Напоминание

Проектная деятельность как средство формирования нравственных качеств старших дошкольников


Автор: Гречко Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 131
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: методическая разработка из опыта работы
Тема: Проектная деятельность как средство формирования нравственных качеств старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проектная деятельность как средство формирования нравственных

качеств старших дошкольников
Мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей. Родители, как и воспитатели дошкольных учреждений, должны постоянно отслеживать, правильно ли дети воспринимают основные моральные установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. Формальные знания, когда общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки, могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду уже длительное время осуществляется проект по воспитанию основ толерантного поведения в старшем дошкольном возрасте, который получил название «Мы команда одного корабля». Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях между людьми, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, готовность понять другого. Цель проекта: Воспитание основ нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста Достижение цели проекта предполагает решение следующих задач: - Накопление и обогащение представлений об окружающем мире, о себе, об общечеловеческих ценностях, накопление и обогащение субъектного опыта социально-одобряемого поведения, инициация процесса творческого освоения культуры своего народа и культуры других народов в различных видах деятельности. - Развитие творческого воображения, творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности.
- Воспитание интереса к окружающему миру людей, развитие чувства понимания и сопереживания другим. - Знакомство со средствами гуманного взаимодействия в мире людей, в мире природы. - Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников. - Формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей. - Развитие дивиргентного мышления, способности к децентрации. Данные задачи реализуются через различные формы организации детской деятельности: - Непосредственная образовательная деятельность; - Совместная деятельность детей и взрослых в ходе режимных моментов и кружковой деятельности; - Самостоятельная деятельность; Программа по воспитанию основ толерантного поведения разбита на блоки: «Все обо мне», «Моя семья», «Мой город, край, страна», «Вместе», «Секреты волшебных слов», «Мои права и права других», «По странам и континентам», «Мы команда одного корабля» В рамках проекта, кроме самого Дня толерантности, мы используем в досуговой деятельности тематические праздники, развлечения: День вежливости; День добрых дел; День прав ребенка; Семья – всему голова; Рыцари и принцессы; Мы помощники и многие другие. Хочу остановиться на проведении проектной работы «День вежливости». Цель проектной работы: Способствовать созданию условий, направленных на формирование нравственных качеств: доброты, вежливости, гуманности, готовности помогать близким и нуждающимся в помощи. Задачи проекта: Образовательные
:
- Обобщить и расширить знания детей о дружбе и друзьях.
- Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. - Активизировать словарь вежливых слов. - Обратить внимание детей на то, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками. Развивающие: - Развивать желание сочувствовать, сопереживать и поддерживать сверстников. - Развивать способность понимать и оценивать добрые поступки, доброжелательные отношения в совместных играх и упражнениях . Воспитательные: - Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них. - Воспитывать желание проявлять доброту, внимание, бережно относиться друг к другу. - Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками, взрослыми. Реализацию проекта в совместной деятельности детей и взрослых в ходе режимных моментов мы начали с предварительной работы накануне вечером. - Ребятам сообщили, что завтра у нас будет День вежливости; - Познакомили родителей с предстоящим Днем, с целями и задачами; обговорили, какую работу они могут провести дома, чтобы это день прошел содержательно и интересно. Для создания благоприятной, дружелюбной обстановки «Утра дружеских встреч», предлагаем детям поздороваться друг с другом , т.е. поприветствовать друг друга по-разному (носиками, пожатие рук, обнимание, похлопывание). Отсюда вытекает:  Тематика игровых упражнений: «Приветствие»; «Минутка комплиментов»; «Минутка доброты»; «Паутина добрых слов»;
«Расскажи мне обо мне»; «С другом поделись»; «Займи позицию»; «Сплети паутину»; «Как я помогал».  Дидактические игры: «Хорошо-плохо»; «Кто больше знает вежливых слов»; «Солнце доброты»  Беседы о пословицах и поговорках: «Добрые дела красят человека»; «Без добрых дел нет доброго имени»; «Жизнь дана на добрые дела»; «Злой не верит, что есть добрые люди»; «Добро век не забудется»; «Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит»; «От добра - добра не ищут»; «Доброе сердце лучше богатства»; «Доброе слово – половина счастья»;  Тренинги по освоению социальных норм.  Работа в книжном уголке;  Рассказывание сказок;  Сюжетно-ролевые игры; («В кафе» и др.)  Слушание песен;  Рисование на различные темы;  Решение проблемной ситуации
(
«Как дарить подарки»). Непосредственную образовательную деятельность проводили во вторую половину дня в виде праздника-развлечения «Рыцарский турнир». Цель турнира: формировать у дошкольников нормы поведения и правила общения дома и в общественных местах.
Проводимые состязания: - «Уважай друг друга». Необходимо назвать правила поведения рыцарей и принцесс. В процессе выполнения задания дети формулировали правила поведения рыцарей и принцесс, называли вежливые слова, которыми они пользуются в жизни: благодарю, спасибо, к сожалению и д р . - «Найди выход из сложившейся ситуации». Решение проблемной ситуации д л я д е в о ч е к и м а л ь ч и к о в . - «Поговорим о хороших манерах» Дискуссия о правилах поведения в разных ситуациях. Ребята должны ответить, как необходимо поступить с учетом правил поведения, о которых они узнали во время занятий в детском саду, при общении с взрослыми и сверстниками дома, в семье и общественных местах. - Музыкальная пауза: «Прояви галантность». Рыцари приглашают девочек на танец. Сделать надо по правилам этикета, чтобы получилось красиво и галантно. - «Если был бы ты волшебник?» Дети должны рассказать о том, чтобы они с д е л а л и х о р о ш е г о , е с л и б ы б ы л и в о л ш е б н и к а м и ? - «Рыцарские сражения» проходили в виде игры – «Достань платочек дамы». - «Конкурс принцесс». Конкурс проходил в виде игры – «Украшение рыцарского щита». - «Награждение». Всем ребятам присваивается звание «доблестные рыцари» и «милые принцессы». Ребятам вручались подарки: рыцарские ленты с орденом доблестным рыцарям, а милым принцессам – веер. Родители детей являются непосредственными участниками данного проекта, т. к. только в совместной деятельности можно реализовать поставленные задачи. Для родителей в родительском уголке были выставлены: - папки-передвижки «Права и обязанности взрослых и детей»; - памятки-рекомендации «Учите детей общаться»; - ширмы-консультации «Учимся вежливости».
Привлекали родителей к изготовлению костюмов для рыцарей и принцесс; Организована была совместная деятельность детей и взрослых по созданию гербов семьи, группы. Исходя из этого можно подвести итог: В результате работы над проектом: - Расширился активный словарь детей, речевой этикет; - Дети стараются сочетать добрые поступки со своими действиями; - Вежливо общаются с окружающими, употребляя в речи волшебные слова; - Понимают и стараются оценивать добрые поступки, доброжелательные отношения в совместных играх; - Дружеские взаимоотношения детей стали более тесными. Они стремятся поддерживать друзей, заботиться о них.


В раздел образования