Автор: Мальцева Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад Населённый пункт: Удмуртия, Сарапульский район, с. Кигбаево. Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект воспитателя МБДОУ детского сада "Патриот" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в
старшей
(с подготовкой к восприятию)
группе. Русская народная сказка " Хаврошечка "
Воспитатель старшей группы: Мальцева Светлана Владимировна
2016 год
Цель : Формирование эмоционального отношения к литературному произведению
Задачи:
- Развивать интерес детей к художественной литературе.
- Привлекать внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям
- Формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказки.
- Формировать эмоциональное отношение литературным произведениям.
- Развивать умение поддерживать беседу.
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Развивать речь как средство общения.
- Совершенствовать умения передавать образы персонажей сказок.
Оборудование: Книга и иллюстрации; загадка; игрушечная корова с колокольчиком на шее; сказка
"Хаврошечка" ; цветные карандаши; альбомный лист А4.
Предшествующая работа.
Приготовить в книжный уголок книгу "Хаврошечка", по возможности - отдельно рисунки художников
по этому произведению. Дети, рассматривают иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о
чём она. Интересуюсь у детей об их предположениях.
Ход занятия.
Загадываю детям загадку:
Есть копыта и рога,
Летом ходит на луга.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дают ...(коровы)
– Ребята сегодня у нас будет необычная встреча. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (мягкая
игрушка).
- Что вы знаете о корове?
Ответы детей
– Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?
Ответы детей
А чтобы попасть в сказку надо взяться за руки и четко повторять за мной волшебные слова:
«Ра-ра-ра - в сказку нам идти пора.
Ги-ги-ги – нам, коровка, помоги.»
- А еще нужно прикоснуться к ней, позвонить в колокольчик, который находиться у неё на шее, и тогда
мы перенесёмся с вами в сказку. Готовы?
-Закройте глаза и ждите моего прикосновения . До кого я дотронулась, тот сразу же окажется в сказке,
которая называется "Хаврошечка".
Дети садятся на стулья. Звучит музыка.
Сказка.
Есть на свете люди хорошие а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала
Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и
прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
В.В.- К каким людям попала Крошечка- Хаврошечка"?
Ответы детей
Были у хозяйки три дочери. Старшая – Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а меньшая – Триглазкой.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала:
их обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-
Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело
жить-поживать.
В.В. - Сколько было дочерей и как их звали?
- А какими они были?
- А что делала Хаврошечка для них?
Ответы детей
Упражнение 1. «Чистка кастрюли»
– Ребята, Крошечке-Хаврошечке приходилось еще и чистить кастрюли. Покажите как она одной рукой
она держала большую кастрюлю, другой напряженно, с силой, чистила стенки и дно кастрюли.
В ходе выполнения игрового задания педагог обращает внимание на напряженность мышц рук детей
при выполнении упражнения.
Дети отдыхают после «чистки», потряхивают руками, слегка наклонившись всем телом вперед. Меняют
руки и выполняют упражнение еще раз.
Слушаем сказку дальше:
Коровушка говорила Хаврошечке:
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и наткано, и побелено,
и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще
больше работы задаст.
Разозлилась хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы
катает.
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле да и забыла матушкино приказание и
уснула.
Упражнение 2. «Танец Луговых цветов»
– Много на полянке было разных цветов, пахло травами. Давайте исполним танец цветов на лужке.
Наши цветы двигаются под музыку плавно, мягко, красиво. А теперь тихо сядем на коврик и заснем.
Слушаем сказку дальше:
Спит Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:
– Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы
скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась.
Послала она вторую дочь Двухглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкины приказания. На
солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы скатала.
А Двухглазка все спала.
В.В. Кто помогал Хаврошечке?
- Что она помогала ей делать?
- Что она при этом приговорила?
Ответы детей
Упражнение 3 «Заветные слова»
Дети повторяют слова от которых уснула Двухглазка «Спи глазок, спи другой»(гимнастика для глаз)
Слушаем сказку дальше:
Старуха рассердилась и послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала,
попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поет:
– Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко
влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
В.В. - Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?
- И какая же из дочерей всё рассказала мачехе?
Ответы детей
Слушаем сказку дальше:
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
– Режь рябую корову!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую
коровушку и говорит:
– Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони
и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала.
И выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся
серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается. Много ли
времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду.
В.В. Что же произошло дальше?
- А что сделала Хаврошечка?
- Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?
Ответы детей
Слушаем сказку дальше:
На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные
яблочки, стал просить девушек:
– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить – листья глаза засыпают,
хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не
могли. Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она
того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать. Лиха не знать.
В.В. -Кто проезжал мимо сада , и что произошло дальше?
- А почему мачехины дочки не могли угостить барина?
- А кто угостил молодого человека?
Чем закончилась сказка? Чему вас научила эта сказка?
Ответы детей
- Закончилась сказка, зазвенел колокольчик и волшебная сказка перенесла нас обратно в нашу группу.