешности
профессиональной
деятельности.
К
ним
относятся:
мотивы,
направленность, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность
трудом, творчество. Мера их проявления объясняет субъективные причины,
содействующие
до стижению
вершин
профе ссиона лизма
и л и
препятствующие
этому
процессу;
субъективно-объективные
связанные
с
организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей,
качеством
управления
системой
образования.
С
целью
выявления
акмеологических
детерминант
продуктивной
профе ссиональной
деятельности преподавателей колледжа в развитии общеинтеллектуальных
умений
студентов
нами
было
проведено
эмпирическое
исследование.
В
исследовании
мы
исходили
из
того,
что
специфической
характеристикой
педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина
выделяет
пять
уровней
продуктивности
педагогической
деятельности:
I
уровень – (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать
другим то, что знает сам; непродуктивный. II уровень – (низкий) адаптивный;
педагог
умеет
приспособить
свое
сообщение
к
особенностям
аудитории;
малопродуктивный.
III
уровень
–
(средний)
локально-моделирующий;
педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам
по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую
цель,
отдавать
себе
отчет
в
искомом
результате
и
отбирать
систему
и
последовательность
включения
учащихся
в
учебно-воспитательную
деятельность);
среднепродуктивный.
IV
уровень
–
(высокий)
системно-
моделирующий
знания
учащихся;
педагог
владеет
стратегиями
формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по
своему предмету в целом; продуктивный. V уровень – (высший) системно-
моделирующий
деятельность
и
поведение
учащихся;
педагог
владеет
стратегиями
превращения
своего
предмета
в
средство
формирования
личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании,
саморазвитии;
высокопродуктивный.
В
результате
эмпирического
исследования нами были выявлены акмеологические критерии, показатели и
уровни
продуктивной
профессиональной
деятельности
преподавателей
колледжа в развитии общеинтеллектуальных умений студентов.365 Выбор
критериев
тесно
связан
с
анализом
исследуемой
педагогической
деятельности. Критерий – это признак, на основании которого производится
оценка,
определение
или
классификация
чего-либо.
Он
выражает
сущностные
изменения
в
развитии
объекта.
Показатель
выступает
по
отношению к критерию как частное к общему. А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин
определяют
содержание
акмеологических
критериев
и
показателей
через
профессионализм и продуктивность деятельности специалиста. При этом
акмеологические
критерии
в
первую
очередь
характеризуют
степень
владения средствами решения профессиональных задач, продуктивностью
деятельности,
а
акмеологические
показатели
–
это,
прежде
всего,
характеристики субъекта профессиональной деятельности. Беря за основу
отечественную
традицию
психолого-акмеологического
ана лиза
профессиональной деятельности, нами в качестве основных акмеологических
критериев продуктивности профессиональной деятельности преподавателей
колледжа
были
выделены
следующие:
субъективный,
ориентирующий
на
оценку
степени
осознания
себя
субъектом
своей
педагогической
деятельности;
деятельностный,
опирающийся
на
оценку
уровня
развития
продуктивности
профессиональной
деятельности
и
его
личностно-
профессионального
потенциала;
объективный,
ориентирующийся
на
выраженно сть
и
адекватно сть
самооценки;
а к м е ол о г и ч е с к и й ,
ориентирующийся
на
оценку
уровня
развития
акмеологиче ской
составляющей
личностно-профессионального
развития
педагога.
Экспериментальное исследование включало несколько этапов. На первом
этапе были определены основные акмеологические критерии продуктивности
профессиональной деятельности в развитии общеинтеллектуальных умений
студентов. На следующем этапе изучены показатели уровня продуктивности
профессиональной деятельности преподавателей колледжа. На всех этапах
исследования
были
использованы
качественные
(биографический
метод,
система
произвольных
устных
и
письменных
характеристик,
оценка
выполнения работы по результатам деятельности педагога за определенный
период)
и
количественные
(метод
рангового
порядка,
метод
парных
сравнений преподавателей, метод свободной балльной оценки) методы, На
о с н о в а н и и
в ы ш е о п и с а н н ы х
м е т од о в
н а м и
б ы л о
п р о в е д е н о
экспериментальное
исследование,
в
результате
которого
преподаватели
колледжа
были
распределены
по
уровням
развития
продуктивности
профессиональной деятельности. Выборочную совокупность составили 196
преподавателей
колледжа
учителя.
В
процентном
соотношении
это
составило: высокопродуктивных преподавателей – 6 %, среднепродуктивных
преподавателей
–
74
%
и
непродуктивных
педагогов
–
20
%.
