"Проведение профилактической работы по предупреждению детского травматизма в учебное и каникулярное время"
Автор: Ляшовская Марина Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: КГКОУ "Школа № 3" Населённый пункт: город Комсомольск - на - Амуре, Хабаровский край Наименование материала: статья Тема: "Проведение профилактической работы по предупреждению детского травматизма в учебное и каникулярное время" Раздел: начальное образование
Безопасность – залог здоровья
Травматизм является серьезной проблемой, оказывающей наибольшее воздействие на
молодых людей. В то же время значимость данной проблемы зачастую недооценивается.
Детский травматизм остается одной из наиболее распространенных проблем нашего
общества. По данным Европейского регионального бюро Всемирной Организации
Здравоохранения (ВОЗ) , от непреднамеренных травм ежегодно погибают 42 тыс. человек
в возрасте до 20 лет. Травматизм является одной из ведущих причин смертности в детском
возрасте. В России от травматизма ежегодно погибают в среднем 6,9 тыс. детей. Кроме
того, травматизм является одной из главных причин детской инвалидности, которая
оказывает серьезное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка. По
официальным данным, в России травмы становятся причиной получения инвалидности у
более 2 тыс. детей в год. Ситуация по детскому травматизму на территории Российской
Федерации на протяжении последних 10 лет остается крайне напряженной и имеет
тенденцию к росту. По данным статистики, в Хабаровском крае показатели детского
травматизма стабильно несколько выше, чем средние данные по стране.
Приведем печальную статистику по Комсомольску – на - Амуре, которую озвучила Инна
Дашковская (ГИБДД):
— за 2015 год увеличилось число пострадавших детского и подросткового возраса в ДТП
на 22%;
— ребёнок пострадал в каждом девятом ДТП;
— ежегодно более 200 детей и подростков привлекаются к административной
ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним.
Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного
отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения
здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.
При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение
травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм.
Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере
поражая детей младшего школьного возраста.
Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении,
при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за
безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных
качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные
представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.
Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом
воздействия которых является:
1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).
2. Коллектив (школа, детское учреждение).
3. Семья. Непосредственно личность.
Важно создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма,
направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Поэтому
перед школой стоят такие задачи:
воспитание ответственного отношения к собственной безопасной
жизнедеятельности;
формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в
школе;
разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью
по профилактике детского травматизма.
воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и
соответствующих норм этики взаимоотношений.
Виды детского травматизма, характер травмы, причины травматизма.
Дети получают травмы,
во-первых, в силу своих эмоционально-психологических особенностей. С одной
стороны, ребенок обладает очень высокой активностью, импульсивностью, с
другой — еще не может адекватно оценить последствия своих действий и степень
опасности некоторых из них для себя и окружающих.
Во-вторых, современные дети в большинстве своем физически недостаточно
развиты: страдают координация движений и владение своим телом. Сегодня дети
предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. В
распорядке их дня практически нет времени для прогулок и игр на свежем воздухе,
которые так необходимы для нормального физического развития ребенка.
Следующая причина детских травм — невнимательность взрослых. Коль скоро
речь идет о травмах, получаемых ребенком во время пребывания в школе, то
причиной становятся недочеты в организации проведения уроков, нарушение
правил безопасности, в том числе из-за ослабления надзора за учащимися со
стороны персонала школы.
Во время каникул (особенно летних), по статистике количество травм, получаемых
детьми, резко увеличивается.
Виды
детского
травматизма
Характер травмы
Причины травматизма
Бытовой
- Ожоги
- Переломы
- Повреждения
связочного аппарата
локтевого сустава
- ушибы
- падения
- повреждения острыми
предметами
Неправильный уход и недостаточный надзор
за ребенком;
отсутствие порядка в содержании домового
хозяйства (незакрытые выходы на крыши,
незащищенные перила лестничных проемов,
открытые люки подвалов, колодцев;
недостаток специальной мебели и
ограждений в квартирах, игровых
площадках;
- термическое
воздействие
- укусы животных
употребление табака и алкоголя родителями;
применение пиротехнических средств;
дефекты воспитания дома и отсутствие
навыков правильного поведения;
бесконтрольное использование столовых,
бытовых приборов.
