Автор: Калашникова Татьяна Игоревна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 17" Населённый пункт: город Усолье-Сибирское, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Письма с фронта. Эпистолярный жанр" Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»
Методическая разработка
урока развития речи в 9 классе
«Письма с фронта. Эпистолярный жанр»
Выполнила:
Калашникова Татьяна Игоревна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 17» г. Усолье-Сибирское
Усолье-Сибирское, 2016
Тема: «Письма с фронта. Эпистолярный жанр»
П р о ш у
т е б я ,
п и ш и
м н е
п и с ь м а !
В наш громкий век им нет цены…
Н. Кузовлёва.
Цель :
п оз н а коми т ь
уч а щ и хс я
с
о с обе н н о с тя ми
э п и с толя рн ого
ж а н р а .
Задачи:
1)
Вспомнить, что такое письмо, определить его жанры, композицию и
правила
написания.
2) Развивать умение правильного обращения в письме, умения выразить свои чувства и
м ы с л и
н а
б у м а г е
3) Познакомить с алгоритмом написания писем.
4) Воспитывать чувство такта, уважения по отношению к адресату.
5) Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим,; чувства патриотизма,
памяти к прошлому своего народа, чувства сострадания и доброты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. О чем он?
Ответы учащихся.
- В рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с
эпистолярным жанром. Что это такое, мы узнаем чуть позже, а сейчас я бы хотела
задать вам очень важный вопрос.
- Зачем нам нужно писать письма?
Ответы учащихся.
- Давайте рассмотрим схему на доске и попытаемся закрепить сказанное. Оформим
логическую цепочку в виде предложения, которое и будет кратким ответом на вопрос,
поставленный в теме урока.
ПИСЬМО (что сделало?)
ВОЗНИКЛО (как?)
ИЗ ПОТРЕБНОСТИ
(какой?) (какой?)
ОБЩАТЬСЯ НА РАССТОЯНИИ
ЗАКРЕПЛЯТЬ ДОСТИЖЕНИЯ
ЛЮДЕЙ
Письмо возникло из потребности общаться на расстоянии и закреплять
достижения людей.
- Что такое эпистолярный жанр?
Словарная работа.
Записать в тетрадь:
Эпистола,-ы,ж.( греч. посылаю,отправляю).Письмо, послание
Эпистолярный,-ая (фр < греч. — см. эпистола]. 1. Относящийся к частной переписке,
письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки. Э. роман
(роман в письмах).
Адресат – тот, кому адресовано письмо.
Адресант – тот, кто пишет письмо.
- Подумаем, для чего мы пишем письма (какие коммуникативные задачи ставим перед
собой и стремимся решить при общении с другими людьми?)
Сообщить, оповестить;
Поздравить;
Извиниться;
Поделиться чувствами, впечатлениями;
Поблагодарить и т. д.
Сообщение ученика.
Эпистолярный жанр
Издавна люди обменивались информацией, и большую помощь им в этом оказывал
эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание), то есть жанр письма. Одно из
трёх лексических значений слова «письмо», данное в «Толковом словаре русского языка»
С.И.Ожегова,- «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь».
Эпистолярный
жанр
возник
во
времена
античности.
Эпистолярное
наследие
Цицерона
огромно:
до
нас
дошло
около
800
его
писем.
Он
же
вводит
троякую
классификацию писем: по их тону – интимные и предназначенные для публичных чтений;
по отношению автора письма к адресату – официальные и личные; по содержанию –
простые уведомления, дружеские, шутливые и нестрогие, серьезные и грустные.
Эпистолярное искусство существует с древних времен. В форме писем сочинялись
целые романы, стихи, философские трактаты, памфлеты.
На Руси эпистолярный стиль был известен с древнейших времён. Грамотность
была
широко
распространена.
Берестяная
грамота
—
подлинно
всенародная
корреспонденция.
Здесь
и
частные
письма
с
бытовыми
и
деловыми
вопросами,
и
хозяйственные документы, и жалобы, адресованные правительству, и школьные записи, и
шуточные тексты.
Широкое распространение эпистолярный жанр получил в 18 веке. В это время
появляются
сборники
образцов
эпистолярного
стиля:
"Приклады,
како
пишутся
комплементы
разные",
"Письмовник"
Н.Г.
Курганова.
