"Инновационные формы работы классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"
Автор: Минаева Любовь Ивановна Должность: учитель-организатор ОБЖ Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8 Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: "Инновационные формы работы классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма" Раздел: дополнительное образование
Инновационные формы работы классного руководителя по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Проблема
профилактики
и
предупреждения
детского
дорожно-транс-
портного травматизма среди детей, как и прежде, остается актуальной и злобод-
невной.
Результаты мониторинга аварийности на дорогах с участием детей гово-
рят о том, что основными причинами дорожно-транспортных происшествий яв-
ляются: неумение детьми оценивать дорожную обстановку; незнание мер обеспе-
чения
безопасного
движения;
нежелание
выполнять
правила,
пренебрежение
ими; подчинение неверным, опасным привычкам поведения на улице; недисци-
плинированность, потеря бдительности.
В нашей жизни всегда существовали, и будут возникать такие ситуации,
когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно
от его своевременных и грамотных действий.
Кто поможет ребенку, оказавшемуся на улице современного города или
поселка, где бурлит движение и машин больше, чем людей? Прежде всего, он
сам.
Поэтому необходимо научить ребенка безопасному поведению в услови-
ях дорожного движения, привить ему навыки быстрой и точной оценки ситуации
на дорогах и тем самым устранить причины, следствием которых может быть до-
рожно-транспортное происшествие (ДТП).
Основная цель системы образования в школе по данному вопросу –
сохранение жизни и здоровья наших детей, создание условий для обучения детей
правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать сниже-
нию уровня детского дорожно-транспортного травматизма.
Совершенствование
образования
требует
введения
инновационных
форм, новых методов работы, создания образовательных программ, соответству-
ющих современным потребностям.
Работа по ним строиться с учетом следующих направлений деятельно-
сти:
1. Информационно-методическое:
- поиск и использование оптимальных форм и методов в дифференциро-
ванной групповой и индивидуальной работе с учащимися, их семьями и педаго-
гическими коллективами по агитационной и профилактической работе;
- разработка учебно-методического обеспечения по проблеме детского
дорожно-транспортного травматизма;
- создание условий для повышения эффективности работы образователь-
ных учреждений по пропаганде правил дорожного движения и предупреждению
детского дорожно-транспортного травматизма.
- обобщение и распространение передового педагогического опыта по
проблеме пропаганды правил дорожного движения и предупреждению ДДТТ;
- оказание помощи педагогам и родителям в формировании системы зна-
ний по правилам дорожного движения, в профилактике и предупреждении дет-
ского дорожно-транспортного травматизма;
2. Образовательно-просветительское:
- повышение дорожной грамотности детей;
- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения пра-
вил дорожного движения;
- повышение правовой компетентности всех категорий населения как ре-
альных и потенциальных участников дорожного движения.
3. Досуговое:
-
создание
условий
для
организации
работы
кружков
для
детей
по
направлениям автотранспортного и технического профиля;
- организация и проведение творческих конкурсов, фестивалей, смотров
и т.д.
Ежегодно в школе проводятся массовые мероприятия для детей: конкур-
сы «Красный, желтый, зеленый» и «Внимание, дорога!»; мероприятия для детей,
отдыхающих в пришкольном лагере и ряд других профилактических мероприя-
тий, направленных на обучение детей безопасному поведению на дороге. Посто-
янно проводятся выставки детских плакатов и рисунков по безопасности дорож-
ного движения.
Одним из направлений деятельности является подготовка детей к без-
опасному поведению на дорогах через развитие ЮИДовского движение. Ре-
зультаты этой работы проявляются в укреплении дисциплины юных участников
дорожного движения, снижении уровня детского дорожно-транспортного травма-
тизма.
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить
только в рамках обучения школьников. Поэтому, особое значение придается ра-
боте с родителями и жителями микрорайона школы. Формы и методы разнооб-
разны - анкетирование, родительские собрания в форме развлекательно-познава-
тельных игр, фотовыставки и.др.
Наряду с традиционными используются и активные методы общения, ко-
торые заключают в себе большие резервы осознания родителями собственных
воспитательных приемов. Например, обращение к опыту родителей активизиру-
ет их потребность анализировать собственные удачи и просчеты в обучении де-
тей правилам дорожного движения, соотносить их с приемами и способами, при-
меняемых в аналогичных ситуациях другими родителями.
