Напоминание

"Волшебный мир бумаги"


Автор: Афанасьева Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ № 12 ст.Должанская МО Ейский район
Населённый пункт: ст. Должанская, Ейский район, Краснодарский край
Наименование материала: программа по технике "оригами"
Тема: "Волшебный мир бумаги"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 ст. Должанская муниципального образования Ейский район Художественно-эстетическое развитие ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ» Составитель: Афанасьева Елена Евгеньевна – воспитатель 2016 год
2 Оригами – это сказка. Оригами – это веселый труд. Оригами – это волшебный мир. Оригами – это фокус. Оригами – это физкультминутка. Оригами - это мир превращений и квадрат. Оригами – это то, что я могу сделать. Оригами – это праздник.
Пояснительная записка
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Работа в кружке «Волшебный мир бумаги» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и
3 точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру- драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике. Таким образом, через различные действия с бумагой в процессе ее обработки, применении различных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности умения бережно и экономно использовать материал намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.
Цель
программы – создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Программные задачи.
Обучающие:  закреплять, расширять и систематизировать знания о техники оригами, полученные на занятиях;  обучать приемам работы с инструментами (ножницы, клей);  обучать планированию своей работы;  обучать приемам и технологиям изготовления композиций;
4  изучать свойства различных видов бумаги и приемов работы с ней;  обучать приемам самостоятельной разработки поделок. Развивающие:  развивать художественный вкус и творческий потенциал;  развивать образное мышление и воображение;  создавать условия к саморазвитию;  развивать эстетическое восприятие окружающего мира;  развивать мелкую моторику, совершенствовать координацию движения пальцев и кистей рук. Воспитательные:  формировать чувства коллективизма;  воспитывать ответственность усидчивость, аккуратность;  умение испытывать радость при изготовлении поделок;  воспитывать трудолюбие, развитие свободной творческой деятельности; желание доводить начатое дело до конца.
Ведущая идея
данной программы

создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого воспитанника и его самореализации.
Принципы
,лежащие в основе программы:  Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.  Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.  Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.  Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.  Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
5
Технические навыки
, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:  Владение ножницами.  Обработка квадрата.  Создание основ (базовых форм) оригами  Аппликативное оформление оригами.  Составление творческих композиций.
Форма занятий –
тематическаясовместная деятельность. Программа кружка «Волшебный мир бумаги» рассчитана на 2 года (старший и подготовительный к школе дошкольный возраст). Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 – 30 минут. Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания. 1.Подготовка к занятию. 2.Повторение пройденного. 3.Введение в новую тему 4.Практическая часть.
Методы
, используемые на занятиях: словесный - устное изложение, беседа, рассказ, сказка; наглядный - иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу; практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам, в основе которых лежит уровень деятельности детей; объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Дети приобретают следующие
умения
:  имеют представление об искусстве оригами;  знают геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.); специальные термины и условные обозначения в оригами и бумажной пластики;
6  умеют ориентироваться в пространстве и на листе бумаги,  делят целое на части, складывают квадрат в разных направлениях;  применяют в работе условные обозначения;  выполняют базовые формы (в оригами) и простые поделки по схеме и образцу;  придумывают поделки, проявляют творчество и самостоятельность; соблюдают технику безопасности;  развивают внимание и память, конструктивные способности и желание работать самостоятельно;  украшают свою поделку, добавляют недостающие детали;  умеют находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.
Работа с родителями.
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Оригами – как всестороннее развитие личности ребёнка». «Влияние оригами на развитие речи дошкольников». «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей». «Оригами и психология». Формы подведения итогов реализации программы.  Составление альбома детских работ.  Проведение выставок детских работ.
7
Перспективное планирование.
