Напоминание

"Наедине с природой" формирование начал экологической культуры детей


Автор: Соломина Галина Иосифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Наедине с природой" формирование начал экологической культуры детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №14 «Брусничка»
Тема: «Наедине с природой» по формированию

начал экологической культуры детей.

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ №14 «Брусничка»

Соломина Галина Иосифовна.

г. Сургут 2016 года.

Экологическое воспитание в наше время стало актуальной проблемой. Природа дала нам несметные богатства, но человек не умеет распорядиться ими. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем лучше результаты. Многолетний труд в дошкольном учреждении показывает, что серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, воспитание нравственных чувств как долг, ответственность, гуманизм, оказание помощи. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, в игре, собственном творчестве».
В.А.Сухомлинский
Процесс развития экологической культуры должен включать разные виды совместной деятельности воспитателя с детьми, различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель должен быть сам носителем экологической культуры, он должен обнаружить ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы, учить видеть элементарные связи и зависимости, воспитывать способность испытывать радость при общении с нею. Активное общение с природой порождает и укрепляет у ребенка бесценную способность человека – доброту. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание понимать и любить природу. И.Г.Песталоцци считал чувственное воспитание исходным моментом и настаивал на необходимости формирования у детей культуры наблюдения, потому что они являются доступным способом усвоения знаний в живой и неживой природе. Используя сенсорный опыт детей для развития экологической культуры, воспитатель продолжает расширять, уточнять форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы, учит сравнивать, подбирать эпитеты, синонимы, правильно вести в природе и среди людей. «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о вещах».
Я.А.Коменский.

