Использование нетрадиционных техник и материалов в художественно-эстетическом развитии детей с ЗПР
Автор: Митришкина Татьяна Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: Структурное подразделение ГБОУ ООШ №18 "Детский сад "Центр коррекции и развития детей" Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область Наименование материала: Конспект НОД Тема: Использование нетрадиционных техник и материалов в художественно-эстетическом развитии детей с ЗПР Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-
эстетическому развитию в подготовительной группе для детей с ЗПР с
использованием нетрадиционных техник и материалов, информационно-
коммуникативной технологии, на тему: «В мастерской у осени»
Митришкина Татьяна Павловна
структурное подразделение
«Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска
Воспитатель первой квалификационной
категории
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Физическое развитие»
Тип деятельности: совместная деятельность педагога с детьми
Тип НОД: интегрированный
Цель: Систематизировать и обобщать представления детей об осени; развивать
художественно-творческие способности детей, используя нетрадиционные техники и
материалы
Задачи:
Образовательные: Закреплять представления детей об осенних явлениях природы,
умение высказывать свои впечатления, отражать их в своей работе; формировать
эстетическое представление о красоте
Развивающие: Развивать интерес к выполнению задания нетрадиционными способами,
развивать воображение, чувство композиции, цвето-восприятие, мелкую моторику
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира средствами
художественного творчества, поэзии, музыки
Здоровье-сберегающие: Создание эмоционального комфорта и психологической
безопасности
Виды детской деятельности: Познавательная, двигательная, изобразительная
Методы и приёмы:
Наглядный (показ презентации с музыкальным сопровождением);
Словесный (художественное слово);
Практический (показ – объяснение);
Информационно-развивающий (беседа)
Словарная работа: крона дерева, шуршат, шелестят, разноцветные, подножье
Материалы для работы: Самодельные рамки для картин (картон голубого цвета,
окрашенные пазлы), окрашенные пазлы, пластилин, клей ПВА, кисти, салфетки
Предварительная работа: Рассматривание картин В. Поленова, И. Левитана об осени,
заучивание стихов: А. Пушкина, А. Плещеева, Б. Плущина, К. Бальмонта; беседы об
осени; наблюдения на прогулках; просмотр презентаций: «Осень», «Художница осень»,
художественное творчество: рисование, аппликация в НОД и свободной деятельности,
изготовление рамок
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель: Послушайте стихотворение и отгадайте, о каком оно времени года.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся,
Это время года (осенью) зовется.
- А вы знаете, ребята, не все любят осень. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что осенью холодно, идут холодные дожди, дует холодный ветер…
Воспитатель: А ведь осень очень красивое время года. Многие поэты, писатели,
музыканты и художники в своих произведениях воспевали красоту осенней природы. И
сейчас я приглашаю вас в мастерскую к осени, где осень приготовила нам сюрприз. Но
чтобы попасть туда мы должны сказать про осень добрые слова.
Как можно назвать осень?
Дети: Золотая, щедрая, красивая…
Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим, что за сюрприз для нас приготовила осень.
(Воспитатель включает презентацию «Картины осени» в сопровождении музыки
Бетховена «Лунная соната»)
Воспитатель: Вам понравилось? И всё это осень радует нас своей красотой. Мне кажется,
осень можно назвать волшебницей, она окрашивает листья деревьев в самые разные цвета.
Кроны деревьев становятся похожими на праздничный салют из разноцветных листиков.
И сегодня мы тоже сделаем осени подарок. Изготовим для неё картины с изображением
осенних деревьев.
Но прежде чем отправиться в нашу мастерскую, давайте поиграем.
Проводится игра «Осенние листья»
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся, руки в стороны или вверх)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (двигают руками, качают головой, сопровождают звуком
ш-ш-ш)
Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся)
Воспитатель: Приглашаю вас в мастерскую.
(Дети садятся за столы с разложенным материалом для работы)
Воспитатель: Мы с вами много раз рисовали осень красками и даже пластилином,
делали аппликацию, а сегодня мы будем изготавливать осенние картины новым
необычным способом. Для этого нам потребуется пластилин, разноцветные пазлы, клей и
кисточки. Рамки для картин у нас уже есть.
Практическая часть:
Ствол дерева мы будем рисовать с помощью пластилина.
Берем пластилин, немного согреваем его, чтобы он стал более эластичным. Наносим его
на картину, размазывая пластилин пальцами.
Теперь, когда ствол готов приступаем к формированию кроны. Напомните мне, чем
примечательны осенние деревья. (Разноцветными листьями).
Поэтому крону деревьев выполним из разноцветных пазлов. Пазлы можно наклеивать в
любом порядке, а так же друг на друга. Это нужно для того, чтобы крона получилась более
объёмной. Несколько пазлов можно наклеить у подножья дерева – это упавшие листья.
(Воспитатель может выполнять работу вместе с детьми)
Вот и всё. Наши необычные осенние картины готовы. А когда наступит зима, картины
будут напоминать нам о красоте осени.
А сейчас я предлагаю вам оформить выставку и придумать ей название. («Осенняя
фантазия», «Осень наступила», «Волшебница осень», «Осенняя сказка»)
Дети вместе с воспитателем оформляют выставку, в заключении читают стихотворение
К. Бальмонта «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стая птиц улетает
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.