Напоминание

Использование модульной технологии обучения на уроках английского языка


Автор: Муратова Халида Нафхатовна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГАПОУ КТИиХО г.Тольятти
Населённый пункт: г.Тольятти, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование модульной технологии обучения на уроках английского языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Использование модульной технологии обучения на уроках английского языка

(из опыта работы преподавателя английского языка Тольяттинского колледжа

технического и художественного образования) Муратовой Халиды Нафхатовны.
В рамках реализации Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Программы развития Тольяттинского колледжа технического и художественного образования мною решается задачи для достижения основной цели - обеспечение овладения обучающимися содержания стандартов образования в соответствии с их потребностями и возможностями. Результатом моей работы являются стабильно высокие показатели учебных достижений обучающихся студентов. Новые задачи, стоящие перед преподавателем английского языка на современном этапе, заставили меня пересмотреть некоторые вопросы организации урока иностранного языка, его содержания, форм, методов и приёмов обучения, по-новому строить учебно- воспитательный процесс. Работая со студентами, обладающими повышенными интеллектуальными особенностями, начиная с первого курса обучения, создаю мотивирующую учебно-исследовательскую среду, способствующую самореализации одарённой личности. Для этого представляю студентам возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом на занятии и, особенно, при выполнении домашнего задания, которая систематически даётся с учётом разной степени сложности, с предложением самоопределения. Одарённый студент может стоить свою личность только самостоятельно.
Иностранному языку нельзя научить,

Ему можно только научиться!
Так гласит один из девизов личностно-ориентированного подхода, который реализуется в практике преподавания ИЯ. Известно, что формирование ключевых компетенций учащихся и деятельностный подход в обучении является важнейшей задачей, стоящей перед техникумом. В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий, особенно в работе с одарёнными учащимися. Модульная технология направлена на развитие и воспитание способности и готовности студентов к самостоятельному изучению иностранного языка. Она придаёт образовательному процессу большую гибкость и адаптивность. Основы модульной технологии даны в работах кандидатов пед. Наук П. Юцявичене, В.В. Копыловой, М.З. Биболетовой, Н.П. Грачевой, Н.Н. Трубаневой, которые определяют, что процедура обеспечивающая овладением материалом оптимальным способом, называется
модульной технологией,
специфика которой заключается в том, что учащийся с большей долей самостоятельности, чем в традиционном обучении, достигает конкретные цели:  Цель усвоения модуля (Где конкретно пригодится изученный материал?)  Сам учебный материал (Где он находится или где его найти?)
 Основные способы его усвоения (Что выучить? Какую серию тестов выполнить? Какое проектное или практическое задание приготовить?)  Виды самоконтроля (Как проверить себя по Ключу?)  Формы итогового контроля (В какой форме и каким по содержанию будет итоговый тест?) Цель и задачи, стоящие перед преподавателем заключаются в развитии познавательной самостоятельности, индивидуальных возможностей и способностей обучающихся. Используя модульную технологию обучения, ставлю студента в условие, когда он сам должен добывать знание с помощью предоставленной ему информации, формировать навыки оперирования учебным материалом, пользуясь данными ему инструкциями. Составляю инструкции – «путеводители», которые, как лоцман, ведут студентов по морю информации, указывая наиболее эффективный маршрут. С помощью «путеводителя» управляю учебной деятельностью учащихся постоянно поощряю и мотивирую их самостоятельную работу, при этом возрастает и мотивация обучающихся в изучении предмета. Работа по модульной технологии необходима для их будущей учебы и профессиональной деятельности обучающихся. Реализация модульной технологии предусматривает три цикла:  Цикл первичного ознакомления с новым материалом по «путеводителю»;  Цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам (мягкий контроль);  Цикл итогового (выходного) контроля в группе. Итоговый контрольный тест по всему пройденному материалу. Анализ проделанной работы.
В первом цикле
знакомлю студентов с особенностями работы по модульной технологии, сообщаю цель и задачи работы с модулем и составляющими его подмодулями (блоками), раздаю «путеводители» и объясняю содержащийся в них учебный материал, показываю, где найти необходимую информацию, указываю, как выполнять задание и тест, сообщаю сроки выполнения работы.
Второй цикл
является центральным, так как именно в нём заключена полная технология самообучения и самоконтроля. Материал для усвоения, скомпонованный в обозримые и удобные для учащихся блоки, предоставляю каждому студенту для самостоятельной работы. В «путеводителе» студент находит и закрепляет самостоятельно опорный конспект объяснённого в группе учебного материала, делает серию упражнений по его усвоению и пошаговому самоконтролю по ключам, знакомится с требованиями и планом проектного задания (если оно предусмотрено как завершающий этап усвоения модуля), выясняет сроки работы над модулем и время проведения итогового теста. Примерно в середине срока самостоятельной работы по «путеводителю» я прошу принести и показать выполненные задания, индивидуально консультирую обучающихся. А к концу указанного срока тем из них, кто выполнил более 80% запланированной работы, даю ключи к итоговому тесту – образцу, предназначенному для самоконтроля учебного материала всего модуля. В тетради
регистрации хода работы над модулем отмечаю успехи учащихся, поощряю тех, кто успешно выполняет программу самостоятельной работы, выясняю причины отставания, помогаю и консультирую случаи возникновения трудностей. Хорошим мотивирующем стимулом служит вывешенный график работы над модулем, где студенты отмечают объём выполненной работы. В атмосфере взаимной заинтересованности заметно возрастает ответственность и удовлетворение от самостоятельной работы, когда студент оказывается в позиции «я – учитель» и сам управляет своей учебной деятельностью (от постановки цели до самоконтроля и самооценки её результата). В завершении второго цикла совместно с обучающимися студентами обобщаю изученный самостоятельно материал, анализирую содержание заданий примерного итогового теста «путеводителя» и сообщаю о переходе к завершающему этапу работы.
Третий цикл
– этот цикл итогового контроля изученного модуля, выполнение в группе итогового контрольного теста по всему пройденному материалу и проверка его последующим критериям: 90% выполнения заданий – «отлично»; 75-70% - «хорошо»; 55- 50% - «удовлетворительно». Завершает цикл анализ результатов работы и выяснение мнения студентов об эффективности работы по модульной технологии. Таким образом, модульная технология основана на главной идее – студент должен УЧИТЬСЯ САМ, а преподаватель будет осуществлять УПРАВЛЕНИЕ его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать.
Какова же система действий преподавателя по подготовке к переходу на модульное

