Автор: Тохтабиева Жанна Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "СОШ им.З.Б.Максидова СП Хамидие" Населённый пункт: СП Хамидие, Кабардино-Балкарская Республика Наименование материала: Статья Тема: "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы" Раздел: начальное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО
ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования
направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной
развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является
развитие личности школьника, его творческих способностей.
Развитие творческих способностей учащихся – одно из требований, предъявляемых к
организации учебного процесса в школе. Пробудить заложенное в каждом ребёнке
созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из лёгких.
Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности,
общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и
осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться
индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу
каждый педагог хочет видеть в каждом своем ученике будущего певца, художника,
писателя, артиста или просто доброго, любящего человека. Я пытаюсь с самых первых
дней обучения создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогаю
раскрыться способностям каждого моего ученика. Для этого буквально с первых дней
приучаю своих первоклассников при единой для всех теме выполнять задания в своем
неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность,
инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие
творческих способностей. Нельзя сказать, что этот процесс протекает гладко. На первых
порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый ребенок
открыт к творчеству, например, из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы
скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых),
стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали,
подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. В начальных
классах
современной школы одним из эффективных приемов, активно
воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную
сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников
эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой
деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно
повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его
усвоения. Использование творческой игры на уроках в начальной школе помогает в той
или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести
изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что,
1
несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предметам.
Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках способствует обогащению
словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный
эмоциональный заряд, решает не только обще-учебные и развивающие задачи, но и
воспитывает качества творческой личности: инициативу,
настойчивость,
целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Научить
ребенка
думать
самостоятельно, отстаивать свою точку зрения — главная задача
творческой игры. Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того
чтобы интерес к ней не снизился, ее можно модифицировать за счет замены
оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или
введение новых правил.
Начинать работу по развитию детей нужно с самого первого класса, с самого простого – со
способности понимать задание, с умения внимательно слушать вопросы и чётко на них
отвечать, постепенно усложняя.
В своей работе я использую следующую классификацию упражнений:
Упражнения для разминки.
Например: «Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы:
Сколько дней в неделе? Каким в ней по счёту является воскресенье? В названии, какого
дня есть удвоенная буква б?
Упражнения на развитие быстроты реакции и внимания.
«Умеете ли вы делить на слоги? Давайте потренируемся.
Определите: сколько слогов в следующих словах:
мак, пират, родина, стол, весна, зима, папа
Расставьте числа каждого ряда в порядке возрастания.
Разминка и упражнения на развитие быстроты реакции и внимания используются при
проведении устного счёта, словарной работы, при написании числовых и буквенных
диктантов, а также на этапе повторения пройденного материала.
Упражнения на развитие слуховой памяти.
«Это задание рассчитано на работу в паре. Вам медленно и лишь один раз читают ряды
слов. Ваша задача – запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести
вместе лишь первые буквы из ряда слов. Например, сын, облако, кошка – получается
закодированное слово сок.
Развитие слуховой и зрительной памяти способствует лучшему усвоению учащимися
нового материала.
2
Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по
желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи ,которые мы
решаем на уроках математики по УМК ПНШ, способствуют формированию
положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности
мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более
высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений. На уроке
решаем такие виды задач:
- задачи с несформулированным вопросом:
в этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в
задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики
данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик
сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов);
- задачи на сообразительность:
на задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и
сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова,
некоторые из них являются логическими задачами. Задания на развитие логики очень
привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на
интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений
учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие
задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной
задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике.
Упражнения на развитие интеллектуальных способностей.
Какие вы знаете цвета, похожие на названия ягод, фруктов или овощей? Например:
лимонный, свекольный.
Подчеркните слова, которые обозначают то, что может быть полосатым: клей,
пешеходный переход, вишня, арбуз, чай, зебра, яд, тельняшка, сын, тигр, корова, кошка.
Упражнения на развитие логического мышления и интеллектуальных
способностей используются для формирования умения подходить к решению заданий
нестандартно, творчески. Их я использую на этапе закрепления пройденного материала.
Упражнения на развитие речи.
Впишите пропущенные слова в следующие устойчивые сочетания;
выпишите слово слева с подходящим ему определением справа.
Развитие речи занимает на любом этапе урока одно из ведущих мест. Развитию речи,
мышления, памяти, техники чтения способствуют выполнения комплексных работ.
Работая над текстом учащиеся выполняют и задания повышенной трудности. Например,
3
какие еще насекомые, кроме бабочек могут летать на лугу ,озаглавить текст. В конце
апреля проверила технику чтения учащихся 1 класса.
Параллельно таким заданиям на протяжении четырёх лет обучения, обязательно
использую упражнения для улучшения мозговой деятельности. Это такой вид
деятельности, как «Мозговая гимнастика», которая помогает детям подготовиться к
работе, настроиться на серьёзный и плодотворный труд. Очень популярен в среде
первоклассников и такой вид творческой игры, как подборка пропущенных рифм во
фрагменте стихотворения из предложенных слов или без них. Творческие способности
личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не
только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Наряду с традиционными
упражнениями я задаю задания творческого характера. Например, недавно мы
знакомились по литературному чтению с докучными сказками. Детям было задано
придумать свою докучную сказку или сочинить свою считалку, закличку. Такие виды работ
развивают воображение и смекалку.
Обязательно проводится во время урока 1-2 физминутки, а также пальчиковая
гимнастика. Это способствует плавной смене деятельности младших школьников,
помогает развить ловкость и подвижность кисти, даёт полноценный отдых, а весёлые
стихи развивают речь и память. Кроме этого массаж положительно сказывается на
самочувствии детей и улучшает работу мозга.
Уроки рисования помогают раскрыть художественные способности, занятия музыкой и
пением дают возможность проявить себя музыкально одаренным детям, на уроках труда
школьники знакомятся с декоративно-прикладным искусством.
Дополнительный толчок к развитию творческих способностей младших школьников дает
посещение ими различных кружков и секций. Младшие школьники с удовольствием
участвуют в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности. Сейчас
предлагается ученикам разнообразие конкурсов, , игр, где они могут раскрыть свои
способности. Это и предметные олимпиады разного уровня: всероссийские «Кенгуру»,
«Русский медвежонок», интеллектуальные марафоны, различные творческие конкурсы,
игры, классные часы и праздники различной направленности, которые позволяют ребятам
не только многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной
деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг. Так, в апреле все
учащиеся класса приняли участие в проекте «Кругозор». Учащиеся Ансоков Имран,
Бориева Айдана. Бориева Даяна и Мирзоева Даяна получили Дипломы 1 степени по
результатам конкурса. Также Бориева Айдана и Бориева Даяна приняли участие в
Международной Олимпиаде «Кленовичок». Результаты Олимпиады еще неизвестны.
Задачи развития творческих способностей учащихся не могут быть полностью решены на
уроках. Для их реализации могут быть использованы различные формы внеурочной
работы – это интеллектуальные соревнования, олимпиады, спецкурсы, факультативы,
турниры.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной,
спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия
4
школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой
воспитательный эффект. Внеклассную работу в классе я веду с учетом возраста детей, их
психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в
классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса.
1 класс - развитие коммуникативных навыков,
2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.
Формы проведения внеклассных мероприятий:
-творческие игры, праздники, конкурсы, концерты
-субботники, организация дежурств по классу
- классные часы, беседы, викторины
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Под
творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам,
но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. У
каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть
умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека
можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.
Способы стимулирования творческих способностей.
-обеспечение благоприятной атмосферы;
-доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
-обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него
предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
-поощрение высказывания оригинальных идей;
-предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
5