Напоминание

"Пойдём ко мне на ёлку, мальчик"


Автор: Бархатова Людмила Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Алмалинская СОШ"
Населённый пункт: село Алмала, Тюльганский район, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пойдём ко мне на ёлку, мальчик"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Пойдём ко мне на ёлку, мальчик».
Цели
1. познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; 2. формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся; 3. нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, классической музыке.
Оборудование:
магнитофон, кассета с записью пьес “Декабрь. Святки” и “Январь. У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского; иллюстрация к рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, ёлка с игрушками, белая бумага, бусинки под жемчуг, клей, ленточка.
Оформление доски:
Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. Чарльз Диккенс
Этапы урока Деятельность учителя Осуществляемая деятельность обучающихся. Формы организации совзаимодействия Формиру- емые УУД 1.Стадия вызова. -Ребята, кто знает, кто такой П.И.Чайковский? - Сейчас мы по слушаем музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года», а вы подумайте, о каком времени года написал композитор? -О каком времени год а ? (декабрь) -Действительно, произведение Ч а й ко вс ко го н а з ы в а е т с я «Времена года. Д екабрь. Святки». -А почему мы начали урок с п р о с л у ш и в а н и я э т о г о музыкального призведения? ( …) доклад ученика.
Петр Ильич Чайковский.

Краткая

биография.
Петр Ильич Чайковский родился 7 ма я ( 2 5 ап р е л я п о старому стилю) 1840 года в городе Воткинске Вятской г убе р н и и Р о с с и й с ко й империи(ныне Воткинский р а й о н У д м у р т с к о й Республики Российской Федерации) и умер 6 ноября(по старому стилю 25 октября) 1893 в городе Санкт-Петербург. Русский композитор, д и р и ж ё р , п ед а го г, м у з ы к а л ь н о - общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и индивидуальная, фронтальная Личностные: Положительное отношение к учёбе.
трёх балетов, среди них « С п я щ а я к р а с а в и ц а » , « Л е б е д и н о е о з е р о » , «Времена года». В семье родителей любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились м у з ы к а л ь н ы е в е ч е р а . Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и з а п и с ы в а л с в о и музыкальные впечатления.,слушание музыки , эмоциональный настрой. ответы детей. 2.мотивация (самоопределение) к у ч е б н о й деятельности. сегодня наш урок связан с темой Рождества. - С каким событием связано Рождество, и что вы ощущаете в преддверии Нового года? С л у ш а ю т у ч и т е л я , докладчика
И с т о р и я

п р а з д н и к а

Рождества Христова.
З о л о т а я , я с н а я многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. индивидуальная, Фронтальная Личностные: Положительное отношение к учёбе.
- Каково ваше настроение перед праздником? Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время “мило сердия, доброты и в с е п р о щ е н и я , э т о е д и н с т в е н н ы е д н и в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами”.В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было т в о р и т ь д о б р ы е д е л а : помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – о т г о с у д а р я д о О т в о с х о д а з в е з д ы - вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века. Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в е г о с т р а н е новорожденного Ц а р я Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод у с л ы ш а л и п о н я л в ликующей речи волхвов одно - единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ. Той же ночью, ч е р е з пустыню, бежало в Египет Святое Семейство. Самая тихая, самая светлая
простыхсмертных.Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в В и фл е е м е , и р о д и л с я Спаситель человечества, так о н о д о л ж н о в е р ш и т ь с я ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник. - Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? В е д ь в ж и з н и р я д о м с д о с т а т к о м , р а д о с т ь ю соседствуют горе, нужда и одиночество. н о ч ь в г о д у - Р о ж д е с т в е н с к а я . П о старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются же л а н и я чистых сердец. участвуют в диалоге. ответы детей на вопросы . Актуа ли зац и я знаний сообщение темы - В с т р еч а л и с ь л и в ы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь). сообщение ученика о Достоевском
Б и о г р а ф и я

Ф ё д о р а

Михайловича
Фронтальная познавательные
- Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством) ...А теперь - иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». И т а к , Ф . М . Д о с т о е в с к и й (сообщение ученика) «Обрести Христа - значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский. А т е м о й н а ш е го у р о к а являются слова Христа из рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» : «Пойдём ко мне на ёлку, мальчик»
Достоевского.
Ф. М. До сто евский - великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье с о с т а р и н н ы м патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все с о б и р а л и с ь в о к р у г большого стола и родители читали вслух. П о л у ч и л п р е к р а с н о е образование. В молодости п р и н и м а л у ч а с т и е в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работ ами. Но т я ж к и е испытания не сломили этого человека: страстная л ю б о в ь к л и т е р а т у р е п р е д о п р е д е л и л а е г о д а л ь н е й ш у ю с у д ь б у. Пребывание на каторге
з а с т а в и л о п и с а т е л я задуматься над сутью православного х р и с т и а н с т в а и е г о значении для русского человека. Целеполагание. Направляющая. каких целей мы должны с вами достичь сегодня на уроке? Строят свои высказывания. Фронтальная, индивидуальная Познавательные Регулятивные коммуникативные творческая, аналитико- практическая деятельность задаёт вопросы
1.
Разговор у нас сегодня пойдет не как обычно. Все вопросы к произведению Вы составляли сами. Их оказалось около 80. Из них мы выбрали самые популярные, которые В ы х о т е л и б ы з а д а т ь собеседнику. Пожалуйста, первый вопрос: Как был написан этот рассказ? Р а с с к а з , к о т о р ы й в ы прочитали дома, написан Ф. М. Достоевским в 1876 году. О н о т н о с и т с я к ж а н р у святочных рассказов. Святки дети строят высказывания- ответы на вопросы.
И с т о р и я