Но как же дать почувствовать детям радость первых открытий, когда он входит в чудесный мир, что вокруг него? Простейший путь к этому – наблюдение. Ребенок радуется встрече с природой, с животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведение. По собственной инициативе, самостоятельно наблюдает за их жизнедеятельностью. Часто из–за отсутствия знаний, дети не могут выбрать правильную линию поведения, поэтому необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной. Для формирования начал экологической культуры были сформированы цель и задачи.
Цель.
- Формирование осознанно – правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Задачи.
- Формировать умение проявлять желание общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы. - Развивать внимание, наблюдательность, умение выражать свое отношение к природе. - Воспитывать любовь к природе, интерес, чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным). Для успешной реализации проекта и достижения желаемых результатов: Разработаны перспективные планы работы с детьми и их родителями; - пропагандируются экологические знания среди родителей, и привлекается их внимание к совместной деятельности. (консультации, выставки рисунков детей и родителей, акции «Спаси дерево», «Помогите птицам», «Зимняя кладовая» ( в рамках Всемирного дня защиты животных). Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка и нужно как можно раньше ему открыть мир природы. «Никакой сказ не заменит показ», - так гласит народная мудрость. Вот почему желательно искать встречи с природой. Для этого важно, чтобы была развивающая среда, в которой должен находиться ребенок. В этой среде он должен наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. На территории нашего дошкольного учреждения можно встретить разных представителей животного и растительного мира. В любое время года можно полюбоваться красотой березы, сибирского кедра, сосной, рябиной, осиной,
ивой, черемухой. С весны до поздней осени утопает наш детский сад в зелени. А выразить свои чувства дети пытаются в стихах, сказках, рассказах. Дети ведут наблюдение за редкими видами птиц: такими как дятел, трясогузка, свиристели, снегири, синицы. С восторгом и удивлением наблюдают за передвижением белки с дерева на дерево. Есть возможность понаблюдать за муравейником, который находиться на экологической тропе. Радует глаз наших детей яркость клумб, цветение на лугу ромашек и одуванчиков. Также в восторг приводят детей наблюдения за дикорастущими растениями на поляне: «иван – да марья», «иван - чай», цикорий, мышиный горошек, клевер, а также жужжащих над ними пчел. То, что наблюдают, дети в группе зарисовывают. Для закрепления и у усвоения знаний используется в работе моделирование. Процесс познания не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия, но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Овладение детьми элементарными понятиями, такими как «рыбы», «птицы», «звери», «насекомые» - помогают модели – символы. Из экспериментальной деятельности и наблюдений дети узнают, что причинно – следственные связи явлений в неживой и живой природе зависят от того, что происходит в неживой природе. Во время общения с природой дети испытывают радость и удовольствие, возможность видеть ее красоту, усвоить правила поведения в природе. В детском саду организована группа «Зеленый патруль» из детей старшего возраста, которая следит за состоянием зеленых насаждений. Дети в нашем детском саду с раннего детства приучаются не рвать цветы с клумбы, не трогать насекомых, а только наблюдать за ними, подкармливать птиц, которые прилетают зимой на участок детского сада и к нашему окну. Каждый ребенок должен чувствовать природу, контактировать с нею. Систематическое использование наблюдений приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к наблюдательности. Главное – научить детей понимать связь между живым организмом и средой обитания, в приспособленности живых организмов к среде обитания. Познание природы будит «ребячью мысль» способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе. Это неоднократно подчеркивала Н.К.Крупская, которая видела одну из задач воспитателя в том, чтобы «разъяснять окружающую природу». Видеть, наблюдать, возможно, только при условии системности и последовательности, в подборе материала для наблюдения и в руководстве им. Необходимо подбирать приемы, которые способствуют лучшему
восприятию природы детьми: задать вопросы, предложить обследовать, сравнить объекты между собой, установить связь между ними. Познание связей в отношении формирует понимание природы. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, летят, слушают музыку, сочиняют сказки, рассказы, поэтому к реализации проекта подключаются педагоги дополнительного образования. В работу проекта включены родители, которые помогают проводить исследования, участвуют в подборе стихов, загадок, придумывают сказки и рассказы, помогают оформить «дневник» наблюдений. Правильное отношение к природе может быть сформировано у дошкольников, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомить с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрировать их связь со средой обитания и приспособленности к ней, вовлекать в практическую деятельность по выращиванию растений и животных. Результаты знаний детей оценивались на основании индивидуальных заданий по разделам: животный и растительный мир, по методике предложенной Л.М.Маневцовой и П.Г.Саморуковой, уровень воспитанности детей определяется по методике Н.А.Рыжовой. В результате проведенной работы, дети стали любознательными, внимательными, бережнее стали относиться к природе, повысился их интеллект, сформировались основы экологического мировоззрения. Соединения наблюдений в сочетании со специальными опытами помогли детям практически самостоятельно усваивать причины изменения и формировать простейшие в природе выводы. Высказывание детей свидетельствовали о значительном усвоении и понимании ими определенных закономерностей в природе. На примерах причиненной зависимости явлений природы воспитатели учили детей логически мыслить, будили в них любознательность, приучали терпеливо наблюдать, добиваться цели, делать выводы, находить все новые и новые ответы на загадки и тайны ее сущности. «День, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель проведенных на учебной скамье» - подчеркивал К.Д.Ушинский. Работа по формированию экологической культуры у детей дала положительные результаты: умение детей видеть то, что не видят другие, услышать то, что не слышат остальные, почувствовать то, что не ощутили другие люди. Эти умения формируются через восприятие природы. Очень важно учить детей видеть глазами художника, скульптура, постоянно анализировать и обобщать, устанавливать связь природных явлений, как это
делают ученые, постоянно вести наблюдения за природой и изучать ее. Ребенка также нужно научить заботиться о слабых живых существах, воспитывать ответственность за их жизнь. Исследование показали, что одним из путей, ведущих детей к преступлению, является жестокое, бесчеловечное отношение к животным. Ребенок не на словах, а на деле должен доказать свою любовь к живому существу. Педагогический опыт показывает, что ребенок, любящий животных имеет мягкий, отзывчивый характер, да и отношение к людям самое теплое, сердечное. Важно систематически передавать ребенку знания о природе, сведения о мире животных и растений. Эти знания помогут детям в самостоятельной жизни, приобщать их к культуре охраны природы. «Кладовой солнца с великими сокровищами жизни» - называл природу М.М.Пришвин. Сокровища эти нужно не только охранять, но и открывать, вновь и вновь показывать всему миру их достоинства. Именно в дошкольном возрасте, когда наиболее высоко эмоциональное восприятие и ощущение ребенка окружающего мира, следует усилить выработку таких ценных качеств, как трепетное отношение к живой природе. Повзрослев, он не станет ломать цветущие кусты сирени или топтать цветник. Он станет просто бережно относиться к природе. Если научить ребенка любить и охранять природу, то можно считать, что вырастет из него честный, добрый человек. Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями. К сожалению, еще многие родители не уделяют должного внимания этому вопросу, порой сами потребительски относятся к родной природе. Поэтому ведется большая работа с ними. Подводя итоги своей работы, воспитатели пришли к выводу, что дети старшей группы (5 – 6 лет), благодаря целенаправленной работе, имеют правильные представления об объектах и явлениях природы и у них сформирован достаточный уровень воспитанности. И есть уверенность в том, что экологическое воспитание и образование не могут быть временными, нужна постоянная и повседневная работа, которая будет продолжена в подготовительной группе.

Литература
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!». Санкт – Петербург, «Детство - Пресс» 2006г. 2. Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду». «Т.Ц. Сфера», 2009г. 3. Вакуленко Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г. 4. Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве». М. Новая школа, 1995г. 5. Николаева С.Н. «Юный эколог». Мозаика – Синтез, 2004г. 6. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». Изд. Дом «Карапуз», 2001г. 7. Шишкина В.А. «Прогулки в природу». Учебное – методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.


В раздел образования