Автор: Геозалян Леонид Саркисович Должность: старший преподаватель кафедры гуманитарно-психологических наук Учебное заведение: НИЭУП Населённый пункт: г. Невинномысск Ставропольского края Наименование материала: методическая разработка Тема: "История и культура Ставропольского края" Раздел: среднее профессиональное
Л.С. Геозалян , преподаватель истории и обществознания
Кочубеевский гуманитарно-технический колледж-филиал НГГТИ
Политическая социализация студенческой молодежи
в эпоху модернизации в современной России
Модернизация политической сферы, определение динамики протекания
политического
процесса
теснейшим
образом
связаны
с
политической
культурой,
политическим
сознанием,
политической
социализацией,
направленной
на
формирование
нарастающей
массовой
гражданской
ак-
тивности.
С переходом от традиционного общества к современному (модернизация)
процесс политической социализации претерпевает как количественные, так и
качественные изменения.
Этот
процесс
связан
с
возникновением
новых
форм
коммуникации,
появлением, развитием и распространением вглубь и вширь новых каналов
массовой передачи информационных сообщений.
Развитие масс медиа явилось одним из основных признаков и критериев
растущей
информатизации
общества,
без
которого
невозможно
представить
наступление постиндустриальной эпохи. И этот процесс не может не оказать
серьёзного влияния на перемены в массовой психологии и массовом сознании
новых поколений. Иными словами, процесс информатизации не может
не
затронуть как форму, так и содержание процесса политической социализации.
Рассматривая
процесс
политической
социализации
как
результат
непрерывного
коммуникационного
взаимодействия
социализирующегося
субъекта
с
одной
стороны,
и
многочисленных
разнообразных
агентов
и
механизмов, с другой, мы можем придти к выводу, что в определённом смысле
политическая социализация и политическая коммуникация являются близкими
по своему результату понятиями. Разница здесь будет лишь в том, что результат
политической
социализации
можно
представить
как
непрерывно
продолжающийся
долговременный
процесс
формирования
идентичности,
политического «я» представителей нового поколения, с его приобретаемыми
регулярными
знаниями
/через
обучение/,
с
его
субъективной
самооценкой
приобретаемого
опыта
взаимодействия
/обмена
символами,
знаками,
месседжами/ с политическими объектами и субъектами, с формирующимися
установками
в
отношении
образов
политических
объектов,
усваиваемыми
моделями
поведения
и
конструирования
субъективной
политической
реальности. Результат же коммуникации можно представить в дискретном виде
– как отдельное звено в бесконечной цепи вхождения человека во «взрослую»
политическую жизнь. Иначе говоря, в основе процесса социализации лежит
процесс коммуникации.
Переход
к
постиндустриальному
обществу,
к
постмодерну,
явил
колоссальные
изменения
как
в
структуре
социальных
связей,
так
и
в
соответствующих
социальных
процессах,
политическая
социализация
в
1
которых занимает немаловажное место.
Предпосылками перемен в процессе политической социализации явились
изменения практически во всех областях человеческой жизни.
Одним
из
основных
институтов,
агентов
политической
социализации
выступают
школы,
средние
профессиональные
учебные
заведения
и
вузы,
которые своим существованием представляют собой социализирующий фактор
и феномен групповой коммуникации.
Соответственно
изменился
характер
образовательного
процесса
в
учебных
заведениях,
прежде
всего,
в
плане
значительной
интенсификации
процесса передачи знаний.
В
нашем
материале
мы
обратимся
к
опыту
изучения
темы
курса
политологии «Политика как общественное явление» /Мухаев Р.Т. Политология.
Учебник для студентов вузов. М., 2006/.
Среди
дидактических
приемов,
способствующих
политической
со-
циализации отметим:
а)
выделение
главного,
существенного
в
изучаемом
материале
и
б)
обобщение его с последующим выделением общего и особенного на основе
сравнения сходного изучаемого материала.
