"Есть ли на свете дело лучше учителя в школе" (Образ учителя в повести А. Лиханова "Благие намерения")
Автор: Бузмакова Людмила Вячеславовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ ООШ п. Томызь Населённый пункт: Кировская область, Афанасьевский район, п. Томызь Наименование материала: методическая разработка Тема: "Есть ли на свете дело лучше учителя в школе" (Образ учителя в повести А. Лиханова "Благие намерения") Раздел: среднее образование
А. Лиханова «Благие намерения»)
Автор: Бузмакова
Людмила Вячеславовна,
учитель русского языка
и литературы
МОУ ООШ п. Томызь
Афанасьевского района
Кировской области
Стаж работы: 17 лет
высшая квалификационная категория
2016 год
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА КОНФЕРЕНЦИИ:
Цветы, столы, поставленные кругом.
Выставка книг «Образ учителя в художественной литературе»:
Поляков Ю. Работа над ошибками.
Распутин В. Уроки французского.
Платонов А. Песчаная учительница.
Алексин А. «Безумная Евдокия»
Полонский Г. Ключ без права передачи, и многие другие
На доске название книги и имя автора: Альберт Анатольевич Лиханов «Благие
намерения».
Эпиграф урока: «Те, у кого мы учимся, называются учителями, но не всякий, кто учит
нас, заслуживает это имя» (И. В. Гёте)
В
ходе
конференции
на
доске
записываются
лучшие
фразы
из
книги,
произносимые участниками. Например:
Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой.
С ними, дева, сердца жалеть нельзя. Или их пожалей, или сердце.
Тебя не хватает, а ты люби, все равно люби. Люби, люби, если можешь. Растворись в
них. А не можешь – уйди…. Мало кто может.
Благими намерениями вымощена дорога в ад.
На
стенах
зала
репродукции
портретов
детей,
выполненных
русскими
художниками, и жанровые фотографии, портреты учеников школы.
Участники конференции – учащиеся 9 класса, родители учащихся школы, учителя и
все желающие.
Участники конференции готовят ответы на вопросы:
1. Какой проблеме современности посвящена книга? Как, по-вашему, она должна
решаться? Как решается сейчас?
2. Что сделает героиня книги «в ту субботу»? В чем благородство и опасность
выбранного ею пути?
3. В чем смысл задуманного эксперимента? Цель, риск, результат?
4.
Ваше
отношение
к
главной
героине
и
второстепенным
персонажам?
В
чем
значение каждого?
5. В чем необычность композиции повести? Какие вопросы остались у вас после ее
прочтения? О чем хотелось бы поговорить?
6. Как вы понимаете фразу, ставшую названием книги? Что она сказала Вам?
7. Предложите эпиграф к обсуждению повести.
ХОД КОНФЕРЕНЦИИ:
Звучит музыка («Журавлиная песня» сл. Г. Полонского, муз. К. Молчанова).
- О чём эта песня? (Ответы)
- Какова тема песни?
- А какая проблема затронута в этой песне?
Ведущий: Сегодня мы с вами выясним, в чём заключается труд и подвиг учителя. Для
этого нам нужно определить, что такое труд, подвиг, учитель.
В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. даны такие
определения этих слов:
Труд, -а, м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с
помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.
Умственный труд.
Физический труд. Охрана труда. 2. Работа, занятие. Тяжёлый труд. Заплатить за труды. 3.
Усилие, направленное к достижению чего-нибудь.
Взять на себя труд, сделать что-нибудь.
4.
Результат
деятельности,
работы,
произведение. Труд
всей
жизни.
Научный
труд. 5.
Привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности,
как
предмет
школьного
преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду. Трудовой
коллектив. (Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковом словаре русского языка» - М., 1997. –
с.814)
Подвиг, -а, м. Героический, самоотверженный поступок. Совершить подвиг. Воинский
подвиг. Подвиг во имя славу Родины. (Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковом словаре
русского языка» - М., 1997. – с.533)
Учитель, -я, мн. –я, -ей и –и, -ей, м. 1. (мн. –я, -ей). Лицо, которое обучает чему-нибудь,
преподаватель. Школьный учитель. Учитель математики. Домашний учитель. Заслуженный
учитель (почётное звание). 2. Глава учения (во 2 знач.), человек, который учит (научил) чему-
нибудь
(высок.) Великие
учители-философы
//ж.
