"Технология развития критического мышления учащихся"
Автор: Куковякина Людмила Михайловна Должность: учитель географии Учебное заведение: Вятский многопрофильный лицей Населённый пункт: г. Вятские Поляны, Кировская область Наименование материала: Мастер – класс Тема: "Технология развития критического мышления учащихся" Раздел: среднее образование
«Технология развития критического мышления учащихся».
612960 г. Вятские Поляны
Кировской области,
средняя муниципальная общеобразовательная школа №4,
с углубленным изучением отдельных предметов
учитель географии высшей категории,
руководитель ГМО
Куковякина Людмила Михайловна.
План мастер – класса.
1. Мотивация выбора темы.
2. Результативность обучения.
3. Перспективы в работе.
4. Литература по теме.
5. Представление технологии.
6. Урок географии в 6 классе. Тема «Ветер».
Мотивация выбора темы.
Ведущей целью своей педагогической деятельности в школе вижу:
● создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность;
● воспитание социально – значимых качеств личности.
Традиционный
урок
–
театр
одного
актера
с
несколькими
статистами,
регулярно
дающими ответы на вопросы учителя. От большей части класса требуется присутствие и
соблюдение
тишины.
В
любом
учебно–воспитательном
процессе
учитель
имеет
дело
с
индивидуальностями,
характеризующимися
различными
склонностями,
способностями,
интересами,
возможностями,
потребностями,
особенностями
темперамента,
свойствами
мышления и памяти. Обучение всех детей по унифицированным программам и методикам не
может обеспечит полноценное развитие каждому ребенку.
Современный урок развивает речевые, мыслительные, творческие, коммуникативные
способности учащихся. Основа формирования человека – это творение, а творение – это жизнь
в полном смысле этого слова. Следовательно, формирование человека начинается с момента его
рождения
и
создания
для
него
творческих
условий.
Эти
условия
должны
быть
индивидуальными и целенаправленными в школе. Обучение с использованием современных
педагогических технологий дает возможность всем учащимся найти свое место в жизни. И в
школе
не
будет
ни
слабых,
ни
сильных,
а
будут
просто
разные
учащиеся
с
разными
способностями, т.е. молодые изобретатели, художники, спортсмены, физики, географы.
Основные идей педагогической деятельности:
1. Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
2. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-
то должно получаться лучше;
3. Неизбежность перемен, завтра все будет лучше, чем вчера.
Результативность работы.
Успеваемость учащихся за 6 лет.
Учебный год Всего «4» и «5» % %
обучалось
качества успеваемости
1998-99 380
170
44,7
100
1999-00 376
176
46,8
100
2000-01
368
180
48,9
100
2001-02
285
149
52,2
100
2002-03 411
283
68,8
100
2003-04
323
201
62,2
100
Развитие учащихся на примере двух классов.
2002-03 2003-04 2002-03 2003-04
классы
диагностика % усп. % кач. диагностика % усп. % кач.
10В
11В творческий 10 100 73,3 творческий 14(18) 100 80
10Д
11Д
творческий 7 100 87,5
-
100 100
Примечание. 1. В 2003-04 учебный год.
2. Диагностика уровня самостоятельной познавательной деятельности.
3.В
2003-04
году
цифра
без
скобки
стартовая
диагностика,
цифра
в
скобке
текущая диагностика.
4.Выделяют
три
уровня
самостоятельной
познавательной
деятельности
творческий, конструктивный, репродуктивный.
Перспективы работы.
Задача каждого учителя научить весь контингент учащихся. Данная задача вступает в
противоречие
с
социально
–
экономическими
и
экологическими
условиями
жизни
детей.
Ослабленное
здоровье,
дискомфорт
в
семье,
как
следствие,
недостаточные
способности
препятствуют легкому и быстрому усвоению материала даже базового уровня. Поэтому свою
задачу
вижу
в
поисках
способов
научения
школьников
географии
в
щадящем
режиме,
с
увлечением.
Решая
эти
задачи
необходимо
выполнять,
в
первую
очередь,
общие
закономерности
процесса
обучения ,
а
во
вторую
–
не
стоять
на
месте,
искать
новые,
эффективные технологии , изучать их и использовать.
Литература по теме.
1.
Шамова «Современные педагогические технологии»
2.
«Современный урок географии» часть 1, 2002 год.
3.
