Напоминание

"Формы проведения воспитательских часов"


Автор: Худякова Ольга Сергеевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБ НОУ "Губернаторская кадетская школа-интернат полиции"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формы проведения воспитательских часов"
Раздел: полное образование





Назад





Лекция с элементами беседы: «Формы проведения

воспитательских часов».

Ц е ль :
повышение компетентности воспитателей в вопросах современных педагогических технологий.
Задачи:
1. Систематизировать знания о порядке подготовки и формах проведения воспитательских часов; 2. Формировать установку на овладение методикой подготовки к занятиям; 3. Развивать стремление к правильным подготовке и проведению воспитательских часов.
Место проведения:
коференц-зал.
Оборудование,

материалы:
компьютер, проектор, раздаточные материалы, письменные принадлежности.
Ход мероприятия.
Тема сегодняшней нашей встречи – формы проведения воспитательских часов.
Ц е ль :
повышение компетентности воспитателей в вопросах современных педагогических технологий.
Задачи:
1. Систематизировать знания о порядке подготовки и формах проведения воспитательских часов; 2. Формировать установку на овладение методикой подготовки к занятиям; 3. Развивать стремление к правильным подготовке и проведению воспитательских часов. В первой части мы поговорим об этапах подготовки к воспитательским часам, составлении плана-конспекта занятий. Во второй поговорим о формах проведения воспитательских часов. Вопросы к аудитории:
1. Какие этапы включает подготовка к воспитательским часам? 2. Какие формы проведения занятий вам известны? Краткое определение этих форм. Функции воспитательских часов, проводимых воспитателями с кадетами: 1. Суть
просветительской
функции состоит в том, что воспитательский час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. 2.
Ориентирующая
функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. 3.
Направляющая
функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся. 4.
Формирующая
функция вырабатывает у воспитанников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

1.

Форма

проведения:
беседа, демонстрация, показ, викторина, конкурс, «круглый» стол, диспут, творческий вечер, игра-путешествие, тематический вечер, журнал и т.д.
2.

Тема:

3.

Цель:
одна, выражена именем существительным.
4.

Задачи:
не менее трех (образовательные, воспитательные, развивающие), выражены глаголами. При постановке задач рекомендуется ответить на вопрос: что нужно делать, чтобы достичь поставленной цели? Задачи должны быть взаимосвязаны. 1. Формировать понятие о … / выяснить… / показать … 2. Воспитывать положительный образ (военного, сотрудника полиции, ветерана и т.д.) / формировать идеи, взгляды, убеждения, качества личности, самооценку, самостоятельность / формировать опыт адекватного поведения в … (ситуация). 3. Совершенствовать мыслительные операции / развивать эмоциональную сферу, монологическую речь учащихся, диалог, коммуникативную культуру.
5.

Место

проведения,

оформление:
класс, общежитие, спортзал, стадион, парк, актовый зал.
Оборудование,

материалы:
компьютер, проектор, карты, портреты, иллюстрации, пособия, школьные принадлежности.
6.

Ход мероприятия:
Организационный момент (3-5 мин.): сообщается тема мероприятия, цель, задачи, ход мероприятия, выясняется уровень представлений воспитанников по данной теме. Основная часть (30 мин.): содержание основной части определяется задачами мероприятия. Заключительная часть (7-10 минут): назначение этого этапа – настроить воспитанников на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать цель мероприятия.
7.

Литература:
(включая источники из сети «Интернет).
8.

