Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия художественной литературы
Автор: Бойко Светлана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ №13 Населённый пункт: г. Нижнеудинск Иркутской области Наименование материала: статья Тема: Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия художественной литературы Раздел: дошкольное образование
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе
восприятия художественной литературы
Бойко Светлана Анатольевна/Boyko Svetlana Anatolevna – студент
«Иркутского государственного университета» (ФГБОУ ВО «ИГУ»)
Педагогического института, кафедры психологии и педагогики
дошкольного образования.
Аннотация:
В
данной
статье
рассматриваются
возможности
использования
художественной
литературы
как
средства
развития
словаря детей 6-7 лет, раскрываются педагогические условия организации
данной работы.
Ключевые слова: речь, художественная литература, дошкольник.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной
степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого
окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней
его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в
процессе онтогенеза — индивидуальное развитие организма от момента
его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным
развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение
ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и
характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять
патологию речи, необходимо четко представлять весь путь
последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности
этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения
на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в
первые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов,
писателей, философов.
Широкую известность получили труды Ефима Ароновича Аркина (1873 —
1948). Он считал речевое общение детей со взрослыми источником
познания маленьким ребенком окружающего мира. В монографии
«Ребенок от года до четырех лет» (1931), а также в ряде статей Аркин
прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи;
опираясь на труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, объясняет
психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых
реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические
колебания в развитии речи.
Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи
оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867 — 1944),
известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.
Она определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей
в детском саду:
1) развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие
речевого слуха;
2) накопление содержания речи;
3) работа над формой речи, ее структурой.
Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена
стройная система работы над словом.
Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который
позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно
обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и
т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у
детей как одну из важных задач развития речи.
Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь
содержания словарной работы с постепенно развивающимися
возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом,
содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к
другой.
Для того, чтобы развитие и обогащение словаря детей шло успешно,
применяют разнообразные методы и приемы работы. Так, взрослые, читая
ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую
информацию.
В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из
собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит
его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает
рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от реальной
ситуации.
Проблеме развития речи посвящены работы таких исследователей, как
М.С. Соловейчик, А.А. Леонтьев, Львов М.Р., Т.А. Ладыженская, Жинкин
Н.И., С.Л. Рубинштейн и др.
С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения —
выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это
язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является
единством определенной деятельности — общения — и определенного
содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь
— это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для
другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного
отражения действительности, или форма существования мышления[3,
с.702].
Дошкольный этап
Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием
детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении
словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями
речи, постепенно формируются навыки словообразования.
Некоторые авторы выделяют этап детского словотворчества, повышенного
интереса к языковым явлениям и обобщениям (Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин
и др.).
В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление
фонетической стороны речи, умение воспроизводить слоим различной
слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и
возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало
употребительных и чаще всего незнакомых для них слов.
При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного
«поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это
новое слово в самостоятельную речь.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать
собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот
период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное
употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических
категорий. Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм
(играю батиком — играю с братиком; мамой были магазине — с мамой
были в магазине; мяч упал и тоя — мяч упал со стола и т.д.), сокращения и
перестановки Слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск
— это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим
о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в
систематических логопедических занятиях до поступления их в школу.
Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть
развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически
правильно оформленной[2, с.143].
А.Г. Арушанова говорит о том, что яркой характеристикой речи старшего
дошкольника является активное освоение им построения разных типов
текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной,
независимой от наглядно представленной ситуации общения.
Совершенствование грамматического строя происходит в связи с
развитием связной речи[1, с.400].
На шестом году в основном завершается освоение системы языка, но по-
прежнему не усвоены многие единичные традиционные формы. По-
прежнему активно протекает словотворческий процесс, количество
инноваций даже возрастает по сравнению с предыдущей возрастной
группой — встречаются грамматические переборы, «нащупывание»
формы: бровь, бровев, бровей; многочисленные случаи неверной
постановки ударения. Инновации свидетельствуют о том, что ребенок не
воспроизводит готовую форму, а активно самостоятельно ее образовывает.
Шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически
правильного построения развернутых связных высказываний, активного
освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога,
этап формирования грамматически и фонетически правильной речи,
освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова,
звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление
скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и
инициативности в диалоге со взрослым [1, с.401]
Таким образом, в качестве общих закономерностей развития речи ребенка в
старшем дошкольном возрасте можно выделить следующие:
— появление слова как компонента ситуации, рядоположенного другим ее
свойствам. Здесь нельзя еще говорить о формировании семиотической
функции;
— отделение слова от ситуации, начало его функционирования по законам,
присущим знаково-символическим системам. Объективное возникновение
и развитие семиотической функции с сохранением ориентировки на
предметное содержание слова (символическая функция);
— возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем
распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации,
составляющие семиотическую функцию.
Литература
1.
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.
Заведений. 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,
2009. - 400 с.
2.
Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./
Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Яр.: Академия
развития, 2006–143 с.
3.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство
«Питер», 2000 — 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
4.
Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и
подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11.
- с. 8-12.
5.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во
Института Психотерапии, 2008. - 240 с.