«Современный урок географии» часть 2, выпуск 5, 2001 год
4.
ж. «Химия в школе» №3, 2004 год
5.
ж. «Образование в современной школе» №1, январь 2002 год.
6.
ж. «Образование в современной школе» №11-12, 2000 год.
Представление технологии.
Мышление , вообще говоря, есть речевой процесс.
Джон Б. Уотсон.
« Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь»
Китайская пословица.
Изучение технологии проведем в форме урока в технологии развития критического
мышления.
Это позволит рассказать о технологии, показать, как она работает через вовлечение слушателей-
учителей школ города по разным предметам.
Стадия вызова.
1.Актуализация.
● Что такое педагогическая технология?
● Какие технологии вы знаете?
Есть необходимость их классифицировать, т.е. объединять в группы по каким то признакам.
● Какую классификацию вы можете предложить для педагогических
технологий?
Послушайте, что по этому вопросу пишет современная литература. См. ж «Современный
урок географии», часть 2, 2001 год.
2. Мотивация. Используем методический прием «Мне это пригодиться».
● Где вам может пригодиться изучаемый материал?
Можно использовать прием «Мозговой штурм».
● Запишите все что знаете или думаете, что знаете по теме?
Заполнить первый столбик таблицы.
Знаю, полагаю Хочу знать
Узнал (а)
3.Целеполагание.
Заполните
второй
столбик
таблицы.
Возможно
использование
текста
с
описанием
технологии
(смотри
ниже).
Знакомство
с
литературой
по
технологии
развития
критического мышления.
О технологии развития КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ учащихся.
Проект обучения чтению и письму для
развития критического мышления — проект
сотрудничества учителей, ученых и учеников из многих стран мира. Его с 1996 г. совместно
реализуют
институт
«Открытое
общество»,
Международная
читательская
ассоциация
и
Консорциум гуманной педагогики. В России проект осуществляется институтом «Открытое
общество» с 1997 г. В ходе его реализации обучение прошли учителя из пяти регионов России:
Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары и Санкт-Петербурга. Десятки учителей
уже используют в своей деятельности основы и приемы технологии «Чтение и письмо для
развития критического мышления».
Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции
логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные
результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и
проблемам. Критическое мышление
- это способность ставить новые вопросы,
вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные
решения.
Цель
технологии
–
обеспечить
развитие
критического
мышления
посредством
интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Исходные научные идеи
Критическое мышление:
способствует взаимоуважению партнеров и продуктивному взаимодействию между людьми;
облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
позволяет
учащимся
использовать
свои
знания для наполнения смыслом ситуации с высоким уровнем неопределенности, создавать
базу для новых типов человеческой деятельности.
Эта технология позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их
работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы
учебника, видеофильмы, лекции учителя и т. д.). Мотивацию учащихся к изучению нового
материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному целеполаганию, рефлексии, а также
организуя коллективную, парную и индивидуальную самостоятельную деятельность на уроке.
Использование этой технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности позна-
вательных интересов учащихся, обучать каждого в зоне ближайшего развития.
В соответствии с этой технологией процесс обучения состоит из трех стадий.
Первая
—
стадия
вызова.
На
этой
стадии
урока
необходимо
актуализировать
и
обобщить имеющиеся знания по изучаемой теме, вызвать интерес к ней, мотивировать учащих-
ся к активной учебной деятельности.
На стадии осмысления задачи другие - получение новой информации, ее осмысление и
соотнесение с собственными знаниями.
Заключительная
стадия
— стадия
размышления
и
рефлексии,
подразумевающая
целостное
осмысление,
присвоение
и
обобщение
полученной
информации,
выработку
собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще не познанного — вопросов и
проблем для дальнейшей работы («новый вызов*), анализ всего процесса изучения материала.
Что дает учащимся технология «Чтение и письмо для развития критического мышле-
ния»?
Во - первых, повышается ответственность за качество собственного образования.
Во-вторых, развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большими объемами
информации.
В-
третьих,
-
развиваются
творческие
и
аналитические
способности,
умение
эффективно
работать совместно с другими людьми.
Данная технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть
составлен
интересный,
познавательный
текст.
Возможны
несколько
форм
(стратегий)
применения этой технологии: «Чтение текста с пометками», «Заполнение таблицы ЗХУ (знаю,
хочу узнать, узнал)», «Зигзаг», «Продвинутая лекция».
