"Организация сотрудничества между ДОУ и социумом по реализации регионального компонента"
Автор: Кравцева Светлана Султановна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 31 муниципального образования Каневской район Населённый пункт: станица Каневская, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: "Организация сотрудничества между ДОУ и социумом по реализации регионального компонента" Раздел: дошкольное образование
компонента»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 31
муниципального образования Каневской район
Кравцева Светлана Султановна
Старший воспитатель
2016г.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении многих десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине»
(В.А.Сухомлинский)
Тема: «Организация сотрудничества между ДОУ и социумом по
реализации регионального компонента»
Тип проекта: педагогический, творческий, долгосрочный
Сроки реализации: 2 года 2015-2016 г.г.
Адресная направленность: дети старшего дошкольного возраста,
воспитатели старших групп,
специалисты ДОУ,
родители воспитанников,
социальные партнеры.
Руководитель: Кравцева Светлана Султановна старший воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 31муниципального образования Каневской район.
Актуальность проекта:
Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний
день
возрождения
духовных
ценностей
и
нравственно-патриотического
воспитания молодежи, начиная с ранних лет. Этот вопрос поднял губернатор
нашего
края
Вениамин
Кондратьев.
Он
отметил,
что
для
преодоления
нынешних
экономических,
международных
проблем
необходима
объединяющая нравственная идея, сильный духовно-нравственный стержень.
Стабильность в обществе и уважение к традициям – важные составляющие
будущего развития Кубани. И именно нравственные ценности нашего народа
несут этот стабилизирующий фактор.
Проблема
состоит
в
том,
что
нынешнее
поколение
родителей
воспитанников, это дети 90-х годов, времени, когда происходило разрушение
личности, потеря нравственных традиций и основ общества. И наша задача
состоит
не
только
в
воспитании
наших
дошколят
но
и
в
воспитании
и
просвещении родителей.
Возрождение интереса
к
малой
Родине
связано
с
гражданско-
патриотическим
воспитанием
молодого
поколения,
духовностью,
укреплением
семейных
казачьих
традиций,
повышением
роли
семьи
в
современном обществе, что способствует формированию личности патриота
Кубани на основе изучения истории своей Родины, кубанского казачества и
своей семьи.
Сегодня
возникла
необходимость
взглянуть
на
воспитание
с
современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего
развития
нравственно-патриотического
потенциала
дошкольника
через
грамотное
построение
педагогического
процесса
в
детском
саду.
Ведь
основой
новой
Концепции
образования
является
федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нем
определены
основные
принципы
дошкольного
образования,
среди
них
«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Для любого ребенка Родина – в первую очередь – это его семья. Именно
в
ней
закладывается
фундамент
и
формируется
личность
будущего
гражданина Отечества. Одна из главных причин несовершенства педагогики
кроется в том, что издержки воспитания идут, в первую очередь, из семьи.
В нашем детском саду на основе анкетирования, диагностики и
индивидуальной работы с детьми и их родителями, была выявлена проблема
– дети имеют поверхностные знания о родной станице, районе,
Краснодарском крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного
внимания проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников,
не знают историю своей семьи, поверхностно знают культуру и обычаи своей
малой Родины – Кубани, не усматривали в краеведческой работе большого
воспитательного и развивающего потенциала.
Все
эти
факты,
а
также
отсутствие
системы
по
формированию
у
дошкольников интереса и любви к малой Родине, отсутствие понимания
значимости
воспитания духовно-нравственной личности, направило нас на
поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы и
послужили толчком к разработке данного проекта.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия
человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким
образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода
следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях
малой
Родины,
усвоения
принятых
норм
поведения,
взаимоотношений,
приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для
воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и
культуры,
многовекового
опыта
мужественного,
трудолюбивого
и
творческого народа.
Современный
детский
сад
не
может
сегодня
существовать
и
развиваться в закрытой образовательной системе. Именно поэтому коллектив
нашего
ДОУ
восстанавливает
утраченные
связи
между
поколениями,
способствует формированию у детей чувства исторической сопричастности к
своему казачьему роду через организацию сотрудничества между ДОУ и
социумом по реализации регионального компонента, что и является темой
нашего проекта.
