Напоминание

"Хорошо здоровым быть!"


Автор: Костель Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "СДДТ"
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Хорошо здоровым быть!"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Программа внеурочной деятельности

«ХОРОШО ЗДОРОВЫМ БЫТЬ»
(
срок реализации
– 18 часов,
возраст учащихся
- 8 – 10 лет) Составитель: педагог дополнительного образования: Костель Ольга Николаевна, г. Архангельск, 2015 1

Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Ежегодно от различных видов детского травматизма страдает большое количество детей. В полной мере избежать детского травматизма невозможно, т.к. он, в известной мере, является обратной стороной процесса изучения и познание ребенком окружающего мира и своих собственных возможностей. В наших силах лишь сведение этого явления к минимуму, насколько это возможно. Детский травматизм – серьезная проблема, но если научить ребенка правилам безопасности, многих травм можно избежать. В Федеральном государственном стандарте начального образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению здоровья учащихся. Программа внеурочной деятельности "Хорошо здоровым быть!" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Нормативно-правовой

и

документальной

базой
программы внеурочной деятельности по формированию основ безопасного поведения и культуры здоровья учащихся на ступени начального общего образования "Хорошо здоровым быть!" являются:  Закон РФ “Об образовании”;  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;  Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;  Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении 2
федерального государственного образовательного стандарта общего образования" Программа "Хорошо здоровым быть! " имеет
социальную

направленность
.
Предметная область
– обществознание и естествознание (окружающий мир).
Деятельность
– познавательная.
Уровень освоения
– общекультурный. Как уже говорилось выше, важным фактором, формирующим здоровье детей, является система воспитания и обучения безопасному поведению и здоровому образу жизни, поэтому данная программа
актуальна.
Программа внеурочной деятельности "Хорошо здоровым быть!"
педагогически

целесообразна
, т.к. включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.
Цель

программы:
обеспечение индивидуальных потребностей учащихся в формировании установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Задачи:
 формировать умения безопасного поведения в социальной среде и окружающей природе;  формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;  учить использовать полученные знания в повседневной жизни;  развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникатив- ные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, эмоцио- нально-чувственную сферу;  развивать познавательную и творческую активность учащихся; 3
 развивать рефлексию — способность осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей;  добиваться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Отличительные особенности программы:
программа внеурочной деятельности "Хорошо здоровым быть!" предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил безопасного поведения и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Условия реализации программы

Режим

занятий:
программа рассчитана на 18 часов. При желании количество часов может быть увеличено за счет введения дополнительных тем или расширения границ предложенных тем. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно: занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность – 45 мин, что соответствует рекомендациям СанПин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Возрастной

диапазон:
программа рассчитана на детей 8-10 лет (2-4 классы). Количество учащихся на занятии – 10-15 человек. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом.
Формы организации деятельности:

По

количеству

детей
, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая. 4

По дидактической цели
: занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий, итоговые занятия.
Виды деятельности
: игровая, познавательная. Педагог имеет возможность самостоятельно определять формы и виды занятий,
Контроль и оценка результатов освоения программы

Способы контроля

Методы текущего контроля:
 наблюдение за работой учащихся;  устный фронтальный опрос;  беседа.
Итоговый контроль:
 методика "Незаконченное предложение";  тесты (по итогам прохождения тем одного из блоков программы);  викторины.
Система оценивания –
безотметочная.
Планируемые результаты освоения программы:

Воспитательные

результаты
работы программе внеурочной деятельности "Хорошо здоровым быть!" можно оценить по двум уровням. 1 – информативный, который заключается в изучении правил безопасного поведения и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Результаты первого уровня (приобретение учащимся социальных

знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
 приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; 5
 приобретение знаний о правилах поведения в различных травмоопасных ситуациях;  приобретение навыков групповой работы.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения

учащегося

к

базовым

ценностям

нашего

общества

и

к

социальной

реальности в целом):
 развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие
универсальные учебные действия
(УУД).
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:  установка на безопасный, здоровый образ жизни;  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;  умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными

