Автор: Мышева Лариса Ивановна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 33" Населённый пункт: город Чебоксары Наименование материала: Учебная программа для дополнительного образования Тема: Туристы-краеведы Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33 имени Героя России сержанта Н.В.Смирнова»
города Чебоксары. Чувашской Республики.
Образовательная программа
«Туристы - краеведы»
Учителя высшей квалификационной категории
Мышевой Ларисы Ивановны
Возраст детей: с 7 до16 лет
.Чебоксары- 2015г
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Эта программа необходима активным и подвижным детям для активного образа
жизни и физической активности, изучения исследовательской деятельности и сбора
краеведческих материалов, «выживания» в экстремальных жизненных ситуациях.
Нормативно-правовая база программы
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 №
1726-р
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН
2.4.4.3172-14
Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 (Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам)
Устав МБОУ «СОШ №33» г. Чебоксары
Документы, которыми вы руководствуетесь при разработке программы (сборник
программ, типовая программа и др.)
Возраст учащихся и
сроки реализации программы. Программа рассчитана для
детей 1-11 классов (7-17лет) . На занятия привлекаются трудные подростки.Обучение
следует начинать с освоения детьми туристско-краеведческих умений и навыков. Затем
переходить к изучению вопросов поведения при возникновении экстремальных ситуации.
Цель
программы.
Развитие
двигательной,
функциональной
и
познавательной
активности учащихся, укрепление их здоровья, психическое и физическое оздоровление
организма в процессе туристско - познавательной деятельности.
Задачи и назначение программы.
Обучающие:
обучение
основам
техники
пешеходного
туризма,
приемам
техники
безопасности, организации быта в походах, экспедициях, слетах, расширение знаний по
географии, биологии, истории, культуре родного края, экологии, полученных в средней
школе.
Развивающие: расширение знаний об окружающем мире, оздоровление детей на занятиях
условиях природной среды, развитие устной речи, умения выступать перед аудиторией,
развитие творческой, познавательной активности.
Воспитательные: формирование
умения
видеть
красоту
окружающего
мира,
вовлечение учащихся в поисково- исследовательскую деятельность средствами туризма,
формирование умения видеть красоту окружающего мира, воспитание коллективизма.
Направленность
программы:
туристско-краеведческая: программа построена
в
форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду
с элементами ее познания и познавательно – творческой деятельности обучающихся
(экскурсии, беседы, рисование природных объектов, фотосюжеты).
Организация образовательного процесса.
Учебная программа рассчитана на 144
часа, два раза в неделю по 2 часа.
Программа реализуется на занятиях теоретического и
практического
циклов.
Теоретические
занятия
проводятся
в
форме
бесед,
лекций.
Большую
часть
составляют
практические
занятия:
походы,
путешествия,
экскурсии,
экспедиции, слеты, профильные лагеря.
Психологическая
поддержка
программы
.
Возрастные
особенности
детей
учитываются при проведении теоретических и практических занятий. Где дети делятся на
различные подгруппы.
Методическое обеспечение программы.
Особое внимание уделяется обеспечению
безопасности
и
предупреждения
травматизма.
Обязательное
проведение
зачетных
походов,
экспедиций,
участие
на
соревнованиях,
подготовка
к
которым
должна
осуществляться в течение всего года, где включается: краеведческое изучение региона,
разработка маршрута, распределение обязанностей и т. д.
Практические
занятия
составляют
большую
часть
программы.
Продолжительность
практических и учебно-тренировочных занятий на местности, экскурсий в своем населенном
пункте – 4 часа, в течение одного дня похода, соревнований, загородной экскурсии, полевого
лагеря, экспедиции - 8 часов. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по
мере роста опыта и знаний детей следует делать большой упор на групповые занятия.
Условия
реализации
программы.
Для
реализации
программы
нужна
хорошая
материальная
база:
спортивный
зал
для
практических
занятий,
учебный
кабинет
для
теоретических
занятий,
туристский
инвентарь,
выезды
в
профильные
лагеря
и
учебно-
тренировочные сборы.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Знания
Умения и навыки
Формы
контроля
результатов
Учащиеся должны узнать:
- пользы чистого воздуха для
организма;
- правила поведения на
экскурсиях и прогулках;
- состав снаряжения для
прогулок и походов выходного
дня;
- правила хранения продуктов
в походе.
Учащиеся должны научиться
- соблюдать правила поведения юных
туристов;
- соблюдать личную гигиену во время
прогулок;
- правильно укладывать рюкзак;
- соблюдать правила и режим
движения;
- преодолеть несложные естественные
препятствия
Прогулки.