Покажем
на
примере
использование
указанных
выше
методических
приемов.
Так, например, при рассмотрении вопроса «Сущность, необходимость,
задачи
политики
и
политическая
деятельность»
преподаватель
предлагает
студентам решить познавательную задачу, записав ее предварительно на доске:
«Определите
причины
возникновения
политики
как
особой
сферы
жизнедеятельности человека в обществе».
Преподаватель
обращает
внимание
студентов
на
необходимость
вдумываться
в
содержание
лекции,
и
стараться
улавливать
в
нем
соответ-
ствующие данному заданию элементы ответа, делая пометки в своих кон-
спектах. Новый материал темы, в котором в завуалированной форме даются
причины
процесса
возникновения
политики,
должен
быть
интересным,
конкретным, наглядным, ярким и эмоциональным. Важно, чтобы содержание
данного материала было логически стройным, аргументированным. Каждая
причина должна излагаться четко, последовательно с выявлением зависимости
последующей
причины
от
предыдущей.
После
изложения лекции
преподаватель
предлагает
студентам
решить
поставленную
перед ними
познавательную
задачу.
Выявленные
причины
записываются
на
доске.
Следующий этап этой работы - определение последовательности выявленных
причин. Данная работа превращается в горячую дискуссию.
Для большей наглядности все причины записываются в виде схемы:
2
Схема 1
Причины возникновения политики
Использование данного приема позволяет выработать у студентов умение
11. Появление политики (политической деятельности) и институтов государства
7а. Активные вложения собственности в производство
7г. Использование труда рабов
7в. Строительство ирригационных сооружений и поддержание их в надежном состоянии
7б. Освоение новых земель и организация на них жизнедеятельности
8. Развитие обмена, торговли, ремесел, городов
9. Утрата естественного согласия; нарастание дифференциации интересов и
потребностей людей; обретение человеком качеств автономной личности, не
зависимой от власти рода, племени, собственных интересов и потребностей –
основа формирования нового общества
10а.
Взаимодействие
классов, групп и
общностей
приобретают
политический
характер ибо их
притязания не
могут быть
реализованы без
вмешательства
государства
10б.
Потребность
в
постоянно
д е й с т ву ю щ и х
и н с т и т у т а х
г о с уд а р с т в е н н о й
в л а с т и ,
направленных
на
обеспечение
п р а в ,
с в о б о д
и
самостоятельности
личности,
а
т а к ж е
д л я
п р е о д о л е н и я
конфликта
интересов
и
людей,
специально подготовленных для
согласования
несовпадающих
интересов,
для
руководства
общественными делами
10в.
Необходимос
ть сохранения
территориаль
ной
целостности,
страны и
защиты ее
жителей от
внешних
вторжений
10г. Необходимость
сильной власти,
способной
мобилизовать
население и
организовать его на
проведение
хозяйственных
работ, защиту
границ, заселение
новых земель
6. Общественное разделение труда
5. Утверждение частной собственности, социальное расслоение общества,
появление неравенства
4. Разделение родов на семьи, приведшего к обособлению отдельного человека
3.
Появление прибавочного продукта, заметно расширившего возможности
человека по развитию экономики
2. Производство продуктов больше, чем их требовалось для удовлетворения
повседневных потребностей
1а. Дальнейшее совершенствование орудий
производства
1б. Использование животных в качестве
тягловой силы
выделять
главное
существенное
в
изучаемом
материале,
что
способствует
сознательному усвоению знаний и повышает интерес к сложному теорети-
ческому материалу.
Запись
выявленных
причин
в
правильной
последовательности
и
в
графической фиксации позволяет студентам усвоить, наглядно представить и
глубоко
осмыслить
изучаемый
материал,
что
способствует
развитию
политического
сознания.
В процессе
данной
работы
устанавливается
межпредметная
связь
с отечественной
историей
с
ранее
изученной
темой
«Предпосылки
образования
Древнерусского
государства».