Эпистолярным
жанром
пользовались Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Фонвизин, Державин. В 70 годах 18
в. наступает эпоха расцвета журналистики. В сатирических журналах появляется большое
количество "писем с мест", корреспонденций, представляющих собой наблюдения над
дурными нравами крепостничества и канцелярско-чиновничьими, их обличение.
Путем переписки происходит общение в письменной форме. Это накладывает
особый
отпечаток
на
эпистолярный
жанр,
определяя
его
форму
и
содержание.
Так,
однонаправленность
общения
требует
обдумывания,
даже
подготовки
текста,
чтобы
сделать
его
ясным,
исчерпывающим,
полным
и
предвосхитить
возможные
вопросы,
уточнения, исключить непонимание либо инотолкование. Достигается это сравнительной
полнотой
языковых
конструкций,
развернутостью
и
последовательностью
изложения,
свойственными монологической речи.
В то же время наличие адресата и ожидание ответа либо действия, поступка
обусловливает
появление
признаков,
присущих
диалогу,
в
виде
обращения,
вопроса,
напоминания, описания жеста (обнимаю, жму руку и т.д.). Таким образом, в текстах
эпистолярного жанра сочетаются элементы монолога и диалога. Однако наряду с этим
выражается мнение, что через письма осуществляется монологическое общение.
- Обратите внимание на эпиграф еще раз и подумайте, правильно ли вы ответили
на вопрос в начале урока.
- Скажите, а чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным
звонкам? (Им
не
хватает
теплоты,
душевности,
ведь
когда
читаешь
письмо,
словно
разговариваешь с близким тебе человеком).
С
развитием
техники
люди
разучились
писать
письма.
Конечно,
легче
позвонить
или
отправить
SMS
или
факс.
Скажите,
а
что
такое
“письмо”?
Давайте
посмотрим словарь Ожегова и зачитаем:
1.
Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.
2.
Умение писать.
3.
Система графических знаков для передачи, запечатления речи.
- Скажите, как вы понимаете эти строки?
«Мы не слышали залпы орудий,
Не вдыхали кровавую пыль,
Только сердце всегда будет помнить,
Подвиг тех, кто врага победил».
Ответы учащихся.
- С каждым годом время все дальше и дальше отделяет нас от тех дней, когда наш
народ героически сражался за Родину. О цене этой победы говорить не приходится.
Тысячи жизней, тысячи судеб искалечила война. Вечная память – это то немногое, что
мы можем сохранить, отдавая дань событиям того времени.
Сегодня мы рассмотрим на уроке письма с фронта. На фронте, там, где ведутся
боевые
действия,
опасно,
страшно.
И
конечно,
бойцам
хочется
поделиться
своими
переживаниями с близкими людьми: они пишут письма родным, близким людям.
Устная работа над репродукцией картины.
-
Рассмотрим
репродукцию
картины
художника
Лактионова
Александра
Ивановича
«Письмо с фронта». Когда происходят действия, изображенные на картине? Можете
ли вы точно дать название войны? Какие детали указываю на это?
- 71 год назад закончилась страшная Великая Отечественная война, но память об этих
трагических событиях никогда не сотрется в памяти народа, сохранится в книгах,
картинах, документах, письмах…
- Как вы думаете, какое письмо получили герои, изображенные на картине? Грустное или
радостное? Почему вы так решили?
Ответы учащихся.
- Как вы думаете, письмо пишется по определенному алгоритму или в свободной форме?
Ответы учащихся.
- А теперь давайте познакомимся с алгоритмом написания письма.
Алгоритм написания письма.
1) Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
2) Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
3) Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
4) Подпись. Дата.
Ученик читает наизусть стихотворение «Письма с фронта» Людмилы Кириевской,
которое она посвящает всем, кто воевал с фашизмом.
"Я пишу тебе с фронта, родная.
Поклонись от меня землякам...
Пусть они, как и ты, в меня верят и знают,
Я землю врагу не отдам.
Нам порою приходится туго,
но спасибо счастливой судьбе:
я живой, дорогая подруга,
и того же желаю тебе!
Ты не взыщи, мне разреши
выпить горьких сто грамм фронтовых...
Если убьют в жарком бою,
значит, будешь ты жить за двоих..."
"Здравствуй, папка! Мне ночью не спится!
По ночам мы объекты бомбим.
Называют ночными нас ведьмами фрицы,
И спуску мы им не дадим!
Мы совсем позабыли про платья.
Все война изменила в судьбе.
Ты прости, что я в военкомате
лишний год приписала себе!..
Славит молва наши У-2.