обучение?
Прежде всего,
необходимо разработать модульную программу,
которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, преподавателю, прежде всего, необходимо выделить основные научные идеи курса. Затем
необходимо структурировать учебное содержание
вокруг этих идей
в

определённые блоки.
После чего формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ). Она имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания студентом и ориентация на его использования в практике, а так же для изучения учебного содержания в будущем. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение Комплексной Дидактической Цели.
Что же даёт модульно обучение?
Мои выводы базируются на результатах работы с одарёнными студентами в группе СТ-213. Проанализирую вначале значение модульного обучения для студента. На этот вопрос обучающиеся отвечают: главное – это то, что каждый работает самостоятельно, предоставляется возможность получить консультацию у преподавателя, помощь у товарища, значительно глубже осознается учебное содержание, все время можно себя контролировать. Всё это и плюс результаты обучения позволили нам сделать следующие выводы. Действительно, при модульном обучении каждый студент включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идёт индивидуализация контроля,
самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно что студент имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Результат входного тестирования в работе над подмодулем Present Simple, оказался намного ниже (54%) итогового тестирования (87%), которое было проведено после 3-х циклов работы над модулем. результаты тестирования 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Входное Студенты с удовольствием участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Из 2 участников областной олимпиады 1 стал призером. (Паршин Николай) Опыт показал, что в процессе овладения технологией модульного обучения значительно вырастаешь профессионально. Поэтому считаю, что процесс овладения теорией и практикой модульного обучения – это путь профессионального самосовершенствования преподавателя, возможность для самореализации. В целом могу констатировать, что и мне, и студентам модульная система обучения понравилась, хотя она и требует от преподавателя большой предварительной работы, а от студента – напряженного труда.


В раздел образования