Уличный
(связанный с
транспортом)
- переломы, ушибы
головного мозга,
тяжелые ожоги
Нарушение правил дорожного движения
(переход улицы в неположенном месте)
Уличный
(нетранспортн
ый)
- падения, переломы,
ушибы, растяжения,
ранения мягких тканей
конечностей
Нарушение учащимися правил уличного
движения;
Узкие улицы с интенсивным движением;
Недостаточная освещенность и
сигнализация;
Неисправное состояние уличных покрытий,
гололед;
Школьный
- падения, ушибы,
переломы, ожоги,
растяжения
Нарушение учащимися правил поведения на
перемене (в коридорах, рекреациях), на
уроках, в буфете, при проведении
внеклассных мероприятий;
Нарушение требований техники
безопасности на уроках физики, химии,
биологии, информатики;
Нарушение инструкций по охране труда при
проведении занятий математического,
гуманитарного циклов и в начальной школе.
Спортивный
- ушибы, вывихи,
повреждения мягких
тканей с преобладанием
ссадин и потертостей,
переломы костей,
травмы головы
туловища и конечностей
Нарушения в организации учебно –
тренировочных занятий, соревнований;
Неудовлетворительное состояния
спортивного инвентаря и оборудования;
Незнание педагогом группы здоровья
обучающихся;
Слабая физическая подготовленность
учащихся(в результате длительного
отсутствия на занятиях);
Нарушение дисциплины во время учебного
процесса;
Не выполнение требований безопасности на
уроках физической культуры.
Профилактика школьного травматизма
Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности,
особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения
учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической
безопасности и требований норм охраны труда. Комплекс программных мероприятий
предусматривает использование следующих форм деятельности:
соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность
образовательного и воспитательного процессов в школе,
организация дежурства педагогов,
организация подвижных игр на переменах,
выполнение гигиенических требований к условиям обучения в ОУ,
организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников ОУ,
проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с
обучающимися,
организация и проведение классных часов, беседы,
проведение обучающих семинаров,
организация встреч с работниками ГИБДД,
участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с
применением современных технологий,
просмотр видеофильмов по данной тематике,
проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях,
организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в
быту, создание информационного поля по ответственности родителей за
безопасность своих детей,
организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями
здравоохранения
Нелишним будет напомнить родителям:
в профилактике детского школьного травматизма именно на них лежит основная
ответственность. Безусловно, предсказать, предвидеть то, где ребенок может
травмироваться, невозможно. Но научить ребенка правилам поведения в общественных
местах под силу любому родителю. Важно объяснить, например, что драка — это
неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно договориться или
постараться избежать конфликта. Родители должны сделать все от них зависящее, чтобы
их ребенок ни по не знанию, ни, тем более, умышленно не наносил вред своими
действиями другим детям.
При необходимости родители могут поговорить на тему безопасности пребывания детей в
школе с классным руководителем своего ребенка, поинтересоваться, какие меры
профилактики школьного травматизма предусмотрены руководством, есть ли в школе
медпункт. Как правило, поддерживание тесного контакта с учителями всегда дает хорошие
результаты.
Важным элементом профилактики детского травматизма является повышение уровня их
физического развития. Сегодня есть масса возможностей записать ребенка в спортивную
секцию. Абсолютным приоритетом в работе любого тренера, особенно занимающегося с
детьми, является обучение технике безопасности и спортивному поведению.
В жизни ребенка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка,
возможность выплескивать постоянно накапливающуюся у него энергию. Направить ее в
мирное русло могут и сами родители, привив своему ребенку любовь к спорту. Не
обязательно заставлять ребенка — давлением можно только отпугнуть. Весьма
эффективен личный пример. Это могут быть совместные походы в тренажерный зал,
семейные прогулки на велосипеде, зимой — на лыжах, катание на коньках. Также
несложно оборудовать дома детскую спортивную стенку с набором снарядов (кольца,
брусья, канат, шведская стенка). Основа отношений человека к физической активности, к
спорту формируется в детстве — привычки и предпочтения, сложившиеся в семье,
ребенок в дальнейшем в значительной степени переносит в свою взрослую жизнь.
Ребенок, занимающийся каким-либо видом спорта, не только физически крепче, но и, как
правило, эмоционально более стабилен, обладает хорошей координацией, владеет
способами подстраховки, умеет группироваться при падении, лучше осознает степень
опасности некоторых действий.