Свято веру в победу храня,
Смерти в бою я не боюсь -
Пусть фашисты боятся меня!.."
"Тает сизый дымок самокрутки,
На нейтральной пока тишина.
И мечтают солдаты в такие минутки,
что кончится скоро война...
А вчера к нам прибился парнишка,
из сожженной деревни пришел.
Поцелуй, дорогая, сынишку:
верьте мне, будет все хорошо!
В дальнем краю, в милом краю,
мы успеем с тобой постареть...
Фрицев добьем и допоем
Все, что мы не успели допеть!.."
Так летят, словно вещие птицы,
Наши письма сквозь пули и дым.
В треугольниках серых, как сердце, стучится
Надежда, что мы победим!
Этих птиц не подбить "мессерами",
"Фердинандами" не расстрелять!
Эти письма, как вечную память,
Как молитву мы будем читать.
Звезды взойдут. Майский салют
Над истерзанной грянет страной.
Кончится ад... Тихо солдат
Постучится в родное окно.
- В этом стихотворении есть замечательный строки.
Так летят, словно вещие птицы ,
Наши письма сквозь пули и дым.
В треугольниках серых, как сердце, стучится
Надежда, что мы победим!
Этих птиц не подбить "мессерами",
"Фердинандами" не расстрелять!
Эти письма, как вечную память,
Как молитву мы будем читать.
- Как вы их понимаете? Какую роль играли письма в годы ВОв?
- Возможно, если бы не эти письма, у родных и близких не осталось бы никакой памяти о
тех солдатах, сыновьях, отцах, братьях, которые достойно пали на полях сражения за
нашу Родину.
-
Я хочу показать вам письма, пришедшие с фронта и хранящиеся в краеведческом музее.
- А теперь рассмотрим еще одно письмо, которое написала ваша одноклассница,
Мартынова Надежда. Это письмо нетрадиционно тем, что написано оно не живому
человеку, а умершим, покойным родителям от дочери, которой невыносимо тяжело на
войне и живет она только мыслями о том, что ее мама и папа на небесах будут
гордиться стойкостью и отвагой маленькой девочки.
Мартынова Надежда (МБОУ «СОШ № 17», 9 класс «б»)
«Письмо на небеса…»
«Здравствуй, мой дорогой папа. Сегодня я была очень смелой. Я
как обычно
работала за машинкой и шила нашим солдатам штаны. Всё было спокойно, мы распевали
песни, чтобы работа была веселее, несмотря на нагнетающие события войны, иногда
переговаривались,
всё
было
уютно
и
хорошо,
но
неожиданно
в
мгновение
ока
всё
переменилось. В наш цех по пошиву одежды нашим солдатам ворвалось пятеро солдат
немецких войск. Всё было прервано: веселье, пение, разговоры, спокойствие, уют. Всё
попросту улетучилось. На смену этому пришёл ужас, смятение, страх и самое страшное –
потерянность. Начались крики и беготня. Все хотели спастись. Я же не стала убегать, я
спряталась за ткани, стоящие поодаль меня. Немецкие солдаты начали стрелять из своих
автоматов прямо по женщинам, с которыми я работала.
Пап, зачем они так? Ведь эти женщины ничего плохого им не сделали… они просто
работали, помогая людям…Никогда не забуду эти ужасные картины: ужасающие вопли,
окровавленные ткани одежд, которые были на женщинах, лица, полные отчаянья и ужаса.
Трое немецких солдат схватили пятерых убегающих женщин и стали им угрожать.
По-видимому, они хотели их взять их в «заложники» и привести к себе, чтобы те шили им
одежду. Я подумала, что я не должна оставаться в стороне, я должна помочь им, ведь их
могут, в конечном итоге, потом убить. Я знала, где лежит пистолет. Он был не далеко от
меня. Это был большой риск - доползти до этого пистолета, но меня это не остановило.
