Проектная деятельность как средство формирования нравственных качеств старших дошкольников
Автор: Гречко Любовь Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 131 Населённый пункт: город Мурманск Наименование материала: методическая разработка из опыта работы Тема: Проектная деятельность как средство формирования нравственных качеств старших дошкольников Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность как средство формирования нравственных
качеств старших дошкольников
Мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они
нуждаются в помощи для осознания общих моральных принципов, таких как
справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой
нравственного воспитания детей. Родители, как и воспитатели дошкольных
учреждений, должны постоянно отслеживать, правильно ли дети воспринимают
основные моральные установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и
поступки.
Формальные
знания,
когда
общие
представления
о
правильном
отношении
к
окружающим
не
трансформируются
в
конкретные
поступки,
могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного
воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду уже длительное время осуществляется проект по
воспитанию основ толерантного поведения в старшем дошкольном возрасте,
который получил название «Мы команда одного корабля».
Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной
культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях между людьми,
в
проявлении
таких
нравственных
качеств,
как
доброта,
милосердие,
сопереживание, готовность понять другого.
Цель проекта: Воспитание основ нравственного поведения детей старшего
дошкольного возраста
Достижение цели проекта предполагает решение следующих задач:
- Накопление и обогащение представлений об окружающем мире, о себе,
об общечеловеческих ценностях, накопление и обогащение субъектного опыта
социально-одобряемого поведения, инициация процесса творческого освоения
культуры
своего
народа
и
культуры
других
народов
в
различных
видах
деятельности.
-
Развитие
творческого
воображения,
творческих
способностей
дошкольников в разных видах деятельности.
- Воспитание интереса к окружающему миру людей, развитие чувства
понимания и сопереживания другим.
- Знакомство со средствами гуманного взаимодействия в мире людей, в
мире природы.
- Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников.
- Формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на
анализ собственного поведения и поступков других людей.
- Развитие дивиргентного мышления, способности к децентрации.
Данные задачи реализуются через различные формы организации детской
деятельности:
- Непосредственная образовательная деятельность;
- Совместная деятельность детей и взрослых в ходе режимных моментов
и кружковой деятельности;
- Самостоятельная деятельность;
Программа
по
воспитанию
основ
толерантного
поведения
разбита
на
блоки:
«Все
обо
мне»,
«Моя
семья»,
«Мой
город,
край,
страна»,
«Вместе»,
«Секреты волшебных слов», «Мои права и права других», «По странам и
континентам», «Мы команда одного корабля»
В рамках проекта, кроме самого Дня толерантности, мы используем в
досуговой
деятельности
тематические
праздники,
развлечения:
День
вежливости; День добрых дел; День прав
ребенка; Семья – всему голова;
Рыцари и принцессы; Мы помощники и многие другие.
Хочу остановиться на проведении проектной работы «День вежливости».
Цель проектной работы:
Способствовать созданию условий, направленных на
формирование
нравственных
качеств:
доброты,
вежливости,
гуманности,
готовности помогать близким и нуждающимся в помощи.
Задачи проекта:
Образовательные
:
- Обобщить и расширить знания детей о дружбе и друзьях.
- Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
- Активизировать словарь вежливых слов.
- Обратить внимание детей на то, что добрые слова должны сочетаться с
добрыми поступками.
Развивающие:
- Развивать желание сочувствовать, сопереживать и поддерживать сверстников.
-
Развивать
способность
понимать
и
оценивать
добрые
поступки,
доброжелательные отношения в совместных играх и упражнениях
.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление
поддерживать друзей, заботиться о них.
- Воспитывать желание проявлять доброту, внимание, бережно относиться
друг к другу.
- Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками,
взрослыми.
Реализацию проекта в совместной деятельности детей и взрослых в ходе
режимных моментов мы начали с предварительной работы накануне вечером.
- Ребятам сообщили, что завтра у нас будет День вежливости;
-
Познакомили родителей с предстоящим Днем, с
целями и задачами;
обговорили, какую работу они могут провести дома, чтобы это день прошел
содержательно и интересно.