Для снижения травматизма учащихся в ОУ должны быть созданы
безопасные условия обучения.
Говоря о безопасных условиях обучения и воспитания обучающихся обратимся к таким
понятиям как «охрана труда» и «техника безопасности», «безопасные условия труда».
ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья обучающихся во время
учебно-воспитательного процесса, включающая в себя правовые, социально-
экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-
профилактические, реабилитационные мероприятия.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – это система организационных мер, технических средств и
методов, предотвращающих воздействие на обучающихся опасных производственных
факторов.
БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ – условия обучения, при которых воздействие на
обучающихся вредных или опасных факторов исключено либо уровни их воздействия
не превышают установленных нормативов.
ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор, воздействие
которого на обучающегося может привести к его заболеванию или снижению его
трудоспособности.
ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор, воздействие которого на
обучающегося может привести к травме.
К опасным производственным факторам на территории школы относится:
плохое закрепление водосточных труб; сломанные ступеньки; разбитые стекла;
открытые люки канализационных колодцев; мусор.
В учебных кабинетах к опасным производственным факторам относится:
сломанные пороги; плохое закрепление стендов; поврежденное покрытие парты;
незакрепленные шкафы; цветы и др. предметы на шкафах; слабое крепление
каркасов парт, стульев; отсутствие проходов; сломанные ручки у шкафов
выступающие винты, шурупы, кнопки.
К опасным производственным факторам относится также:
слабая организация дежурства по школе (учителей на этажах, учеников по школе);
если продолжительность перемен не соответствует нормам СанПиНа
(продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой
перемены 20 мин. Перемены необходимо проводить при максимальном
использовании свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с
детьми).
Существуют определенные гигиенические требования к условиям обучения
в
образовательном учреждении , которые направлены на предотвращение
неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий,
сопровождающих их учебную деятельность:
- требования к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и
сооружений, помещений;
- требования к оборудованию помещений ОУ;
- состояние водоснабжения и канализации образовательного учреждения;
- обеспеченность нормального светового, воздушного и теплового режима в
помещениях;
- уровень организации питания;
- состояние физического воспитания и организация физической культуры;
- состояние медицинского обслуживания;
- организация режима учебно-воспитательного процесса.
Действия руководителя и педагогических работников по расследованию
причин несчастного случая с учащимися
Немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, при
необходимости доставить его в учреждение здравоохранения.
Сообщить руководителю ОУ о случившемся.
Сообщить родителям пострадавшего лица.
Руководитель ОУ обязан незамедлительно принять меры по предотвращению
причин, вызвавших несчастный случай, сообщает о несчастном случае в ЦОУ.
Приказом по ОУ назначить комиссию по расследованию несчастного случая.
Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и
причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших
нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить
объяснение от пострадавшего.
Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в четырех экземплярах, в котором
дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать,
какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать
действия пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить
последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю,
как протекал учебно-воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что
произошло с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести,
предварительный диагноз и меры, принятые по оказанию первой помощи
пострадавшему. Разработать мероприятия по устранению причин несчастного
случая и направить на утверждение начальнику ЦОУО ДО. К акту прилагаются
объяснительные очевидцев, пострадавшего, медицинское заключение и другие
документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая.
Работа по профилактике травматизма невозможна без точного учета и анализа всех
несчастных случаев у учащихся, происходящих в школе и вне ее. Это помогает выявить
основные причины травм (нарушение санитарно-гигиенических норм; отсутствие
необходимых знаний у детей; халатность взрослых и т. д.) и целенаправленно вести
профилактическую работу. Но объективно существующие школьные факторы риска,
важнейший из которых – неизбежная скученность детей, неустранимы в принципе.
Обстоятельства каждого конкретного случая, когда ребенок получил травму, нужно
рассматривать сугубо индивидуально.
Грамотная организация службы охраны труда в образовательном учреждении является
обязательным условием эффективного образовательного процесса и способствует
профилактике детского травматизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гейц И.В. Охрана труда: учебно-практическое пособие.
М.: Издательство «Дело и
сервис», 2004.
2.
Охрана труда в образовательном учреждении: Методические рекомендации/Сост.
Н.В.Полозова. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2003.
3.
Цыганков С.Н. Охрана труда в школе. – М.: Учитель, 2007.
forsmallbabyshkolnyj-travmatizm/