учительница,
-ы (к
1
знач.)
//
прил.
учительский, -ое, -ая (к 1 знач.). Учительский
тон (перен.; поучающий). (Ожегова С.И. и
Шведова Н.Ю. «Толковом словаре русского языка» - М., 1997. – с.846)
- А теперь попробуйте объединить эти слова, что есть общего между ними? (Участники
высказывают свои мнения).
- Тема нашего с вами обсуждения «Есть ли на свете дело лучше учителя в школе?» Как
вы понимаете эти слова?
Ведущий: Да, труд учителя – это ежедневный подвиг, но мы, к сожалению, этого не
замечаем.
Учитель… когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде
бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но
вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а
конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень,
чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Вот почему и
охватывает волнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто даёт знания по тому
или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он
помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.
Раньше я училась в этой самой школе. Мне нравились многие учителя. Учитель
физики – за свою деликатность. Учитель математики – за хорошее знание предмета. Учитель
литературы
–
за
эмоциональность,
чуткость,
неравнодушие.
А
с
некоторыми
из
них
я
работаю сейчас, они – мои коллеги. А ведь именно они, учителя нашей школы, привили мне
любовь к этой профессии. И я им очень благодарна за это.
Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать
свободным
временем,
увлечениями,
забывать
о
здоровье,
думать
об
учениках
как
о
собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы.
- А привлекает ли вас профессия учителя?
- А, по-вашему мнению, каким должен быть учитель?
- Итак, у нас уже сложилось представление о том, каким должен быть учитель. но что
говорит об этом художественная литература? Каким, по её мнению, должен быть учитель?
Сегодня
нас
всех
собрала
здесь
книга
нашего
земляка,
уроженца
г.
Кирова,
Альберта
Лиханова «Благие намерения». Сюда пришли те, кого тронула тема современного сиротства,
поднятая автором почти 30 лет назад, в то время, когда наша страна переживала период пусть
видимого, но благополучия, когда всем казалось, что у нас все лучше всех, всем лучше всех.
Альберт Лиханов одним из немногих тревожил души людей, указывал на нерешенные
проблемы, проблемы нравственного характера, к которым наше общество было довольно
глухо.
Что не позволяет уснуть совести? Как борется добро со злом? В чем мера добра?
Главными темами его творчества стали взаимоотношения родителей и детей, взросление
подростка, нелегкое, а подчас драматическое.
Его герои – люди думающие, анализирующие, часто – искупающие вину других,
спорящие друг с другом и сами с собой, вовлекающие в спор автора и читателя.
Может быть, это удавалось потому, что сам Альберт Анатольевич Лиханов – человек
беспокойного сердца: он Лауреат Государственной премии России, Большой литературной
премии России, международных премий имени Януша Корчака, Максима Горького.
Альберт Лиханов является председателем международного детского фонда, академиком
Российской
академии
образования,
лауреатом
Премии
Президента
России
в
области
образования.
Он
стал
одним
из
организаторов
первого
в
нашей
стране
24-часового
телевизионного
марафона,
без
преувеличения
можно
сказать
-
потрясшего
всю
страну,
открывшего в каждом из тысяч зрителей чувства, о которых он сам и не подозревал!
Взрослые и дети открыли для себя боль и счастье страдания, сострадания, помощи самым
дорогим и беззащитным в каждом обществе – детям-сиротам.
Вот и книга, собравшая нас сегодня, посвящена проблеме детства, хотя кто-то из вас
может сказать точнее…
(Ответы:
- Проблема детей без детства….
-Не без детства - без семьи.
-А, по-моему, главная проблема книги - судьба педагога.
-Она не просто педагог - она героиня.
И другие)
Ведущий: Давайте поделимся общим впечатлением от этой повести. Кого что больше
всего потрясло, кому что запомнилось?
(Ответы:
-Мне - бунт Аллочки и Севы…
-А мне – как Коля плакал и ругал Надежду Георгиевну страшными словами, а она не то
что не обиделась, не бросила его, она только жалела и хотела, чтобы его боль как-нибудь
ослабела.
-А
я
удивилась,
как
сильно
Анечка
любила
свою
непутевую
маму.
Мать
Ани
ее
променяла на бутылку, но Аня, не смотря ни на что, всё равно её простила. Неужели так
бывает?
- Эта Анечка первая пожалела Надежду Георгиевну, увидев, что она плачет.
