Современный дошкольник: особенности игровой деятельности
Автор: Северинова Наталья Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад №54 Населённый пункт: г. Новокузнецк Наименование материала: методическая разработка Тема: Современный дошкольник: особенности игровой деятельности Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №54№" общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию дошкольников
Методическая разработка
Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.
"Учу детей играть"
Автор: Северинова Н.В
воспитатель
г.Новокузнецк 2016
Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем,
что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении
современного общества на первый план выдвигается проблема социализации
личности ребенка, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в
котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во
многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний
социальный опыт.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих
отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.
Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать,
что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к
самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра –
самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Игра- основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она
является потребностью растущего организма. Ребенок всегда играет ,игра его
имеет большой смысл. Она точно соответствует его взрасту и интересам и
включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков
и умений. Игра-источник развития, она создает зону ближайшего развития,
т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л,С Выготский.
Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения
действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры,
которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В
них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности
взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она
становится эффективным средством социализации детей дошкольного
возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.
Однако в последние годы воспитатели отмечают, что дети мало играют
вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается,
прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей.
Для того, чтобы вернуть в детский сад полноценную сюжетно-ролевую
игру, необходимо, прежде всего, хорошо понимать, в чем состоят ее
педагогические возможности по отношению к ребенку, определить
содержание и цели педагогической работы по развитию игры. Детский сад
для этого может создать все необходимые условия, эффективнее используя
свои ресурсы
Решить существующие проблемы в социализации детей может помочь
реализации следующих задач:
-Совершенствовать в игре приемы по формированию навыков общения у
дошкольников;
-Обогащать в игре знания детей о правилах поведения в социуме;
-Развивать в игре позитивные коллективные взаимоотношения;
-Обогащать в игре жизненный опыт детей, развивать навыки
самоорганизации, инициативы и творчества;
-Создавать среду, способствующую проявлению творческой активизации
социального опыта старших дошкольников.
Решение этих задач социализации посредством сюжетно-ролевой игры
направлено на:
-Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы социальных
мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим
поведением, навыков рефлексии;
-Создание педагогических условий, позволяющих развертывать длительные
сюжетно-ролевые игры, более полно использовать воспитательный
потенциал сюжетно-ролевой игры;
-Активное участие воспитателя в организации игр (смена позиций
воспитателя и его активности в руководстве игрой в зависимости от
социального опыта детей).
Успешная реализация этих направлений дает возможность повысить
потенциал сюжетно-ролевой игры, а, следовательно, сделать процесс
социализации успешным и эффективным.
Ведущая деятельность дошкольника, согласно теоретическим
познаниям отечественной психологии, - ролевая игра. Именно в ней
складывается и наиболее эффективно развиваются главные новообразования
этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самопознание
и пр. Особое значение имеет игра для становления разных форм
произвольного поведения детей - от элементарных до самых сложных.
Развивается произвольное внимание и память, соподчинение мотивов
целенаправленность действий. Сознательная цель - сосредоточиться,
запомнить что- то. сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего
выделяется в игре. Л.С. Выготский назвал игру "школой произвольного
поведения". Д.Б Эльконин как одно из главных положений концепции игры
рассматривал ее социальную природу. Выдающийся теоретик исследователь
игровой деятельности детей многократно подчеркивал особую
чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Он считал, что
игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия.
положения, выдвинутые Д.Б.Элькониным, стали классическими для
отечественной психологии и являются традиционной основой для понимания
природы игровой деятельности дошкольника.
Исследование Д.Б.Эльконин проводил в 60- 70-е годы XX века.
С тех пор в обществе, в отношениях между людьми, в условиях жизни
детей произошли значительные изменения, что, разумеется, не могло не
отразиться на игре. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, по
крайней мере, по следующим причинам.
1.Игры современных дошкольников отражают своеобразие их
психического развития, например интересы, ценности, представления.
2.Игра, в силу особой чувствительности к сфере человеческих
отношений, отражает положение ребенка в обществе и специфику самого
общества.
3.Анализ современного состояния игровой деятельности ребенка
чрезвычайно важен для решения вопросов дошкольного воспитания, для
построения новых методов педагогики игры.
