Напоминание

Что, как и почему мы, педагоги и родители, должны делать вместе?


Автор: Середа Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия№29
Населённый пункт: город Уссурийск
Наименование материала: статья
Тема: Что, как и почему мы, педагоги и родители, должны делать вместе?
Раздел: начальное образование





Назад





Что, как и почему мы, педагоги и родители, должны

делать вместе?
Современные родители наивно полагают, что качество жизни зависит от количества ими заработанных денег. Они тратят всё своё время на их добычу, надеясь, что вот заработают столько, сколько надо и займутся тогда воспитанием детей: отправят в лучшие школы, определят к лучшим учителям, наймут репетиторов - пусть прививают их чаду нужные качества - трудолюбие, доброту, любовь и т.д. Аргументируя тем, что время сейчас такое! «Их этому учили, а нам некогда!» Друзья, а вспомните себя, своё детство. Ведь и наши родители работали много! Таковы уж устои нашего государства. Многие мои сверстники говорят, что их воспитывала улица. И ведь воспитала! Кто-то в подворотнях и парках бренчал на гитарах, кто-то ходил в походы, кто-то бежал на репетицию в клуб, а кого-то ругала дворничиха за разбитое в доме стекло….(заметьте - дети сами организовывали свой досуг!) А вот вечерами, когда приходили с работы родители… Вот тут, пожалуй, всё происходило так же, как происходит и сегодня: мама на кухне готовит ужин и одновременно идёт проверка дневника, выученных уроков, наставления и нравоучения… Детство, детство! Будние дни пролетали в своей традиционной суете. А вот выходные…
Я безумно любила выходные в детстве: мы проводили их семьёй! Были это походы в гости к знакомым или родственникам, выезды в лес или к речке… - для меня и моей сестры это было замечательное время, когда мы были рядом с родителями: с мамой и папой! Вместе с папой я ходила на рыбалку и насаживала червяка на крючок, «как папа»; с мамой собирала ландыши или землянику, «как мама», разыскивая место, где они могут быть. Вечером вместе сидели у костра и пели наши любимые песни, стараясь разложить их на голоса, как это делали за семейным столом вместе с бабушками - самыми замечательными! С ВКУСНЫМИ ПИРОГАМИ, ЧЕРНИЧНЫМ КИСЕЛЁМ, ЗАБОТЛИВЫМИ РУКАМИ, ТЁПЛЫМИ НОСОЧКАМИ И ВАРЕЖКАМИ… Смотрели на звёзды, смеялись, вспоминая случаи из нашей жизни… Но, даже когда на выходные мы оставались дома, мы не скучали: играли в лото, смотрели любимые фильмы ВМЕСТЕ! Я помогала маме, « как взрослая», мыть посуду, гладить бельё, папе приносила дрова, когда он разжигал печку, вместе возились на огороде. Сколько радости доставлял первый урожай ранней редиски или клубники… Эти короткие минуты общения были самыми счастливыми минутами в моей жизни -
мы вместе
трудились, отдыхали, «как взрослые» учились выполнять работу по дому, чтобы делать её пока родители на работе и…. взрослели…! Помню, как меня впервые одноклассники привели в детский клуб «Орлёнок». Любарская Глафира Сидоровна стала для меня каким-то новым открытием в моём подростковом периоде. Человек, которому родители полностью доверяли своих детей, с виду обычная бабушка-
пенсионерка, была полностью погружена в наш детский мир. В маленькой комнатке детского клуба умело организовывались кукольные спектакли, которые ставили сами дети, шли шахматные и шашечные баталии, репетировал свой новый репертуар ВИА (Гитары и ударники «старались так», что прохожие с любопытством заглядывали в двери клуба) - жизнь кипела! После школы мы, не мешкая, делали уроки и мчались туда … кто за чем. (Признаюсь, что и со своим будущим мужем я познакомилась на одной из наших репетиций в клубе.) Во время каникул эта бесстрашная, любящая детей, женщина организовывала нам поездки в Ленинград, в Москву. Находила спонсоров, которые нам оплачивали наш отдых. Одна, в чужом городе, с группой детей в 25-30 человек, она умудрялась достать нам билеты на спектакли и в «Современник», и в «Большой», и в концертный зал «Россия
»... Мы, вместе с нею, стояли всю ночь на Красной

площади в очереди
, чтобы попасть в мавзолей Ленина, а днём изучали экспонаты в разных музеях.
Вместе варили
в электрическом чайнике куриный бульон для «заболевшего» и делали покупки по списку, который дали ему родители… Всё лето наш «Орлёнок» проводил на Шаморе, где был разбит палаточный лагерь.
Мы сами были и поварами,

и затейниками
. Пекли вёдрами блины, смазывая их сгущёнкой. Какая была вкуснотища! ( Правда пальцы от переворачивания горячих блинов покрывались волдырями, но морская вода махом залечивала эти «неудобства»… Но, зато благодарные, испачканные сладостями лица были таким шикарным стимулом и комплиментом, что хотелось в
следующий раз накормить ребят чем-то ещё более вкусным.) Сегодня, встречаясь с друзьями детства, вспоминая с любовью и благодарностью нашу «Глашу», мы понимаем, какую ответственность она брала на себя, какую огромную роль сыграла в нашей жизни. Кто-то связал свою жизнь с театром, кто-то- с музыкой, кто-то - с педагогикой. Что двигало ею? Зачем она всё это делала? А ответ оказывался очень простым -
она любила всех нас и не представляла

