Автор: Медовикова Жанна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 113 Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область Наименование материала: Статья Тема: "Формирование положительного опыта общения детей" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 113
город Рыбинск, Ярославской области
«Формирование положительного опыта общения детей»
(
Из опыта работы с детьми подготовительной группы)
Воспитатель первой квалификационной категории
Медовикова Жанна Анатольевна
Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с
дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в
воспитании
ребенка
в
сегодняшних
условиях.
Необходимость
формирования
положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к
возникновению
у
них
негативных
форм
поведения,
к
ненужным
конфликтам.
Дети
стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со
сверстниками,
взрослыми,
проявлять
вежливое,
доброжелательное
отношение
к
ним,
соблюдать, разговаривая этикет, слушать партнера. Дети ссорятся, обижаются, конфликтуют
со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье (затем и в школе?)
Поэтому так актуальна задача формирования дружеских взаимоотношений, привычки играть
и заниматься сообща, умения подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам
поведения.
Свое повседневное общение с детьми строю исключительно на основе доброжелательности,
ведь она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и
многие другие, базирующие на ее основе чувства - жизнерадостность, привязанность к
родным,
вежливость.
Обращаю
внимание
на
расширение
«сферы
действия»
навыков
культуры
поведения,
потому
что
дети
этого
возраста
проявляют
большую
активность,
самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде,
на занятиях. Чтобы приобретенные и усвоенные навыки они использовали в новых для них
ситуациях, например, мыть руки не только, перед едой и после туалета, но и после ухода за
растениями,
уборки
групповой
комнаты,
игр
с
песком,
а
заботу,
вежливое
и
доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых.
А это важно, т.к. в этом возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно
переходят в привычку, становятся естественной потребностью.
Поставила конкретные задачи:
1. Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей.
2. Воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а
также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека.
3.Формирование элементарных правил культуры поведения.
Критерии эффективности проводимой работыили что я ожидаю :
- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
- преобладание положительных эмоций;
- способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов
их проявления (не причиняя вред другим);
-
систематичное и последовательное использование
полученных методов и приемов
коммуникации;
- соблюдение этики общения между детьми;
- умение детей общаться в различных типовых ситуациях.
Использовала следующие формы работы с детьми:
1. Этические сказки
Ведь именно Сказка необходима ребенку как воздух, из сказок дети впервые узнают о
противостоянии
зла
и
добра,
о
проявлении
коварства
и
благородства,
предательства
и
верности,
также
большую
роль
играют
следующие
факторы:
доступность
материала,
увлекательная форма повествования. В доступной и увлекательной форме дети усваивают
социальные нормы и правила, приобретают навыки культурного поведения. Вежливые сказки
дают ребенку возможность эмоционально пережить последствия соблюдения или нарушения
норм общественного поведения, а также помогают воспитанию культурно-гигиенических
навыков и формированию этических представлений. Сказки рассказывают в занимательной
форме о том, что дает возможность стать членом интересного общества друзей, научиться
понимать их потребности, взаимопониманию друг с другом.
Хорошая подборка сказок в книгах:
Т.И .Бабаева, Л.С. Римашевская «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество
дошкольников в детском саду» Детство-Пресс,»2012г
Е.А. Алябьева « Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет», Москва,2009г.
2. Нравственно-этические беседы.
Беседы - специально организованный разговор с детьми на определенные темы.
Целью
бесед
является
воспитывать
нравственные
чувства,
формировать
нравственные
представления, суждения, оценки. Научить видеть нравственную сторону воспринимаемых
событий, понимать их суть. Общаться в ходе разговора: правильно отвечать на вопросы,
самостоятельно задавать их; высказывать суждения.
Важно, что в беседе обсуждаемым фактам, событиям дается оценка. Положительная оценка
закрепляет
те
или
иные
формы
поведения,
отрицатель ная
—
призвана
тормозить
нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление
следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ ста-
новится ориентиром для ребенка в выборе поступка
Тематику бесед брала из книг:
Т.А. Шорыгина «Беседы о характере и чувствах» Москва,2010г.
Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» Москва, 2010г
3. Проблемные ситуации
Они
ставят
ребенка
перед
нравственным
выбором,
при
этом
возникают
механизмы
нравственной идентификации, обогащается личный опыт ребенка.
Дети
учатся
анализировать
поведение
свое
и
окружающих,
формируется
умение
самостоятельно разрешать конфликты. Проблемные ситуации способствуют формированию
нравственного
опыта,
стратегий
нравственного
поведения,
проявлению
моральных
переживаний ребенка.
Например:
Ситуация
«дежурные» Цель:
учитывать
не
только
личные
желания,
но
и
потребности других. Содержание: Закончилось занятия по рисованию. Дежурные начали
убирать со столов. В это время сообщают, что ребят ждут в зале на спектакль кукольного
театра. Дети устремляются к выходу.