с о з д а н и я

рассказа

Ф.М.Достоевского

«Мальчик

у

Христа

на

ёлке».
26 декабря 1875 года Ф. М. Достоевский вместе с дочерью Любой побывал н а д е т с к о м б а л у и рожде ственской ё л к е , у с т р о е н н о й в П е т е р бу р г с ком к л у б е художников. 27 декабря Достоевский и А. Ф. Кони прибыли в Колонию для Фронтальная, индивидуальная Познавательные Регулятивные коммуникативные
— это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящие ся до К р е щ е н и я . Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни, когда всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. (демонстрация святочных рассказов- выставка книг) Признаки святочного рассказа: 1)эмоциональная атмосфера произведения - любовь, милосердие, сострадание; 2) приуроченность действий к рождественским праздникам; 3) наличие фантастического элемента, чуда, совершенного в канун Рождества Христова. 4) счастливая развязка. Как описывает автор главного малолетних преступников на окраине города на Охте, возглавляемой известным педагогом и писателем П. А. Ровинским. В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Санкт-Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой»). Все э т и п р е д н о в о г о д н и е впечатления легли в основу рожде ственского ( и л и с в я т оч н о го ) р а с с к а з а «Мальчик у Христа на ёлке»[1]. Достоевский приступил к рассказу 30 декабря 1875 года, и к концу января 1876 года «Мальчик у Христа на ёлке» был опубликован.
героя ("…был в подва ле м а л ьч и к , н о е щ ё о ч е н ь маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал). Как звали этого мальчика? Найдем описание места, где живет мальчик ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно). Какое чувство вызывают картины этого уж а с н о го подвала? Учитель: Как в с т р е ч а е т мальчика этот неведомый ему ранее мир большого города? Как к нему относятся люди? С т а н о в я т с я л и о н и милосерднее, добрее накануне Рождества? Такое могло случиться в любом городе, возможно автор сталкивался не с одним таким случаем. ( Чувство брезгливости, безысходности, тупика). Ученики: (зачи ты ва ют цитаты из текста) - Может они забыли, что такое чувство сострадания?
1. Полицмейстер отвернулся (безразличие); «Остановка 1» Почему блюститель порядка отвернулся, чтобы не заметить мальчика? 2 . п о ч е м у З а к р и ч а л и , замахали, выгнали 3.почему Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть). Учитель: Можно ли сказать, что в отношениях между людьми царит тот же холод, что и в природе? ( р а в н од у ш и е ) ; - Э т о л и ц е м е р и е , л о ж н о е милосердие. Н е б ы л о н и к а к о й причины, просто так: от и з б ы т к а ж е с т о к о с т и , злобы. Люди шли и не замечали страдания человека. Им было всё равно. Холод в природе – норма (зима). Холод среди людей, в о т н о ш е н и я х – э т о одиноко, страшно, жутко.
А вот прекрасная зала за большим стеклом…Мальчик видит: «Остановка 2» Что чувствовал мальчик, когда з а гл я д ы в а л з а б о л ь ш о е стекло? "Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых б у м а ж е к и я б л о к , а к р у г о м … к у к о л к и , маленькие лошадки; по комнате бегают д е т и , нарядные, чи стен ь к и е, смеются и играют, и едят, и пьют что-то"). ( Возможные ответы: - чувство восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. физминутка как вы думаете, хотел бы мальчик нарядить ё л к у ? Давайте сделаем это вместо него. (включает «Времена дети изготавливают под м у з ы к у б у м а ж н ы х а н г е л оч ко в - ё л о ч н ы е украшения индивидуальная личностные
года. Январь. У камелька».) творческая, аналитико- практическая деятельность - м а л ьч и к п о з а б ы л , ч т о голоден, что раздет, что он — изгой). Э т о т п р и ё м контраста(антитезы) под ч ёркивает с т р а д а н и я бедного мальчика. Город оттолкнул мальчика, люди не помогли, и он понял, что никому здесь не нужен. Учитель: - Как мальчик оказывается у Христа на ёлке? « «Остановка 3» Как вы думаете, где оказался мальчик? - Что сталось бы с мальчиком рассказа, останься он жив? И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. – Мама, я сплю, ох, как тут спать хорошо. – Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос»
