Напоминание

Внешняя политика СССР в 1953-1964 году


Автор: Лапицкая Людмила Егоровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: КГОАУ "школа космонавтики"
Населённый пункт: г. Железногорск Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внешняя политика СССР в 1953-1964 году
Раздел: полное образование





Назад




Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение «Краевая общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования по работе с одаренными детьми «ШКОЛА КОСМОНАВТИКИ»


Методическая разработка урока

«Внешняя политика СССР в 53-64году»

11 класс

г. Железногорск

2016год
1

Лапицкая Л.Е
. методическая разработка урока «
Внешняя политика СССР

в 53-64году
». – г. Железногорск, 2015г. В данной методической разработке представлены рекомендации по проведению урока в свете требований ФГОС, представлена новая структура урока, новые приемы работы с учащимися, основанные на современных технологиях. Учитель найдет здесь пример технологической карты и конструктора урока. 2

Технологическая карта урока по учебному предмету история в 11-ом

классе на тему «Внешняя политика СССР в 53 -64г»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цели урока: Личностное развитие:1)ценностно- смысловые компетенции. Эти цели реализуются во время оценки ответа. Ученики должны выбрать свою позицию, уметь ее отстоять, брать на себя ответственность за выбранную позицию. 2) Коммуникативные компетенции: корректно вести учебный диалог, во время оценки ответа. Прислушиваться к замечаниям одноклассников. Давать возможность товарищам высказаться до конца, не перебивать отвечающего ученика. Работать в группе (при выполнении задания на поиск наглядного материала). 3) Информационные компетенции: о в л а д е в ат ь н а в ы к а м и р а б о т ы с учебником, документами картами, ресурсами Интернет. самостоятельно извлекать информацию, необходимую, для решения задач (при изучении нового материала). 4) Обучающие цели: А) Ум ение самостоятельно сформулировать тему урока и цель работы. Б) Организовать самостоятельное выполнение работы. В) Самостоятельно формулировать проблемы и предлагать с п о с о б ы решения. Г) Готовить наглядный материал в виде таблиц, фотографий. (Для оформления доски при изучении нового материала) Д) Формулировать выводы, использовать знания в новых условиях Е ) В ы с т у п а т ь у с т н о , в л а д е т ь монологической речью Планируемые образовательные результаты (личностные,
Личностное развитие
: Ученики должны выбрать свою позицию, уметь ее 3
метапредметные, предметные): отстоять, брать на себя ответственность за выбранную позицию. Учебно-познавательные компетенции: уметь анализировать учебного материала, умение формулировать выводы. Уметь выделять главное, уметь устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные компетенции: уметь представлять свою группу, владеть способами совместной деятельности, умение задать вопрос, дать оценку работы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
:Уметь организовать учебное сотрудничество и деятельность в группе, уметь самостоятельно планировать деятельность в группе, уметь определять понятия, создавать обобщения, использование ИКТ-технологий, владеть монологической речью.
Предметные
: знать факты улучшения отношений между странами, приводить доводы о возможности войны, уметь работать с понятиями работать с учебником, обобщать исторический материал, работать с историческими картами . Оборудование: Интерактивная доска, карты, портреты политических лидеров. Образовательные ресурсы: Методы
Метод обучения
– руководство, практический,
метод организации деятельности –
упражнение и поручение
Метод формирования сознания -
инструктаж
Метод стимулирования
– соревнование.
Информационно поисковые методы.
используются наглядно –образные методы Рефлексивный метод:
какие понятия я
4

должен знать.

наглядно-словесные методы.
Приемы Нестандартный вход в урок, Учебный мозговой штурм, Прием Фишбоул, Прием «Пресс – конференция, Обсуждение домашнего задания, Свободный микрофон
Конструктор урока
Этапы урока приемы
1.
Начало урока мотивация Нестандартный вход в урок
2.
Актуализа-ция и фиксирова-ние индивиду- ального затруднения Выдвижение проблемы
3.
выявление места и причин затруднения Учебный мозговой штурм
4.
Построение проекта выхода из затруднения Прием Фишбоул 5

5.
Реализации построен-ного проекта Прием «Пресс – конференция,
6.
Первичного закрепления Обсуждение домашнего задания, Динамич- ная пауза Упражнение на развитие мелкой моторики. Пальцы каждой руки попеременно соединяют с большим палцем – «колечки».
7
С а м о с т о я - т е л ь н о й р а б о т ы с самопроверкой по эталону Работа с понятиями
8
Включения в систему знаний
9
Рефлексии эмоциональной Свободный микрофон Домашнее задание домашнее задание по выбору
Цели урока:
Личностное развитие:1)ценностно-смысловые компетенции. Эти цели реализуются во время оценки ответа. Ученики должны выбрать свою позицию, уметь ее отстоять, брать на себя ответственность за выбранную позицию. 2) Коммуникативные компетенции: корректно вести учебный диалог, во время оценки ответа. Прислушиваться к замечаниям одноклассников. Давать возможность товарищам высказаться до конца, не перебивать отвечающего ученика. Работать в группе (при выполнении задания на поиск наглядного материала). 3) Информационные компетенции: овладевать навыками работы с учебником, документами картами, ресурсами Интернет. самостоятельно извлекать информацию, необходимую, для решения задач (при изучении нового материала). 4) Обучающие цели: А) Умение самостоятельно сформулировать тему урока и цель работы. Б) Организовать самостоятельное выполнение работы. В) Самостоятельно формулировать проблемы и предлагать способы решения. 6
Г) Готовить наглядный материал в виде таблиц, фотографий. (Для оформления доски при изучении нового материала) Д) Формулировать выводы, использовать знания в новых условиях Е) Выступать устно, владеть монологической речью
Тема урока в 11 классе: «Внешняя политика СССР в 53 -64г».