С
этой
целью
преподаватель
вывешивает
на
доске
плакат,
где
записаны
предпосылки
образования
Древнерусского
государства.
Ниже
приводится
содержание
плаката.
Схема 2
Предпосылки образования Древнерусского государства
Студенты сравнивают обе записи и
выделяют
общие
причины:
( с о-
ве рше нс т вова ние
оруд ий
т р уд а ,
коневодство,
появление
излишков
про-
дуктов,
распад
родовой
общины
на
семьи, появление частной собственности, освоение новых земель, развитие
ремесла, торговли, рост городов, использование труда рабов и т.д.).
Данная работа дает возможность студентам сравнивать, сопоставлять и
делать
соответствующие
выводы.
В
задании
для
самостоятельной
работы
преподаватель
предлагает
осмыслить
данный
материал
и
определить
особенности процесса возникновения политики и политической деятельности в
странах западной цивилизации, Древнего Востока и Древней Руси.
Выполняя
это
задание,
студенты
работают
с
мат е р и а л ом ,
преобразовывают
его,
расчленяют,
выделяют
отдельные
стороны,
сравнивают их, систематизируют и т.д.
ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
10.
Знать
богатеет
и
усиливает
свою власть
9. Усиление эксплуатации
2. Развитие пашенного земледелия, совершенствование животноводства,
коневодства, зарождение огородничества, пушная охота, рыболовства,
бортничество, освоение новых земель
3. Появление излишков продуктов
4.
Распад
родовой
общины
на
семьи,
появление
соседской
общины
1 1 .
Р а з в и т и е
р е м е с л а ,
судоходства
и
торговых
связей.
зарождение
торговых
путей,
в
том числе знаменитого «из варяг
в греки»
1 2 .
Р о с т
г о р о д о в ,
ст ановившимися
ц е н т р а м и
ремесла
и
торговли,
военной
опорой и местом расположения
власти
5 .
П о я в л е н и е
ч а с т н о й
собственности
6 .
Ус и л е н и е
с о ц и а л ь н о г о
расслоения, появление богатых и
бедных
7. Появление княжеской власти,
дружин
1 3 .
П о я в л е н и е
ц е н т р о в
объединения
страны
(среднее
Поднепровье с Киевом и северо-
западный
район
с
Ладогой
и
Новгородом)
8. Вожди и дружины участвуют в
походах,
захватывают
добычу,
пленники превращаются в рабов
1. Совершенствование орудий труда
На основе полученного материала студенты составляют обобщающую
таблицу, содержание которой приводится ниже.
«Возникновение политики и политической деятельности»
Страны
Дата
Общие причины
возникновения политики
Особенности
1. Страны
западной
цивилиза-
ции
Свыше 2,5
тыс. лет
назад
См. Схему 1
а) социальное расслоение
обще ства б)
общественное
р а з д е л е н и е т
р у д а в)
нарастание
дифференциации
интересов
и
потребностей
людей
2. Страны
Древнего
Востока
IV тыс. до
н.э.,
а) строительство ирригаци-
онных сооружений и под-
держание их в надежном со-
стоянии б)
освоение
новых
земель и организация на них
жизнедеятельности
людей в)
использование труда рабов
3. Древняя
Русь
конец IX в.
а)
необходимость
сильной
власти,
способной
мобили-
зовать население и организо-
вать
его
на
проведение
хо-
зяйственных
работ,
защиту
границ,
заселение
новых
зе-
мель
Работа по составлению указанной выше таблицы позволила система-
тизировать полученные знания, проводить работу по сравнению и противо-
поставлению изученного материала, выявить, что было общим, характерным
для
тех
или
иных
стран,
сделать
важное
обобщение
по
важной
проблеме
общественного
развития
-
возникновения
политики,
политической
деятельности. Студенты овладевали знаниями, обогащались приобретенными
ценностями.
Все
это
помогало
процессу
формирования
их
мировоззрения,
развитию
политического
сознания,
что,
в
конечном
счете,
и
является
политической социализацией.