Самоанализ мероприятия:
по схеме.
Примерная

с хе м а

в о с п и т а т ел ь с ко г о

ч а с а


СХЕМА

самоанализа воспитательского часа

1.
Название мероприятия ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
2.
Дата проведения ______________________________________________________
3.
Место проведения ____________________________________________________
4.
Кто проводит _________________________________________________________
5.
Состав группы обучающихся (класс) _____________________________________
6.
Какие воспитательные, образовательные, развивающие цели ставились на мероприятии? _________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ -Как учитывались возможности класса и отдельных обучающихся? ____________ ______________________________________________________________________ -Каковы ожидаемые результаты (каких изменений во взглядах, в поведении обучающихся планировалось достичь при подготовке воспитательского часа) ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
7.
Самоанализ с точки зрения этапов подготовки воспитательского часа. -Сколько ребят было охвачено при подготовке к мероприятию? ______________________________________________________________________ -Какая работа проведена с активом класса? _________________________________ ______________________________________________________________________ -Кто из учителей, родителей, общественности привлекался при подготовке классного часа? ________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
8.
Самооценка -Достигнуты ли поставленные задачи? Почему Вы так считаете? ______________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ -Выявлены ли какие-либо недостатки? Какие? Причины недостатков? __________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ -Есть ли желание, (смысл) продолжить работу в данном направлении? (перспективы) _________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Беседа
– метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между педагогом и воспитанниками, преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают ученики. Часто воспитательский час в форме беседы затрагивают сложные морально- этические вопросы. На основе беседы можно составить и план конспект лекции с элементами беседы. Но постоянно пользоваться этой формой нежелательно, так как она больше подходит для использования на уроках. В плане-конспекте беседы обязательно должны быть отражены вопросы педагога обучающимся и выводы, которые обучающиеся делают по итогам занятия. («О вреде табакокурения», «Об уважении к ветеранам», «Терроризм – угроза миру!»).
Дискуссия
- это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Так как дискуссия является более сложной формой, чем беседа, то она требует и более тщательной подготовки – педагог дает обучающимся вопросы для подготовки, основу для того, чтобы сформировать свою точку зрения по какой-то проблеме, продумывает, как избежать конфликтных ситуация между участниками, имеющими противоположное мнение и как направить обмен мнениями в нужное русло. («Талант или труд – что важ нее?», «Генномодифицированные продукты – польза или вред?»)
Экскурсия


коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста —
экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.
Встречи
с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь в том случае, когда удовлетворяют интересы воспитанников и реализуют педагогические замыслы во спитателя. Подготавливая встречу, педагог создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия и его идейной направленности, об особенностях классного коллектива, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог подготавливает к встрече и самих учащихся, вызывая у них интерес к предстоящему общению, рассказывая о достоинствах гостей. Он вместе с активом распределяет поручения между школьниками. Микроколлективы готовят сюрпризы для гостей, оформляют помещение, продумывают, как пригласить гостей, завершить встречу, проявить уважение и внимание к приглашенным.
Рол е в а я

и г р а


методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучающихся. Часто используются смешанные формы проведения занятия – лекция с элементами беседы, игра с приглашением гостей, дискуссия с представлением кратких докладов по заданной теме и другие. Таким образом, мы сегодня систематизировали знания об основных составляющих воспитательского часа. Перечислили формы проведения занятий с воспитанниками, наиболее удобные для проведения воспитателями. Систематизировали знания о подготовке и проведении воспитательских часов.
Сейчас мы закрепим полученную информацию, выполнив практические задания (Приложение 1). Прошу Вас составить сокращенный план-конспект по предложенным темам (ход занятия представить кратко). Затем мы обсудим Ваши работы.
Приложение 1. 1. Составьте план-конспект воспитательского часа по указанной теме. Пионеры – герои Великой Отечественной войны 2. Составьте план-конспект воспитательского часа по указанной теме. Встреча с участником боевых действий в Чечне/Афганистане. 3. Составьте план-конспект воспитательского часа по указанной теме. Кузбассовцы – герои Великой Отечественной войны. 4. Составьте план-конспект воспитательского часа по указанной теме. Противодействие терроризму. 5. Составьте план-конспект воспитательского часа по указанной теме. Профилактика употребления алкоголя. 6. Составьте план-конспект воспитательского часа по указанной теме. Конкурс презентаций «Герой войны». 7. Составьте план-конспект воспитательского часа по указанной теме. Роль семьи в становлении юноши. 8. Составьте план-конспект воспитательского часа по указанной теме. Патриотизм. 9. Составьте план-конспект воспитательского часа по указанной теме. Встреча с ветераном Великой отечественной войны. 10. Составьте план-конспект воспитательского часа по указанной теме. Государственные праздники России. 11. Составьте план-конспект воспитательского часа по указанной теме. История Российской армии. 12. Составьте план-конспект воспитательского часа по указанной теме. Служба в полиции.


В раздел образования