Напоминание

А.С.Пушкин. "Борис Годунов" (сцена В Чудовом монастыре"


Автор: Козлова Татьяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Изегольская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Изегол, Иркутская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: А.С.Пушкин. "Борис Годунов" (сцена В Чудовом монастыре"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока Тема урока: А.С.Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Класс: 7 УМК: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.Я.Коровина Тип урока: открытие нового знания Технологии: РКМЧП, ИКТ Методы: Активные методы обучения («Осмысление эпиграфа», «Система «толстых» и «тонких» вопросов», «Синквейн», «ЗХУ»), метод проблемного изложения Цель урока: познакомить учащихся с отрывком из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов», с особенностями драмы. Задачи урока:

Воспитательные: - воспитывать интерес к отечественной истории; - воспитывать ценностное отношение к слову; - прививать художественный вкус; - создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества Развивающие: - развивать логическое и абстрактное мышление, воображение, связную речь; - развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения; - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; - развивать умение применять новые знания; - развивать творческие, речевые способности учащихся; Образовательные: -рассказать о трагедии «Борис Годунов, ознакомить с одной из ее сцен; - формировать умения воспринимать и анализировать драматический стихотворный текст, определять его роль в произведении; - обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать технику чтения. Принципы системно-деятельностного подхода: -принцип психологической комфортности; -принцип деятельности; -принцип непрерывности, вариативности, творчества. Оборудование: - ПК; - мультимедийная презентация к уроку; - УМК; - Словари; - Карточки с заданием; -Фонохрестоматия Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД 1.Этап мотивации (самоопределения ) учебной деятельности - Добрый день, дорогие ребята. Известный педагог Я.А.Коменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я думаю, сегодняшний урок пройдет с пользой для нас всех и каждый усвоит что-то важное для себя. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы Приветствие друг друга личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
с вами очень дружно и активно поработаем. 2.Этап актуализации и пробного учебного действия - Ребята, с творчеством какого писателя вы познакомились на последних уроках? - Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знаете? - Назовите героев произведений А . С . П у ш к и н а , к о т о р ы е в а м запомнились. - Как вы думаете, почему именно эти образы Александр Сергеевич выбрал для своих произведений? Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения коммуникативные (осознанно строят речевые высказывания); познавательные (общеучебные) 1. 3.Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания). А.С.Пушкин постоянно обращался к истории своей страны, находя в ней яркие примеры величия духовного облика народа, силы характеров изве стных и про стых людей – представителей русского народа, готовых сражаться и трудиться на благо Родины. Поэт был уверен, что его читатели разделяют с ним следующую мысль: Два чувства дивно близки нам- В них обретает сердце пищу- Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. - Как вы понимаете эти слова? регулятивные (умение планировать необходимые действия, целеполагание); познавательные (общеучебные: (устанавливают причинно- следственные связи)
Согласны ли вы с этим утверждением? Сегодня мы продолжим ознакомление с произведениями Пушкина, в которых так или иначе отразилась история нашей страны. Мини-лекция учителя (с использованием презентации) Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения Работают с таблицей «ЗУХ» 4.Этап построения проекта выхода из затруднения - Ребята, вы прослушали лекцию, поработали с таблицей, подумайте, какое произведение мы будем сегодня изучать, и как будет звучать тема нашего урока? Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать его главную цель: что сегодня предстоит нам выполнить? - Перед вами два эпиграфа. Давайте прочитаем каждый и выберем, какой нам подходит к уроку больше. В ходе урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие нравственные п р о бл е м ы р а с с мат р и ва ют с я А . Пушкиным в этой сцене?» Определяют тему и записывают в тетрадь Определяют цели урока Выбирают и записывают эпиграф регулятивные (определяют цели урока); познавательные (выдвигают цели, делают умозаключения); коммуникативные (обсуждают и формулируют тему урока) 5.