Организация взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации
Автор: Мезянкина Мария Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ д/с № 504 Населённый пункт: город Екатеринбург Наименование материала: статья Тема: Организация взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации Раздел: дошкольное образование
Мезянкина М.А.
Воспитатель МБДОУ д/с № 504
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские
годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в
решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Проблема
взаимодействия
дошкольного
учреждения
с
семьей
на
сегодняшний
день
остается
актуальной,
приобретая
порой
обостренный
характер.
Сложности
в
отношениях
между
семьями
и
образовательными
учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных
ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм
взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день
является одним из самых актуальных.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы
организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех
видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных
отношений
с
детьми,
родителями
и
педагогами,
объединение
их
в
одну
команду,
воспитание
потребности
делиться
друг
с
другом
своими
проблемами и совместно их решать.
В своей работе я использую разнообразные
направления работы с
родителями. Что же к ним можно отнести: информационно-аналитические
(анкетирование,
опрос,
тестирование);
наглядно-информационные
(информационные
стенды,
папки-передвижки);
познавательные
(родительские
собрания,
родительские
гостиные),
досуговые
праздники
(совместные досуги, праздники, участие родителей в конкурсах, выставках).
Ежегодно в детском саду проводятся родительские собрания как общие,
так
и
групповые,
на
которых
знакомим
родителей
с
сущностью
приоритетного
направления
ДОУ.
Кратко
и
доступно
раскрываем
суть
программы, по которой работает учреждение, задачи, стоящие перед ним.
Неоднократно
на
групповые
собрания
приглашали
специалистов
ДОУ,
которые
рассказывали
о
специфике
своей
работы
с
детьми.
Регулярно
проводим
консультации
для
родителей,
плановые
и
неплановые,
возникающие
по
инициативе
одной
из
сторон.
Тематика
консультаций
разнообразна.
В процессе плодотворной совместной работы с педагогом-психологом
был разработан и реализован проект «Психолого - педагогические гостиные
как средство эффективного взаимодействия с родителями», которые оказали
положительное воздействие на детско-родительские отношения.
В ходе
реализации данного проекта были проведены 9 педагогических гостиных.
Тематика
встреч
с
родителями
различна:
это
и
игровое
взаимодействие,
развитие
эмоциональной
сферы
дошкольников,
формирование
мотивационной
готовности
и
т.д.
Совместная
продуктивная
деятельность
педагогов, родителей и детей, свободное общение способствовало созданию
комфортной
обстановки
в
группе,
коррекции
детско-родительских
отношений,
изменению
позиции
родителей
к
воспитанию,
обучению
и
развитию детей.
Наглядные формы работы с родителями включают в себя материал на
стендах. В родительском уголке представляется информация о воспитании и
развитии
детей,
о
их
личных
и
совместных
достижениях.
Благодаря
взаимодействию с родителями удалось установить партнёрские отношения с
семьёй каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания
детей;
создать
атмосферу
взаимопонимания
общности
интересов,
эмоциональной
взаимоподдержки;
активизировать
и
обогащать
воспитательные
умения
родителей;
поддерживать
их
уверенность
в
собственных педагогических возможностях.
В детском саду возрождаются
традиции, например,
проведение
праздников:
«Золотая
осень»,
«Масленица»,
«Новый
год»,
где
дети
с
удовольствием
выступают,
поют
частушки,
рассказывают
стихи,
водят
хороводы, играют в народные игры и поют песни. Для праздников: «Золотая
осень»,
«Масленица»,
«Новый
год»,
родители
с
большим
удовольствием
изготавливают атрибуты, готовят костюмы, делают фотографии праздников.
Родители
активно
принимают
участие
в
субботниках:
убирают
мусор,
сгребают листву, помогают озеленить участок, охотно сооружают горку и
делают постройки из снега.
Совместная
деятельность
взрослых
и
детей
спо собствует
формированию доверительных отношений в системе «педагог – ребенок –
родитель».
От
участия
родителей
в
работе
дошкольного
учреждения
выигрывают все. Дети – дошкольники начинают с гордостью и уважением
относиться
к
своим
родным.
Родители
благодаря
взаимодействию
с
воспитателем
и
участию
в
жизни
детского
сада
приобретают
опыт
сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов.
Педагоги
в
процессе
совместного
общения
получают
бесценную
информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются
причины многих детских проблем.
Семья
и
ДОУ
–
два
важных
института
социализации
детей.
Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка
необходимо
их
взаимодействие.
Реализации
проекта
«Психолого
-
педагогические
гостиные
как
средство
эффективного
взаимодействия
с
родителями»
оказал
положительное
воздействие
на
детско-родительские
отношения.
Таким образом, созданный комплекс условий обеспечивает сохранение и
укрепление
здоровья
детей,
удовлетворение
потребностей
родителей
в
доступном и качественном дошкольном образовании, реализации интересов и
склонностей воспитанников.