Этап урока мотивация. Прием «Нестандартный вход в урок».
Сообщается противоречивая информация, которая требует разрешения в ходе урока. Этот период вошел в историю как период оттепели, а на эстрадах куплетисты пели: Господа должны учесть – У нас для них ракеты есть Сто миллионов тонн тротила, Чтобы кондрашка их хватила. Обсуждаем противоречие, заложенное в сообщенной информации и формулируем проблему
Этап

актуализации. Совместно

с

учениками

формулируем

проблему:

возможно ли скатывание международных отношений в этот период к войне

или было больше условий для сохранения мира

Этап урока выявление мест и причин затруднений. Прием «Учебный

мозговой штурм».
Решение организуется в форме учебного мозгового штурма. ТЕХНОЛОГИЯ Штурм проводится в группах, численностью 3-4 учащихся. 1. Группу перед штурмом инструктируют. Главное – НИКАКОЙ КРИТИКИ! Выбирается ведущий и секретарь. Ведущий следит за выполнением правил штурма, секретарь фиксирует идеи. 2. Проводится уточнение проблемы, которую надо решить 3. Определяется время на первый этап (до 20 мин.). I этап: Создание банка идей для решения проблемы. Находят аргументы для подтверждения мысли, что возможна была новая война и самый яркий аргумент – Карибский кризис. Также готовят аргументы для подтверждения реализации идей разрядки 7
II этап: Анализ идей. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа аргументов, и тогда спикер может огласить все идеи.
Этап построение проекта выхода из затруднений.

Начинают

работу

с

учебником,

ресурсами

Интернет

и

др.

отбирают

фактический материал.

Прием Фишбоул

Голова рыбы
вопрос: война или мир?
Косточки верх
– война: планы США по бомбардировке городов СССР (в 48г- 70гор., в 56г – 2997гор., в 59г. – 20тыс), ускорилось формирование блоков СЕАТО (54), Багдадский пакт (55), ФРГ приняли в НАТО, СССР и соцстраны в ответ создают ОВД, , подавление выступлений в ГДР (53), в Польше и Венгрии (56), В 61 г. - Хрущев говорит о политике с позиции силы, англо-франко-израильская агрессия против Египта, стремление СССР распространить свое влияние на страны «Третьего мира», Берлинский кризис 61года, создание берлинской стены, Карибский кризис.
Косточки снизу
– мир: отказ от требования к Турции режима совместной обороны, СССР в одностороннем порядке сокращает численность своих вооруженных сил, ослаблена политика плотной опеки, патернализма в отношении соцстран, восстановление отношений с Югославией, мораторий СССР на испытания ядерного оружия (58), договор о запрещении испытаний в трех средах (63г.)
Ответ
– мир балансировал на грани войны.
Этап построения проекта

Прием «Пресс – конференция».

Учитель: После завершения визита советского лидера Н.С.Хрущева

1959

году

в

США

проведены

встречи

руководителей

государств

с

журналистами.

Встреча

Хрущева

в

Москве

и

встреча

Эйзенхауэра

в
8

Вашингтоне.

Вы

приглашаетесь

на

встречу

в

качестве

советских

и

американских журналистов. Класс делиться на две группы. Одна группа

участвует в конференции в Москве, другая в Вашингтоне
Заранее рассказать ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Самые интересные вопросы и ответы будут опубликованы в ведущих изданиях СССР газете «Правда» и «Известия». Возможные вопросы: Президенту США Эйзенхауэру 1. почему вы не идете на сокращение вооруженных сил, ведь СССР сократил свою армию на 2,2 млн. человек. 2. если русские столь коварны и уважают только силу, то почему они по собственной воли позволили объединиться Австрии, ушли оттуда, покинули Румынию, передали финнам и Китаю базы в Порт-Артуре и Ханко? 3. можно ли остановить гонку вооружений. 4. как вы расцениваете предоставление СССР кредитов 20 странам мира: Латинской Америки, Индии, Индонезии, Ираку, Гане, Мали 5. как вы в целом оцениваете политику СССР
Хрущеву:
1. Что означает ваше выражение, что вы строите отношения с дружественными странами по принципу «старшего брата». 2. С вашей точки зрения, можно ли остановить гонку вооружений. 3. считаете ли вы возможным продолжения сотрудничества СССР и США, что еще мешает развитию отношений. 4. американский журналист: «планируете ли вы еще один визит в Югославию»? 5. почему вы предлагаете изменить статус Западного Берлина и согласен ли с вашим предложением Эйзенхауэр?
Этап первичного закрепления. Прием «Обсуждение домашнего задания».
Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён. Выделяют учебные блоки, которые надо знать: 1-й улучшение отношений между двумя сверхдержавами, 2-й - обострение «холодной войны». 3-й - возможность войны. 9

Этап.

Самостоятельной

работы

с

самопроверкой

по

эталону

Прием

«Работа с понятиями».
Проверяют свои записи в тетради и понятиями выписанные на доске. Все ли понятия темы отмечены учениками? Понятия: оттепель, принцип мирного сосуществования, военные блоки, политика с позиции силы, гонка вооружений, интернациональная помощь, берлинская стена, патернализм, Карибский кризис.
Этап

эмоциональной

рефлексии.

Прием

«Свободный

микрофон».
Объявляю, что в классе работает микрофон и каждый может высказаться. На доске список тем, по поводу которых можно высказаться. На уроке меня удивило… После урока я расскажу своим друзьям … Лучше всех на уроке работал…
Этап домашнее задание по выбору учащихся.
10


В раздел образования