- Чего не хватило мальчику в его жизни? Что могло его спасти? Чем закончилась эта история? Внизу — смерть мальчика, вверху — его воскресение в жизнь вечную. - И почему дети обернулись ангелами Христа? - Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем п о с л е д н и й а б з а ц и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?» (ласка, доброта) (Зачитывается эпизод до слов: «А внизу наутро д в о р н и к и н а ш л и м а л е н ь к и й т р у п и к забежавшего и замерзшего за дровами м а л ьч и ка ; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его, оба свиделись у Господа Бога на елке в небе») (На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа). В ы в о д : Г л а в н ы й христианский смысл - избавление ангельских душ о т з е м н ы х м у к . Рож д е с т в е н с ка я н о ч ь может быть наполнена и
горестями и радостью. Р а б о т а с иллюстрацией ( р и с у н о к Ю . Данилова).
Учитель:
К а ко й м о м е н т р а с с к а з а и з о б р а ж ё н н а иллюстрации? Какие цвета преобладают? - Ч т о в ы н а р и с о в а л и , изображая ёлку у Христа? К а к и е к р а с к и в ы использовали? ребята защищают свои рисунки индивидуальная коммуникативная в к л ю ч е н и е в систему знаний и повторение.
Учитель:
Как вы думаете, с какой целью русские писатели о б р а щ а л и с ь к ж а н р у святочного рассказа? Писатели хотели напомнить людям о самом важном в жизни – о различении Добра и Зла, о милосердии, и при этом без скуки и назидательности. - В ч ё м о с о б е н н о с т ь рождественского рассказа? Чем он отличается от сказки? Самопроверка, оценивание Фронтальная, индивидуальная Познавательные Регулятивные Коммуникативные личностные
Ч уд о , п р о и с х о д я щ е е в рассказе, не обусловлено вмешательством в действие к а к и х - л и б о с к а з о ч н ы х , в о л ш е б н ы х с и л . В рождественском р а с с ка з е б о л ь ш у ю р о л ь и г р а е т авторский вымысел, но чаще всего писатель стремится так организовать повествование, ч т о б ы м ы п о в е р и л и в реальность происходящих в рассказе событий. Е с л и к т о - т о и з в а с заинтересовался рождественскими рассказами, с о в е т у ю п р оч и т ат ь в а м следующие произведения: “ А н г е л о ч е к ” Л е о н и д а Андреева, “Чудесный доктор” А л е к с а н д р а И в а н о в и ч а Куприна, Оксаны Иваненко “Про зелёную ёлку и золотой мандарин”, “Даня” Василия Белова.
рефлексия учебной деятельности. Рефлектирует Определяют эмоциональное состояние на уроке индивидуальная личностные, коммуникативные домашнее задание - Хо т е л и б ы В ы , ч т о б ы мальчика кто-нибудь спас? Тогда напишите счастливый конец для этой истории. -хотели бы вы узнать о других святочных историях? Тогда прочитайте . Выбирают задания индивидуальная Личностные в к л ю ч е н и е в систему знаний и повторение. В начале урока мы говорили о т о м , ч т о у с в я т о ч н ы х рассказов хороший конец. Так каков же финал рассказа – счастливый или трагичный? (ответы детей) - Какие чувства у вас вызвал рассказ? - Могло ли то, что описал Достоевский, происходить на самом деле? Самопроверка, оценивание Фронтальная, индивидуальная Познавательные Регулятивные Коммуникативные личностные
- А для вас это выдумка романиста-писателя- Достоевского? Или правда? - Можно ли сказать, что написанный так давно рассказ актуален и сегодня? Почему? 4.Учитель (заключительное слово): Сегодня мы впервые читаем Достоевского. Его считают самым “трудным” русским писателем. Почему? Чем так труден Достоевский? Он заставляет задуматься над в е ч н ы м и , с л о ж н ы м и вопросами жизни человека. Ф . М . Д о с т о е в с к и й — взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский
с болью в сердце писал о д е т с к и х с т р а д а н и я х , о н е с ч а с т ь я х б е д н ы х и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, ч т о р я д о м с с ы т о й и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, г р я з ь у н и ж е н и я и оскорбления. Для Достоевского было важно: е сли ст радает и п л ач е т ребенок, значит, что-то не так в э т о м м и р е , з н а ч и т , несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал с в о е д е т с т в о с л ю б о в ь ю и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.
Писатель зовет верить в Спасителя, будит в читателях человеколюбие и просит не забывать о детях (о главном н а ш е м н а р о д е ) , о б и х страданиях. Милосердие — готовность п ом оч ь ком у - н и буд ь и з сострадания, человеколюбия. С о с т р а д а т ь — ж а л е т ь , сочувствовать. развитие речи раздаёт карты взаимопередачи знаний (см. приложение к уроку) строят свои высказывания индивидуальная Познавательные Регулятивные Коммуникативные личностные


В раздел образования