Теоретические основы технологии критического мышления.
I. Стадия вызова.
Цель - актуализация субъективного опыта.
Ученик сам определяет, что он знает по изучаемой теме.
С
целью
актуализации
знаний
учитель
задает
несколько
вопросов,
фиксирует
воз можные
ответы учащихся на доске без оценивания и комментирования или предлагает им записать их в
своих тетрадях.
• Что вы знаете (или думаете, что знаете) о…?
• Что вы хотели бы узнать о …?
II.
Стадия осмысления
Цель – контакт с новой информацией, поддержание интереса, самоанализ.
Учитель раздает учащимся текст по теме. Это может быть параграф учебника, но лучше
составить его самому. Желательно, чтобы текст был разноуровневый, что позволит реализовать
индивидуальный
подход
к
каждому
учащемуся
и
учесть
профиль
класса
(гуманитарный,
естественно-научный, физико-математический).
Учитель предлагает учащимся в течение 10-15 мин проработать текст, используя специальные
пометки:
V
—
это
я
знаю;
+
—
новая
информация;
-
—
информация,
противоречащая
моим
знаниям; ? — информация требует пояснения; ! - это интересно.
Количество и смысл используемых знаков необходимо заранее оговорить с учащимися.
После этого учащиеся выписывают информацию из текста в таблицу, которая состоит из пяти
столбцов (в соответствии с пятью видами пометок). Это позволяет им проанализировать текст
повторно.
Далее учащиеся в группах обсуждают заполненные таблицы и под руководством учителя
сравнивают содержание таблицы со своими предположениями, сделанными на стадии вызова.
На данной стадии особо важно обратить внимание учащихся на информацию, требующую
пояснения, так как она может инициировать стадию вызова следующего урока или домашнего
задания.
III. Стадия размышления и рефлексии
Цель – сделать новое знание своим.
С целью осмысления и обобщения полученной из текста информации учитель предлагает
учащимся, работая в группах, составить графический организатор - кластер по данной теме.
Технологические приемы:
1.
Работа с текстом, составление инсерта (разметки).
V
—
это
я
знаю;
+
—
новая
информация;
-
—
информация,
противоречащая
моим
знаниям; ? — информация требует пояснения; ! - это интересно.
2.
Маркировочная или классификационная таблица.
3.
Составление кластера (виноградная гроздь). Это коллективная работа.
4.
Сиквейн (пятистишие)
Правило:1-я строчка – существительное (название изучаемого объекта)
2 –я строчка – два прилагательных (описание изучаемого объекта)
3 –я строчка – три глагола (описание изучаемого объекта)
4 –я строчка – крылатая фраза (изречение ученого, народная мудрость, свое
отношение к теме)
5 –я строчка – синоним названия (первого существительного).
5.
Предвосхищение (по кусочку текста предполагают тему).
6.
Высказывания (решить какие из предложенных высказываний правдивы и ложны).
7.
Интервьюирование (сбор информации в форме устного диалога).
8.
Денотатный граф (вычленение из текста существенных признаков понятия). «Золотое
слово».
9.
Мозговой штурм (записать все, что я знаю или думаю по теме).
10.
Тонкие и толстые вопросы (констатирующего характера и на закономерности, причинно-
следственные связи, сравнение и анализ).
11.
Эссе (5минут пишут все, что знают по теме).
12.
Фишбон (рыбья кость).
13.
Рекламный проспект.
14.
Письмо по кругу (все пишут в течение 2-х минут, листочками меняются в группе, на
листочке четыре подчерка).
15.
Незаконченные предложения. – Сегодня на уроке мне удалось…
-
Если бы не было…
-
На мой взгляд…
-
Самым интересным для меня было на уроке…
-
Я думаю, что…
-
Самым трудным для меня было на уроке…
-
Сегодня на уроке я узнал(а)…
16.
«Я», «Мы», «Дело». Предлагаю детям оценить по десяти бальной системе свою работу с
позиции я, мы, дело.
«Я» ● Как я работал?
● Допускал ли ошибки?
я
«Мы» ● Насколько мне помогали одноклассники, учитель?
●Насколько я помогал им?
дело
«Дело» ● Понял ли материал?
мы
● Узнал ли больше?