Но воспитатель напоминает, что дежурные еще не закончили уборку и сразу пойти со всеми
не могут. Перед детьми возникает проблема выбора. Как быть? Оставить дежурных в группе
и
самим
уйти
на
спектакль?
Но
справедливо
ли
это
будет,
дежурным
тоже
хочется
посмотреть спектакль? Как поступить?
В подборе ситуаций использовала книги:
Т.И.. Бабаева, Л.С. Римашевская « Как развивать взаимоотношения и сотрудничество
дошкольника в детском саду». Детство-Пресс,2012г.
Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет» Москва,2009г.
4. Инсценировки и игровые действия.
В них моделируются всевозможные нравственные ситуации. Ценно, что через инсценировки
у детей возникает нравственная аргументация, и они способны указать на общественную
значимость поступков.
Инсценировки и игры учат детей умению учитывать в своем поведении состояния, желания и
интересы другого и ориентироваться в них при построении взаимодействия, вырабатывают
осознанные представления о нормах поведения. Также воспитывается умение устанавливать
доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьми.
Кроме того, учитывая игровой опыт, ребенок учится руководствоваться полученной суммой
нравственных норм в повседневной жизни.
Примеры:
Ситуация 1. Саша пришел в детский сад с утра рассерженным, так как мама не купила ему
игрушку. Увидев, что Коля и Миша строят игрушечный гараж для новой машины, он
подошел к ним и сказал:
- Мне, не нравится ваш гараж, не так нужно строить, - и ногой разрушил постройку.
Как поступят Коля и Миша? (Ситуация обыгрывается разными детьми).
Вопросы детям:
- Что чувствовал Саша, когда пришел в детский сад?
- Что сделал Саша, когда увидел играющих ребят?
- Что чувствовали мальчики после того, как Саша разрушил их постройку?
- Правильно ли поступили мальчики?
(Дети выбирают различные способы регуляции поведения в конфликтных ситуациях).
Ситуация 2. - Малыш заблудился на одной из улиц вашего города и заплакал. Утешьте его и
помогите! ( Один ребенок выполняет роль малыша - падает, плачет. Свое эмоциональное
состояние ребенок должен показать с помощью мимики и пантомимики; брови приподняты и
сдвинуты,
глаза
прищурены;
ребенок
сидит
на
полу,
движением
рук
вытирает
слезы,
туловище
вздрагивает.
Остальные
дети
по
очереди
находят
слова
утешения
и
способы
оказания помощи. Затем дети меняются ролями .)
Вопросы к детям:
- Что чувствовал малыш, который потерялся?
- Кто помог малышу (Дети).
-
Какие слова утешения помогли малышу? ( Мы сейчас тебе поможем найти твой дом.
Успокойся, пожалуйста, не плачь. Мы сейчас тебя проводим домой.)
Ситуация 3.-Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси,
чтобы тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если дети не захотят тебя принять ?
Самое время дружно поиграть.
Ситуация 4. –«Это мой мяч, я его первый взял», - говорит первый ребенок. «Нет ,мой, я тоже
хочу играть в мяч!» - кричит второй. Дети начали забирать мяч друг у друга, кричать,
ссориться. Вы не знаете, как нужно поступить?
Ситуация 5. « У нас нет равнодушных»- В группе стоит в стороне ребенок, плачет, обижен.
Как вы поступите?
Использовала книги:
Т.И.. Бабаева, Л.С: Римашевская « Как развивать взаимоотношения и сотрудничество
дошкольника в детском саду».Детство-Пресс,2012г.
Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет» Москва,2009г.
Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян « Социально-нравственное воспитание
детей от 5 до 7 лет»
4. Ознакомление с художественной литературой.
При слушании литературного произведения дети стремятся подражать любимым героям,
активно переживают события, в которых не участвовали. Действуя в воображаемом плане,
осознает мотивы поведения.
Главной целью для таких занятий было создать условия, поле активной деятельности, чтобы
чувства, испытанные ребенком во время чтения художественной литературы, проявлялись в
окружающей реальности.
В
работе
пользовалась картотекой
литературных
произведений
на
моральные
темы
(приложение).
5. Игры и упражнения на умение общаться в социуме, соблюдая правила этикета.
Они помогают выравнивать уровень овладения навыками каждым ребенком группы.
Помогают
достичь
единства
между
представлениями
о
том,
как
надо
себя
вести,
и
конкретным поведением ребенка. Детей очень увлекают игры-упражнения на закрепление
правил
этикета
в
общении
с
окружающими
взрослыми
и
детьми.
Это
своеобразная
и
необходимая тренировка для формирования навыка поведения детей.
