Автор: Гундерина Светлана Юрьевна Должность: учитель математики и физики Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2 Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область Наименование материала: технологическая карта урока по ФГОС Тема: " Фотоэффект" Раздел: полное образование
КОНСПЕКТ УРОКА ____физики в 11 классе__________________________________________
Учитель
Гундерина Светлана Юрьевна
Тема урока
«Фотоэффект»
Цель урока:
Формирование
современной естественно - научной картины мира на примере
фотоэффекта.
Программные
требования
Ученик по окончанию изучения темы урока должен
-знать определение, свойства фотоэффекта,
-уметь решать расчетные задачи с использованием уравнения фотоэффекта,
-объяснять принцип работы технических устройств на основе фотоэффекта,
-приводить примеры практического использования фотоэффекта.
Планируемые
ОР
Личностные результаты
Метапредметные
Предметные
Формирование
мировоз-
зрения и понимания ме-
ста и роли фотоэффекта в
целостной картине мира.
1.
Познавательные:
Дает
определение
изученному
понятию, описывает само-
стоятельно
проведенные
эксперименты, решает за-
дачи
с
помощью
уравне-
ния фотоэффекта.
2.
Регулятивные:
при-
нимает
и
сохраняет
учебную цель и задачу,
планирует
её
реали-
зацию,
контролирует
и
оценивает свои
действия,
вносит
соот-
ветствующие
корректи-
вы в их выполнение.
3. Коммуникативные:
умеет
учитывать
по-
зицию
с о бе с ед н и ка ,
осуществляет
сотрудничество
и
ко-
операцию с учителем и
сверстниками.
Понимание
физической
основы и законов фото-
эффекта,
принцип
применения
фотоэле-
ментов в технике.
Мировоззрен-
ческая идея
Фотоэффект и его применение - прорыв в современной технике.
Программное
содержание
Определение, законы фотоэффекта, уравнение фотоэффекта,
устройство и принцип действия вакуумных и полупроводниковых фотоэлемен-
тов.
План
изучения
нового
матери-
ала
1.
Эксперименты о потере заряженной пластиной электронов под действи-
ем света.
2.
Анализ и выводы из экспериментов и определение фотоэффекта.
3.
Сообщения учащихся об ученых-основоположниках квантовой теории с
использованием опорных конспектов.
4.
Вывод уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.
5.
Работа над расчетными задачами по группам.
6.
Знакомство с устройствами, работающими на основе закона фотоэффек-
та.
7.
Подведение итогов урока.
8.
Заполнение листа успеха.
Основные
по-
нятия
Фотоэффект, законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта,
фотоэлементы.
Тип урока
Освоение новых знаний
Форма урока
Урок традиционный
Технология
Уровневой дифференциации
Мизансцена
урока
Ребята распределены на 3 группы по 6-7 человек.
Оборудование
урока
Осветитель с ртутно-кварцевой лампой или электрическая дуга; дроссель к лам-
пе, реостат на 10 Ом и 5 А, электрометр; цинковая и медная пластинки; штатив
универсальный; кусок стекла, палочки из эбонита и стекла для электризации,
мех, кожа, секундомер.
Домашнее зада-
ние
§ 67, 68, 69 упр. №8, задача № 5,7.
ХОД УРОКА
Планируемые
ОР
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
I.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)
Приветствие учителя, распределение
по группам (в каждой группе учащи-
еся разного уровня подготовки)
Проверка своей готовности к уроку, рас-
пределение по группам.
II.
Подготовка к восприятию нового материала (10 мин.)
Предметные:
понимание
при-
чины
зависимо-
сти заряда метал-
лической пласти-
ны от падения на
неё света.
Метапредметные
Познавательные:
развитие мышле-
ния (анализ, син-
тез,
сравнение,
обобщение).
Коммуникатив-
ные: умение учи-
тывать
позицию
собеседника.
Искусство экспериментатора со-
стоит в том, чтобы уметь задавать
природе вопросы и понимать её
ответы.
Каждой группе предлагается обо-
рудование и описание опыта:
Опыт 1.
1.Цинковую
пластинку
устано-
вить
вертикально
на
стержне
электрометра.
2.На расстоянии 0,5 м. от электро-
метра укрепить в штативе ртутно-
кварцевую лампу и включить её
через дроссель и реостат в осве-
тительную сеть. Отверстие в кор-
пусе лампы закрыть куском карто-
на.
3.Пластинку зарядить от эбонито-
вой палочки.
4.Как только стрелка электромет-
ра
установится,
ширму
убрать.
Определить знак заряда пластины
и его изменение.
Опыт 2.
1.Цинковую
пластинку
зарядить
от стеклянной палочки.
2.Осветить
пластинку
лампой.
Что
происходит
с
зарядом
пла-
стинки?
Проводят физический эксперимент. Дела-
ют выводы,
исходя из
полученных результатов.
Анализ проведённых экспериментов.
Формулировка вывода в группах.
Опыт 3.
1.Выполнить эксперимент с отри-
цательно
заряженной
цинковой
пластинкой,
если
поставить
на
пути
света
обычное стекло. Сделать вывод о
заряде пластинки.
Обсуждение выводов.
1 группа. Пластина заряжена от-
рицательно.
