Напоминание

Из опыта работы над сочинением в жанре дневниковых записей


Автор: Питеркина Зоя Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6"
Населённый пункт: г. Канаш, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Из опыта работы над сочинением в жанре дневниковых записей
Раздел: среднее образование





Назад




Из опыта работы над сочинением в жанре дневниковых записей Питеркина Зоя Анатольевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Канаш Чувашской Республики
Из опыта работы над сочинением в жанре дневниковых записей Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания… не худо ещё в юные годы — о своем детстве, например. Д.С.Лихачев В практике преподавания русского языка и литературы в средней школе накоплен опыт написания различных видов сочинений. В последние десятилетия жанры творческих работ стали обновляться и появились сочинения в жанре эссе, эпистолярного жанра, сочинение-анализ эпизода, сочинение- анализ стихотворения и др. Хочу обратить внимание на жанр, который в практике преподавания используется редко, — сочинение в жанре дневниковых записей. Дневник — это такая форма повествования от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни. Дневниковая запись, как правило, делается после событий, которые произошли, реже — перед событиями, которые произойдут. Этот жанр широко использовался писателями и поэтами: они вели личные дневники и использовали этот прием в своих художественных произведениях. Однако и современные школьники (особенно девочки) ведут дневники, записывают в них те или иные текущие события своей жизни. Работу по обучению правильному написанию сочинений в жанре дневниковых записей я начала с обучающимися 7-8-х классов в рамках занятий в кружке русской словесности. Один из принципов наших встреч во внеурочное время: «пишет каждый, каждый творит и никто никем не подавлен — каждый должен почувствовать свою силу, узнать свои слабости»
1
. При этом все обучение строится на глубоком взаимодоверии между учителем и учеником, так как сочинение в жанре дневниковых записей должно отличаться особой откровенностью пишущего, искренностью впечатлений и переживаний. Прежде всего я подготовила для ребят памятку «Как писать сочинение в жанре дневниковых записей»: Рекомендации учителя Вспомогательный материал
1.
Познакомьтесь с дневниковыми записями А.Пушкина, Ф.Достоевского, Л.Толстого, А.Островского, Б.Полевого, К.Симонова и др. писателей Карточки с выдержками из дневников писателей
2.
Прочитайте такие произведения, как «Дневник Коли Синицына» Е.Носова, «Дневник лишнего человека» И.Тургенева, «Герой нашего времени» М.Лермонтова. Какова цель ведения дневников? Чем интересны дневниковые записи? _____________
1
Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение, 1986, с.6

3 .
Составьте план сочинения, обдумайте вступление и заключение Однажды… Как-то раз… Спешу сообщить… Я закрыл последнюю страницу, но…
4.
Помните, что в дневниковых записях ярче проявляются ваши личностные качества и индивидуальность Проверьте, отвечает ли этому требованию ваше сочинение Работа с памяткой и анализ дневниковых записей стали основой для заполнения таблицы «Отличительные особенности жанра дневниковых записей»
2
: 1. Датированность Указывается число, год, иногда время суток 2. Место Город, учебное заведение, село 3. Повествование Запись ведется от 1-го лица на основе личных впечатлений 4. Особенности речи Монологичность, отрывочность мыслей, краткость записей, наличие односоставных, восклицательных предложений, использование эмоционально-окрашенной лексики Далее я обратила внимание обучающихся на то, что дневниковая запись является прежде всего текстом: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т.д. Запись в дневнике может иметь свободную форму: 1) исповедь-самооценка своей деятельности; 2) анализ событий дня и собственного поведения; 3) портретная зарисовка; 4) эмоциональное самовыражение; 5) размышление над увиденным и услышанным. Опыт практической работы показывает, что детям понятна только та тематика, которая соответствует целям, стоящим перед сочинением. Поэтому в течение всего 2015-2016 учебного года я предлагала «свободные» темы или темы, связанные с конкурсами творческих работ. Например, в рамках городской акции «Святость материнства» был объявлен конкурс сочинений «Как прекрасно слово мама». С ребятами мы придумали название — «Слово о маме». Затем каждый подобрал эпиграф (например: «Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, мир подарила мне и тебе». Далее работа шла над планом. Вот примерный план сочинения: Вступление Основная часть Дата События Форма записи 22 марта 2015 г. Воскресенье Мой день рождения Рассказ-впечатление
_________________________