В помощь календарному планированию составлена картотекаигр, упражнений, ситуаций по
формированию у детей навыков общения.
Еще важный момент , на который я обратила внимание - Пространство, где находится
дошкольник (групповая комната), подвигает его на усвоение так называемых социальных
дистанций.
Поведение
их
корректно,
они
не
нарушают
пространственных
норм
взаимодействия.
А
вот
в
незнакомой
обстановке
дети
допускают
ошибки.
Дети
могут
располагаться близко или далеко, они либо контактируют, либо избегают контакта, ведут
себя
вызывающе,
привлекая
внимание
жестами,
словами,
действиями,
мимикой
и
т.д.
Поэтомуя использоваласледующие педагогические приёмы, направленные на освоение
детьми социальных дистанций:
ПРИЁМ
ПЕРВЫЙ : Традиции группы
«Утреннее приветствие» - взрослый и дети стоят в кругу и желают друг другу доброго
утра, передавая при этом игрушку или любой предмет, обращаясь к товарищам.
«Минутка вхождения в день» (разработки Н.М. Метеновой)
«Читательский день» (по выбору педагога) – дети по очереди приносят свои любимые
издания литературы, заранее готовят пересказ одной истории и воспитатель организовывает
обсуждение
рассказанного,
для
того
чтобы
все
могли
представать
себе
картину
происходящего, выразить своё отношение к героям и событиям, придумать продолжение
истории.
ПРИЁМ ВТОРОЙ :
Коллективные творческие работы,
как правило, это один из путей
социального
познания,
при
условии,
что
при
их
выполнении
уделяется
внимание
совместному проживанию воплощаемых событий. Это может быть коллаж из детских
фотографий, картинок, детских рисунков.; совместное выполнение работ по аппликации,
лепке, конструированию А, сообща выполненная, детская газета подтолкнёт многих детей к
активному познанию действительности.
ПРИЕМ ТРЕТИЙ:
Социальные роли - любимая игровая деятельность дошкольников. Играя
роль, дети передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств
выразительности:
голоса,
пантомимики,
мимики,
жеста.
Дети
любят
самостоятельно
распределять роли, проигрывают их, облачая себя в соответствующие костюмы, используют
нужные атрибуты, аксессуары и др. В игре дети возлагают на себя разные социальные роли
старших
по
возрасту,
что
способствует
расширению
рамок
социального
познания,
а
педагогическое
руководство
игрой
составляет
опору
для
освоения
детьми
реальной
социальной роли .Например:
Игры «Семья», «Магазин» и др. позволяют детям освоить профессиональные и бытовые
роли (клиент, покупатель, пациент, родитель и т.д.)
Игра «Школа» позволяет ребёнку самостоятельно моделировать будущее, побывать в роли
ученика и учителя, (дошкольника и воспитателя и др.)
Работа с родителями.
Семья – первичный источник социализации ребенка в дошкольные годы. Эффективность
семейного воспитания зависит от качества детско-родительских отношений и педагогической
компетенции родителей.
Наблюдается интерес родителей к формам интенсивной подготовки детей к школе, что не
всегда соответствует возможностям их ребенка. Выражена сильная ориентация родителей на
видимые результаты воспитания и обучения.
Проявления детьми активности, инициативы, настойчивости не доставляют большей части
удовольствия, вероятно, потому, что не соответствуют их представлениям о том, как должен
вести себя воспитанный ребенок.
Родители
хорошо
понимают
свою
миссию:
обеспечить
социализацию
ребенка,
но
в
большинстве,
не
знают,
как
реализовывать
ее
правильно.
Проявляется
неуверенность,
вызывает
трудности
процесс
воспитания
и
взаимодействия
с
ребенком.
Родителям
оказывается легче материально обеспечить ребенка, но гораздо сложнее – быть интересным
для ребенка, организовать его полноценный развивающий досуг, общаться и строить с
ребенком партнерские отношения. Может быть, поэтому материальная составляющая семьи
преобладает над содержательным, духовным общением?! Часто недооценивают значение
эмоциональной поддержки ребенка в ходе его развития. Затрудняются в выборе адекватных
способов демонстрации ребенку своей причастности к его проблемам, делам, успехам.
Поэтому
я
поставила
себе задачу
–
способствовать
педагогическому
образованию
родителей, делая это содержательно, разнообразно, неформально.