Этот самоанализ на полях поможет учителю наблюдать динамику развития критического
отношения
учащихся
к
себе
и
окружающим
с
целью
коррекции
собственных
умений.
Заполняется аналогично «розе ветров».
17.
Подведение итогов. Письменный ответ на один из вопросов.
● Самое интересное было…
● Если бы я был учителем…
● У меня все время вертелось в голове…
● Я бы могла, но не спросила…
Можно
рассмотреть
с
двух
точек
зрения.
Первая
-
позитивная,
выявляет
положительные
моменты, вторая - критическая, оценивает отрицательные моменты урока.
18.
Сундук сокровищ. Записывают после изучения большой темы, все что они хотели бы
сохранить в своей реальной жизни.
19.
«Мне
это
пригодиться»
Где
вам
может
пригодиться
изучаемый
сейчас
на
уроке
материал?
20.
«Ступеньки интеллекта» Составление вопросов по теме. Их количество должно быть не
менее пяти. Вопросы, на причинно-следственные связи, оцениваются «отлично». Вопросы
аналитического и сравнительного характера оцениваются «хорошо». Вопросы констатирующего
характера оцениваются «удовлетворительно»
21.
Прием «карусель вопросов». Несколько листочков передаются по классу, желающие
записывают свои вопросы. Учитель зачитывает вопросы и предлагает самостоятельно поискать
на них ответы.
Новый вызов.
В качестве отличительных особенностей технологии «Чтение и письмо для развития
критического
мышления»
следует
отметить
ее универсальный
характер,
что
позволяет
эффективно работать в данном проекте любому учителю-предметнику с учащимися разных
возрастов:
от
младших
школьников
до
студентов
вузов.
Эта
педагогическая
технология
ориентирована на реальную учительскую практику, так как задействует чтение и пись мо -
базовые
процессы
в
любой
образовательной
деятельности.
Она
дает
возможность
одновременного эффективного решения задач обучения и развития , гармоничного сочетания
работы
с
текстом
и
общения
(групповой
работы). Открытость
по
отношению
к
другим
педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, и
ориентация
на
сотрудничество
ученика
и
педагога
в
образовательном
процессе
ставят
технологию
«Чтение
и
письмо
для
развития
критического
мышления»
в
ряд
актуальных
педагогических инноваций.
Стадия осмысления.
4.Изучение нового.
Первичное усвоение знаний . Маркировка или разметка текста (смотри выше) на полях.
V уже знал, я прав; + новое, приращение информации; ? есть вопрос; ! это интересно; – я не
прав, мое мнение было ошибочным.
Вторичное
усвоение.
Составление
маркировочной
таблицы
из
пяти
столбиков,
название
столбиков
условные
значки
из
разметки
текста.
Информация
записывается
одним
словом
(ключевым). В последующем ключевые слова зачитываются и поясняются. При использовании
приема на уроке работу учащихся лучше оценить.
Третичное
усвоение.
Составляем
фишбон.
На
правых
ребрах
рыбьей
кости
описание
технологии (план), а на левых – факты. В хвосте фишбона образное определение изучаемого
объекта. Озвучивается учащимися, дополняется и оценивается учителем
Стадия размышления и рефлексии.
5.Рефлекся . Составление синквейна.
Заполнение третьего столбика таблицы с этапа мотивации.
Прием «карусель вопросов». Несколько листочков передаются по классу, желающие
записывают свои вопросы. Учитель мастер зачитывает вопросы и предлагает самостоятельно
поискать на них ответы. Новый вызов.
6. Домашнее задание. Уважаемые коллеги используйте технологию на своих уроках.
Урок географии в 6 классе по теме «Ветер».
Последний шаг в мастер – классе.
1. Актуализация. – Учитель проверяет готовность к уроку. Сообщает о том что продолжаем
изучать тему атмосфера, а помогать нам будет Сельма Лагерлёф и его «Чудесное путешествие
Нильса с дикими гусями».
- Учитель раздает карточки с заданием.
Восстановите цепочку причинно-следственных связей.
Разный угол падения солнечных лучей;
Солнце;
Разница в нагревании земной поверхности;
Разное давление.
Каково значение атмосферы ? От каких губительных для человеческой жизни явлений
атмосфера предохраняет Землю ? Почему на Луне нет жизни?
Как и почему меняется атмосферное давление с высотой?