2
Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинением нетрадиционных жанров. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004, с.154 6 июня 2015 г. Путешествие с мамой к Рассказ с элементами
Суббота лесному озеру рассуждения 19 октября 2015. Вторник Проблемы в школе Рассказ с элементами анализа проблемной ситуации 21 ноября 2015 г. Суббота Мои планы к новогоднему празднику Запись о событиях, которые произойдут с элементами эмоционального самовыражения Последняя запись органично переходит в заключение, так как предполагается, что ведение дневника после 21 ноября 2015 года продолжится. Предлагаю прочитать одно из лучших сочинений моих кружковцев.
Слово о маме
(странички из личного дневника) «Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, мир подарила мне и тебе» Разумеется, у каждого из нас есть тайны и секреты. Мои строчки из личного дневника, своеобразные и сокровенные, — это тайна моей юной души, которую я приоткрываю в честь международного Дня Матери.
22 марта 2015 г. Воскресенье.
Спешу написать о том, что нет в моей жизни человека ближе, роднее, любимее, красивее, чем моя мамочка. Сегодня мой день рождения, и я знаю, пока я спала, её умелые руки уже испекли для меня праздничный торт. Просыпаюсь и получаю первые цветы от мамы. Лепестки белых тюльпанов ласково прикасаются к моему лицу. Открываю глаза: мамина добрая улыбка встречает меня. Я счастлива, потому что рядом со мной живет человек, которому я обязана жизнью, которому говорю самое прекрасное слово на свете – «мама», и ей посвящаю стихотворные строчки: Какое слово всех важней? Какое слово всех дороже? Мама! Нет в мире никого родней!
6 июня 2015 г. Суббота.
Кто-то восхищается щедрой осенью, кому-то нравится снежная зима, другим по душе весенние капели, а я люблю лето, потому что благодаря маме с этим временем года у меня связаны самые яркие впечатления. Нет ничего увлекательнее, чем путешествие с мамой. Сегодня мы увидели настоящее лесное озеро! Это необыкновенное чудо природы! Хотя мы здесь впервые, но мне показалось, что когда-то я уже была в этом лесу. Вот-вот из кустов, действительно, выскочит хитрый леший, а в озере плеснет хвостом красавица-русалка. Где я все-таки это видела? Да это же из мира маминых сказок, которые я так любила слушать в детстве! Окружающий мир прекрасен и удивителен, а мамочка помогает увидеть всю его красоту и прелесть. Я думаю, мамина любовь ко мне тоже от природы: она греет, как солнце, ласкает, как родниковая вода, оберегает, как мягкая трава, успокаивает, как мелодия восходящей звезды.
19 октября 2015 г. Вторник.
«Если я сделаю в школе иль дома что-то плохое,
Мама, раньше тебе, чем другому душу открою!» Уроки в школе закончились, домой шла в плохом настроении. Я не справилась с итоговой контрольной работой по алгебре (а мама так на меня надеялась!), ещё и с Ленкой поссорилась. Мама встретила меня с улыбкой, поцеловала в щеку. Но самое удивительное — она не спросила про отметки, а предложила переодеться и пройти к столу. За обедом я набралась храбрости и сама обо всем рассказала маме. «Ты сейчас в таком возрасте, когда не стыдно что-то не знать или не уметь. У тебя есть время исправить отметку и помириться с подругой. К тому же рядом с тобой я, и всегда готова понять тебя, помочь и простить», — успокоила меня, провинившегося ребенка, мама. Мне очень жаль, но сегодня я принесла своей любимой маме переживание и сердечную боль. К счастью, нашла понимание и заботу. Мама — чудо! Я обязательно исправлю все свои отметки и достойно закончу четверть, чтобы мама могла мною гордиться.
21 ноября 2015 г. Суббота.
Одна из самых лучших учебных четвертей — вторая. Во-первых, она короткая, а во-вторых, она ведет к самому сказочному празднику на земле — Новому году. Думаю, это хороший повод для того, чтобы быть не только маминой помощницей, но и изобретательной хозяйкой. Пора радовать и удивлять маму! Я решила приготовить сюрприз: испечь для мамочки её любимый яблочный пирог с изюмом (надеюсь, бабушка мне поможет). Может, быть, ещё что-нибудь придумаю для моей дорогой, нежной, любимой мамы. А пока загляну-ка я перед сном в её комнату, крепко обниму и скажу самые заветные и прекрасные слова: «Я люблю тебя, мамочка! Спокойной ночи, родная!» В течение кропотливой методической работы обучающиеся приобретают навык стройно излагать свои мысли, у них развивается творческое начало и самостоятельность, вырабатывается чуткость к родному языку. Следующее сочинение мы писали, готовясь к республиканскому этапу Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2016». Воспитанники кружка русской словесности готовились к литературному конкурсу авторских размышлений, посвященных Году российского кино. Цель конкурса — рассказать о роли природных объектов и животных в раскрытии характера конкретного действующего лица в конкретном российском фильме. Вот одно из сочинений ученицы 9 класса, которая заняла 1 место в номинации «Природа и судьбы людей»: План сочинения: 1.