Экскурсии
по улицам
города.
Походы
выходного дня.
Формы и сроки аттестации обучающихся.
Способы оценки качества реализации программы :самостоятельные работы, мини –
выставки в школьных кабинетах, участие в спортивных соревнованиях, конкурсах, награждение
грамотами. Аттестация по данной учебной программе будет проводиться: 2 раза в год (декабрь,
май).
•
участие на соревнованиях
•
участие на слетах
•
совершение похода выходного дня и составление группового отчета о совершенном
походе
•
многодневные походы
•
защита рефератов и проектов
•
выполнение спортивных разрядов
•
километраж пройденных походов
•
фотоконкурс на тему: природа, туризм, экология, архитектура
•
тестирование: знание техники безопасности, состав снаряжения, туристские узлы.
Состав медицинской аптечки, лекарственные растения.
Максимальный балл: 50
Выработка этих умений способствует формированию самооценки ребенка, воспитание у
него чувства ответственности за свои поступки.
Наиболее универсальным видом деятельности в этом случае выступает обучение детей
безопасному поведению.
Содержание программы
№
Название
разделов и тем
Всего
часов
Теория
Практи
ка
1
Введение
4
2
2
1.1
1.2
Оздоровительная роль туризма
Правила юных туристов
2
2
2
2
-
-
2
Основы туристской подготовки
58
18
40
2.1
Туристские путешествия. История развития
туризма. Его цели и задачи.
2
2
-
2.2
Личное и групповое снаряжение.
8
2
6
2.3
Организация туристского быта.
6
2
4
2.4
Подготовка к походу, путешествию
6
2
4
2.5
Питание в туристском походе
6
2
4
2.6
Туристские должности в группе
4
2
2
2.7
Преодоление препятствий
6
-
6
2.8
Основы безопасности жизнедеятельности в
походах и экспедициях
8
2
6
2.9
Подведение итогов похода, экспедиции
4
2
2
2.10
Слеты и соревнования
8
2
6
3
Топография и ориентирование
20
6
14
3.1
Понятие о топографической и спортивной
картах
4
2
2
3.2
Условные знаки
4
2
2
3.3
Ориентирование
4
-
4
3.4
Работа с компасом
4
2
2
3.5
Ориентирование по местным предметам.
Действие в случае потери ориентировки
4
-
4
4
Краеведение
16
4
12
4.1
Родной край, его природные особенности,
история, известные земляки
4
2
2
4.2
Изучение района путешествия
6
2
4
4.3
Туристические возможности родного края,
обзор экскурсионных объектов, музеи
4
-
4
4.4
Общественно-полезная работа в путешествии,
охрана природы
и памятников культуры.
2
-
2
5
Основы гигиены и первая доврачебная
помощь
10
4
6
5.1
Личная гигиена туриста, краеведа,
профилактика различных заболеваний
2
2
-
5.2
Походная медицинская аптечка
4
2
2
5.3
Основные приемы оказания первой
доврачебной помощи
2
-
2
5.4
Способы транспортировки пострадавшего
2
-
2
6
Общая и специальная физическая
подготовка
36
2
34
6.1
Краткие сведения о строении и функции
организма человека
2
-
2
6.2
Врачебный контроль, самоконтроль,
предупреждение травм
2
-
2
6.3
Общая физическая подготовка
26
2
24
6.4
Специальная физическая подготовка
8
-
8
ИТОГО
144
34
110
Содержание программы 1 года обучения.
1.Введение (4 часа).
1.1.Оздоровительная роль туризма. Значение туризма и краеведения для оздоровления
организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков
и лесов, полей для организма человека.
1.2. Правила поведения юных туристов. Правила поведения в учебном классе, спортивном
зале, на учебно-тренировочном полигоне. Прогулка по микрорайону школы.
2.Основы туристской подготовки (58 часов).
2.1. Туристские путешествия, история развития туризма (1 час). Знаменитые русские
путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Виды
туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. «Школа безопасности» (1 час)..
Законы, правила, нормы и традиции туризма и краеведения, традиции своего коллектива.
Общественно полезная работа.
2.2 Личные и групповые туристские снаряжения (8 часов). Понятие о личном и групповом
туристском снаряжении. Перечень личного снаряжения для однодневного похода, требования к
нему. Типы рюкзаков, спальных мешков. Правила размещения предметов в рюкзаке. Как
готовить личное снаряжение к походу. Групповое снаряжение, требование к нему. Типы
палаток, их назначение. Походная посуда для приготовления пищи.
2.3. Организация туристского быта (6 часов). Привалы и ночлеги в походе.
Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода,
рельеф местности, физическое состояние участников). Выбор места привала и бивуака.
Основные требования к месту привала и бивуака. Уход за одеждой и обувью в походе. Типы
костров.
2.4 Подготовка к походу, путешествию (6 часов). Определение цели и района похода.
Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района
похода: знакомство с литературой, картами, отчетами о походах. Разработка маршрута,
составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения.
2.5. Питание в туристском походе (6 часов). Питание в однодневном походе: бутерброды или
приготовление горячих блюд. Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов
на день, на весь поход. Фасовка и упаковка продуктов.
2.6. Туристские должности в группе (4 часа). Временные и постоянные должности.
Требования к командиру группы. Его обязанности. Другие постоянные должности в группе:
заведующий питанием, заведующий снаряжением, штурман, краевед, медик, рем. мастер,
фотограф, культурный организатор, физорг, ответственный за отчет в походе. Временные
должности: дежурный по кухне, его обязанности. Дежурные- дублеры.
2.7. Преодоление препятствий (6 часов). Порядок движения группы на маршруте. Строй,
режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Общая
характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, лесу, через завалы,
по склонам.
2.8. Основы безопасности жизнедеятельности в походах и экспедициях (8 часов).
Дисциплина в походе и на занятиях. Правила поведения при переездах группы на транспорте.
Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.
2.9. Подведение итогов похода, экспедиции (4 часа). Обсуждение итогов похода в группе,
отчеты ответственных по участкам работы. Обработка собранных материалов. Составление
отчета о походе, экспедиции. Выполнение творческих работ участниками похода.
2.10. Слеты и соревнования. (8 часов.). Задачи слетов и соревнований. Организация слетов,
судейская коллегия, участники. Положение о слете и соревновании, условия проведения. Выбор
места проведения, порядок проведения, информация. Подведение итогов, награждение. Охрана
природы.
3.Топография и ориентирование (20 часов).
3.1. Топографические и спортивные карты (4 часа). Понятие о топографической и
спортивной картах. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Назначение
спортивной карты, ее отличие от топографической карты. Масштабы спортивной карты
3.2. Условные знаки. (4 часа.). Понятие о местных предметах и топографических знаках.
Изучение топографических знаков по группам.
3.3. Ориентирование (4 часа). Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З.
Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Определение
азимута, его отличие от простого угла.
3.4. Работа с компасом (4 часа.). Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова и
спортивный жидкий компас. Правила обращения с компасом, ориентирование карты по
компасу. Движение по азимуту.
3.5. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки (4
часов). Полярная звезда, ее нахождение. Практические занятия. Определение сторон горизонта
по местным предметам, солнцу, Полярной звезде.
4. Краеведение (16 часов).
4.1. Родной край, его природные особенности, история, известные земляки (4 часа). Климат,
растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.
Административное деление республики. Экономика и культура республики. Сведения о
прошлом. Памятники истории и культуры. Знатные люди. История г. Чебоксары.
4.2. Изучение района путешествия (6 часов). Сбор краеведческого материала о районе
похода: изучение литературы, карт, встреча с людьми, побывавшими в районе планируемого
похода, посещение музеев.
4.3. Туристические возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи (4
часов). Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и
культуры, музеи республики. Краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные
музеи. Экскурсии на предприятия.
4.4. Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры
(2 часа.). Выполнение краеведческих заданий: сбор материала по истории, поисковой работы.
Охрана памятников истории и культуры.
5.Основы гигиены и первая доврачебная помощь (10 часов).
5.1. Личная гигиена туриста, краеведа, профилактика различных заболеваний (2 часа).
Понятие о гигиене. Гигиена одежды и обуви. Закаливание организма. Значение
систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья.
5.2. Походная медицинская аптечка (4 часа).
Состав походной аптечки, хранение и транспортировка аптечки. Индивидуальная аптечка
туриста. Практические занятия: Формирование походной аптечки.
5.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. (2часа). Заболевания и
травмы. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Укусы насекомых.
5.4. Способы транспортировки пострадавшего. (2 часа). Способы транспортировки и
переноски пострадавшего. Изготовление носилок из шестов.
6.Общая и специальная физическая подготовка (36 часов).
6.1. Краткие сведения о строении и функции организма человека (2 часа). Влияние
различных физических упражнений на укрепление здоровья.
6.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм (2 часа). Значение и
содержание врачебного контроля. Самочувствие, сон, аппетит.