Для создания благоприятной, дружелюбной обстановки «Утра дружеских
встреч», предлагаем детям поздороваться друг с другом
,
т.е. поприветствовать
друг друга по-разному (носиками, пожатие рук, обнимание, похлопывание).
Отсюда вытекает:
Тематика игровых упражнений:
«Приветствие»;
«Минутка комплиментов»;
«Минутка доброты»;
«Паутина добрых слов»;
«Расскажи мне обо мне»;
«С другом поделись»;
«Займи позицию»;
«Сплети паутину»;
«Как я помогал».
Дидактические игры:
«Хорошо-плохо»;
«Кто больше знает вежливых слов»;
«Солнце доброты»
Беседы о пословицах и поговорках:
«Добрые дела красят человека»;
«Без добрых дел нет доброго имени»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Злой не верит, что есть добрые люди»;
«Добро век не забудется»;
«Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит»;
«От добра - добра не ищут»;
«Доброе сердце лучше богатства»;
«Доброе слово – половина счастья»;
Тренинги по освоению социальных норм.
Работа в книжном уголке;
Рассказывание сказок;
Сюжетно-ролевые игры; («В кафе» и др.)
Слушание песен;
Рисование на различные темы;
Решение проблемной ситуации ( «Как дарить подарки»).
Непосредственную образовательную деятельность проводили во вторую
половину дня в виде праздника-развлечения «Рыцарский турнир».
Цель турнира: формировать у дошкольников нормы поведения и правила
общения дома и в общественных местах.
Проводимые состязания:
- «Уважай друг друга». Необходимо назвать правила поведения рыцарей и
принцесс.
В
процессе
выполнения
задания
дети
формулировали
правила
поведения
рыцарей
и
принцесс,
называли
вежливые
слова,
которыми
они
пользуются
в
жизни:
благодарю,
спасибо,
к
сожалению
и
д р .
- «Найди выход из сложившейся ситуации». Решение проблемной ситуации
д л я
д е в о ч е к
и
м а л ь ч и к о в .
- «Поговорим о хороших манерах»
Дискуссия о правилах поведения в
разных ситуациях. Ребята должны ответить, как необходимо поступить с учетом
правил поведения, о которых они узнали во время занятий в детском саду, при
общении с взрослыми и сверстниками дома, в семье и общественных местах.
- Музыкальная пауза: «Прояви галантность». Рыцари приглашают девочек на
танец.
Сделать надо по
правилам этикета, чтобы получилось красиво и
галантно.
- «Если был бы ты волшебник?» Дети должны рассказать о том, чтобы они
с д е л а л и
х о р о ш е г о ,
е с л и
б ы
б ы л и
в о л ш е б н и к а м и ?
- «Рыцарские сражения» проходили в виде игры – «Достань платочек дамы».
- «Конкурс принцесс». Конкурс
проходил
в
виде игры – «Украшение
рыцарского щита».
- «Награждение». Всем ребятам присваивается звание «доблестные рыцари»
и «милые принцессы».
Ребятам вручались подарки: рыцарские ленты с орденом доблестным
рыцарям, а милым принцессам – веер.
Родители
детей
являются
непосредственными
участниками
данного
проекта,
т.
к.
только
в
совместной
деятельности
можно
реализовать
поставленные задачи.
Для родителей в родительском уголке были выставлены:
- папки-передвижки «Права и обязанности взрослых и детей»;
- памятки-рекомендации «Учите детей общаться»;
- ширмы-консультации «Учимся вежливости».
Привлекали
родителей
к
изготовлению
костюмов
для
рыцарей
и
принцесс;
Организована
была
совместная
деятельность
детей
и
взрослых
по
созданию гербов семьи, группы.
Исходя из этого можно подвести итог:
В результате работы над проектом:
- Расширился активный словарь детей, речевой этикет;
- Дети стараются сочетать добрые поступки со своими действиями;
- Вежливо общаются с окружающими, употребляя в речи волшебные слова;
-
Понимают
и
стараются
оценивать
добрые
поступки,
доброжелательные
отношения в совместных играх;
- Дружеские взаимоотношения детей стали более тесными. Они стремятся
поддерживать друзей, заботиться о них.