Подготовила и провела консультации:
«Ошибки, которые мы совершаем»
« Характер вашего ребенка зависит от вас»
«Капризы и упрямство»
«Воспитание ответственности у детей»
«Детская застенчивость»
Агрессивный ребенок»
«Самоуважение. Как его воспитать»
«Как научить ребенка постоять за себя»
«Как победить застенчивость»
«Как дошкольник становится школьником»
«Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»
Оформила памятки:
«Несколько советов по воспитания доброты и отзывчивости»
«Несколько советов по формированию у детей чувство дружбы, товарищества»
«Несколько советов по формированию навыков сотрудничества, воспитанию отзывчивости
,готовности помочь»
«Помогаем найти ребенку дело по душе. Несколько советов»
«Основы нравственных отношений в семье»
«Правила семейного воспитания»
«Родители-гиды по пути познания» и др.
Родительские собрания:
1. Выступление «Характеристика детей 7-го года жизни. Основные задачи воспитания»
2. Семинар-практикум «Досуг семьи. Место ребенка в нем»
3. Игровое «Вместе веселее» (совместно с детьми) - совместно с психологом
Литература:
Т.И.. Бабаева, Л.С: Римашевская « Как развивать взаимоотношения и сотрудничество
дошкольника в детском саду».Детство-Пресс,2012г.
Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет» Москва,2009г.
Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян « Социально-нравственное воспитание
детей от 5 до 7 лет»
Приложение
Картотека литературных произведений по моральным темам
Доброжелательное отношение к друг к другу: Г-Х.Андерсен «Снежная королева» (отрывок
про зеркало Троля); бр.Гримм «Горшок каши»; В.Сутеев «Мешок яблок», Н.Носов «Огурцы»;
Л.Мур «крошка енот»(отрывок); В.Катаев «Цветик-семицветик»; К.Ушинский «Вместе
тесно, а врозь скучно»
Самооценка :М.Плицковский «Хвосты». «Что это за птица»; рус.нар..сказка «Заяц-хваста»;
Г-Х Андерсен «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», сказка «Айога»
Оказание помощи : В.Берестов «Котенок»; О.Григорьев «Яма»; рус.нар. сказка «Зимовье
зверей»;
Жадность : В.Берестов «Дракон»; венгер. Сказка «Два жадных медвежонка»; В.Катаев «Кот,
петух и лиса»; В.Сутеев «Под грибком»; Я.Аким «Бабушка болеет»; Л.Толстой «Муравей и
голубка»; В.Катаев «Цветик-семицветик»
Обращение: А.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»(отрывок); Г-Х Андерсен «Серая
звездочка»(отрывок)
Просьба-согласие . Просьба-отказ: Рус.нар.сказка «Снегурочка»,»Морозко»,»Гуси-лебеди»,
«Пузырь, соломинка и лапоть»; В.Осеева «Волшебное слово»; М.Плицковский «Как лось к
реке ходил»; В.Благинина «Подарок»; С.Маршак «Кошкин дом»(отрывок)
Уважение к матери, к старшим : В.Осеева «Просто старушка», «Три товарища».
«Печенье»; Л.Толстой «Дед и внучка», «Сыновья»; ненецкая сказка «Кукушка»; Е.Благинина
«Посидим в тишине»; Я.Аким «Бабушка болеет»
Сопереживание: В.Катаев «Цветик-семицветик»; К.Чуковский «Айболит», «Айболит и
воробей»; Н.Павлова «На машине»; Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»
Честность : Л.Толстой «Косточка». «Правду сказал»
Ответственность : Арм. Сказка «Змея и рыба»; Н.Аксаков «Тема и Жучка»; Н.Носов
«Карасик»
Страх-трусость : Е.Чарушин «Не буду бояться», «Трус»; Л.Мур «Крошк
аЕнот»;К.Чуковский «Краденое солнце», «Тараканище»; Е.Чарушин «Трус»
Упрямство : Узб. Сказка «Упрямые козы»; С. Маршак «Два барана»
Капризность : Э.Мошковская «Капризы»; Г-Х Андерсен «Свинопас»; А.Барто «Девочка-
ревушка»; рус.нар.сказка «привередница»
Стыд: В.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»
Радость: К.Чуковский «Радость»; М.Плицковский «Счастливый день»
Зависть : Н.Носов «На горке»;Г.Сапгир « Крокодил и петух»
Дразнение: Г-Х Андерсен «Серая звездочка»; Н.Носов «Дед Макбка»; М.Плицковский « Эй
ты!»,»Фонтан, который умел плавать» В.Катаев «Цветик-семицветик»; Э.Мошковская
«Жадина»; рус.нар.сказка «Каша из топора», «Заюшкина избушка»
Зазнайство, хвастовство : Рус.нар. сказка «Заяй-хваста»; нанайская нар. Сказка «Айога»;
итал.нар. сказка «Как осел петь перестал»; кубинская сказка « Зазнайка»
Источник:
Т.И..
Бабаева,
Л.С:
Римашевская
«
Как
развивать
взаимоотношения
и
сотрудничество дошкольника в детском саду». Детство-Пресс,2012г.