Автор: Пылёва Нина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №2 "Сказка" Населённый пункт: город Пущино Московской области Наименование материала: Статья Тема: Дидактическая игра в воспитании и обучении детей Раздел: дошкольное образование
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
В системе работы детского сада серьезное внимание уделяется игре – основной
деятельности
ребенка
дошкольного
возраста.
Одним
из
видов
игры
является
дидактическая игра.
В дидактических играх осуществляется задачи умственного воспитания,
обучения детей родному языку, ФЭМП, ознакомлению с окружающим. Дидактическая
игра является одним из приёмов воспитания целеустремленности, самостоятельности,
сдержанности и вместе с тем быстрой ориентировки в условиях, создаваемые игрой. В
дидактических играх воспитываются навыки поведения детей в коллективе, закрепляется
дружба.
Своеобразие дидактической игры как средства воспитания и обучения и ее
отличие от других средств, в том, что она дает возможность осуществлять обучение,
упражнение, развитие умственных способностей, формирование ценных черт личности и
взаимоотношений детей в доступной и привлекательной форме деятельности.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые подчинены игровому
замыслу и содержанию игры и вместе с тем выполняют очень существенную функцию –
составляют основной организующий элемент игры.
Используя правила игры, я организую детей, указываю способ и
последовательность
действий,
организую
взаимоотношения
детей
в
игре.
Правила,
используемые в игре, являются критерием, ориентируясь на который, дети производят
игровые действия, оценивают игру и участие в ней их самих и товарищей.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом
игры,
придает
игре
законченность.
Он
выступает
прежде
всего
в
форме
решения
поставленной
игрою
задачи
и
дает
детям
нормальное
и
умственное
удовлетворение.
Результат
игры
выступает
для
детей
как
определенное
достижение.
Например,
отгадывание
поставленных
игрою
загадок,
выполнение
поручений,
игровых
заданий,
проявление
смекалки
переживаются
детьми
как
положительный
результат.
Для
меня
результат игры всегда является показателем уровня достижений детей или в усвоении
знаний, или в их применении, или в установлении взаимоотношений детей.
Ценность дидактической игры и заключается в том, что я не только определяю
ее содержание, ход, но и подвожу результат, который является одним из показателей
развития детей. Дидактическая игра даёт удовлетворение детям, а педагогу – возможность
решить разнообразные задачи воспитания. В дидактической игре привлекается внимание
детей
к
обычному,
тому,
что
детей
окружает.
Но
об
этом
обычном
рассказывается
необычно, так, что возбуждает интерес, желание увидеть, проверить, спросить.
Своеобразие дидактической игры, как игровой деятельности детей,
заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой
имеют характер именно игровых взаимоотношений. Я являюсь участником игры или её
организатором, дети часто выполняют ту или иную роль, которая обусловливает игровые
действия.
Дидактическая игра, как средство воспитания, находится во взаимосвязи с
другими средствами, ибо ни одно из них не существует изолированию.
Чтобы определить место дидактической игры в системе воспитания и
обучения, я рассматриваю:
- взаимосвязь дидактической игры с обучением и воспитанием;
- взаимосвязь с другими формами игровой деятельности.
Обучение детей в детском саду осуществляет задачи сообщения детям
элементарных
знаний,
привития
умений
и
навыков,
предусмотренных
программой
детского
сада,
развития
умственных
способностей
детей
и
черт
личности,
а
также
коллективных взаимоотношений детей. Одной из задач обучения является привитие детям
умения заниматься, т.е. овладевать знаниями, и воспитание положительного отношения к
ученью.
Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных
затруднений
в
умственной
деятельности
у
отдельных
детей,
она
имеет
и
глубокое
воспитательное
влияние.
Воспитательное
влияние
дидактической
игры
определяется,
прежде
всего,
идейной
направленностью
её
содержания,
в
формировании
взаимоотношений
детей,
умения
вместе
играть,
согласовывать
свои
интересы
с
интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Многие игры
дают возможность формирования высоких черт личности – честности, справедливости.
Дидактическая игра, как и любая игра, позволяет установить близкий контакт
воспитателя
и
ребенка.
Я
организую
игру
с
отдельными
детьми,
чтобы
вызвать
их
расположение, помочь преодолеть неуверенность, молчаливость.
В режиме дня дидактические игры проводятся в часы, отведенные для игр, и в
часы занятий, если они используются как игровой прием обучения.