Автор: Мышева Лариса Ивановна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 33" Населённый пункт: город Чебоксары Наименование материала: Учебная программа секции легкой атлетики Тема: Легкая атлетика Раздел: начальное образование
Управление образования администрации г. Чебоксары
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 33
имени Героя России сержанта Н.И.Смирнова города Чебоксары»
Учебный план
спортивной секции легкой атлетики
учителя высшей категории
Мышевой Ларисы Ивановны
г . Чебоксары. 2015 г.
Содержание
Пояснительная записка________________________________3
Учебно-тематический план____________________________4
Содержание программы_______________________________5
Работа с родителями__________________________________7
Профилактика правонарушений________________________8
Список литературы___________________________________8
Пояснительная записка
Без двигательной активности не может быть физического и психического здоровья.
Занятия легкой атлетикой содействуют физическому развитию, укреплению здоровья.
Программа содержит научно-обоснованные рекомендации по структуре и организации
учебно-тренировочного процесса.
При
составлении
плана
учебно-воспитательной
работы
на
текущий
учебный
год
использовалась типовая образовательная программа.
Предполагается также активное участие учащихся в городских и республиканских , а
также во Всероссийских соревнованиях.
Цель программы:
- обеспечить развитие личности каждого ребенка в коллективе;
- создать условия для качественного освоения каждым участником навыками
двигательной активности.
Задачи:
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим
занятиям спортом;
- содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению
здоровья учащихся;
- подготовка спортсменов массового разряда;
- подготовка инструкторов и судей по легкой атлетике;
Для реализации задач необходимо:
- наличие квалифицированного педагога;
- состояние здоровья детей должно соответствовать возможностям участия в
соревнованиях и тренировочном процессе;
- наличие материального оснащения, необходимого для проведения занятий
спортивного зала и спортивной площадки.
Оптимальное количество детей в группе для организации обучения 15 человек.
Ожидаемые результаты:
учащийся должен
знать
-требования техники безопасности во время занятий;
-нормы личной гигиены.
уметь:
-самостоятельно выполнять ОРУ.
- воспитание творческой, самостоятельной, активной, ответственной личности;
- обеспечение освоения учащимися знаний и умений при выполнении различных
упражнений;
Учебно-тематический план
1 года обучения
№
Название разделов и тем
Всего
часов
Теория
Практ
ика
1
Теоретические сведения:
7
7
0
1.1
Физическая культура и спорт в России (сентябрь)
1
1
1.2.
Гигиене школьника- спортсмена, правила поведения
(сентябрь)
2
2
1.3
Краткий обзор развития легкой атлетики (ноябрь)
1
1
1.4
Врачебный контроль и самоконтроль, предупреждение
травматизма (ноябрь)
3
3
2
Практические занятия:
161
62
2.1
Общая физическая подготовка:
-строевой и походный шаг
-беговые упражнения, бег с изменением направления
-упражнения для мышц рук, плечевого пояса
упражнения для ног
-упражнения для шеи, туловища, махи, наклоны
-подвижные игры
52
4
8
4
4
4
8
32
4
8
4
4
4
8
2.2
Специальная физическая подготовка:
-упражнения для развития выносливости,
упражнения для развития быстроты,
упражнения для развития ловкости,
упражнения для развития силы и силовой
выносливости
0
2
2
2
4
10
2
2
2
4
2.4
Изучение и совершенствование техники
легкоатлетических упражнений:
-ходьба
-бег на короткие дистанции
-бег на средние дистанции
-бег на длинные дистанции
-эстафетный бег
-прыжки в длину
-прыжки в высоту
40
2
4
2
2
2
2
4
4
20
2
4
2
2
2
2
4
4
3.
Инструкторская и судейская практика
6
6
ИТОГО
144
5
68
Содержание программы
1. Теоретические сведения (4):
1.1.Физическая
культура
и
спорт
в
России.
Краткий
обзор
о
развитии
физической
культуры в России.