1-ой год обучения Блок № Тема Цель Детский сад 1 Превращение бумажного квадратика Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук. 2 Пирамидка Формировать умение складывать лист бумаги в разных направлениях с целью получения объёмной формы; развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук. Осенняя ярмарка 3 Листья Учить детей мастерить из бумажных квадратов несложные поделки. 4 Тыква Учить складывать квадрат по диагонали; закладывать углы в разном направлении, обучать простым приемам в технике оригами. 5 Яблоко, груша Продолжать учить детей мастерить из бумажных квадратов несложные поделки. 6 Клубника Продолжать учить складывать квадрат по диагонали; закладывать углы в разном направлении, обучать простым приемам в технике оригами. Лесные сказки 7 Грибы Продолжать учить детей мастерить из бумажных квадратов несложные поделки. 8 Лиса, волк Учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник, чётко совмещать углы и стороны. 9 Уточка Учить выполнять поделку на основе базовой формы – воздушный змей, развивать мелкую моторику. 10 Голубь Упражнять в расположении квадрата под углом, закладывание складок, вытягивание углов (клюв, хвост), развивать конструктивные способности, желание продолжать заниматься техникой оригами. Мой 11 Собака, Продолжать учить выполнять поделку на
8 четвероноги й друг кошечка основе базовой формы – треугольник. Я и моя семья 12 Шапка Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка», изготовить шапку. 13 Тюльпан для мамы Учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник и воздушный змей, развивать мелкую моторику. Зимняя сказка 14 Снежинка Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя. 15 Письмо Продолжать учить складывать лист бумаги, в разных направлениях совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук. 16 Еловая ветка Используя базовую форму треугольник, учить детей изготавливать детали, соединять их в определённой последовательности для создания новогодней композиции. 17 Волшебная палочка (звёздочка) Используя базовую форму треугольник, учить детей изготавливать детали, соединять их в определённой последовательности для создания поделки. Дом, в котором я живу 18 Домик Учить детей складывать из бумаги домик. Развивать умение придумывать украшающие детали для домов, затем оформить поделку в цвете; учить детей доводить замысел до конца, добиваясь наиболее интересного решения. 19 Столик Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя. 20 Стаканчик Развивать умение детей складывать квадрат по диагонали, загибать углы в разных направлениях. Я и моя страна 21 Избушка на курьей ножке Продолжать учить складывать лист бумаги, в разных направлениях совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
9 22 Подсолнушек Учить выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей. Учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. 23 Ракета (открытка для папы) Продолжать развивать умение складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать творческие способности. Девочки, наши поздравления 24 Цветок из конфеток (открытка для бабушки) Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя. 25 Подснежник (подарок для мамы) Учить выполнять поделку на основе двух базовых форм – «треугольник» и «воздушный змей». Учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, последовательно делая необходимые сгибы, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Если бы я был большим! 26 Коробочка Используя базовую форму «книжечка», изготовить коробочку; развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук. 27 Кошелёк Повторить сгибание по двум основным базовым формам, закрепить навыки сгибания на равные части. Весна идёт – весне дорогу! 28 Грачи прилетели Развивать навыки выполнения и видоизменения базовой модели «простой треугольник», учить делать аккуратные, четкие сгибы. 29 Лебедь Развивать умение выполнять поделку на основе базовой формы – «воздушный змей», аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Я путешествую 30 Автомобиль Совершенствовать умения и навыки создания поделок в технике оригами, умение делать правильные чёткие сгибы; развивать мелкую моторику рук. 31 Самолёт Совершенствовать навыки детей делать правильные чёткие вертикальные сгибы. Развивать мелкую моторику рук.
10 32 Лодка Совершенствовать умения и навыки создания поделок в технике оригами. Развивать конструктивное мышление, творческие способности. День Победы 33 Пилотка Учить создавать объемную поделку для себя в технике оригами, развивать мелкую моторику рук. Лето 34 Водяная лилия Учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы, соединять детали в единое целое. Развивать координацию движений руки и глаза. 35 Бабочка Продолжать учить детей мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, развивать умение дополнять поделку украшающими деталями. 36 Рыбка Учить детей простому способу конструирования рыбки. Развивать координацию движений руки и глаза. 2-ой год обучения Блок № Тема Цель Детский сад 1 Клоун Совершенствовать умение детей мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, развивать умение дополнять поделку украшающими деталями. 2 Неваляшка Совершенствовать умение детей мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, развивать умение дополнять поделку украшающими деталями. Осенняя ярмарка 3 Колосок Совершенствовать приемы складывания базовой формы «треугольник». Развитие мелкой моторики, фантазии и воображения. 4 Овощи Учить детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай». 5 Фрукты, ягоды Учить детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай».
