Напоминание

" Фотоэффект"


Автор: Гундерина Светлана Юрьевна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: технологическая карта урока по ФГОС
Тема: " Фотоэффект"
Раздел: полное образование





Назад





КОНСПЕКТ УРОКА ____физики в 11 классе__________________________________________

Учитель
Гундерина Светлана Юрьевна
Тема урока
«Фотоэффект»
Цель урока:
Формирование современной естественно - научной картины мира на примере фотоэффекта.
Программные

требования
Ученик по окончанию изучения темы урока должен -знать определение, свойства фотоэффекта, -уметь решать расчетные задачи с использованием уравнения фотоэффекта, -объяснять принцип работы технических устройств на основе фотоэффекта, -приводить примеры практического использования фотоэффекта.
Планируемые

ОР
Личностные результаты Метапредметные Предметные Формирование мировоз- зрения и понимания ме- ста и роли фотоэффекта в целостной картине мира. 1. Познавательные: Дает определение изученному понятию, описывает само- стоятельно проведенные эксперименты, решает за- дачи с помощью уравне- ния фотоэффекта. 2. Регулятивные: при- нимает и сохраняет учебную цель и задачу, планирует её реали- зацию, контролирует и оценивает свои действия, вносит соот- ветствующие корректи- вы в их выполнение. 3. Коммуникативные: умеет учитывать по- зицию с о бе с ед н и ка , осуществляет сотрудничество и ко- операцию с учителем и сверстниками. Понимание физической основы и законов фото- эффекта, принцип применения фотоэле- ментов в технике.
Мировоззрен-

ческая идея
Фотоэффект и его применение - прорыв в современной технике.
Программное

содержание
Определение, законы фотоэффекта, уравнение фотоэффекта, устройство и принцип действия вакуумных и полупроводниковых фотоэлемен- тов.
План

изучения

нового

матери-

ала
1. Эксперименты о потере заряженной пластиной электронов под действи- ем света. 2. Анализ и выводы из экспериментов и определение фотоэффекта. 3. Сообщения учащихся об ученых-основоположниках квантовой теории с использованием опорных конспектов. 4. Вывод уравнения Эйнштейна для фотоэффекта. 5. Работа над расчетными задачами по группам. 6. Знакомство с устройствами, работающими на основе закона фотоэффек- та. 7. Подведение итогов урока. 8. Заполнение листа успеха.

Основные

по-

нятия
Фотоэффект, законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, фотоэлементы.
Тип урока
Освоение новых знаний
Форма урока
Урок традиционный
Технология
Уровневой дифференциации
Мизансцена

урока
Ребята распределены на 3 группы по 6-7 человек.
Оборудование

урока
Осветитель с ртутно-кварцевой лампой или электрическая дуга; дроссель к лам- пе, реостат на 10 Ом и 5 А, электрометр; цинковая и медная пластинки; штатив универсальный; кусок стекла, палочки из эбонита и стекла для электризации, мех, кожа, секундомер.
Домашнее зада-

ние
§ 67, 68, 69 упр. №8, задача № 5,7.
ХОД УРОКА

Планируемые

ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)
Приветствие учителя, распределение по группам (в каждой группе учащи- еся разного уровня подготовки) Проверка своей готовности к уроку, рас- пределение по группам.
II.

Подготовка к восприятию нового материала (10 мин.)
Предметные: понимание при- чины зависимо- сти заряда метал- лической пласти- ны от падения на неё света. Метапредметные Познавательные: развитие мышле- ния (анализ, син- тез, сравнение, обобщение). Коммуникатив- ные: умение учи- тывать позицию собеседника. Искусство экспериментатора со- стоит в том, чтобы уметь задавать природе вопросы и понимать её ответы. Каждой группе предлагается обо- рудование и описание опыта: Опыт 1. 1.Цинковую пластинку устано- вить вертикально на стержне электрометра. 2.На расстоянии 0,5 м. от электро- метра укрепить в штативе ртутно- кварцевую лампу и включить её через дроссель и реостат в осве- тительную сеть. Отверстие в кор- пусе лампы закрыть куском карто- на. 3.Пластинку зарядить от эбонито- вой палочки. 4.Как только стрелка электромет- ра установится, ширму убрать. Определить знак заряда пластины и его изменение. Опыт 2. 1.Цинковую пластинку зарядить от стеклянной палочки. 2.Осветить пластинку лампой. Что происходит с зарядом пла- стинки? Проводят физический эксперимент. Дела- ют выводы, исходя из полученных результатов. Анализ проведённых экспериментов. Формулировка вывода в группах.
Опыт 3. 1.Выполнить эксперимент с отри- цательно заряженной цинковой пластинкой, если поставить на пути света обычное стекло. Сделать вывод о заряде пластинки.
Обсуждение выводов.
1 группа. Пластина заряжена от- рицательно. Причиной ухода зарядов с цинко- вой пластинки является свет, причём под действием света вы- биваются только отрицательные заряды- электроны. 2 группа. Тело не теряет заряда под влияние света, если оно заря- жено положительно. 3 группа. Пластина не теряет за- ряд, хотя заряжена отрицательно, т. к. через стекло не проходят УФ лучи. Явление потери зарядов вы- зывается УФ лучами.
III.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.)