6.3. Общая физическая подготовка (24 часов). Основная задача- развитие и
совершенствование физических, моральных и волевых качеств, упражнения для рук и
плечевого пояса, для мышц шеи, для туловища и ног, со скакалкой, гантелями. Подвижные игры
и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические упражнения. Спортивные игры.
6.4. Специальная физическая подготовка (8 часов). Роль и значение специальной
физической подготовки. Выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, сила- специальности
качества. Привыкание к нагрузке, использование разнообразных средств.
Условия реализации.
Для реализации программы необходимы: учебное оборудование, туристское снаряжение,
инвентарь:
Палатки туристские - 5
Тенты для палаток - 3
Пила походная в чехле - 1
Топор в чехле - 1
Компас жидкостный -45
Таганок костровый -1
Рукавицы костровые -4
Котлы туристские -6
Аптечка медицинская в упаковке -2
Ремонтный набор в упаковке -2
Лопата саперная в чехле -2
Веревка основная -3
Веревка вспомогательная -3
Петли прусика -18
Страховочная система -18
Карабин туристский -24
Планшеты для зимнего ориентирования -24
Тросик костровый -3
Условные знаки спортивных карт -3
Условные знаки топографических карт -3
Учебные плакаты «Туристские узлы» -3
Диск «Туризм» -2
Диск « Спортивное ориентирование» -2
Карты спортивные для учебных занятий -60
План микрорайона школы -1
Скотч -10
Карандаши простые, цветные -60
Фотоаппарат -2
Фонарь -3
Бумага ватман -60
Видеокамера -1
Ноутбук спортивный -1
Перечень личного туристского снаряжения воспитанников:
Рюкзак
Коврик туристский
Спальный мешок
Компас
Туристские ботинки
Обувь спортивная
Сапоги резиновые
Термос
Головной убор
Ветрозащитный костюм
Спортивный тренировочный костюм
Свитер шерстяной
КЛМН
Блокнот и ручка
Носки шерстяные
Перчатки рабочие
Лыжная шапочка
Лыжный комплект
Варежки для лыжных походов
Мазь от кровососущих насекомых
Туалетные принадлежности
Список предлагаемой литературы для детей
1.Ю.Р.Самохин «Туризм в детском оздоровительном лагере». Москва. П. Общ. России.
2003г.
2.В.А.Крутецкая «Правила здоровья и оказание первой помощи. ИД «Литера». 2008г.
3.Т.В.Моргунова «Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию.
Москва. Советский спорт. 2008г.
4.В.А.Уваров «В поход пешком».Москва. Советский спорт.1989г.
5.А.А.Алексеев «Питание в туристском походе». Москва.»2006г.
6.Р.Хопкинс «Искусство завязывать узлы». Москва. ЭКСМО.2007г.
7.А.М.Жихарев «Собираемся в поход». Ярославль. Академия развития. 2004г.
Список предлагаемой художественной литературы для детей
1. Ж.Верн «Дети капитана Гранта» .
Список предлагаемой литературы для педагогов
- А. Г. Маслов, Ю. Г. Константинов «Программа обучения жизненным навыкам в системе
дополнительного образования». Москва. 2001 г.
- В. И. Курилова «Туризм». Москва. Просвещение. 1988 г.
- А. В. Гостюшин, С. И. Шубина «Азбука выживания». Москва. Знание. 1995 г.
- В. И. Антипов, П. Т. Тихонов, Г. Н. Урмаков «Лесной словарь». Чебоксары. 1998 г.
- В. П. Ивашов, Г. Б. Матвеев. Учебное пособие «Культура родного края». Часть 1. Чувашское
кн. изд. 1994 г.
- .А.Г.Маслов «Полевые туристские лагеря» Москва. «Владос» - гуманитарно- издательский
центр. 2000г.
- А.Г. Маслов «Основы безопасности жизнедеятельности» Учебник для 6-го класса. Москва.
Дрофа. 2003г.
- М.И.Крайман «У туристского костра». Москва.1997г.
- А.Г.Шугаев «Некоторые советы учителю общеобразовательной школы...». Методические
рекомендации. Чебоксары. 2010г.
- Ю.С.Константинов, В.М.Куликов «Педагогика школьного туризма». Учебно-методическое
пособие. Москва.2006г.
- В.А.Шкенев «Спортивно-прикладной туризм». Волгоград. Изд. «Учитель». 2009г.
- Ф.С.Уховский «Уроки ориентирования». Москва. 2010г.
- Т.В.Моргунова « Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию».
Москва. Советский спорт. 2008г.
- Журнал «Азимут» Федерации спортивного ориентирования России.
- А.Г.Шугаев «Спортивное ориентирование». Учебное пособие. Чебоксары. 2010г