- И я это запомнила. Надежда Георгиевна еще сказала: «Я еще собиралась их пожалеть,
а они меня уже пожалели».
- А еще: «Плакать от собственной боли нетрудно, трудней плакать от боли чужой»)
( Ведущий записывает эти фразы на доске)
-А я думаю, а ведь и правда ни в одном учебнике для учителей не написано, до какой
степени можно в бане с детьми раздеваться.
- А мне Наталья Ивановна Мартынова понравилась. Жаль только, не рассказано, как
они все у нее жили. Только как за автобусом бежали, я заплакала…
- Да, это ведь она сказала Надежде Георгиевне, чтобы она не жалела сердца и любила
этих детей. Она еще ее «дева» называла.
( Ведущий записывает на доске:
«С ними, дева, сердца жалеть нельзя. Или их пожалей, или сердце.
Тебя не хватает, а ты люби, все равно люби.
Люби, люби, если можешь. Растворись в них. А не можешь – уйди…. Мало кто
может.)
-Она и дочку свою их любить научила.
-А своих детей у нее тоже нет…
-И у Надежды Георгиевны тоже, наверное, уже не будет…
-Почему? Ей же всего 32 года.
-Если опять возьмет детдомовскую группу, то ведь все повторится.
-А, думаете, возьмет?
-Не знаю, книга здесь закончилась.
- Но ведь не обязательно, если станешь хорошим педагогом, лишаться своей семьи и
любви!
-Но
с
Виктором
Надежда
Георгиевна
рассталась.
И
не
случайно,
а
из-за
Анечки
Невзоровой.
- И ведь автор в трех судьбах женщин одиночество показывает!
- Если быть таким педагогом, как Надежда Георгиевна, то на личную жизнь, на себя
просто души уже не хватит.
-Помните, Маша говорила, что любовь – не компот, она - или есть или нет? Так и душа.
-Но ведь Надежда Георгиевна сама почувствовала, что любви не хватает! Потому и
задумала эксперимент.
- А многие ведь не верили, что эксперимент удастся.
- Ты про Елену Евгеньевну? А может, она за Надежду Георгиевну боялась, она ведь
молодая, вдруг дров наломает, и детям, и себе хуже сделает…
- Но она же хуже не сделала?
- Это как посмотреть! Ведь шестерых бросили во второй раз!
-Она же не виновата! Они с Апполошей так проверяли тех, кому собирались на
выходные отдать детей!
-И все равно ошиблись!
- Ну уж никак было не угадать такую жестокость в Князе с Княгиней!
-А может, это не жестокость? Они же сами не думали, что так получится!
- Вот и надо было подумать!
- Не всегда заранее знаешь, как и что будешь чувствовать потом.
-Но ведь тут же ребенок! Аллочка им совсем не мешала! Она же их любила! Ими
гордилась! А им был никто не нужен, кроме их самих.
-Князь ведь признал свою вину. Он сказал про благие намерения.
- А я не понял, если «благими намерениями вымощена дорога в ад», то в рай плохими
что ли?..
Ведущий: Вот тут давайте остановимся и подумаем, в чем смысл названия повести?
Как понять эту поговорку?
(Пауза размышления).
- Конечно, вряд ли за дурные намерения ждет рай.
-
Наверное,
дорога
в
ад
вымощена
теми
благими
намерениями,
которые
не
исполнились, особенно если обманули чьи-то надежды, лишили счастья.
Ведущий :
Верно. (читает)
«Благие
намерения
предстояло
поддерживать
благими
делами…. дорога-то в ад вымощена не намерениями, а намерениями неисполненными. Вот в
чем дело»
Ведущий: Как
вы
понимаете
авторскую
позицию?
Продолжите
предложение:
«Я
верю…, думаю, что…, надеюсь на…»
-
Найдите
в
тексте
фрагменты,
строчки,
которые
раскрывают
позицию
Надежды
Георгиевны и других педагогов.
«Учитель поднимается над обыденностью повседневности, становится философом,
становится мыслителем, становится созидателем человеческой личности, а значит, и
общества. А если он таков, то нет для него дела, в которое он бы не верил и не внушал
окружающим эту веру, нет человека, на которого он бы не надеялся. Да если ещё этот
человек – ученик, и нет человека, которого он бы мог – даже мысленно не любить»
Ведущий: А чем питается «педагогика сердца» Надежды Победоносной? Что и кто ей
помогает?