11 6 Дуб Развивать умение выполнять поделку на основе двух базовых форм – «треугольник» и «воздушный змей». Лесные сказки 7 Ёжик Учить детей складывать ёжика из прямоугольного листа бумаги, развивать навыки складывания листа в разном направлении, мелкую моторику, внимательность. 8 Медведь Учить детей складывать медведя, с опорой на схемы; развивать умение фиксировать сгиб, координацию движений руки и глаза. 9 Цапля Упражнять в расположении квадрата под углом, закладывание складок, вытягивание углов (клюв, хвост); развивать конструктивные способности, желание продолжать заниматься техникой оригами. 10 Зимующие птицы Развивать умение выполнять поделку на основе базовой формы – «треугольник», аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Мой четвероногий друг 11 Домашние питомцы Закрепить умение детей складывать квадрат по диагонали; учить детей делать разнообразные фигурки из одной и той же заготовки. Я и моя семья 12 Сердечко Учить детей выполнять поделку в технике «оригами», пользоваться схемами при выполнении поделки, оформить композицию празднично. 13 Розочка (подарок ко дню Матери) Продолжать учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы, соединять детали в единое целое. Развивать координацию движений руки и глаза. Зимняя сказка 14 Зайчик, белочка Учить детей складывать зайца и белку, с опорой на схемы; развивать умение фиксировать сгиб; побуждать обыгрывать свои поделки. 15 Снеговик Продолжать развивать умение складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать творческие
12 способности. 16 Ёлочки в зимнем лесу Учить детей пользоваться схемами при выполнении поделки в технике оригами. 17 Дед Мороз, Снегурочка Продолжать учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы, соединять детали в единое целое. Развивать координацию движений руки и глаза. Животные климатически х зон 18 Пингвин Развивать у детей умение складывать базовую форму – «воздушный змей». Учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. 19 Попугаи Закреплять умения и навыки создавать поделки в технике «оригами» Я и моя страна 20 Кресло Совершенствовать умения и навыки создания поделок в технике оригами. Развивать конструктивное мышление, творческие способности. 21 Ромашка Закрепить умение детей выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы, соединять детали в единое целое. Развивать координацию движений руки и глаза. 22 Олимпийская медаль Учить детей выполнять поделку, используя базовую форму «двойной треугольник»; совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику рук. 23 Открытка для папы Закрепить умения детей складывать знакомые базовые формы; делать заготовки для создания поздравительной открытки; совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику рук. Девочки, наши поздравления 24 Петушок Учить детей складывать фигуру петушка, передавая характерные особенности: форму тела, головы, ног. Закрепить приемы сложения бумаги. Закреплять вырезать на глаз мелкие треугольники для украшения поделки. 25 Крокусы Продолжать учить выполнять поделку на основе двух базовых форм – двойной
13 треугольник и воздушный змей. Если бы я был большим! 26 «Кусака» (мордочка на пальцы) Продолжать развивать умение складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать творческие способности. 27 Стаканчик (для игры попадай-ка) Закрепить умение выполнять стаканчик в технике «оригами» Весна идёт – весне дорогу! 28 Нарцисс Учить выполнять поделку на основе двух базовых форм – «конфетка» и «воздушный змей», аккуратно сгибать квадрат, последовательно делая необходимые сгибы. 29 Перелетные птицы Закрепить умения выполнять знакомые поделки в технике «оригами», проявлять творчество и фантазию. Я путешествую 30 На дне моря Закрепить умения детей складывать знакомые базовые формы; делать заготовки для создания композиции; совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику рук. 31 Ракета Продолжать учить детей выполнять поделку, используя базовую форму «двойной треугольник»; совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику рук. 32 Пароход Учить детей выполнять поделку, используя базовую форму «Конверт»; продолжать учить выполнять поделки, используя схему. День Победы 33 Гвоздики к празднику Учить выполнять гвоздику в технике «модульное оригами», развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Школа 34 Закладка Закрепить умения выполнять поделку в технике «оригами», проявлять творчество и фантазию. Лето 35 Лягушка Закрепить умение выполнять поделку на основе базовой формы «двойной треугольник». 36 Божья коровка Закреплять умения и навыки создавать поделки в технике «оригами».
