А.С.Пушкин. "Борис Годунов" (сцена В Чудовом монастыре"
Автор: Козлова Татьяна Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Изегольская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: д. Изегол, Иркутская область Наименование материала: Технологическая карта урока Тема: А.С.Пушкин. "Борис Годунов" (сцена В Чудовом монастыре" Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Тема урока: А.С.Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).
Класс: 7
УМК: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.Я.Коровина
Тип урока: открытие нового знания
Технологии: РКМЧП, ИКТ
Методы:
Активные
методы
обучения
(«Осмысление
эпиграфа»,
«Система
«толстых»
и
«тонких»
вопросов»,
«Синквейн», «ЗХУ»), метод проблемного изложения
Цель урока: познакомить учащихся с отрывком из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов», с особенностями драмы.
Задачи урока:
Воспитательные:
- воспитывать интерес к отечественной истории;
- воспитывать ценностное отношение к слову;
- прививать художественный вкус;
- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Развивающие:
- развивать логическое и абстрактное мышление, воображение, связную речь;
- развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развивать творческие, речевые способности учащихся;
Образовательные:
-рассказать о трагедии «Борис Годунов, ознакомить с одной из ее сцен;
-
формировать
умения
воспринимать
и
анализировать
драматический
стихотворный
текст,
определять
его
роль
в
произведении;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать технику чтения.
Принципы системно-деятельностного подхода:
-принцип психологической комфортности;
-принцип деятельности;
-принцип непрерывности, вариативности, творчества.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийная презентация к уроку;
- УМК;
- Словари;
- Карточки с заданием;
-Фонохрестоматия
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Этап мотивации
(самоопределения
) учебной
деятельности
-
Добрый
день,
дорогие
ребята.
Известный
педагог
Я.А.Коменский
сказал: «Считай несчастным тот день
или тот час, в который ты не усвоил
ничего нового и ничего не прибавил к
своему
образованию».
Я
думаю,
сегодняшний урок пройдет с пользой
для нас всех и каждый усвоит что-то
важное
для
себя.
Я
рада,
что
у
вас
хорошее настроение, и надеюсь, что мы
Приветствие друг друга
личностные: создание
доброжелательной
атмосферы, мотивация на
учёбу, создание ситуации
успеха
с
вами
очень
дружно
и
активно
поработаем.
2.Этап
актуализации и
пробного
учебного действия
- Ребята, с творчеством какого писателя
вы
познакомились
на
последних
уроках?
- Какие произведения А.С.Пушкина вы
уже знаете?
-
Назовите
героев
произведений
А . С . П у ш к и н а ,
к о т о р ы е
в а м
запомнились.
- Как вы думаете, почему именно эти
образы
Александр
Сергеевич
выбрал
для своих произведений?
Отвечают на вопросы
учителя, аргументируют,
доказывают свою точку
зрения
коммуникативные
(осознанно строят речевые
высказывания);
познавательные
(общеучебные)
1.
3.Этап выявления
места и причин
затруднения
(определение
границ знания и
незнания).
А.С.Пушкин
постоянно
обращался
к
истории
своей
страны,
находя
в
ней
яркие
примеры
величия
духовного
облика
народа,
силы
характеров
изве стных
и
про стых
людей
–
представителей
русского
народа,
готовых сражаться и трудиться на благо
Родины.
Поэт
был
уверен,
что
его
читатели разделяют с ним следующую
мысль:
Два чувства дивно близки нам-
В них обретает сердце пищу-
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
- Как вы понимаете эти слова?
регулятивные (умение
планировать необходимые
действия,
целеполагание);
познавательные
(общеучебные:
(устанавливают причинно-
следственные связи)
Согласны ли вы с этим утверждением?
Сегодня мы продолжим ознакомление с
произведениями Пушкина, в которых
так или иначе отразилась история
нашей страны.
Мини-лекция учителя (с
использованием презентации)
Отвечают на вопросы
учителя, аргументируют,
доказывают свою точку
зрения
Работают с таблицей «ЗУХ»
4.Этап построения
проекта выхода из
затруднения
-
Ребята,
вы
прослушали
лекцию,
поработали с таблицей,
подумайте,
какое
произведение
мы
будем
сегодня
изучать,
и
как
будет
звучать тема нашего урока?
Исходя
из
темы
урока,
попробуйте
сформулировать его главную цель: что
сегодня предстоит нам выполнить?
-
Перед вами два эпиграфа. Давайте
прочитаем
каждый
и
выберем,
какой
нам подходит к уроку больше.
В ходе урока мы постараемся ответить
на
вопрос:
«Какие
нравственные
п р о бл е м ы
р а с с мат р и ва ют с я
А .
Пушкиным в этой сцене?»
Определяют тему и
записывают в тетрадь
Определяют цели урока
Выбирают и записывают
эпиграф
регулятивные (определяют
цели урока);
познавательные (выдвигают
цели, делают
умозаключения);
коммуникативные
(обсуждают и формулируют
тему урока)
5.Этап реализации
построенного
проекта
Мы с вами не раз упомянули на уроке
слово «трагедия». Давайте найдем это
слово в словаре определение трагедии
и запишем его в тетрадь.
