Напоминание

"Развитие творческих способностей учащихся начальной школы"


Автор: Тохтабиева Жанна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ им.З.Б.Максидова СП Хамидие"
Населённый пункт: СП Хамидие, Кабардино-Балкарская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы"
Раздел: начальное образование





Назад





РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО

ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Развитие творческих способностей учащихся – одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе. Пробудить заложенное в каждом ребёнке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из лёгких. Развивать творческие способности? Что это значит? - Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения. - Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика. - В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе. Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу каждый педагог хочет видеть в каждом своем ученике будущего певца, художника, писателя, артиста или просто доброго, любящего человека. Я пытаюсь с самых первых дней обучения создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого моего ученика. Для этого буквально с первых дней приучаю своих первоклассников при единой для всех теме выполнять задания в своем неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Нельзя сказать, что этот процесс протекает гладко. На первых порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый ребенок открыт к творчеству, например, из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Использование творческой игры на уроках в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, 1
несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предметам. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только обще-учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения — главная задача творческой игры. Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил. Начинать работу по развитию детей нужно с самого первого класса, с самого простого – со способности понимать задание, с умения внимательно слушать вопросы и чётко на них отвечать, постепенно усложняя. В своей работе я использую следующую классификацию упражнений: Упражнения для разминки. Например: «Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы: Сколько дней в неделе? Каким в ней по счёту является воскресенье? В названии, какого дня есть удвоенная буква б? Упражнения на развитие быстроты реакции и внимания. «Умеете ли вы делить на слоги? Давайте потренируемся. Определите: сколько слогов в следующих словах: мак, пират, родина, стол, весна, зима, папа Расставьте числа каждого ряда в порядке возрастания. Разминка и упражнения на развитие быстроты реакции и внимания используются при проведении устного счёта, словарной работы, при написании числовых и буквенных диктантов, а также на этапе повторения пройденного материала. Упражнения на развитие слуховой памяти. «Это задание рассчитано на работу в паре. Вам медленно и лишь один раз читают ряды слов. Ваша задача – запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов. Например, сын, облако, кошка – получается закодированное слово сок. Развитие слуховой и зрительной памяти способствует лучшему усвоению учащимися нового материала. 2
Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи ,которые мы решаем на уроках математики по УМК ПНШ, способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений. На уроке решаем такие виды задач: - задачи с несформулированным вопросом: в этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов); - задачи на сообразительность: на задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами. Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике. Упражнения на развитие интеллектуальных способностей. Какие вы знаете цвета, похожие на названия ягод, фруктов или овощей? Например: лимонный, свекольный. Подчеркните слова, которые обозначают то, что может быть полосатым: клей, пешеходный переход, вишня, арбуз, чай, зебра, яд, тельняшка, сын, тигр, корова, кошка. Упражнения на развитие логического мышления и интеллектуальных способностей используются для формирования умения подходить к решению заданий нестандартно, творчески. Их я использую на этапе закрепления пройденного материала. Упражнения на развитие речи. Впишите пропущенные слова в следующие устойчивые сочетания; выпишите слово слева с подходящим ему определением справа. Развитие речи занимает на любом этапе урока одно из ведущих мест. Развитию речи, мышления, памяти, техники чтения способствуют выполнения комплексных работ. Работая над текстом учащиеся выполняют и задания повышенной трудности. Например, 3
какие еще насекомые, кроме бабочек могут летать на лугу ,озаглавить текст. В конце апреля проверила технику чтения учащихся 1 класса. Параллельно таким заданиям на протяжении четырёх лет обучения, обязательно использую упражнения для улучшения мозговой деятельности. Это такой вид деятельности, как «Мозговая гимнастика», которая помогает детям подготовиться к работе, настроиться на серьёзный и плодотворный труд. Очень популярен в среде первоклассников и такой вид творческой игры, как подборка пропущенных рифм во фрагменте стихотворения из предложенных слов или без них. Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Наряду с традиционными упражнениями я задаю задания творческого характера. Например, недавно мы знакомились по литературному чтению с докучными сказками. Детям было задано придумать свою докучную сказку или сочинить свою считалку, закличку. Такие виды работ развивают воображение и смекалку. Обязательно проводится во время урока 1-2 физминутки, а также пальчиковая гимнастика. Это способствует плавной смене деятельности младших школьников, помогает развить ловкость и подвижность кисти, даёт полноценный отдых, а весёлые стихи развивают речь и память. Кроме этого массаж положительно сказывается на самочувствии детей и улучшает работу мозга. Уроки рисования помогают раскрыть художественные способности, занятия музыкой и пением дают возможность проявить себя музыкально одаренным детям, на уроках труда школьники знакомятся с декоративно-прикладным искусством. Дополнительный толчок к развитию творческих способностей младших школьников дает посещение ими различных кружков и секций. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности. Сейчас предлагается ученикам разнообразие конкурсов, , игр, где они могут раскрыть свои способности. Это и предметные олимпиады разного уровня: всероссийские «Кенгуру», «Русский медвежонок», интеллектуальные марафоны, различные творческие конкурсы, игры, классные часы и праздники различной направленности, которые позволяют ребятам не только многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг. Так, в апреле все учащиеся класса приняли участие в проекте «Кругозор». Учащиеся Ансоков Имран, Бориева Айдана. Бориева Даяна и Мирзоева Даяна получили Дипломы 1 степени по результатам конкурса. Также Бориева Айдана и Бориева Даяна приняли участие в Международной Олимпиаде «Кленовичок». Результаты Олимпиады еще неизвестны. Задачи развития творческих способностей учащихся не могут быть полностью решены на уроках. Для их реализации могут быть использованы различные формы внеурочной работы – это интеллектуальные соревнования, олимпиады, спецкурсы, факультативы, турниры.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия 4
школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеклассную работу в классе я веду с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса. 1 класс - развитие коммуникативных навыков, 2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность. Формы проведения внеклассных мероприятий: -творческие игры, праздники, конкурсы, концерты -субботники, организация дежурств по классу - классные часы, беседы, викторины Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.
Способы стимулирования творческих способностей.
-обеспечение благоприятной атмосферы; -доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка; -обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; -поощрение высказывания оригинальных идей; -предоставление детям возможности активно задавать вопросы. 5


В раздел образования