В рамках реализации данного проекта мы поставили перед собой цель:
Воспитание
у
дошкольников
любви
к
родному
краю,
через
формирование целостной системы взаимодействия ДОУ с социумом.
Для достижения основной цели решаются следующие задачи:
•
формирование
целостной
социокультурной
системы
взаимодействия
ДОУ с социальными партнерами;
•
разработка
социально-значимых
проектов
взаимодействия
детского
сада
с
объектами
социума
по
различным
направлениям
деятельности
детского сада;
•
восстановление
традиций
семейного
воспитания
в
нравственно-
патриотическом
воспитании
и вовлечение
семьи
в
воспитательно-
образовательный процесс;
•
формировать у детей чувство причастности к истории к культуре и
быту Кубани;
•
всестороннее
развитие
личности,
творческих
способностей,
художественный
вкус
через
восприятие
красоты
изделий
традиционных
кубанских промыслов;
•
обеспечение
непрерывного
характера
воспитательного
воздействия,
основанного на историко-культурных традициях кубанского казачества;
•
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи мы решаем во всех видах деятельности.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна
из основных задач дошкольного образовательного учреждения. И важным ее
условием является тесная взаимосвязь с социальными партнерами.
С нашими социальными партнерами по реализации инновационного
проекта являются:
•
Каневское хуторское казачье общество;
•
Каневской районный историко-краеведческий музей;
•
Парк 300-летия Кубанского казачьего войска;
•
МУК ЦКС «Колос»;
•
МБОУ СОШ № 3;
•
Каневская детская художественная школа;
•
Районная центральная детская библиотека;
•
Библиотека Каневского сельского поселения филиал № 6
•
Библиотека «Возрождение» Свято-Покровского храма;
•
Библиотека «Слово» Свято-Пантелеимоновского храма.
Взаимодействие
с
ними
заключается
в
рамках
договора
о
сотрудничестве.
Мир ребенка – это его дом, семья, улица, детский сад, ближайшее
окружение, все то, что непосредственным образом влияет на его жизнь.
Ничто так не объёдиняет людей, как совместная деятельность, тем более,
если она подчинена воспитанию ребёнка.
Для
организации
работы
по
реализации
данного
проекта,
мы
использовали схему поэтапной работы.
С целью развития у педагогов и родителей воспитанников интереса к
наиболее
значимым,
первоочередным
вопросам,
создания
мотивации
индивидуального поиска нами
используются различные формы работы:
круглые столы, заседания семейных клубов, тематические дни открытых
дверей, праздничные мероприятия и благотворительные акции, экскурсии и
совместное
участие
в
мероприятиях,
семинары-практикумы,
дискуссии,
творческий мастерские, педагогические гостиные, открытые мероприятия.
Разработана
система
организационно-методических
мероприятий,
направленных
на
познавательное
развитие
д о ш ко л ь н и ко в
п о
патриотическому и духовно-нравственному воспитанию:
перспективные планы для всех возрастных групп;
блок интегрированных видов образовательной деятельности;
циклы экскурсий;
план взаимодействия с социальными партнерами.
Для решения поставленных задач в детском саду создана предметно-
развивающая среда, которая рассматривается как система, представляющая
собой обогащающий фактор детского развития в виде мини-музея Кубанского
казачьего быта, который составляет собой целый комплекс.
Большое
участие
в
комплектовании
экспонатами
мини-музея
Кубанского
казачьего
быта
приняли
родители
воспитанников,
которые
изготавливали макеты казачьего подворья, выкладывали печь, строили навес,
плели плетень, вырезали плоскостные фигурки животных, шили костюмы,
участвовали в совместных проектах, результатом которых явились альбомы
по истории родного края и казачества.
Для
проведения
народных
праздников
музыкальным
руководителем
создана коллекция взрослых и детских кубанских костюмов, исторически
стильных, красочно оформленных и очень любимых детьми.
Нами ведется планомерная работа по расширению внешних связей с
социумом
с
целью
создания
единого
социально-образовательного
пространства
для
формирования
духовно-нравственных,
патриотических
качеств у воспитанников.
Детский
сад
активно
сотрудничает
с
СДК
«Колос»
организуя
совместные мероприятия, праздники, встречи с интересными людьми.