14
Оценка результативности программы.
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами, с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая карта уровня развития детей (старшая группа) № Фамилия имя ребёнка Знание основных базовых форм и умение Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения Умение украсить свою поделку, добавляя Создание творческих композиций с изделиями, Умение самостоятельно изготовить поделку от начала Точность и аккуратность выполнения работы. Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы. Общее количество баллов Уровень развития
15 самостоятельно их изготовить недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) выполненными в технике оригами. и до конца по образцу. Количество баллов: 1 – большинство компонентов недостаточно развиты; 2 – отдельные компоненты не развиты 3– соответствует возрасту; 4 – высокий уровень развития.

Уровни развития: 21 -20 балла – 4 уровень развития; 19- 12 балла – 3 уровень развития; 11-8 балла – 2 уровень развития; 7 -0 балла – 1 уровень развития. Диагностическая карта уровня развития детей (подготовительная к школе группа)
16 № Фамилия имя ребёнка Знание названий, умение различать и применять в работе условные обозначения оригами. Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами. Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить. Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу. Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Точность и аккуратность выполнения работы. Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы Умение находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи Общее количество баллов Уровень развития Количество баллов: 1 – большинство компонентов недостаточно развиты; 2 – отдельные компоненты не развиты 3 – соответствует возрасту; 4 – высокий уровень развития.

Уровни развития: 21 -20 балла – 4 уровень развития; 19- 12 балла – 3 уровень развития; 11-8 балла – 2 уровень развития; 7 -0 балла – 1 уровень развития.
17
Уровни освоения программы кружка:
4 - высокий уровень. Ребёнок проявляет интерес и желание изготавливать поделки из бумаги. Сво- бодно владеет навыками конструирования из бумаги(сгибание, разгибание ) и ножницами. Одинаково манипулирует как правой, так и левой рукой. Проявляет самостоятельность, творчество, воображение в работе. Речь развита. Умеет со- ставлять рассказ о своей поделке. 3 - средний уровень. Ребёнок проявляет интерес и желание изготавливать поделки из бумаги. При ак- тивной помощи взрослого осваивает навыки работы с материалом. Имеет пред- ставление о создании поделки из бумаги. Координация движений развита недо- статочно. С помощью взрослого составляет рассказ о своей поделке. 2 - низкий уровень. Не проявляет должного интереса к изготовлению поделок из бумаги. Владеет конструктивными навыками, но не проявляет самостоятельности при изготовле- нии поделки. При активной помощи взрослого может проявить творчество. Координация движений рук развита недостаточно. 1 - низший уровень. Не владеет конструктивными навыками, не проявляет творчества, координация рук не развита.
Общие правила при обучении технике оригами.
1. Заготовка должна иметь точную форму. 2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной. 3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей. 4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия. 5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми. 6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться. 7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным. 8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
18
Материально техническое обеспечение.
 Бумага для оригами.  Цветная бумага.  Бумага для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.  Образцы изделий.  Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).  Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами).  Салфетки: бумажная, тканевая.  Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.  Кисти.
Методическое обеспечение:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Кома- ровой, М. А. Васильевой. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Соколова С.В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для вос- питателей ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Соколова С.В. Сказка оригами: игрушки из бумаги. – М.: Изд-во Эксмо: СПб.: Валери СПД. Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы / Елена Ступак. – М.: Айрис-пресс. Афонькин С. Игрушки. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. С.Ю.Афонькин и Е.Ю.Афонькина Уроки оригами в школе и дома.
19


В раздел образования