И «педагогика сердца», философия Надежды Георгиевны, нужна школе, она имеет
свои основания и источники:
—
естественность
и
искренность
детского
сознания,
которое
понимает,
что
нельзя
отказаться от ответственности за родителей и иногда они заслуживают того, чтобы их
«удочерили»;
— мудрость тысячелетий, и Надежде помогает опыт и Ф. Бэкона, и Гоголя, и
Лескова, и всей русской литературы;
— способность говорить о главном смысле профессии с Аполлоном Аполлинарьевичем;
— рождение готовности учиться мудрости, учиться на своих ошибках, постепенно
приходя к осознанной педагогической позиции — ее клятве: не бросать детей;
— осознание своей ответственности: «Благими намерениями... За несостоявшиеся
намерения других людей единственная в ответе ты сама. Ведь ты их подтолкнула. И нет
никаких обстоятельств, смягчающих твою вину...».
Ведущий: Повесть написана как педагогический дневник: автор «обдумывал каждую
строчку, а потом заносил ее на лист бумаги, как выношенную и вы страданную мысль, а не
просто нужную фразу». Постарайтесь написать свою страницу!
Все страницы собирает учитель, он тоже пишет свою страницу, а затем дает
возможность каждому выбрать по случайному принципу одну страницу другого автора и
выразить к ней свое отношение письменной репликой.
- А есть ли надежда?
Да, есть. На этих самых Победоносных, они в школах, их список велик, о них можно
писать романы.
(Учитель вслух читает последнюю страницу повести.)
Они строят свою философию и делают свой выбор, за который несут ответственность,
потому что воспитание — это процесс длиною в жизнь...
Книга
не
заставляет
идти
всех
вслед
за
Надеждой
Георгиевной,
даже
тех,
кто
испытывает сострадание и жалость к детям-сиротам. Добрых людей среди нас, я думаю,
большинство, а вот все ли смогут пройти путь героини книги? А цена ошибки – еще один
шрам на и так израненном детском сердце!
Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда отдала
своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что
приготовила
ей
судьба.
И
можно
с
уверенностью
сказать,
что
те
дети,
её
первые
воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей
умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой,
правильно оценить и понять своё назначение, а без этого не может быть учителя.
- И недаром сегодня на нашем уроке присутствуют ваши родители, так как я хотела,
чтобы они поделились своими воспитаниями об учителях, которые оставили в их душе
неизгладимый след.
Родители рассказывают о своих учителях.
Рефлексия.
В конце нашего общения я хотела бы попросить вас составить дайджест из текста
повести А. Лиханова «Благие намерения», то есть выбрать мысли автора (некоторые из них
записаны на доске), которые вы разделяете и можете их назвать «педагогикой сердца»
учителя, работающего по призванию.
Присутствующие зачитывают свои дайджесты.
Ведущий. Очень рада, что вы все понимаете, огромное спасибо вам за сегодняшний
разговор. А я от вашего имени скажу спасибо книге и ее автору, Альберту Лиханову. У нас на
выставке представлены книги и других авторов об учителях. И я надеюсь, что тема учитель –
ученик заинтересует вас, и вы с удовольствием прочитаете данные книги. Хотелось бы
прочитать вам замечательные слова поэтессы Вероники Тушновой:
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
А сейчас я хочу предложить вам вместе со мной исполнить песню «Спасибо вам,
учителя!». (Раздаю листочки с текстом песни)
Звучит песня «Спасибо вам, учителя!».
До
новых
встреч,
ребята,
родители
и
все
присутствующие!
Счастья
вам,
вашим
родителям, друзьям и вашим будущим детям! Сегодняшний разговор убедил меня в том, что
каждый из вас в своей жизни будет совершать только хорошие поступки, только благие
намерения. До новых встреч!
ЛИТЕРАТУРА
1.
Галицких
Е.О.
Изучение
творчества
Альберта
Лиханова
в
школе.
Методическое
пособие: Е.О. Галицких. – М.: ООО «Издательский, образовательный и культурный
центр «Детство. Отрочество. Юность», 2009. – 78, [2] с.
2.
Лиханов А. Повести. – М.: «Детская литература», 1988. – 398 с.
3.
Щетинина О.С. Учитель! // О.С. Щетинина, А.Г. Уровная. – СПб.: Новый мир, 2001.
4.
portalusmodules/shkola/rus_readme.php?
subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=&