Очень
интересными
и
значимыми
стали
встречи
педагогов,
детей,
родителей с настоятелями Свято-Покровского и Свято-Пантелеимоновского
храмов нашей станицы. «Яблочный спас», «Покров», «Рождество», «Пасха» -
в организации этих православных праздников мы даем детям возможность
обретения
духовного
опыта
через
познание
православных
культурных
традиции.
Все согласятся, что сегодня материальные ценности доминируют над
духовными,
поэтому
проблема
духовно-нравственного
воспитания
в
условиях
современного
общества
приобрела
особое
значение.
Создание
основы нравственных ценностей будущего человека, воспитание его души,
считаем, будет неполной, если не знакомить детей с основами православной
культуры. Встречи, совместные мероприятия в православных библиотеках
при храмах «Возрождение» и «Слово» пробуждают в ребенке желание стать
лучше и добрее.
Развитию устойчивого интереса к культурному наследию и истории
своей
малой
родины
способствуют
экскурсии
воспитанников
ДОУ
в
центральную
детскую
библиотеку
и
библиотеку
Каневского
сельского
поселения, где
дети знакомятся с произведениями кубанских писателей,
участвуют в литературных праздниках и викторинах.
Установление преемственности в работе детского сада и школы находит
свое
место
в
модели
социально-личностного
развития
ребенка.
Наши
выпускники прошлых лет постоянные гости в детском саду. Это помогает
«подготовишкам», будущим первоклассникам, успешнее адаптироваться к
школе.
Ученики
старших
классов
помогают
в
организации
праздников,
оказывают помощь в пополнении развивающей среды, участвуют в игровой
деятельности. В свою очередь наши воспитанники с удовольствием ходят на
экскурсии
в
школу,
которые
проводятся
в
занимательной
форме.
Стала
доброй традицией проведение спортивных праздников среди воспитанников
подготовительной группы и первоклашек.
Для знакомства с кубанской народной музыкой, фольклором в детском
саду организовываются выступления образцового ансамбля кубанской песни
«Квиток», и детского коллектива «Оки-доки», в составе которых тоже есть
наши выпускники.
Массу
положительных
эмоций
получают
дети
при
посещении
Каневского
историко-краеведческого
музея,
в
котором
в
полном
объеме
представлены природа, история, жизнь и быт казаков на Кубани, Здесь дети
не только знакомятся с историческими предметами, но и участвуют в мастер-
классах, в различных конкурсах.
Коллектив
детского
сада
работает
в
тесном
сотрудничестве
с
Каневским хуторским казачьим обществом Ейского округа. Наставником для
педагогов и настоящим другом для ребят стал заместитель атамана
Петр
Михайлович Лазаренко, который всегда желанный гость и участник всех
мероприятий проводимых в ДОУ.
Возрождение казачества – это процесс возрождения всего кубанского
народа, его истории. Стало доброй традицией в нашем саду проведение
торжественного
обряда
«Посвящение
в
казачата».
Этот
праздник
-
волнительное событие для жизни всего учреждения. Ведь дети получают
родовую
грамоту
о
причастности
к
казачьему
роду,
которую
обязуются
хранить вечно.
Родители, дети, педагоги с трепетом относятся к этому событию. В
момент посвящения присутствующие даже не стремятся скрыть слез радости,
а по окончании приглашенные гости и казаки района не спешат расходиться и
в дружеской беседе, общении продолжают знакомить ребят с историей и
обычаями родного края.
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что
активная
позиция
дошкольного
учреждения
влияет
на
личную
позицию
педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более
эффективным, открытым и полным.
Организация
социокультурной
связи
между
ДОУ
и
различными
заинтересованными учреждениями позволяет:
использовать максимум возможностей для развития интересов детей и
их индивидуальных возможностей;
решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество
образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного
образования.
Мы видим наше предназначение в том, чтобы в детях, которых мы
воспитываем, были заложены предпосылки гармоничной личности. Чтобы в
будущем им были свойственны духовность, умение видеть и творить красоту,
стремление делать добро. Хочется верить, что наши воспитанники пронесут
по жизни добрые традиции кубанского народа и православной культуры, не
очерствеют душой и сердцем.
Мы любим свой край и хотим, чтобы наши дети всегда могли гордиться
тем, что живут на родной Кубанской земле.