С
целью
повторения
и
закрепления
изученного
материала
на
последующем
занятии
перед
рассмотрением
новой
темы
студентам
предлагается комбинированный учебно-тематический тест, в котором вначале
располагаются вопросы и задания, а далее вразброску даны ответы на эти
вопросы. Задача студентов заключается в том, чтобы отобрать из приведенных в
тесте ответов на все вопросы только те, которые относятся к вопросу, заданному
преподавателем и сконструировать полный и правильный ответ. Содержание
учебно-тематического
теста
«Возникновение
политики
и
политической
деятельности
в
странах
западной
цивилизации,
Древнего
Востока
и
древнерусском государстве при выполнении задания:
I. Определите по имеющимся в тесте материалам для ответов:
1.
Последовательность причин возникновения политики и политической
деятельности в:
а)
странах
западной
цивилизации;
б)
странах
Древнего
Востока;
в)
Древней Руси.
2.
Особенности возникновения политики в указанных выше странах.
3.
Когда
возникла
политика
и
политическая
деятельность
в
странах,
указанных в пункте 1.
4.
Функции политики.
5.
Элементы, относящиеся к структуре политики.
II. Найдите в тесте политические термины, считающиеся политическими
ценностями, раскройте их сущность.
Примечание: Задания по указанию преподавателя выполняются либо в
цифровой форме, либо в виде последовательного и полного рассказа.
Приведенные в тесте ответы обычно содержат материалы приведённых
выше схем и обобщающей таблицы.
Ответы на 4 и 5 пункты задания I приводятся ниже.
Функции политики:
а)
обеспечение
целостности
и
б)
стабильности
общества;
в)
гуманитарная г) рационализаторская д) управленческая е) регулятивная ж)
мобилизация и эффективность общей деятельности.
Элементы, относящиеся к структуре политики:
а) политическая власть как возможность и способность навязывать свою
волю
другому;
б)
совокупность
государственных
и
негосударственных
институтов,
выражающих
интересы
личности,
группы,
общества;
в)
политическая психология и политическая идеология, мотивы политического
участия /идеи, чувства, переживания, ценности, оценки/; г) формы взаимосвязи
субъектов политики: отношения согласия, партнерства, конфликта, господства и
подчинения
между
участниками
политической
жизни;
д)
политическая
культура как тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в
поведении
Работа по тесту, где цифровые обозначения и графическая форма ответа
позволяют экономить студентам и преподавателю немало времени как при
выполнении самостоятельной работы, так и при ее проверке (у преподавателя
имеется
запись
(шаблон),
на
которой
в
соответствии
с
ответом
выписаны
цифры).
Преподаватель
не
должен
забывать,
что
наряду
с
формированием
глубоких и прочных знаний, приведенных в систему, важно вырабатывать у
студентов умение грамотно и последовательно излагать свои знания
в цифровой
и графической формах, а также в виде конкретного, аргументированного и
полного рассказа.
Работа
по
тесту
облегчает
проведение
письменных
самостоятельных
работ, потому что появляется возможность быстро проверить усвоение ма-
териала студентами, если ответы даются в цифровых обозначениях.
В
материале
данной
статьи
было
показано
использование
некоторых
методических приемов при изучении одной темы курса. Эти и другие приемы с
успехом могут быть использованы при изучении других тем. Показано также
значение
развития
масс
медиа
и
его
роли
в
информатизации
общества
и
политической социализации молодёжи.
Целенаправленная
работа
по
политической
социализации
учащейся
молодежи в процессе изучения курса основ социологии и политологии и других
курсов
гуманитарных
наук,
основанная
на
принципах
использования
ряда
педагогических
условий,
позволила
добиться
положительных
изменений
в
отношениях студентов к политике, политической деятельности и политическим
ценностям.
Данная работа показала значительную роль организованной групповой
коммуникации,
как
одного
из
агентов
политической
социализации,
в
повышении эффективности учебного процесса.