Личностные:
по-нимание гипо- тезы о распро- странении света порциями-кван- тами
Предметные:
по- нимание физиче- с к и х о с н о в и принципа д е й- ствия фотоэффек- та
Метапредмет-

ные
Познавательные: Работа с инфор- мацией в виде опорного конспекта. Регулятивные: принятие учеб- ной задачи, пла- н и р о в а н и е и контроль процес- са выполнения поставленной за- дачи.
Формулировка

определения

фотоэффекта.
Фотоэффект со- стоит в том, что с поверхности металла под действием света вы- рываются электроны. Как исследовать это явление? Предложите программу действий.
Ученики

предлагают

програм-

му

действий,

используя

опор-

ные конспекты:

Слово предоставляется 1 груп-

пе:

«

В

чём

сущность

гипотезы

Планка?»
Теория Планка выдвинута в 1900 году на собрании Немецкого фи- зического общества. М. Планк предполо- жил, что атомы испускают элек- тромагнитную энергию отдельны- ми порциями- квантами. Свет имеет прерывистую структуру и поглощается отдельными порция- ми.
Сообщение учащихся 2 группы:

«Уравнение Эйнштейна»
Объяснение фотоэффекта было дано в 1905 году А. Эйнштейном Предлагают программу действий, высту- пают с сообщениями, освещают историче- ские аспекты открытия фотоэффекта, ис- пользуя опорные конспекты.
на основании гипотезы Планка. Кинетическую энергию фотоэлек- т р о н а м о ж н о найти, применив закон сохранения энергии:
Слово учащимся 3 группы:

«Фотоны»
Световая частица получила назва- ние кванта или фотона. Свойства фотона: 1.Фотон способен легко заро- ждаться и исчезать в отличии от электрона и протона. 2.Фотон не имеет массы покоя. Неподвижных фотонов не суще- ствует. 3.Фотоны всегда в любом веще- стве движутся со скоростью све- та.

IV.

ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)
Личностные: понимание ме- с т а и р о л и устройств на основе фото- эффекта в це- лостной карти- не мира. Метапредмет- ные Познаватель- ные: работа с информацией в виде фотогра- фий а н а л и з , обобщение. Регулятивные: понимание учебной задачи и контроль сте- пени её выпол- нения. Коммуникатив- ные: умение учитывать по- зицию с о б е- седника, орга- низовывать и осуществлять сотрудниче- ство и коопера- ц и ю с у ч и - телем и сверст- никами.
Решение задач по группам 1-3 ва-

риант
.
Приложение 1
Учащиеся выполняют задания в группах по 5 человек. При решении используют формулы, записанные в тетради и опорных конспектах.
Вопросы 1 группе:
Что представляет собой вакуумный фотоэлемент и где применяется?
Вопрос 2 группе:
Что вы видите на рисунке, как это связано с фотоэф- фектом?
Вопрос 3 группе: Что изображено

на рисунке, для чего применяется?
Может попросить помощи учителя, под- няв руку. Те, кто быстрее выполнит зада- ние, могут помочь товарищам. Сильные ученики из групп, справившиеся с зада- нием, быстрее всех, идут к доске и оформляют решение задачи на доске (по одной задаче из каждого варианта). По- сле того, как все справились с задачами, ученики у доски поясняют их решение. Ученики всех групп сдают задачи на про- верку учителю. Рассказывают об устройстве фотоэлемен- тов и их применении.
V.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)

Учитель:
Мы познакомились с явлением фотоэффекта. Благодаря открытию фотоэффекта была опытным путём доказана кванто- вая природа света. Но ценность науки состоит не только в том, что она выясняет сложное и многообразное строе- ние окружающего нас мира, но и в том, что она даёт нам в руки
Заполняет лист успеха.



п/п

Задание
(Поставьте себе один балл, если вы справи- лись)
Баллы
1. Проведение экспери- мента
средства, используя которые мож- но совершенствовать произ- водство, улучшать условия мате- риальной и культурной жизни об- щества и в этом помогает явление фотоэффекта. Учащимся предлагается запол- нить лист успеха. 2. Выводы из экспери- мента 3. Сообщения по новой теме 4. Решение задач 5. Сообщения о примене- нии фотоэффекта 6. Подсчитайте итого- вое количество баллов. 7. Средняя коллективная оценка 8. Оценка учителя 9.
Рейтинговая оценка


В раздел образования