Нашим
исследованием
подтвердилась
теория
Н.В.
Кузьминой
о
том,
что
профессионалами
в
своей
области
становятся
чуть
более
5
%
из
всех
специалистов.
В
связи
с
тем,
что
целью
нашего
исследования
является
выявление
акмеологических
детерминант,
влияющих
на
продуктивность
профе ссиона льной
деятельно сти
преподавателей
в
р а з в и т и и
общеинтеллектуальных
умений
студентов,
нами
были
изучены
индивидуально-
психологические
и
профессиональные
особенности
деятельности педагогов с разным уровнем продуктивности деятельности.
Исследование профессиональной направленности преподавателей колледжа
связано с развитием личности специалиста. В исследовании мы опираемся на
параметры измерения профессиональной направленности, выделенные Н.В.
Кузьминой:
объект
направленности,
сознательность
или
обоснованность,
сопротивляемость,
удовлетворенность,
способность
и
центральность,
готовность,
валентность,
целеустремленность,
результативно сть,
профессиональная
ответственность.
В
исследовании
мы
считаем
необходимым рассмотрение профессиональной направленности как фактора,
влияющего на продуктивность деятельности преподавателя колледжа. С этой
целью
нами
использована
ориентационная
анкета
Б.
Басса.
С
помощью
методики выделяются: направленность на себя, направленность на общение,
направленность
на
дело.
По
результатам
изучения
направленности
преподавателей
колледжа
разного
уровня
продуктивности
деятельности,
было
выявлено,
что
доминирующей
во
всех
трех
выборках
педагогов
является
направленность
на
дело,
но
в
группе
высокопродуктивных
преподавателей
показатели
наиболее
высоки
в
сравнении
с
другими
выборками. Нами выявлено, что чем выше уровень продуктивности, тем
больше
показатель
направленности
на
дело.
Эти
преподаватели
заинтересованы
в
решении
педагогических
задач,
в
осуществлении
профессиональной
деятельности
на
высоком
уровне,
ориентированы
на
сотрудничество
со
студентами,
коллегами
и
администрацией,
при
этом
проявляют способности отстаивать в интересах дела собственное мнение,
которое
полезно
для
достижения
общей
цели.
Содержательную
сторону
направленности определяет система ориентаций, которая составляет основу
ее отношений к окружающему миру, к другим людям, основу мировоззрения
и
ядро
мотивации
жизненной
активности,
жизненной
концепции
и
философии
жизни.
С
целью
изучения
ценностных
ориентаций
преподавателей
колледжа
с
разным
уровнем
п р од у кт и в н о с т и
профессиональной деятельности нами была применена методика изучения
ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании
списка ценностей. М. Рокич различал два класса ценностей: терминальные и
инструментальные.
Убеждение
в
том,
что
какой-то
образ
действий
или
свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации. Данное
деление соответствует на ценности-цели и ценности-средства. Нами было
проведено групповое тестирование преподавателей. Анализируя иерархию
ценностей, особое внимание мы обращали на их группировку испытуемыми.
Так,
в
группе
высокопродуктивных
преподавателей
колледжа
сложилась
следующая иерархия терминальных ценностей: значительное место в ответах
занимает ценность активной деятельности жизни, направленной на познание,
связанное с возможностью расширения своего образования, кругозора, общей
культуры, интеллектуального развития. Следующей по значимости является
продуктивная
жизнь,
максимально
полное
использование
своих
возможностей,
сил
и
способностей.
Большая
часть
педагогов
из
рассматриваемой
выборки
ориентированы
на
развитие,
постоянное
физическое и духовное совершенствование. Значительное место в иерархии
ценностей
занимает
творчество
и
ценность
семьи.
Таким
образом,
ценностные
ориентации
на
саморазвитие,
самосовершенствование
определяют
высокие
показатели
продуктивности
профессиональной
деятельности.
Анализируя
иерархию
инструментальных
ценностей
соответственно уровням развития мастерства, было выявлено, что в группе
высокопродуктивных преподавателей наиболее значимыми являются блоки
ценности дела, включающее чувство долга, рационализм, эффективность в
делах,
продуктивность
в
работе,
самоконтроль,
сдержанно сть,
самодисциплину,
смелость
в
отстаивании
своего
мнения,
взглядов,
образованность.
Далее
по
иерархии
следуют
ценности:
воспитанность,
чуткость.