Оставшиеся учащиеся класса повторяют понятия, разгадывая геокроссворд, ключевое
слово которого тема урока.
1. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
2. Воздушная оболочка Земли.
3. Прибор для измерения температуры воздуха.
4. Прибор для измерения атмосферного давления.
5. Нижняя часть атмосферы.
Выслушиваются ответы на вопросы карточек.
Учитель зачитывает строчки из сказки С. Лагерлефа:
«Никуда этот дом не годится! – рассердился тролль. – Надо новый строить. Только теперь я буду
умнее. Построю дом поближе к солнцу – пусть оно меня греет».
И тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро
гора из камней поднялась чуть не до самых туч.
«Вот теперь, пожалуй, хватит! – сказал тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине горы.
Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну!»
И тролль полез на гору.
Только что такое!? Чем выше он лезет, тем холоднее становится.
Добрался до вершины.
«Ну, - думает,- отсюда до солнца рукой подать!» Ау самого от холода зуб на зуб не попадает.
Тролль этот был упрямый: если уж ему в голову что западет- ничем не выбьешь. Решил на горе
строить дом – и построил.
Солнце как будто близко, а холод всё равно до костей пробирает.
Так этот глупый тролль и замерз.
«И почему это? – думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. - Наверху ведь в самом деле
ближе к солнцу, а холоднее?»
Дайте ответ на вопрос Нильса.
2. Мотивация. Решите, какие из предложенных высказываний правдивы, а какие лживы.
1.Верно ли утверждение, что ветер образуется потому, что деревья машут ветками, а бабочки и
птицы машут крыльями. Чем сильнее они машут, тем сильнее дует ветер.
2.Верно ли утверждение, что ветер образуется потому, что земная поверхность нагревается
неодинаково, возникает разность атмосферного давления, воздух перемещается из области
высокого атмосферного давления в область низкого атмосферного давления.
Что значат эти ключевые слова? Френсис Бофорт, ураган, тайфун, торнадо, «глаз тайфуна»,
«пчелиные соты», вилли-вилли.
3. Целеполагание . Предложите план изучения темы.
Что бы вы хотели узнать о ветре?
Ваши пожелания я записываю на доске в гластер.
4. Изучение нового материала . Раздаю дополнительный текст.
Открываем параграф учебника.
Изучение ветра.
Рассмотри
нижнюю
строчку
третьего
форзаца
учебника.
Ветер со скоростью 17—24 м/с называется штормовым
и л и штормом ,
более
сильный—свыше
32
м/с—
ураганом .
К р а т ко в р ем е н н ы е
п о р ы в ы
в е т р а ,
достигающие 30—40 и более м/с,— шквалы .
Горизонтальные
перемещения
воздуха (ветер)
направлены
от
областей
повышенного
давления
в
сторону
пониженного .
Изменение
давления на единицу расстояния (за нее принимают
100
км)
называется барическим гра-
диентом . Чем он больше, тем сильнее ветер .
Скорость ветра измеряется в метрах в секунду
(м/с) и в километрах в час (км/ч), а сила ветра выражается в баллах от штиля до урагана (0—12
баллов). Направления и скорости ветра наблюдают на метеостанциях и изображают стрелками-
векторами. По средним многолетним показателям за месяц, сезон, год строится для места
наблюдения
« роза
ветров » , наглядно
показывающая
направление
ветра
по
румбам ,
повторяемость ветров или скорость движения воздуха по определенному румбу.
Движение воздуха называется ветром. Воздух движется от области высокого давления к
низкому. На ветер действуют в нижних слоях сила трения, центробежная и отклоняющая
сила вращения Земли . Скорость ветра выражается в м/с,
км/ч
или
условных
единицах—
баллах,
а
направление,
откуда дует ветер,—по 16 румбам горизонта (С—север,
ССВ—север-северо-восток, СВ—северо-восток, В—восток
и т. п.)
Движения воздуха атмосферы
Ветры
Муссоны
.
В
общую
циркуляцию
атмосферы
входят
и
муссоны, дующие в основном между полюсами высокого давления
—между
30—35°
с.
и
ю.
ш.
Муссон—это
воздушный
поток
устойчивого
направления
в
нижних
слоях
тропосферы,
действующий лишь в пределах основных сезонов года —лета и
зимы. Направление муссонов по этим сезонам года изменяется на
180°
в
соответствии
с изменением
давления
над
океанами
и
материками.