результатами
изучения курса является формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учащиеся научатся:  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; 6
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. Средством формирования этих действий служит метод проблемного диалога на этапе знакомства с новой темой.
Познавательные УУД:
учащиеся научатся:  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Средством формирования этих действий служит материал программы
"
Хорошо здоровым быть!" и задания из различных источников.
Коммуникативные УУД:
учащиеся научатся:  доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной (на уровне одного предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
.
 осуществлять взаимный контроль;  совместно с педагогом и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности. Средством формирования этих действий служит метод оценивания достижений. 7

Предметные результаты:
 овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедея- тельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, по- лезные привычки, подвижные игры и т.д.);  овладение умениями избегать травмоопасных ситуаций.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
 социальная адаптация детей;  осознание учащимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение количества случаев детского травматизма, появится желание следовать правилам здорового образа жизни, стремление заниматься физкультурой и спортом; Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях. 8

Учебно-тематический план



Тема

Количество

часов

Блок 1: "Внимание: опасность!"
1. "Мой дом – моя крепость" (профилактика бытового травматиз- ма) 1 2. "Утром, вечером и днем осторожней будь с огнем!" (пожарная безопасность) 1 3. "Умный светофор" (профилактика уличного травматизма) 2 4. "Мы идем на водоем" (профилактика несчастных случаев на воде) 1 5. "Неприятности в лесу" (правила безопасного поведения в лесу) 2 6. "Обещают дать конфет? Отвечайте твердо: "Нет!" (правила об- щения с незнакомыми людьми) 1 7. Итоговое занятие 1
Блок 2: "Секреты здоровья"
1. "Урок-викторина "Умеем ли мы правильно питаться?" 1 2. "Страна Витаминия" 1 3. "Наш друг – режим дня" 1 4. "Будем прыгать и играть, чтобы меньше уставать" (двигательная активность) 2 5. В гостях у Мойдодыра (личная гигиена) 2 6. "Содержи в порядке дом, чтоб жилось комфортно в нем" (гигие- на жилища) 1 7. Итоговое занятие 1
Всего:

18

Краткое содержание программы
№ Тема Цель. Задачи. Теория Практика
Блок 1.

"Внимание: опасность!"
1 "Мой дом-моя крепость" Изучить основные правила безопасно- Опасные и аварийные ситуации, которые мо- Работа с развивающим материалом. Загадки. 9
(профилактика бытового травматизма). сти в быту. гут возникнуть в жили- ще в повседневной жизни : - колюще-режущие предметы; - газ; -лекарственно-бытовая химия; - электроприборы; -окна и балкон. Общие правила безопасного поведения в быту. 2 "Утром, вечером и днем осторожней будь с огнем!" (пожарная безопасность) . Закрепление зна- ний детей о прави- лах пожарной без- опасности. Пожар в жилище и причины его возникно- вения. Правила осто- рожного обращения с огнём. Труд пожарного. Личная безопасность при пожаре. Чтение рассказа "Лож- ный вызов", обсужде- ние. Раскрашивание па- мяток. 3 " У м- н ы й с в е- т о- Научить детей ориентиро- ваться в пра- вилах и основ- ных знаках до- рожного дви- жения Правила поведения пешехода на дороге. Недопущение неправомерных действий на дороге. Игра "Умный свето- фор". Выполнение за- дания по распознава- нию дорожных знаков 10
ф о р " ( п р о- ф и- л а к- т и- к а у л и ч- н о- г о т р а в- м а- т 11
и з- м а ). 4 "Мы идем на водоём" (профилактика несчастных случаев на воде). Изучить основные правила поведения на водоёме в разное время года. Опасные ситуации на воде и у воды. Меры безопасности на воде. Просмотр презентации, обучающего фильма "Правила безопасного поведения на водоемах. Игра "Закончи предло- жение". 5 "Неприятност и в лесу" (правила безопасного поведения в лесу). Познакомить с возможными "лесными" опасностями. Правила поведения в лесу. Опасности леса. Профилактика травма- тизма. Игра "Если ты заблу- дился", Просмотр мультфильма. 6 "Берегись – не отравись!" Познакомить с ядо- витыми грибами и ягодами. Ядовитые и неядови- тые грибы и ягоды: сходство и отличие. Профилактика отравле- ний. Игра "Ядовитые гри- бы". Раскраска-задание. Просмотр и обсуждение презентации. 7 "Обещают дать конфет? Отвечайте твердо-"Нет!" (правила об- щения с не- знакомыми людьми). Изучить основные правила безопасно- го общения с не- знакомыми людьми на улице. Опасные ситуации воз- можных контактов с незнакомыми людьми. Меры личной безопас- ности при общении с незнакомыми людьми. Разыгрывание ситуа- ций. Просмотр фильма. 8 Итоговое за- нятие Обобщить знания, полученные при изучении I блока. Викторина "Внимание: опасность!"
Блок 2
12

