Напоминание

"Инновационные формы работы классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"


Автор: Минаева Любовь Ивановна
Должность: учитель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные формы работы классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Инновационные

формы

работы классного руководителя

по профилактике

детского дорожно-транспортного трав-

матизма.


Инновационные формы работы классного руководителя по

профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Проблема профилактики и предупреждения детского дорожно-транс- портного травматизма среди детей, как и прежде, остается актуальной и злобод- невной. Результаты мониторинга аварийности на дорогах с участием детей гово- рят о том, что основными причинами дорожно-транспортных происшествий яв- ляются: неумение детьми оценивать дорожную обстановку; незнание мер обеспе- чения безопасного движения; нежелание выполнять правила, пренебрежение ими; подчинение неверным, опасным привычкам поведения на улице; недисци- плинированность, потеря бдительности. В нашей жизни всегда существовали, и будут возникать такие ситуации, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий. Кто поможет ребенку, оказавшемуся на улице современного города или поселка, где бурлит движение и машин больше, чем людей? Прежде всего, он сам. Поэтому необходимо научить ребенка безопасному поведению в услови- ях дорожного движения, привить ему навыки быстрой и точной оценки ситуации на дорогах и тем самым устранить причины, следствием которых может быть до- рожно-транспортное происшествие (ДТП). Основная цель системы образования в школе по данному вопросу – сохранение жизни и здоровья наших детей, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать сниже- нию уровня детского дорожно-транспортного травматизма. Совершенствование образования требует введения инновационных форм, новых методов работы, создания образовательных программ, соответству- ющих современным потребностям. Работа по ним строиться с учетом следующих направлений деятельно- сти: 1. Информационно-методическое: - поиск и использование оптимальных форм и методов в дифференциро- ванной групповой и индивидуальной работе с учащимися, их семьями и педаго- гическими коллективами по агитационной и профилактической работе; - разработка учебно-методического обеспечения по проблеме детского дорожно-транспортного травматизма; - создание условий для повышения эффективности работы образователь- ных учреждений по пропаганде правил дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. - обобщение и распространение передового педагогического опыта по проблеме пропаганды правил дорожного движения и предупреждению ДДТТ;
- оказание помощи педагогам и родителям в формировании системы зна- ний по правилам дорожного движения, в профилактике и предупреждении дет- ского дорожно-транспортного травматизма; 2. Образовательно-просветительское: - повышение дорожной грамотности детей; - повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения пра- вил дорожного движения; - повышение правовой компетентности всех категорий населения как ре- альных и потенциальных участников дорожного движения. 3. Досуговое: - создание условий для организации работы кружков для детей по направлениям автотранспортного и технического профиля; - организация и проведение творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.д. Ежегодно в школе проводятся массовые мероприятия для детей: конкур- сы «Красный, желтый, зеленый» и «Внимание, дорога!»; мероприятия для детей, отдыхающих в пришкольном лагере и ряд других профилактических мероприя- тий, направленных на обучение детей безопасному поведению на дороге. Посто- янно проводятся выставки детских плакатов и рисунков по безопасности дорож- ного движения. Одним из направлений деятельности является подготовка детей к без- опасному поведению на дорогах через развитие ЮИДовского движение. Ре- зультаты этой работы проявляются в укреплении дисциплины юных участников дорожного движения, снижении уровня детского дорожно-транспортного травма- тизма. Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках обучения школьников. Поэтому, особое значение придается ра- боте с родителями и жителями микрорайона школы. Формы и методы разнооб- разны - анкетирование, родительские собрания в форме развлекательно-познава- тельных игр, фотовыставки и.др. Наряду с традиционными используются и активные методы общения, ко- торые заключают в себе большие резервы осознания родителями собственных воспитательных приемов. Например, обращение к опыту родителей активизиру- ет их потребность анализировать собственные удачи и просчеты в обучении де- тей правилам дорожного движения, соотносить их с приемами и способами, при- меняемых в аналогичных ситуациях другими родителями. Инновационная работа в классе включает в себя: - решение вопросов организации учебно-воспитательного процесса по изучению правил дорожного движения; - разработку и планирование занятий по изучению ПДД; - организацию мониторинга усвоения учащимися стандарта правил без- опасного поведения на дорогах; - создание при помощи компьютерных технологий наглядных методиче- ских и дидактических пособий для использования на занятиях по ПДД;
- отработку разнообразных форм работы с учащимися и родителями (брейн-ринги, КВН, деловые игры, викторины, педагогические советы с участи- ем инспекторов ГИБДД и др.). Если мы хотим научить детей исследовательским, поисково-практиче- ским способам познания окружающего мира, если мы ждем от них самостоя- тельного, критического мышления, то сами педагоги должны иметь подобный опыт. Работа с учащимися 1-11-х классов строится с учетом возрастных осо- бенностей детей. Обучение ПДД ведется с применением различных форм (инди- видуальная работа, фронтальное или групповое обучение) и методов (словесный, наглядный, практический) работы. В классе изучение ПДД ведется в рамках как учебных дисциплин образовательной программы так и на интегрированных уро- ках (ПДД-изобразительное искусство; ПДД-технология). Вместе с тем, основным средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах в нашем лицее является внеклассная ра- бота. Мной, как инструктором БДД проводятся ежемесячные профилактиче- ские беседы с учащимися в соответствии с индивидуальными программами вне- классных бесед по ПДД, разработанными на учебный год. Кроме того, перед поездками классов за пределы ОУ проводятся обязательные инструктажи по обу- чению правилам безопасного поведения на дороге, культуры поведения на улице и в общественном транспорте. Проводятся обязательные беседы в классе (иногда с привлечением сотрудников ГИБДД) по фактам нарушения учащимися школы правил дорожного движения. В основе работы с детьми по изучению ПДД лежит педагогика сотрудни- чества. При совместном написании сценариев, работе над видеоматериалами, изо-продукцией, составлением конкурсов, викторин, загадок учитываются воз- можности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед. На базе классного коллектива организован отряд юных инспекторов движения (ЮИД). Ребята с увлечением готовят материал по ПДД и ведут просветительскую работу в классах начальной школы. В своей ра - боте я использую образовательные медиаресурсы, ресурсы Интернет. Силами учеников выпущено несколько листовок и памяток для детей и родителей. Современные формы и методы обучения привлекают учащихся воз- можностью применить свои знания, умения и навыки в полезной и интересной работе. Одним из важнейших направлений деятельности классного руководите- ля по профилактике ДДТТ считается работа с родителями, поскольку основным способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, под- ражание взрослым и, прежде всего, своим родителям. Мной ведётся просвети- тельская работа с родителями по теоретическому и практическому направлени- ям, имеющая целью поддержать у родителей обучающихся интерес к безопасно- сти и здоровью детей как участников дорожного движения. Родители привле- каются к оформлению уголков безопасности, выполнению различных домашних
заданий, затрагивающих вопросы безопасного поведения детей на улице. Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты "школа-дом" с ука- занием наиболее безопасного пути для школьника в школу и домой. Основным результатом работы в классах по профилактике детского до- рожно-транспортного травматизма можно считать:  создание оптимальных условий для поддержания в течение многих лет низкого уровня дорожно-транспортного травматизма среди уча- щихся класса  вовлечение наибольшего числа учащихся и их родителей в изу- чение ПДД,  создание информационного, организационного и программно- методического обеспечения по вопросам воспитания грамотных и дисци- плинированных участников дорожного движения. Инструктор БДД МБОУ СОШ № 8 Минаева Л. И.


В раздел образования