Вступление Чтение — увлекательное занятие, а самые любимы книги детства — произведения о братьях наших меньших 2. Основная часть 3 марта 2016 г. Рассказ с элементами описания. Впечатления от прочитанного рассказа В.Распутина «Продается медвежья шкура» 6 марта 2016 г. Авторское размышление после просмотра
художественного фильма «Продается медвежья шкура» 3. Заключение Впереди — новые встречи с интересными книгами и картинами талантливых режиссеров
«Странички из читательского дневника»
С тех пор как я научилась читать, чтение стало моим увлекательным занятием. Самые любимые книги детства — произведения Бориса Житкова, Евгения Чарушина, Виталия Бианки, Константина Паустовского о животных, об их привычках и привязанности к людям. Бесспорно, книги о братьях наших меньших учат понимать зверей, считаться с их потребностями, напоминают о том, что человек — далеко не единственный обитатель планеты Земля. Шло время… Я стала старше, прочитала другие книги о животных: «Белый клык» Д. Лондона, «Рассказы о животных» Э. Сетона-Томпсона, «Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольского (конечно, посмотрела экранизацию трогательной истории собаки, потерявшей любимого хозяина). Выдающиеся произведения художественного слова и киноискусства восхищали своей простотой и душевностью. И тогда, где-то в классе шестом, свои переживания после прочитанных книг я решила сохранять на страницах собственного читательского дневника. Признаюсь, строчки из личного дневника, своеобразные и сокровенные, — это тайна моей юной души, которую я приоткрываю в рамках участия в детском экологическом форуме «Зеленая планета – 2016».
3 марта 2016 г. Четверг.
Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя. Ч.Айтматов Сегодня мелкий дождь со снегом шел с самого утра. Ненадолго прекратившись, он начался опять и моросил, моросил, и казалось, конца не будет этой сырости в начале весны. За окнами, в серой пелене тумана, медленно уплывали назад, куда-то вдаль, знакомые улицы и дома. Уроки в школе закончились, а учитель литературы, зная мои читательские предпочтения, предложила мне прочитать один из ранних рассказов В. Распутина «Продается медвежья шкура» и вручила сборник писателя «Край возле самого неба» 1966 года издания. Название произведения, суровое и холодное, сразу настроило меня на серьезное чтение. Начало рассказа шокирует так же, как и современные ролики из Интернета: оказывается, для главного героя рассказа Василия, «талантливого медвежатника», схватка с медведем была очередным пиром. В. Распутин пишет: «Когда он подходил к берлоге и видел закуржавевший от медвежьего дыхания снег — он садился за стол, уставленный многочисленными бутылками и тарелками». Убийство медведя стало неким ритуалом для охотника, по окончании которого он снимал шкуру с убитого животного и продавал туристам из города.
Однажды Василий убил медведицу и его жизнь превратилась в ад. Медведь с белым пятном на груди стал преследовать охотника. Возможно, он так мстил человеку за гибель любимой медведицы. Борьба человека со зверем продолжалась всю зиму. Наконец наступил день, когда произошла решительная схватка человека с медведем — гордым и сильным хозяином тайги. Пуля сделала свое дело: охотник убил преследовавшего его медведя, но Василий ни радости, ни удовлетворения не почувствовал. Человек (в данной ситуации победитель) казался себе убийцей, понимая, наверное, что вторгся в судьбу обитателей таежного мира. Мое настроение после прочтения рассказа В. Распутина «Продается медвежья шкура» под стать сегодняшней погоде: такое же хмурое, а сердце разрывается от негодования, ведь любое существо на земле имеет право на существование.