Зимой воздух переносится с материка, где при низких температурах давление высокое, а летом
—с океана на материк, где давление ниже. Дождливый сезон на суше совпадает, таким образом,
с летним муссоном, а сухой— с зимним. Причина смены муссонов в конечном счете— в
различной теплоемкости суши и воды. В океане накапливается за лето много тепла, а зимой
вода отдает его в атмосферу медленно—океан оказывается зимой гораздо теплее остывшей
суши, где давление выше. Возникает поток воздуха на океан. Летом теплее суша и движение
воздуха направлено с океана на сушу. Особенно ясно муссоны выражены в Южной и Юго-
Восточной Азии, Японии, на восточном берегу Азии, постепенно ослабевая к северу. Смена
ветров
приобретает
муссоноподобный
характер (Сахалин, Приморье, побережье Охотского
моря, юг Камчатки).
Местная динамика атмосферы
. Если муссоны, циклоны и антициклоны
охватывают
обширные
территории,
то
есть
виды
движений
воздуха,
проявляющиеся
на
сравнительно
небольших
пространствах.
Рельеф местности
или
неодинаковые
условия
нагревания
и
охлаждения
отдельных
участков
земной
поверхности
вызывают
местную
динамику атмосферы; она выражается местными ветрами. Это, например, сильные, жаркие и
сухие
африканские
ветры,
связанные
с
нагреванием
воздуха
над
пустыней;
в
Алжире—
сирокко, в Аравии—самум, в Египте—хамсин. Когда воздушные течения общей циркуляции
пересекают горные хребты, возникают порывистые ветры, например
фен —сухой и теплый
ветер, дующий временами с гор в долины во всех горных странах. Возникает фен, когда по одну
сторону гор повышенное давление, а по другую—сильно пониженное. Пока воздух течет вверх
по склону, его температура на каждые 100 м подъема понижается на 0,6°, что вызывает
конденсацию водяных паров. При спуске сухого воздуха с хребта его температура повышается
не на 0,6°С на 100 м, а на целый градус. Спустившись, скажем, с высоты в 3000 м, воздух
нагревается на 30ºС. Особенно сильными бывают фёны в Альпах, на Кавказе, в Средней Азии.
Длительность ветра обычно менее суток, но может достигать до 5 суток и более.
Типичны
местные ветры
с суточной сменой направления и небольшой скоростью -
бризы.
Бриз
дует
на побережьях
морей ,
больших
озер
и
водохранилищ. Днем
суша
нагревается быстрее, чем море, и над ней устанавливается более низкое давление, чем над
морем.
Поэтом у дневной
(морской)
бриз
дует
с
моря
на
нагретое
побережье;
ночной
(береговой)—с
охлажденного
побережья
на
море.
Проникает" бриз от береговой линии на десятки километров. Хорошо
выражены эти ветры во время устойчивой антициклональной погоды.
Местные ветры очень большой силы принято
называть бурями. Во
время бури скорость ветра превышает 20 м/с. Обычно бури связаны с
прохождением энергично развивающегося циклона, когда на его окраинах образуется резко
выраженные атмосферные фронты.
Работа ветра
Перемещения воздушных масс и даже сравнительно
несильные,
но
устойчивые ветры
совершают
большую
работу. Следы ее можно наблюдать повсеместно.
С дорог, пашен, лишенных растительности склонов и, в
особенности,
с
оголенных
песков
ветер
поднимает
пыль.
Временами случаются пыльные (черные) бури, когда сильный
ветер поднимает тучи мелкоземлистого материала и песка. Это
бывает обычно весной, когда почва еще не защищена зеленью
всходов,
или
летом
во
время
суховеев—ветров
с
высокой
температурой (20—25°С), возникающих на южных окраинах антициклонов в полупустынях и
степях. Сухой, горячий ветер (самум, хамсин) поднимает в пустынях Северной Африки и
Аравийского полуострова песчаные бури.
Выдувание
и
развевание
ветром
мельчайших
частиц
почвы
или
песка
в
пустынях
называетс я дефляцией. Частицы при этом переносятся на сотни, а то и тысячи километров.
