"Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ".
Автор: Ковалёва Вера Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МК ДОУ "Подгоренский детский сад№1" Населённый пункт: п.г.т. Подгоренский Подгоренского муниципального района Воронежской области Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Подгоренский детский сад №1»
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Консультация для родителей
Тема: « Взаимодействие детского сада и
семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни
в условиях ДОУ ».
Воспитатель: 1КК Ковалёва В.Н.
п.г.т. Подгоренский 2016год
Детский сад - серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша, а любое
испытание – или ломает , или закаляет; делает сильнее ,продвигает вперед в развитии – или
отбрасывает назад.
Адаптация -
это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой
обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным
пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится
приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок
индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие
дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействия ДОУ и семьи в период
адаптация детей третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного
учреждения.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение
ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются
тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро
затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно
развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и
относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень
пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко
нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе
быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо
отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни.
Во-первых, надо помнить, что до 3 лет ребенок не испытывает потребности общения со
сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка
как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в
доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку
сами нуждаются в том же.
Во-вторых, дети 3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями
общения. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка . Нередко боязнь новых
людей и ситуаций приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым,
обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети этого возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них –
безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро
адаптироваться , поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный
протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с
ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок
сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть
ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-
гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в
постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску,
ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала
посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что
этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и
не у
всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается
рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния…
К таким нарушениям относят:
-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
-нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
-меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
-повышение температуры тела
-изменения характера стула
-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок,
его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения
детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных
особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день
плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным
протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и
спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько
заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с
плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в
игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем
этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по
характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к
какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень
часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную
адаптационную группу. Модель поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является
пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает
динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения
Что должны знать и уметь воспитатели и родители:
1.Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой
площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет
перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
2.Неформальное посещение детского сада. т.е. прогулки по территории и сопроводительный
рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный.
Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском
саду.
3.Каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода,
принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
4.В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
5.Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это
позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и
снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
6.Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в
привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное
знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на
установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
7.Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и
ребёнок.
8.Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при
поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в
семье и в детском учреждении.
НЕОБХОДИМО:
-до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности
поступающего ребёнка (анкета).
-в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять
режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
-приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять
ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.
В соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание
работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном
контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной,
предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного
учреждения.
Хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых
детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в
процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново.
Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка
подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь,
что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Совместно
с помощью родителей мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания
воспитателей, любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй,
опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей
ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад,
позволит решить проблему адаптации на должном уровне.
При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у
дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение
10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в
течение 20-30 дней (иногда и раньше).
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе
взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и
включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и
педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.
Существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка третьего
года жизни к дошкольному учреждению. По моему мнению, педагог – профессионал
владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малыша в
период адаптации, педагог проектирует взаимодействие с родителями своих воспитанников,
дает необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил:
Для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать
следующим рекомендациям для воспитателей и родителей:
Рекомендации для воспитателей:
- любите детей и относитесь к ним как своим;
- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное
учреждение;
- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с
требованиями к ребенку;
- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, папки-передвижки,
наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей,
беседы с родителями, родительские собрания.
Рекомендации для родителей:
- любите своего ребенка таким, какой он есть;
- радуйтесь своему ребенку;
-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
- слушайте ребенка, не перебивая его;
- установите четкие и определенные требования к ребенку;
- не устраивайте для ребенка множество правил;
- будьте терпеливы;
- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;
- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с
ними;
- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
- чаще хвалите ребенка;
- поощряйте игры с другими детьми;
- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;
- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;
- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;
- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ГДОУ;
- посещайте групповые собрания.
Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является
личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и
отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель
должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при
организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в
сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский
сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания,
температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок
находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от
знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и
физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о
потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике,
на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях
решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители
могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом
питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей
культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями
адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и
сотрудниками детского сада.
Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена
режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны
осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые
способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей, следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность
пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода,
дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом,
сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так
называемый «адаптационный лист»).
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но
и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Таким образом, можно сказать, что взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации детей
третьего года жизни достигнута, созданием целостной системы взаимосвязанной
деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации, а задачи реализуютсмя через
технологию педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период.
Основные источники
1.
Козлова
С.А.,
Куликова
Т.А.
Дошкольная
педагогика:
Учебник.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
2.
Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование
родителей – С-Пб.: ООО Изд-во ''ДЕТСТВО-ПРЕСС '', 2009. – 80 с.
3.
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Вторая младшая группа /
С.В. Чиркова. - М.: Вако, 2009. - 256 с.
4.
Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации
по воспитанию детей 2 – 7 лет - Волгоград: Учитель, 2009.-169с.
5.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. - М.:
Издательский центр «Академия, 2005. – 232 с