6 марта 2016г. Воскресенье.
В природе должен черпать человек правила для своего поведения, если желает быть вполне счастливым. Пьер Буаст Напряженный поединок двух сильных характеров из рассказа В. Распутина «Продается медвежья шкура» растревожил мою душу, а впечатления от прочитанного не покидали меня. Вечером я включила компьютер и на сайте wikipedia нашла художественный фильм Александра Итыгилова «Продается медвежья шкура», снятый на киностудии А. Довженко в 1980 году. С первых минут просмотра завораживают пейзажные зарисовки снежной тайги, могучей и изумительно красивой. На фоне сияющей, ослепительной белизны Забайкалья (именно там проходили съемки) появляется герой фильма, охотник Василий, роль которого сыграл актер Стасис Петронайтис. Герой Петронайтиса суровый и немногословный, бесстрашный и выносливый. К сожалению, до поры до времени он не осознает того, что бездумно вмешивается в жизнь обитателей таежного леса, поэтому человек в драме А. Итыгилова проходит свой путь трагических испытаний, которые ему преподносит матушка-природа. Начало драматических событий в кинофильме, как и в рассказе, — это эпизод убийства медведицы. Не сомневаюсь, для любого жителя тайги, живущего охотой, это страшный грех, ведь медведица — символ продолжения жизни. Старик-охотник, напарник Василия, (в его роли - актер М. Жигжитов) предупреждает: «За медведицу лютый стал. Держись теперь». Да и природа предупреждает человека об опасности: то ветер завоет, то метель поднимется такая, что все следы: и звериные, и человеческие - скроет. В начале фильма главный герой — уверенный в себе таежник, не знающий, что такое страх. В продолжение фильма роли переменились: теперь не человек охотился за зверем, а зверь – за человеком. Медведь преследует Василия, нападает, превращает жизнь человека в ад. Постановщик фильма мастерски показывает изменения в поведении некогда уверенного в себе
охотника: уже трясущимися руками перезаряжает он ружье, даже за водой ходит с оружием, потому что боится очередного нападения зверя. Так Василий превратился в человека, который вынужден покинуть тайгу и жить в ожидании беды. В конце концов в фильме тоже наступает развязка: дуэль заканчивается победой человека, только вот выстрел прозвучал как-то неохотно. Виталий Шаповалов, читая в фильме текст от автора, говорит: «Он, победитель, сидел рядом с медведем и казался себе убийцей. А медведь лежал рядом с ним, и, наверное, даже не знал, что его убили: он был по-прежнему гордый и сильный». В глазах актера пустота: ни удовлетворения, ни радости, ни даже чувства избавления от опасности. Я считаю, что режиссеру Александру Итыгилову удалось показать главное: природа, животные и человек — полноправные действующие лица в художественном фильме. Медведь ведет как бы молчаливый диалог-борьбу с человеком, который забыл, что он тоже часть окружающего мира. Живой мир помогает герою очиститься от всего плохого, а произошедшие события заставили Василия понять, что человеческая злоба, бездушие никогда не остаются безнаказанными. Фильм «Продается медвежья шкура» заставляет задуматься об ответственности человека за свои поступки, а также о том, что все в мире неразрывно и взаимосвязано. Я закрываю свой дневник. Надеюсь, что впереди меня ждут новые встречи с интересными книгами и картинами талантливых режиссеров- постановщиков. Работая по названной проблеме, могу отметить, что сочинение в форме дневниковых записей привлекает меня и моих учеников большими композиционными возможностями, определённой свободой выражения мыслей и впечатлений, движением души персонажа. В дневнике освещаются события и факты повседневной жизни, раскрываются характеры людей, выражаются взгляды, впечатления школьников, от лица которых ведется повествование. Таким образом, вся описанная выше работа дает возможность ребятам свободно развиваться, а мне, их учителю, этот процесс контролировать и направлять. Использованная литература: 1. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986 2. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2003 3. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинением нетрадиционных жанров: Пособие для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004 4. Щербакова О.И. Виды сочинение по литературе. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2015


В раздел образования