Причиной ухода зарядов с цинко-
вой
пластинки
является
свет,
причём под действием света вы-
биваются
только
отрицательные
заряды- электроны.
2 группа. Тело не теряет заряда
под влияние света, если оно заря-
жено положительно.
3 группа. Пластина не теряет за-
ряд, хотя заряжена отрицательно,
т. к. через стекло не проходят УФ
лучи. Явление потери зарядов вы-
зывается УФ лучами.
III.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.)
Личностные:
по-нимание гипо-
тезы
о
распро-
странении
света
порциями-кван-
тами
Предметные: по-
нимание
физиче-
с к и х
о с н о в
и
принципа
д е й-
ствия фотоэффек-
та
Метапредмет-
ные
Познавательные:
Работа
с
инфор-
мацией
в
виде
опорного
конспекта.
Регулятивные:
принятие
учеб-
ной
задачи,
пла-
н и р о в а н и е
и
контроль процес-
са
выполнения
поставленной за-
дачи.
Формулировка
определения
фотоэффекта. Фотоэффект
со-
стоит в том, что с поверхности
металла под действием света вы-
рываются электроны.
Как
исследовать
это
явление?
Предложите программу действий.
Ученики
предлагают
програм-
му
действий,
используя
опор-
ные конспекты:
Слово предоставляется 1 груп-
пе:
«
В
чём
сущность
гипотезы
Планка?»
Теория Планка выдвинута в 1900
году на собрании Немецкого фи-
зического
общества. М. Планк предполо-
жил, что атомы испускают элек-
тромагнитную энергию отдельны-
ми
порциями-
квантами.
Свет
имеет прерывистую структуру и
поглощается отдельными порция-
ми.
Сообщение учащихся 2 группы:
«Уравнение Эйнштейна»
Объяснение
фотоэффекта
было
дано в 1905 году А. Эйнштейном
Предлагают программу действий, высту-
пают с сообщениями, освещают историче-
ские аспекты открытия фотоэффекта, ис-
пользуя опорные конспекты.
на основании гипотезы Планка.
Кинетическую энергию фотоэлек-
т р о н а
м о ж н о
найти,
применив
закон
сохранения
энергии:
Слово учащимся 3 группы:
«Фотоны»
Световая частица получила назва-
ние кванта или фотона.
Свойства фотона:
1.Фотон
способен
легко
заро-
ждаться и исчезать в отличии от
электрона и протона.
2.Фотон
не
имеет
массы
покоя.
Неподвижных фотонов не суще-
ствует.
3.Фотоны всегда в любом веще-
стве движутся со скоростью све-
та.
IV.
ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)
Личностные:
понимание ме-
с т а
и
р о л и
устройств
на
основе
фото-
эффекта в це-
лостной карти-
не мира.
Метапредмет-
ные
Познаватель-
ные:
работа
с
информацией в
виде
фотогра-
фий
а н а л и з ,
обобщение.
Регулятивные:
понимание
учебной задачи
и контроль сте-
пени её выпол-
нения.
Коммуникатив-
ные:
умение
учитывать
по-
зицию
с о б е-
седника,
орга-
низовывать
и
осуществлять
сотрудниче-
ство и коопера-
ц и ю
с
у ч и -
телем и сверст-
никами.
Решение задач по группам 1-3 ва-
риант .
Приложение 1
Учащиеся
выполняют
задания
в
группах по 5 человек. При решении
используют формулы, записанные в
тетради и опорных конспектах.
Вопросы 1 группе: Что представляет
собой вакуумный фотоэлемент и где
применяется?
Вопрос 2 группе: Что вы видите на
рисунке, как это связано с фотоэф-
фектом?
Вопрос 3 группе: Что изображено
на рисунке, для чего применяется?
Может попросить помощи учителя, под-
няв руку. Те, кто быстрее выполнит зада-
ние, могут помочь товарищам. Сильные
ученики из групп, справившиеся с зада-
нием, быстрее всех, идут к доске и
оформляют решение задачи на доске (по
одной задаче из каждого варианта). По-
сле того, как все справились с задачами,
ученики у доски поясняют их решение.
Ученики всех групп сдают задачи на про-
верку учителю.
Рассказывают об устройстве фотоэлемен-
тов и их применении.
V.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)
Учитель:
Мы
познакомились
с
явлением фотоэффекта. Благодаря
открытию
фотоэффекта
была
опытным путём доказана кванто-
вая природа света.
Но
ценность
науки
состоит
не
только в том,
что она выясняет
сложное и многообразное строе-
ние окружающего нас мира, но и
в том, что она даёт нам в руки
Заполняет лист успеха.
№
п/п
Задание
(Поставьте себе один
балл, если вы справи-
лись)
Баллы
1.
Проведение
экспери-
мента
средства, используя которые мож-
но
совершенствовать
произ-
водство, улучшать условия мате-
риальной и культурной жизни об-
щества и в этом помогает явление
фотоэффекта.
Учащимся
предлагается
запол-
нить лист успеха.
2.
Выводы
из
экспери-
мента
3.
Сообщения по
новой
теме
4.
Решение задач
5.
Сообщения о примене-
нии фотоэффекта
6.
Подсчитайте
итого-
вое количество баллов.
7.
Средняя коллективная
оценка
8.
Оценка учителя
9.
Рейтинговая оценка