Автор: Лапицкая Людмила Егоровна Должность: учитель истории Учебное заведение: КГОАУ "школа космонавтики" Населённый пункт: г. Железногорск Красноярского края Наименование материала: методическая разработка Тема: Внешняя политика СССР в 1953-1964 году Раздел: полное образование
Краевое государственное общеобразовательное
автономное учреждение «Краевая
общеобразовательная школа-интернат
среднего (полного) общего образования
по работе с одаренными детьми
«ШКОЛА КОСМОНАВТИКИ»
Методическая разработка урока
«Внешняя политика СССР в 53-64году»
11 класс
г. Железногорск
2016год
1
Лапицкая Л.Е . методическая разработка урока « Внешняя политика СССР
в 53-64году ». – г. Железногорск, 2015г.
В данной методической разработке представлены рекомендации по проведению урока в
свете требований ФГОС, представлена новая структура урока, новые приемы работы с
учащимися,
основанные
на
современных
технологиях.
Учитель
найдет
здесь
пример
технологической карты и конструктора урока.
2
Технологическая карта урока по учебному предмету история в 11-ом
классе на тему «Внешняя политика СССР в 53 -64г»
Тип урока:
Урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Личностное
развитие:1)ценностно-
смысловые
компетенции.
Эти
цели
реализуются
во
время
оценки
ответа.
Ученики должны выбрать свою позицию,
уметь
ее
отстоять,
брать
на
себя
ответственность за выбранную позицию.
2)
Коммуникативные
компетенции:
корректно
вести
учебный
диалог,
во
время оценки ответа. Прислушиваться к
замечаниям
одноклассников.
Давать
возможность товарищам высказаться до
конца,
не
перебивать
отвечающего
ученика.
Работать
в
группе
(при
выполнении задания на поиск наглядного
материала).
3)
Информационные
компетенции:
о в л а д е в ат ь
н а в ы к а м и
р а б о т ы
с
учебником,
документами
картами,
ресурсами
Интернет.
самостоятельно
извлекать
информацию,
необходимую,
для решения задач (при изучении нового
материала).
4)
Обучающие
цели:
А)
Ум ение
самостоятельно
сформулировать
тему
урока и цель работы.
Б) Организовать
самостоятельное выполнение работы.
В)
Самостоятельно
формулировать
проблемы
и
предлагать
с п о с о б ы
решения.
Г) Готовить наглядный материал в виде
таблиц,
фотографий.
(Для
оформления
доски при изучении нового материала)
Д) Формулировать выводы, использовать
знания в новых условиях
Е )
В ы с т у п а т ь
у с т н о ,
в л а д е т ь
монологической речью
Планируемые образовательные
результаты (личностные,
Личностное развитие : Ученики
должны выбрать свою позицию, уметь ее
3
метапредметные, предметные):
отстоять, брать на себя ответственность
за выбранную позицию.
Учебно-познавательные компетенции:
уметь анализировать учебного
материала, умение формулировать
выводы. Уметь выделять главное, уметь
устанавливать причинно-следственные
связи.
Коммуникативные компетенции: уметь
представлять свою группу, владеть
способами совместной деятельности,
умение задать вопрос, дать оценку
работы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ :Уметь
организовать учебное сотрудничество и
деятельность в группе, уметь
самостоятельно планировать
деятельность в группе, уметь определять
понятия, создавать обобщения,
использование ИКТ-технологий, владеть
монологической речью.
Предметные : знать факты улучшения
отношений между странами, приводить
доводы о возможности войны, уметь
работать с понятиями работать с
учебником, обобщать исторический
материал, работать с историческими
картами
.
Оборудование:
Интерактивная доска, карты, портреты
политических лидеров.
Образовательные ресурсы:
Методы
Метод обучения – руководство,
практический,
метод организации деятельности –
упражнение и поручение
Метод формирования сознания -
инструктаж
Метод стимулирования – соревнование.
Информационно поисковые методы.
используются наглядно –образные
методы
Рефлексивный метод: какие понятия я
4
должен знать.
наглядно-словесные методы.
Приемы
Нестандартный
вход
в
урок, Учебный
мозговой
штурм, Прием
Фишбоул, Прием
«Пресс
–
конференция,
Обсуждение
домашнего задания, Свободный микрофон
Конструктор урока
Этапы урока
приемы
1.
Начало урока
мотивация
Нестандартный вход в урок
2.