Как
наглядно
показывают
полученные
результаты,
ценностная
ориентация
на
самосовершенствование
выступает
как
акмеологический
фактор,
содействующий
развитию
продуктивности
деятельно сти
преподавателей колледжа. По результатам факторного анализа она имеет
сильные
взаимосвязи
с
личностными
качествами
и
особенностями
профессиональной деятельности, что в свою очередь позволяет продуктивно
решать
задачи
в
области
самообразования,
самовоспитания
и
самосовершенствования.
Продуктивность
профессиональной
деятельности
преподавателя
характеризуется
уровнем
профессиональных
умений
и
навыков в управлении обучением, воспитанием и развитием личности. В
своем
исследовании
мы
считаем
необходимым
рассмотреть
влияние
креативности
на
развитие
продуктивности
деятельности
преподавателей.
Диагностика творческих склонностей преподавателей колледжа проведена на
основе теста «Креативность» (составитель Н.Ф. Вишнякова). Преподаватели,
принимавшие
участие
в
исследовании,
самостоятельно
оценивали
свои
личностные качества по предлагаемым вопросам, что в итоге позволило
построить
психологический
профиль
креативности.
На
основании
индивидуальных психологических профилей креативности были составлены
групповые профили с использованием средней арифметической величины,
согласно
распределению
по
уровням
продуктивности
профессиональной
деятельности.
Сравнительный
анализ
психологических
профилей
креативности преподавателей с разным уровнем продуктивности позволил
сделать вывод о том, что такие креативные качества, как любознательность,
оригинальность,
эмоциональность,
творческое
отношение
к
профессии,
творческое мышление преобладают у высокопродуктивных преподавателей.
Факторный анализ показал, что самое большое значение в психологическом
профиле креативности имеют факторы: творческое мышление и творческое
отношение
к
профессии
(0,728);
высокие
факторные
нагрузки
имеют:
эмоциональность (0,645); оригинальность (0,542); любознательность (0,529).
Креативность характеризует достигнутый преподавателями колледжа уровень
«акме»,
а
так
же
потенциал
для
дальнейшего
саморазвития
и
самосовершенствования.
Таким
образом,
эмпирически
обоснованы
акмеологические детерминанты, влияющие на продуктивность деятельности
преподавателей
колледжа
в
развитии
общеинтеллектуальных
умений
студентов.
Список литературы
1.
Вишнякова, Н.Ф. Креативная акмеология. Психология развития
творческой личности взрослого человека: в 2-х т. Прикладная креативная
акмеология / Н.Ф. Вишнякова, — Минск.: ООО «Дэбор», 1998. 298 с.
2.
Н.В.
Акмеология:
пути
достижения
вершин профессионализма. – М.: РАУ, 1993. – 32 с.
4.
Кузьмина
Н.В.(Головко-Гаршина ).
-
Акмеологическая
теория
мониторинга
качества
подготовки
педагогов
в
системе
всех
уровней
педагогического образования // Акмеология. - 2001. - №1. – С.53 – 62.
5.
Кузьмина
Н.В. Формирование педагогических способностей Л.:
ЛГУ 1961. – 98 с.
References
1. Vishnyakova, N. F. Creative acmeology. The psychology of creative personality
development
of
adult
person:
in
2
t
Applied
creative
acmeology
/
N.F.
V i s h n y a k o v a ,
—
M i n s k . :
O O O
" D e b o r " ,
1 9 9 8 .
2 9 8
p .
2. Derkach A. A., Zazykin V. G. Acmeology: textbook. – SPb.: Peter, 2003. – 256
p.
3. Derkach A. A., Kuz'mina N. In. Acmeology: ways of reaching the peak of
p r o f e s s i o n a l i s m .
–
M o s c o w :
R A U ,
1 9 9 3 .
–
3 2
p .
4. Kuzmina N. In.(Golovko-Garshina). - Acmeological theory of monitoring the
quality of training of teachers in the system at all levels of teacher education //
A c m e o l o g y .
2 0 0 1 .
-
N o .
1 . – S .
5 3
–
6 2 .
5. Kuzmina N. In. Formation of pedagogical abilities, Leningrad: LSU 1961. –
98 p.
Katsuba Anna Ivanovna
socio-economic
and Humanities
KBSU, Nalchik
ACMEOLOGICAL DETERMINANTS OF THE DEVELOPMENT OF
PRODUCTIVE PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS OF
COLLEGE
Abstract:
this
article
discusses
the
main
determinants
that
promote
the
development
of
productive
professional
activity
of
University
teachers.
Key words: determinants, productive activity, acmeological criteria, all-intellectual
skills.