Инновационная работа в классе включает в себя:
- решение вопросов организации учебно-воспитательного процесса по
изучению правил дорожного движения;
- разработку и планирование занятий по изучению ПДД;
- организацию мониторинга усвоения учащимися стандарта правил без-
опасного поведения на дорогах;
- создание при помощи компьютерных технологий наглядных методиче-
ских и дидактических пособий для использования на занятиях по ПДД;
- отработку разнообразных форм работы с учащимися и родителями
(брейн-ринги, КВН, деловые игры, викторины, педагогические советы с участи-
ем инспекторов ГИБДД и др.).
Если мы хотим научить детей исследовательским, поисково-практиче-
ским способам познания окружающего мира, если мы ждем от них самостоя-
тельного, критического мышления, то сами педагоги должны иметь подобный
опыт.
Работа с учащимися 1-11-х классов строится с учетом возрастных осо-
бенностей детей. Обучение ПДД ведется с применением различных форм (инди-
видуальная работа, фронтальное или групповое обучение) и методов (словесный,
наглядный, практический) работы. В классе изучение ПДД ведется в рамках как
учебных дисциплин образовательной программы так и на интегрированных уро-
ках (ПДД-изобразительное искусство; ПДД-технология).
Вместе с тем, основным средством формирования устойчивых навыков
безопасного поведения детей на улицах в нашем лицее является внеклассная ра-
бота.
Мной, как инструктором БДД проводятся ежемесячные профилактиче-
ские беседы с учащимися в соответствии с индивидуальными программами вне-
классных бесед по ПДД, разработанными на учебный год. Кроме того, перед
поездками классов за пределы ОУ проводятся обязательные инструктажи по обу-
чению правилам безопасного поведения на дороге, культуры поведения на улице
и в общественном транспорте. Проводятся обязательные беседы в классе (иногда
с привлечением сотрудников ГИБДД) по фактам нарушения учащимися школы
правил дорожного движения.
В основе работы с детьми по изучению ПДД лежит педагогика сотрудни-
чества. При совместном написании сценариев, работе над видеоматериалами,
изо-продукцией, составлением конкурсов, викторин, загадок учитываются воз-
можности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения
в
транспорте
и
на
улице,
которые
они
получили
на
занятиях,
экскурсиях,
консультациях, во время бесед. На базе классного коллектива организован отряд
юных инспекторов движения (ЮИД). Ребята с увлечением готовят материал по
ПДД и ведут просветительскую работу в классах начальной школы. В своей ра -
боте я использую образовательные медиаресурсы, ресурсы Интернет.
Силами учеников выпущено несколько листовок и памяток для детей и
родителей. Современные формы и методы обучения привлекают учащихся воз-
можностью применить свои знания, умения и навыки в полезной и интересной
работе.
Одним из важнейших направлений деятельности классного руководите-
ля по профилактике ДДТТ считается работа с родителями, поскольку основным
способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, под-
ражание взрослым и, прежде всего, своим родителям. Мной ведётся просвети-
тельская работа с родителями по теоретическому и практическому направлени-
ям, имеющая целью поддержать у родителей обучающихся интерес к безопасно-
сти и здоровью детей как участников дорожного движения. Родители привле-
каются к оформлению уголков безопасности, выполнению различных домашних
заданий, затрагивающих вопросы безопасного поведения детей на улице. Также с
участием родителей разработаны индивидуальные маршруты "школа-дом" с ука-
занием наиболее безопасного пути для школьника в школу и домой.
Основным результатом работы в классах по профилактике детского до-
рожно-транспортного травматизма можно считать:
создание оптимальных условий для поддержания в течение
многих лет низкого уровня дорожно-транспортного травматизма среди уча-
щихся класса
вовлечение наибольшего числа учащихся и их родителей в изу-
чение ПДД,
создание информационного, организационного и программно-
методического обеспечения по вопросам воспитания грамотных и дисци-
плинированных участников дорожного движения.
Инструктор БДД МБОУ СОШ № 8 Минаева Л. И.