Актуализа-ция
и
фиксирова-ние
индивиду-
ального затруднения
Выдвижение проблемы
3.
выявление места и причин затруднения
Учебный мозговой штурм
4.
Построение
проекта
выхода
из
затруднения
Прием Фишбоул
5
5.
Реализации построен-ного проекта
Прием «Пресс – конференция,
6.
Первичного закрепления
Обсуждение домашнего задания,
Динамич-
ная пауза
Упражнение
на
развитие
мелкой
моторики.
Пальцы
каждой
руки
попеременно
соединяют
с
большим
палцем – «колечки».
7
С а м о с т о я - т е л ь н о й
р а б о т ы
с
самопроверкой по эталону
Работа с понятиями
8
Включения в систему знаний
9
Рефлексии
эмоциональной
Свободный микрофон
Домашнее задание
домашнее задание по выбору
Цели урока:
Личностное
развитие:1)ценностно-смысловые
компетенции.
Эти
цели
реализуются
во
время
оценки
ответа.
Ученики
должны
выбрать
свою
позицию, уметь ее отстоять, брать на себя ответственность за выбранную
позицию.
2)
Коммуникативные
компетенции:
корректно
вести
учебный
диалог,
во
время оценки ответа. Прислушиваться к замечаниям одноклассников. Давать
возможность товарищам высказаться до конца, не перебивать отвечающего
ученика. Работать в группе (при выполнении задания на поиск наглядного
материала).
3) Информационные компетенции: овладевать навыками работы с учебником,
документами
картами,
ресурсами
Интернет.
самостоятельно
извлекать
информацию,
необходимую,
для
решения
задач
(при
изучении
нового
материала).
4) Обучающие цели: А) Умение самостоятельно сформулировать тему урока
и цель работы. Б) Организовать самостоятельное выполнение работы.
В) Самостоятельно формулировать проблемы и предлагать способы решения.
6
Г)
Готовить
наглядный
материал
в
виде
таблиц,
фотографий.
(Для
оформления доски при изучении нового материала)
Д) Формулировать выводы, использовать знания в новых условиях
Е) Выступать устно, владеть монологической речью
Тема урока в 11 классе: «Внешняя политика СССР в 53 -64г».
Этап урока мотивация. Прием «Нестандартный вход в урок».
Сообщается противоречивая информация, которая требует разрешения в ходе
урока.
Этот период вошел в историю как период оттепели, а на эстрадах куплетисты
пели:
Господа должны учесть –
У нас для них ракеты есть
Сто миллионов тонн тротила,
Чтобы кондрашка их хватила.
Обсуждаем
противоречие,
заложенное
в
сообщенной
информации
и
формулируем проблему
Этап
актуализации. Совместно
с
учениками
формулируем
проблему:
возможно ли скатывание международных отношений в этот период к войне
или было больше условий для сохранения мира
Этап урока выявление мест и причин затруднений. Прием «Учебный
мозговой штурм».
Решение организуется в форме учебного мозгового штурма.
ТЕХНОЛОГИЯ
Штурм проводится в группах, численностью 3-4 учащихся.
1.
Группу
перед
штурмом
инструктируют.
Главное
–
НИКАКОЙ
КРИТИКИ!
Выбирается
ведущий
и
секретарь.
Ведущий
следит
за
выполнением
правил
штурма,
секретарь
фиксирует
идеи.
2.
Проводится
уточнение
проблемы,
которую
надо
решить
3.
Определяется время на первый этап (до 20 мин.).
I этап: Создание банка идей для решения проблемы. Находят аргументы для
подтверждения мысли, что возможна была новая война и самый яркий аргумент
– Карибский кризис. Также готовят аргументы для подтверждения реализации
идей разрядки
7
II этап: Анализ идей.
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера,
который
рассказывает
о
них
классу.
В
некоторых
случаях
целью
группы
является поиск как можно большего числа аргументов, и тогда спикер может
огласить все идеи.
Этап построение проекта выхода из затруднений.
Начинают
работу
с
учебником,
ресурсами
Интернет
и
др.
отбирают
фактический материал.