Ветер проникает в пустынях во все трещины горных пород и выносит оттуда выветренный,
рыхлый материал. Песок, с силой бросаемый ветром на скалы, постепенно обтачивает их. Если
они
сложены
породами
различной
прочности,
то
возникают
скалы
причудливых
форм
с
карнизами из более твердых пород и нишами выдувания в более мягких породах. Обтачивание,
истирание, шлифование и высверливание горных пород движущимися массами обломоч-
ного материала, перемещаемого ветром (а также водой, льдом и т. п.), называется корразией.
Особенно большую работу гонимый ветром песок производит в самых нижних, приземных
слоях
воздушного
потока.
Так
возникают
скалы
— останцы
на
относительно
тонких
подставках-ножках;
при
неоднородных
по
прочности
породах—ячеистая
структура,
на-
поминающая пчелиные соты .
Там, где ветер затухает , переносимые им частицы накапливаются,
аккумулируются. На
больших площадях образуются эоловые отложения (эоловые лёссы, пески дюн и барханов и
т. п.). Эоловые пески —это перевеваемые отложения рек, морей, озер и продуктов физического
выветривания.
Более
легкие,
пылеватые
частицы
уносятся
ветром
на
окраины
пустынь
и
дальше—в степные районы и на горные склоны. Скапливаясь, они образуют лёсс —неслоистую,
тонкозернистую, пористую горную породу светло-желтой (палевой) окраски, состоящую из
частиц мельчайшей пыли, глины и песка (кварца) со значительным содержанием карбоната
кальция, с пустотами—ходами червей, животных-землероев и отмерших корней растений. Лёсс
легко растирается пальцами, способен держать вертикальные стенки в обнажениях. На богатых
питательными веществами лёссах развиваются плодородные почвы, например чернозем.
Учащиеся
готовят
рассказ
используя
ключевые
слова
гластера,
учитель
предлагает
рассмотреть рисунки учебника «Муссон», «Бриз», «Роза ветров», рисунки дополнительного
текста
«Глаз
тайфуна»,
карты
атласа,
учебный
фильм
«Тропические
циклоны»,
картины
останцов, отрывок о наступлении бури из сказки Сейма Лагерлефа «Чудесное путешествие
Нильса с дикими гусями».
Отрывок из сказки.
«День для перелета над морем был как нельзя лучше. Легкий ветерок разгонял облака, словно
разгонял птицам дорогу. Только на западе нависла какая-то темная туча, и края ее почти
касались самой воды.
Акка Кнебекайзе давно поглядывала на эту тучу – туча ей не нравилась.
И недаром! Ветер уже не помогал птицам. Он набрасывался на них и резкими толчками
норовил разметать во все стороны их ровный строй.
Начиналась буря. Небо почернело. Волны с ревом накатывали друг на друга.
Понятие причинно-следственные связи закономерности
Сила направление
Понятие причина география
Муссон описание и объяснение
Бриз «Роза ветров»
Факты
Ветер
Изучение
Местные ветры тропические циклоны шкала Френсиса Бофорта приборы
Самум вилли-вилли 1-12 баллов 9 баллов 12 баллов
направление
Фен тайфун «глаз тайфуна» скорость скорость сила
Сирокко торнадо 20-24 м/с 32 м/с скорость
Хамсин смерч (Москва 1984 год) шторм ураган
Буря (20 м/с) Работа ветра предсказание
Дефляция тучи метеостанции предупреждение
Аккумуляция корразия
Лесс дюны барханы останцы (Печеро-Илычский заповедник) «пчелиные соты»
5.
Рефлексия.
1.Использую прием «ступеньки интеллекта». Составьте вопросы по теме.
Отметкой «5» оцениваются вопросы на причинно следственные связи.
верно ли выражение…
установи закономерность…
сформулируй гипотезу…
Отметкой «4» оцениваются вопросы сравнительного и аналитического характера.
Как ……… влияют на силу ветра?
Каковы отличия между….?
Отметкой «3» оцениваются вопросы констатирующего характера.
Что такое ….?
2. Проверка ключевых слов. Предлагаю исправить ошибки, допущенные на этапе мотивации.
3. Использование приема «Я, Мы, Дело», позволяет наблюдать развитие ученика от урока к
уроку, динамику развития критического отношения к себе, корректировать умения.
6.
Домашнее задание . Все ли слова изучены нами?
Найдите новый интересный материал по теме урока.
Поработайте с дополнительными, различными источниками информации.