-Ребята, летом вы читали произведение
«Борис Годунов» полностью, а дома вы
Слушают чтение
Работа со словарем,
определение значений
непонятных архаизмов
(днесь, смирять, отрок,
келья, сетовать, ратный,
личностные
(смыслообразование);
коммуникативные
(взаимодействие, учебное
сотрудничество);
познавательные (умение
вспоминали
отрывок,
относящийся
к
событиям
в
Чудовом
монастыре.
Сейчас я хотела бы зачитать вам один
из монологов в данной трагедии.
Чтение фрагмента учителем
-При чтении отрывка вам встретились
незнакомые архаизмы. Зачитайте их. А
теперь найдем их значение в словаре
В.И.Даля.
Ребята, используя систему «Толстых и
тонких
вопросов», давайте
дадим
характеристику главным героям сцены.
Проблемно-аналитическая
беседа
об
образах фрагмента трагедии
-
Назовите
героев
сцены
в
Чудовом
монастыре.
Вопросы к образу Пимена
-
Как
Пимен
относится
к
труду
летописца?
Докажите
примерами
из
текста.
-
Свойственны
ли
были
Пимену
в
молодости грехи?
- Можем ли мы кратко восстановить
биографию Пимена?
-
Какое
событие
изменило
судьбу
Пимена?
- Как он относится к Григорию? Как
блаженство, клобук, чернец,
послушание)
Участвуют в беседе по
содержанию произведения
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание, свободная
ориентация и восприятие
текстов, умение работать с
информацией)
это его характеризует?
- Прав ли Григорий, сравнивая Пимена
с
дьяком,
который
«не
ведает
ни
жалости, ни гнева»?
- Каковы особенности речи летописца?
-
Чем
для
вас
интересен
облик
и
характер летописца?
Вопросы к образу Григория Отрепьева
-
Можно
ли
назвать
сон
Григория
в е щ и м ?
К а к
о н
р а с к р ы в а е т
честолюбивые замыслы Григория?
-
Что
послужило
причиной
решения
Григория
выдать
себя
за
наследника
престола Дмитрия?
-
Какими
чувствами
проникнуто
его
отношение
к
прошлой
блестящей
жизни
Пимена
при
дворе
Ивана
Грозного?
-
К а к и е
с л о в а
Г р и г о р и я
свидетельствуют о том, что он готов
продолжить цепь преступлений?
-
Как
Григорий
оправдывает
свое
желание стать самозванцем?
- Какие черты мы замечает в Григории?
Подтвердите словами из текста.
-Как
вы
считаете,
мог
ли
автор
с и м п а т и з и р о в а т ь
Гр и г о р и ю
Отрепьеву?
- Как выражается отношение автора к
своим героям и к самозванству?
(физминутка)
6.Этап первичного
закрепления с
проговариванием
во внешней речи
-
На
карточках
записаны
различные
эпитеты и слова, обозначающие черты
характера. В карточке № 1 подчеркните
те,
которые,
по
вашему
мнению,
относятся к
летописцу, а в карточке
№2 черты, характеризующие Григория.
Работа в парах по карточке.
(Дети подчеркивают слова)
познавательные
(логические: анализ
объектов с целью выделения
признаков существенных и
несущественных):
коммуникативные (учебное
сотрудничество)
7.Этап
самостоятельной
работы с
самопроверкой по
эталону
- Сейчас мы прослушаем произведение
«Борис Годунов» в актёрском
исполнении (Фонохрестоматия) Ваша
задача - составить партитурную
разметку фрагмента текста.
(Учитель организует выразительное
чтение отрывка учащимися,
обсуждение степени выразительности
чтения)
Составляют партитурную
разметку отрывка. Работают
в парах.
- монолог Пимена,
Выразительно читают
текст, обсуждают чтение
одноклассников
регулятивные (работа по
образцу, умение выявлять
отклонения от эталона,
осуществлять
взаимопроверку);
коммуникативные
(оценка
действий партнера);
познавательные (сравнивать,
сопоставлять,
анализировать
)
8.Этап включения
в систему знаний
и повторения
-
П р о в е р и м ,
к а к
в ы
у с в о и л и
полученные на уроке знания.
Обращаются к таблице
«ЗХУ», делают выводы
коммуникативные (умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли);
познавательные (построение
логической цепи
рассуждения,
доказательство)
9.Этап рефлексии
учебной
деятельности на
уроке.
-А сейчас я хотела бы предложить вам
составить синквейн. С технологией
составления синквейна вы уже
знакомы. Попробуйте самостоятельно в
тетрадях выполнить это задание, а
потом мы зачитаем ваши варианты.
Составляют синквейн
личностные
10. Домашнее
задание
1.Выразительное чтение отрывка.
2.Сообщение
«История
России
в
произведениях А.С. Пушкина»
Записывают д/задание
личностные;
регулятивные (оценить
границы знания и незнания)