1.2. Понятие о гигиене и безопасность занятий. Понятие о гигиене спорта. Общие
требования к режиму дня, питанию, отдыху, одежде и обуви, сну. Гигиенические основы
закаливания. Питание. Понятие об основном обмене и энергетических тратах при
физических нагрузках. Питьевой режим. Недопустимость употребления спиртных
напитков, курения. Понятие о заразных заболеваниях. Меры личной и общественной
санитарно - гигиенической профилактики. Режим дня в период соревнований. Правила
поведения и техника безопасности на занятиях.
1.3.
.Краткий
обзор
развития
легкой
атлетики.
Развитие
легкой
атлетики
в
нашей
республике. Выдающие спортсмены республики.
1.4.Врачебный контроль, предупреждение травматизма. Обследование у врача-педиатра.
Понятие о травмах, характеристика травм. Причины травм и профилактика.
2.Практические занятия(62):
2.1. Общая физическая подготовка:
строевой и походный шаг, ходьба на носках и на пятках, в полуприседе и приседе;
беговые упражнения, бег вперед и спиной вперед, бег на носках, бег с изменением
направления и скорости;
упражнения для мышц рук и плечевого пояса, сгибание и разгибание рук,
вращения, рывки;
упражнения для ног, поднимание на носках, приседания. Махи, выпады и
подскоки, прыжки в длину с места, с разбега и многоскоки;
упражнения для шеи и туловища, наклоны, вращения, повороты головы, наклоны
туловища, упражнения с партнером;
подвижные игры и эстафеты.
2.2. Специальная физическая подготовка:
упражнения на развитие выносливости: равномерный и попеременный бег в
условиях пересеченной местности. бег по песку, по кочкам, ходьба и бег по
мелководью.
упражнения на развитие быстроты: быстрота (скоростные способности), подбор
средств для развития быстроты, методы развития быстроты, объем и интенсивность
физических нагрузок для развития быстроты.
Примерный комплекс упражнений для развития быстроты.
1. Бег в умеренном темпе с незначительным продвижением вперед, опорная нога
выпрямлена. Высоко поднимать бедро маховой ноги.
Челночный бег на 10-метровых отрезках с выносом прямой ноги.
Темповые прыжки с ноги на ногу через линейку, Следить за полным выпрямлением
толчковой ноги и сгибанием маховой в колене.
4. Максимально быстрый бег на дистанцию 60м. Возвращение назад шагом.
5. Темповые прыжки из круга в различных направлениях.
упражнения для развития ловкости: ходьба на гимнастической скамейке, кувырки,
прыжки в высоту через скамейку, планку, поваленное дерево;
упражнения для развития силы и силовой выносливости: собственно силовые
способности, скоростно - силовые способности /динамическая сила в быстрых
движениях, амортизационная сила, взрывная сила/. Средства развития силы:
упражнения с внешним сопротивлением, с отягощением и Т. д. Основные методы
развития силы: использование непредельных отягощений с предельным числом
повторений, предельных и около предельных отягощений, изометрических /
статических / упражнений.
Примерный комплекс упражнений для развития силы.
1. Из упора сидя руки сзади поднимать ноги в угол с последующим возвращением в
исходное положение.
2. Из упора лежа на полу отжиматься от пола, сгибая и разгибая руки.
3. Из основной стойки приседать, поднимая руки с гантелями вперед, вставать на носки,
отводя руки назад.
4.Лежа на животе, руки за головой, поднимать и опускать туловище, прогибая
спину.
2.3. Изучение и совершенствование техники легкоатлетических упражнений:
-ходьба
-бег на короткие дистанции
-бег на средние дистанции
-бег на длинные дистанции
-эстафетный бег
-прыжки в длину
-прыжки в высоту
3.0. Инструкторская и судейская практика (6 ): правила проведение соревнований,
работа судейской бригады, распределение обязанностей.
Воспитательную работу отдельно выделить невозможно. Она проходит
подспудно, на каждом занятии. Легкая атлетика дает мощное спортивное воспитание, так
как большинство занятий и все соревнования проходят на площадках а не в помещениях.
Литература:
1. В.М. Баршай «Физкультура в школе и дома». Ростов - на -Дону. «Феникс». 2001.
2. С.А. Баранцев, Баранников В.В. Журнал «Физическая культура в школе». №3-5. 2002.