своей жизни без детей!
Бранила, хвалила, учила, наставляла. Одна, такая вот бабушка на всех нас - шустрых, шумных, талантливых, трудных…!
Какое это счастье, когда в

твоей жизни был или есть такой замечательный человек-

наставник! ( А кто это-учитель, тренер или воспитатель-это

уже не важно!)
Прошли годы. И сегодня, уже с высоты своего 25 – летнего педагогического опыта, я отчётливо осознаю, что тот учитель, который живёт во мне, родился в моей душе тогда именно благодаря ей - Глафире Сидоровне Любарской! Вечная ей память! Конечно, такой как она, я вряд ли стану, но у неё я очень многому научилась и стараюсь так же растворяться в детях и жить для них. Я сегодня хорошо понимаю, что
для полноценного развития

личности детям нужны и семья, и школа, и место, для

дополнительного развития и общения, место, где их

любят: где и выслушают, и оценят, и научат, и похвалят и,

если надо, пожурят…
. Свежий огурец, может стать солёным, сладким или горьким… Всё зависит от раствора, в который его поместят… Так и ребёнок. Для него
надо

создать или выбрать ту среду, которая его будет


правильно воспитывать! Важно любить малыша,

проживать с ними общие радости и горести. И дело ни в

количестве вместе проведённого времени, а в качестве!

Будьте сами для него примером! Пусть он с гордостью

рассказывает друзьям, как вы вместе помогли бабушке-

соседке донести сумки из магазина, как вместе вскопали

клумбу под окном и посадили цветы, вместе спасли от

кошки раненого голубя, вместе справились с трудным

домашним заданием… Очень важно, дорогие взрослые,

чтобы наши мысли и слова не расходились с делами.

Какой смысл учить ребёнка быть честным, если мы сами

не выполняем данное малышу обещание или

обманываем других? Для чего твердить о необходимости

хорошо учиться, если вчера отказали ему в помощи, когда

он просил объяснить задачу? Зачем ругать за

неуважительное отношение к взрослым, если сами по

телефону грубо разговаривали с бабушкой? (Вообще я не

понимаю, как криком и злым выражением лица можно

привить детям доброту.)
Вопросов, конечно, много и вывод, для меня, кажется очевидным - современным родителям гораздо проще работать и зарабатывать… - воспитывать они просто не умеют и теряются, опуская от бессилия руки. Всё их
воспитание сводится к банальным

нравоучениям или наказаниям, от которых дети

становятся ещё дальше от родителей….

Роль настоящего современного педагога помочь

взрослым стать для своих чад образцом для подражания.

Чтобы и они, «как мама», «как папа», «как взрослые»

могли быть полезны своим потомкам.

Поэтому, набирая новых учеников в 1 класс, уже на первом собрании я прошу родителей написать сочинение «За что я люблю своего ребёнка?» или « Мой ребёнок самый лучший!». Всего 20% родителей легко справляются с задачей. Их сочинения яркие, с фотографиями! Как правило, это те, кто серьёзно занимается развитием своих малышей и живёт их жизнью. Ещё 25% родителей после наводящих вопросов и нескольких дней для раздумий пытаются «оформить свою любовь» на листке. 10-15% лишь перечисляют успехи своих чад. Ну, а те, которые так и не смогли выразить своих чувств, лишь подтверждают мои предположения - не умеют они выражать свою любовь к детям! Не научили их такие же горе - родители. Страшнее всего, когда они стыдливо признают, что ребёнок в семье нежеланный… Его, порой, и видеть не хотят… А как же малышу развиваться, если его не любят или не умеют это делать? Каким он станет примером для своих потомков? И открываю я школу уже для родителей! А это значит, что учеников в моём классе становится не 30, а как минимум 75… - огромная семья! И уже от меня зависит, какой дружной и крепкой она станет за годы учёбы. Вот
где

нужны совместные семейные выезды на природу, где

родители вместе с детьми и в конкурсах участвуют, и

учатся общению, и песни напевают у костра, и проводят

экологический десант, очищая места отдыха от мусора; и

экскурсии в музеи и театры, и т. д. Провожу и тренинги на


родительских собраниях, и индивидуальные беседы, и

встречи с психологом организую, если есть

необходимость.

Важно дать понять и малышам, и взрослым, что,

только все вместе, доверяя друг другу, помогая и

направляя нашу энергию и знания в нужное русло, мы

сможем сделать и себя, и мир вокруг нас лучше,

счастливее и краше!

Дорогие родители!

Время так стремительно! Главное в жизни — сама

жизнь: ее вкус, цвет, ритм, запах, умение

наслаждаться и радоваться каждому дню. Невозможно

открутить ленту жизни вспять и что-то исправить,

как в черновике… То, что сегодня впитает в себя Ваше

чадо от Вас, вернётся к Вам от него и Ваших внуков

спустя годы. Подумайте уже сегодня, правильно ли Вы

расставили приоритеты в своей жизни!

С любовью и готовностью помочь Ваша Елена

Валерьевна.


В раздел образования