Этап реализации построенного проекта Мы с вами не раз упомянули на уроке слово «трагедия». Давайте найдем это слово в словаре определение трагедии и запишем его в тетрадь. -Ребята, летом вы читали произведение «Борис Годунов» полностью, а дома вы Слушают чтение Работа со словарем, определение значений непонятных архаизмов (днесь, смирять, отрок, келья, сетовать, ратный, личностные (смыслообразование); коммуникативные (взаимодействие, учебное сотрудничество); познавательные (умение
вспоминали отрывок, относящийся к событиям в Чудовом монастыре. Сейчас я хотела бы зачитать вам один из монологов в данной трагедии. Чтение фрагмента учителем -При чтении отрывка вам встретились незнакомые архаизмы. Зачитайте их. А теперь найдем их значение в словаре В.И.Даля. Ребята, используя систему «Толстых и тонких вопросов», давайте дадим характеристику главным героям сцены. Проблемно-аналитическая беседа об образах фрагмента трагедии - Назовите героев сцены в Чудовом монастыре. Вопросы к образу Пимена - Как Пимен относится к труду летописца? Докажите примерами из текста. - Свойственны ли были Пимену в молодости грехи? - Можем ли мы кратко восстановить биографию Пимена? - Какое событие изменило судьбу Пимена? - Как он относится к Григорию? Как блаженство, клобук, чернец, послушание) Участвуют в беседе по содержанию произведения осознанно и произвольно строить речевое высказывание, свободная ориентация и восприятие текстов, умение работать с информацией)
это его характеризует? - Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»? - Каковы особенности речи летописца? - Чем для вас интересен облик и характер летописца? Вопросы к образу Григория Отрепьева - Можно ли назвать сон Григория в е щ и м ? К а к о н р а с к р ы в а е т честолюбивые замыслы Григория? - Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола Дмитрия? - Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного? - К а к и е с л о в а Г р и г о р и я свидетельствуют о том, что он готов продолжить цепь преступлений? - Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем? - Какие черты мы замечает в Григории? Подтвердите словами из текста. -Как вы считаете, мог ли автор с и м п а т и з и р о в а т ь Гр и г о р и ю Отрепьеву?
- Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (физминутка) 6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи - На карточках записаны различные эпитеты и слова, обозначающие черты характера. В карточке № 1 подчеркните те, которые, по вашему мнению, относятся к летописцу, а в карточке №2 черты, характеризующие Григория. Работа в парах по карточке. (Дети подчеркивают слова) познавательные (логические: анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных): коммуникативные (учебное сотрудничество) 7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону - Сейчас мы прослушаем произведение «Борис Годунов» в актёрском исполнении (Фонохрестоматия) Ваша задача - составить партитурную разметку фрагмента текста. (Учитель организует выразительное чтение отрывка учащимися, обсуждение степени выразительности чтения) Составляют партитурную разметку отрывка. Работают в парах. - монолог Пимена, Выразительно читают текст, обсуждают чтение одноклассников регулятивные (работа по образцу, умение выявлять отклонения от эталона, осуществлять взаимопроверку); коммуникативные (оценка действий партнера); познавательные (сравнивать, сопоставлять, анализировать ) 8.Этап включения в систему знаний и повторения - П р о в е р и м , к а к в ы у с в о и л и полученные на уроке знания. Обращаются к таблице «ЗХУ», делают выводы коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); познавательные (построение логической цепи рассуждения, доказательство)
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. -А сейчас я хотела бы предложить вам составить синквейн. С технологией составления синквейна вы уже знакомы. Попробуйте самостоятельно в тетрадях выполнить это задание, а потом мы зачитаем ваши варианты. Составляют синквейн личностные 10. Домашнее задание 1.Выразительное чтение отрывка. 2.Сообщение «История России в произведениях А.С. Пушкина» Записывают д/задание личностные; регулятивные (оценить границы знания и незнания)


В раздел образования