Прием Фишбоул
Голова рыбы вопрос: война или мир? Косточки верх – война: планы США
по бомбардировке городов СССР (в 48г- 70гор., в 56г – 2997гор., в 59г. –
20тыс), ускорилось формирование блоков СЕАТО (54), Багдадский пакт (55),
ФРГ
приняли
в
НАТО,
СССР
и
соцстраны
в
ответ
создают
ОВД,
,
подавление выступлений в ГДР (53), в Польше и Венгрии (56), В 61 г. -
Хрущев
говорит
о
политике
с
позиции
силы,
англо-франко-израильская
агрессия против Египта, стремление СССР распространить свое влияние на
страны «Третьего мира», Берлинский кризис 61года, создание берлинской
стены, Карибский кризис.
Косточки снизу – мир: отказ от требования к Турции режима совместной
обороны,
СССР
в
одностороннем
порядке
сокращает
численность
своих
вооруженных
сил,
ослаблена
политика
плотной
опеки,
патернализма
в
отношении соцстран, восстановление отношений с Югославией, мораторий
СССР на испытания ядерного оружия (58), договор о запрещении испытаний
в трех средах (63г.)
Ответ – мир балансировал на грани войны.
Этап построения проекта
Прием «Пресс – конференция».
Учитель: После завершения визита советского лидера Н.С.Хрущева
1959
году
в
США
проведены
встречи
руководителей
государств
с
журналистами.
Встреча
Хрущева
в
Москве
и
встреча
Эйзенхауэра
в
8
Вашингтоне.
Вы
приглашаетесь
на
встречу
в
качестве
советских
и
американских журналистов. Класс делиться на две группы. Одна группа
участвует в конференции в Москве, другая в Вашингтоне
Заранее рассказать ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными,
расширяющими знания или развивающими.
Репродуктивные
вопросы неинтересны.
Ответ
на
них
–
повторение
уже
известного.
Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое, но не претендуют на
значительное усложнение знания.
Развивающие
вопросы вскрывают
суть,
обобщают,
содержат
в
себе
исследовательское начало.
Самые
интересные
вопросы
и
ответы
будут
опубликованы
в
ведущих
изданиях СССР газете «Правда» и «Известия».
Возможные вопросы:
Президенту США Эйзенхауэру
1.
почему вы
не идете на сокращение вооруженных сил, ведь СССР
сократил свою армию на 2,2 млн. человек.
2.
если русские столь коварны и уважают только силу, то почему они по
собственной воли
позволили объединиться Австрии, ушли оттуда,
покинули Румынию, передали финнам и Китаю базы в Порт-Артуре и
Ханко?
3.
можно ли остановить гонку вооружений.
4.
как
вы
расцениваете
предоставление
СССР
кредитов
20
странам
мира: Латинской Америки, Индии, Индонезии, Ираку, Гане, Мали
5.
как вы в целом оцениваете политику СССР
Хрущеву:
1.
Что
означает
ваше
выражение,
что
вы
строите
отношения
с
дружественными странами по принципу «старшего брата».
2.
С вашей точки зрения, можно ли остановить гонку вооружений.
3.
считаете ли вы возможным продолжения сотрудничества СССР и
США, что еще мешает развитию отношений.
4.
американский
журналист:
«планируете
ли
вы
еще
один
визит
в
Югославию»?
5.
почему
вы
предлагаете
изменить
статус
Западного
Берлина
и
согласен ли с вашим предложением Эйзенхауэр?
Этап первичного закрепления. Прием «Обсуждение домашнего задания».
Учитель,
вместе
с
учащимися
обсуждает
вопрос:
каким
должно
быть
домашнее
задание,
чтобы
новый
материал
был
качественно
закреплён.
Выделяют учебные блоки, которые надо знать: 1-й улучшение отношений
между двумя сверхдержавами, 2-й - обострение «холодной войны». 3-й -
возможность войны.
9
Этап.
Самостоятельной
работы
с
самопроверкой
по
эталону
Прием
«Работа с понятиями».
Проверяют свои записи в тетради и понятиями выписанные на доске. Все ли
понятия темы отмечены учениками? Понятия: оттепель, принцип мирного
сосуществования,
военные
блоки,
политика
с
позиции
силы,
гонка
вооружений,
интернациональная
помощь,
берлинская
стена,
патернализм,
Карибский кризис.
Этап
эмоциональной
рефлексии.
Прием
«Свободный
микрофон».
Объявляю, что в классе работает микрофон и каждый может высказаться. На
доске список тем, по поводу которых можно высказаться.
На уроке меня удивило…
После урока я расскажу своим друзьям …
Лучше всех на уроке работал…
Этап домашнее задание по выбору учащихся.
10