Как отмечают родители и воспитатели, за последние пять- шесть лет в
играх детей произошли определенные изменения. Наиболее явное изменение:
воспитанники детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно-
ролевые игры ( и по количеству, и по продолжительности). Основная
причина, как считают взрослые, - недостаток времени. И действительно, во
многих садах большая часть времени отводится различным занятиям. В
результате у детей остается очень мало времени, которое они могут
использовать на содержательную и свободную игру. Обычно она выглядит
как возня, драки, толкотня. Поэтому воспитатели заполняют свободное время
спокойными настольными играми- различной мозаикой, конструкторами.
Вариативность игр во многом зависит от конкретных условий
воспитания. Правильно! Подтверждение тому- работа отдельных детских
садов, где педагогический коллектив уделяет игровой деятельности детей
пристальное внимание. Поэтому и ролевая игра принимает здесь развернутые
формы.
Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к
другому- от старших к младшим. В настоящее время эта связь прервана
(разновозрастные детские сообщества- в семье, во дворе, в квартире
исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть... В
результате игра уходит из жизни ребенка. Это негативно отражается на
общем психическом и личностном развитии ребенка.
Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции,
общение, воображение, сознание. Преимущество игры перед любой другой
детской деятельностью в том, что ребенок добровольно, с удовольствием
подчиняется определенным правилам (открытым или заданным). Это делает
поведение детей осмысленным и осознанным.
Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю
жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически
единственная область, где он может проявить инициативу и творческую
активность. И в то же время именно в игре ребенок учиться контролировать и
оценивать себя, понимать, что делает, и (наверное, это главное) учиться
действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий
превращает ребенка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение
осознанным и произвольным.
Ранний возраст. Начало игры
Игра как деятельность в условной ситуации возникает тогда, когда
ребенок начинает пользоваться предметами- заместителями, т.е. в полтора-
два года. До этого времени его действия носят скорее ориентировочный
характер, чем игровой, и направлены на исследование физических свойств
предмета. К пониманию функций предмета ребенок приходит в возрасте
одного года- полутора лет. Теперь он уже использует игрушку не как
носителя определенных физических свойствах как средство для достижения
определенного результата. понимание функций предмета дает ему
возможность использовать его так, как используют взрослые. Это понимание
на третьем году жизни переходит в страстное стремление действовать с
предметами самостоятельно- как мама или папа. Ведь родители - это первые
люди, с которыми малыш идентифицирует и сравнивает себя.
Особенность раннего возраста - сильнейшая идентификация себя с
одним из родителей, стремление действовать так, как он. А это уже первый
шаг к ролевой игре.
Нормальное поведение для этого возрастного периода - амбивалентное
отношение к матери, т.е. сочетание агрессии (поскольку мама часто не дает
возможность делать то, что хочется) с привязанностью. Агрессия - показатель
того, что ребенок пытается отстоять "самость". Долгосрочные последствия
этого периода в жизни ребенка - способность самостоятельно не только
ставить цель, но и достигать результата. Поэтому абсолютный родительский
запрет на агрессию может стать фактором риска, а следствием -
неспособность ребенка проявлять инициативу.
Взрослым ребенок начинает чувствовать себя уже в два - три года. по
вполне понятным причинам он не может реализовать свою социальную
потребность. Однако его умение действовать с предметом - заместителем,
"открытие" символической способности слова дают возможность реализовать
свое желание в игре как взрослому, но в условной ситуации. Иными словами,
культура "вытесняет" активность в русло игры. Первая ролевая игра - это
копирование детей действий мамы или папы, игра, в ходе которой ребенок
выступает по отношению к игрушкам как умелый и опытный взрослый: как
мама или папа, кормит своих кукол, варит им кашу или суп, укладывает
спать, учит умываться, застилает постель. Итог; "Я такой же, как мама (или
папа), но самостоятелен". Эта первая идентификация открывает путь к самым
различным идентификациям в более старшем возрасте, к разнообразным
сюжетно - ролевым играм.
Дошкольный возраст. Сюжетно -ролевая игра.