Тем более, те двое, что палили без разбора, ушли в другой отсек, в котором никого не
было. Я чувствовала, что это мой долг, спасти тех пятерых женщин, которые ни в чём не
виновны и могут понести смерть попросту. Я легла на пол и начала ползти по-пластунски,
чтобы меня никто не заметил. Когда я доползла, то взяла пистолет. В этот момент мне
стало очень страшно. Я не хотела быть, как те, кто стреляет по людям. Я не хотела
становиться убийцей. Немного подумав, я поняла, это необходимо, ведь если этого не
сделаю я, этого не сделает никто. Если я не смогла помочь тем, кто лежит мёртвым на
полу, то я должна была помочь другим, тем, кто ещё жив. Я привстала из-за своего
укрытия и нацелилась на одного из немецких солдат. Я разозлилась на то, что они убивают
невиновных и выстрелила. Пуля попала. Женщины начали кричать. Двое, что стояли возле
него, что-то начали кричать на немецком. В их лицах я увидела недоумение. Они начали
палить по сторонам. Я воспользовалась этим и выстрелила ещё в одного. Тот тоже был
ранен. Потом я кинула пистолет и с криком бросилась на последнего. Он хотел выстрелить
в меня, но не успел. Я вонзила в него нож. Я потянула женщин к заднему входу. Мы
бежали, что было сил. Мы спаслись. Я спасла их.
Я поступала правильно, убив плохих людей и спася хороших? Я же не убийца, пап?
Верно? Надеюсь, это действительно так…
Когда всё это происходило, мне казалось, что это вечность, на сам же деле это не заняло
больше мину трёх, наверное.
Пап, мне было очень страшно, я так боялась умереть.
Пап, почему люди воюют? Почему люди убивают друг друга просто так? Зачем вся
эта война? Я так устала смотреть на то, как проливается кровь. Я видела кучу смертей.
Сначала я плакала, и мне было больно, когда убивали кого-то, но теперь я уже привыкла к
этому. Это ужасно, папочка. Я так хотела закончить школу, и стать врачом, чтобы лечить
вас с мамой, чтобы вы жили всегда. Но теперь мне стало некого лечить. Я очень скучаю по
тебе и маме. У меня всегда с собой в кармашке лежит ваша фотография. Когда я смотрю на
неё, я вспоминаю твои слова: «Что бы ни случилось, помни: наша семья никогда не
сдаётся, Леночка». Когда мне становится грустно и одиноко, твои слова ободряют меня. Я
всё ещё хочу стать врачом, несмотря на то, что вы с мамой мертвы, ведь ты сказал мне, что
у меня всё получится.
Я надеюсь, что ты будешь годиться мной, когда узнаешь, какой я была
смелой. Я знаю, что тебя уже давно нет в живых, но я буду надеяться на то, что твоя душа
всегда со мной и ты сможешь прочесть это. Я очень сильно люблю тебя, мой дорогой
папочка. Я всегда буду оставаться смелой и никогда не сдаваться, для вас с мамой, чтобы
вы всегда гордились мной. Я очень надеюсь что там, на небесах, вы снова с мамой вместе,
ведь вы очень любите друг друга. Передавай маме привет от меня и скажи, что я очень
скучаю по ней».
Ваша дочка. 20 августа 1941 год.
- Как вы считаете, все ли этапы написания письма соблюдены в этом тексте?
Ответы учащихся.
- Научил ли вас чему-нибудь наш сегодняшний урок? Чему?
- А теперь я предлагаю прослушать музыкальную композицию «Письмо с фронта» в
исполнении Маргариты Куприян.
Домашнее задание: 1)проанализировать стихотворение Сухаревой Р. И Шалабан Т.
«Письмо с фронта в стихах» с точки зрения композиции и содержания.
«Письмо с фронта в стихах»
Здравствуй, дорогая мама!
С фронта шлю тебе письмо,
Очень-очень я надеюсь,
Что получишь ты его.
Треугольник долгожданный
Облетит весь шар земной
С фронта весточку от сына
Принесет оно домой.
В час затишья, после боя
Вспоминаю дом родной,
Где когда то вечерами
Собирались всей семьей.
Сообщаю, дорогая:
У меня все хорошо,
Перед боем отдыхаю
И решил послать письмо.
Много, мамочка родная
Повидал я городов.
И везде народ советский
Беспощадно бьет врагов.
Не сломает враг коварный
Волю преданных людей
Защитит советский воин
Дедов, бабушек, детей.
Ненавидят оккупантов
Стар и млад земли родной,
Помогая партизанам,
Все рискуют головой.
За меня ты не волнуйся
И горячих слез не лей.
Перебьем врагов немецких
И вернусь к тебе домой.
До свиданья, моя мама,
Жди меня, вернусь весной
Под цветущею сиренью
Мы обнимемся с тобой.
Будем долгими ночами
Разговаривать с тобой.
Нам никто не помешает,
Не нарушит наш покой.
2) Написать письмо своим близким, представив, что вы участник ВОВ.
- Спасибо за урок. До свидания!