К трем годам ребенок достаточно хорошо говорит, ходит и бегает.
Это дает ему возможность открывать окружающий мир за пределами семья.
Чувствуя себя таким же "большим" существом, как и окружающие его люди,
он примеряет самые разнообразные "взрослые" роли: начинает сравнивать
себя с ними, проявляет неограниченную любознательность. Так,
идентифицируя себя с окружающими взрослыми, с фольклорными и
литературными персонажами, с животными, ребенок учиться развивать
ролевую игру. Своеобразный "девиз" этого возрастного периода: "Я могу
быть таким же, как кто угодно другой", "Я могу быть тем, кем я могу себя
вообразить". В более старшем дошкольном возрасте игра "оставляет в
наследство" способность проявлять инициативу. развитое творческое
воображение, гибкость в принятии решений и способность брать на себя
различные роли в общении с людьми. Вот почему для развития так важна
именно самостоятельная, спонтанная игра. Участие взрослого уместно только
в роли подсказчика. Он может предложить разыграть тот или иной сюжет. ту
или иную игровую ситуацию. Никаких наставлений, ведь тем самым ребенок
"проигрывает" в личностном развитии, теряет способность действовать
самостоятельно.
Интересно, что совершенно свободная и ничем не ограниченная ролевая
игра к концу дошкольного возраста постепенно все больше и больше
регламентируется: дети теперь уделяют внимание тому, насколько правильно
их партнер разыгрывает ту или иную роль, поправляют друг друга. Внимание
к "правильности исполнения" - зародыш будущего стремления в любой
деятельности добиваться совершенства (что особенно значимо в младшем
школьном возрасте). Вот почему психологи характеризуют игру прежде всего
как "школу произвольности". Стремясь правильно исполнить роль, ребенок
учится подчинять свое поведение образцу. Это умение особенно пригодиться
в школе.
Однако "перестройка" психического развития на рубеже дошкольного и
младшего школьного возраста глубже, чем приобретение умения действовать
по образцу. Ведь перестраивается мотивационная сфера ребенка - теперь его
привлекает возможность делать что -то действительно хорошо. Это
обеспечивает и переход к школьному обучению где стремление достигать
совершенства частично реализуется и приводит к тому, что доминирующими
становятся игры с правилами.
Сообщение из опыта работы "
Учу детей играть
"
В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.
Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни детей,
средство всестороннего развития.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный
организованный коллектив, научить детей играть.
Малышей привели в детский сад. какие они разные, непохожие друг на друга.
В группу пришли малыши с разными характерами: молчаливые,
разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства детей группа детского
сада является первым детским обществом, где они приобретают
первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка
жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять
доброжелательность к сверстникам. Поэтому нужно перед собой ставить
задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском
саду и использовать для этой цели сюжетно - ролевые игры. С первых
наблюдений за играми выяснять. как дети проявляют себя в них. наблюдения
помогают наметить конкретные пути работы с каждым ребенком. Ставить
перед собой следующие задачи: научить ребенка играть, содействовать
объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать
детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство
доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно - ролевых
игр осуществлять в двух направлениях:
1.Создание необходимой игровой среды
2.Непосредственное руководство играми детей.
С помощью родителей оборудовать игровую среду. Красивые нарядные
куклы. мебель, разная посуда быстро привлекают малышей, и они начинают
разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Дети
играют и утром, и после дневного сна. Важно, чтобы дети научились
выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью нужно
широко использовать вопросы, подсказывающие новые действия. Большое
место отводить показу действий с тем или иными игрушками. Например,
чтобы привлечь внимание детей нужно начинать играть с куклой, объединив
при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей; "Разогреваю
кашу", "кормлю куклу", "укладываю спать, спев колыбельную". Дети
внимательно наблюдают за действиями. Продолжать игру. а затем передавать
куклу детям, словесно направлять дальнейший ход событий. Очень важно,
чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково,
заботливо, Если кто -то из детей бросит куклу на пол, обращать внимание на
то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы ее
приласкали, пожалели, поиграли с ней. Дети быстро реагируют на эти слова.
Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об
окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью нужно
проводить дидактические игры "Оденем куклу на прогулку", "Постираем
кукле платье", "Купание куклы" и т.д.
Использовать такой прием как введение куклы в повседневную жизнь
детей. Аналогичный прием - введение в игровую ситуацию использовать и
тогда, когда надо поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного
отношения к игрушке. Видя, что интерес к игре не ослабевает, побуждать к
решению новой игровой задачи - предложить напоить куклу Катю чаем.
Для обогащения игр детей подбирать простые сюжеты для инсценировок с
куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. дочка захотела
есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают
детям в самостоятельном выборе игры "дочки - матери", а дополнительные
атрибуты и предметы заместители обогащают ее содержание. В младшей
группе сюжет игры должен быть простой, но постепенно он усложняется,
вводить новые игровые действия: мама стирает белье, купает куклу, лечит ее,
гуляет с ней и т.д.
В результате совместной игровой деятельности, дети учатся переносить
игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовать в своей
работе игры- показы. Так, во время игры с куклой говорить: "Нашей Тане
хочется погулять, давайте поможем ей одеться" во время одевания
рассматриваем одежду куклы, называем ее. Затем последовательно одеваем
куклу. Дети наблюдают за вашими действиями. Чтобы закрепить навыки
предложить повторить действия. Вначале малышам требуется ваша помощь,
а затем они научиться самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом
обращать внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно.
Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.
В плане воспитательной работе уделять большое внимание формированию
самостоятельной, более развернутой сюжетно - отобразительной игры детей с
разными игрушками, намечать специальные мероприятия по развитию
первых сюжетно- ролевых игр.
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы
игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений
об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В
начале младшей группы большинство детей воспроизводили только
предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками.
Задача направить детей на обогащение игровых действий, на развитие
игрового сюжета. С этой целью проводить наблюдения с детьми за работой
няни, повара, врача, организовать целевые прогулки, на которых обращать
внимание на трудовые действия шофера, дворника. Во время наблюдения
обращать внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак,
обед, ужин. Знакомить детей с названием блюд. Впоследствии играя, дети не
просто ставили кастрюли на плиту, а "варили" суп, компот и т.д.
С младшей группы привлекать детей к изготовлению простейших поделок
для игр.
В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в
одиночку и довольно разнообразно. Стараться помочь им сплотиться в
единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть
небольшими группами, причем стали проявлять друг к другу внимание,
доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных
ситуаций стало меньше. Дружно играть им помогали Мишка и Клоун,
веселый Петрушка и зайка Степа. С помощью их дети запоминали некоторые
правила игры.
Положительных результатов в работе можно добиваться, действия в тесном
контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой
деятельности малыша. Для того чтобы выбрать правильное направление в
работе с родителями, проводить в группе анкетирование. Анализ ответов
поможет выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения
родителям, наметив план работы. В группе оформить стенд "Играют дети".
Провести и рекомендовать ряд консультаций: "Малыши начинают играть",
"Малыши и его игрушки", "От скуки на все руки", "Играйте вместе с детьми".
Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой
деятельности детей. Они правильно воспринимали все рекомендации, очень
помогает в работе.
К пяти годам наступил расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют
в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они
могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом,
причем каждый раз сначала. Дети стали играть более уверенно,
самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали
воспитателя в игру, даже уступая главные роли, то теперь все главные роли
они принимают на себя. Главная роль воспитателя - это роль скрытого
руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, "хозяевами"
игры. В играх детей появились лидеры, которые "двигают" сюжет. Остальные
соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются
крайне редко, и их научились улаживать самостоятельно.
Литература:
Воспитание детей в игре: пособие для воспитателей дет. сада/сост.А.К. Бондаренко,
А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 1983.
Игра дошкольника/ под ред. С.Л.Новосеповой. - М.: Просвещение, 1989.
Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных
целях//Игра ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста//Дошкольное воспитание:
традиции и современность. М.: 2002-№4.
Меджеритская Д.В. Воспитатель о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.
БойченкоН.А. и др. "Сюжетно- ролевые игры дошкольников".
Дыбина О.В. "Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром".
Михайпенко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.,1997.