"Секреты здоровья"
1 Урок-виктори- на "Умеем ли мы правильно питаться?" Раскрыть принци- пы правильного питания, создать условия для фор- мирования навыков здорового питания Правила приема пищи, режим и культура пита- ния; о пользе употреб- ляемых нами продук- тов. Викторина "Правильное питание". Просмотр мультфильма "Нездоро- вый рекорд". 2 "Страна Вита- миния". Познакомить с основными группа- ми витаминов. Витаминосодержащие продукты, влияние ви- таминов на организм человека, о их пользе и значении в для здоро- вья человека. Культура питания. Викторина "Витамин- ка". Просмотр мульт- фильма "Где прячутся витамины?" 3 "Наш друг- режим дня". Сформировать у учащихся понятие о режиме дня, обеспечивающем здоровье человека. Что такое режим, для чего он нужен. Игра "Составь свой ре- жим дня". Мультфильм "Режим дня". Практическое задание. 4 " Будем пры- гать и играть, чтобы меньше уставать!" (двигательная активность). Пропагандировать занятия спортом, преимущества ЗОЖ. Двигательная актив- ность – важный компо- нент ЗОЖ. Физкульту- ра и спорт. Виды спор- та. Викторина "Виды спор- та". Подвижные со- ревновательные игры в командах. 5 "В гостях у Мойдодыра" (личная гигиена). Воспитывать се- рьезное отношение к чистоте своего тела, одежды, лич- ных вещей. Гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание. Необходимость соблюдения правил личной гигиены. Викторина "В гостях у Мойдодыра". Просмотр обучающего фильма "Как чистить зубы". Об- суждение. Практиче- ское задание. "Игра- путешествие "Откуда берутся грязнули?" 13
6 " Содержи в порядке дом, чтоб жилось комфортно в нём." (гигиена жилища). Закрепление зна- ний детей о культу- ре гигиены жили- ща; формирование положительного отношения к здоро- вому образу жизни. Правилах гигиены жи- лища. Работа с картинками. Игра "Закончи предло- жение". Просмотр мультфильма. Обсуждение. 7 Итоговое за- нятие Обобщить знания, полученные при изучении 2 блока. Викторина "Азбука здо- ровья".
Методическое обеспечение

Методический комментарий
Важность программы "Хорошо здоровым быть!" для младших школьников обусловливается тем, что она осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом. 14
Организация учебных занятий предполагает, что каждое из них для детей должно стать уроком радости, открывающим ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Оно не должно быть занятием "заучивания", на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать занятием "здравотворчества". Данная программа строится
на принципах
: 
научности –
предлагаемый материал соответствует представлению современной науки об особенностях здорового образа жизни; 
доступности


информация и ее объем соответствуют возрастным возможностям учащихся; 
системности
, определяющий взаимосвязь и цело стно сть содержания, форм и принципов предлагаемого курса; 
наглядности
– познание осуществляется с помощью современных дидактических средств; 
занимательности
– материал излагается в занимательной, игровой формах, содержит информацию, полезную для практической деятельности; 
актуальности
– отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей; 
психологической

комфортности
– на занятиях обеспечивается психологический и эмоциональный комфорт. В процессе проведения занятий педагогом используются современные
образовательные и воспитательные педагогические технологии:

технология деятельностного метода
(работа в парах, группах при освоении новых знаний), направленная на формирование умения планировать, анализировать свою работу; 
личностно-ориентированная технология
(викторины, конкурсы, позволяющие обеспечить комфортные условия развития личности ), направленная на формирование креативных, коммуникативных, 15
общекультурных компетенций; 
технология

свободного

воспитания
(предоставление свободы выбора и самостоятельности), направленная на формирование информационных, учебно-познавательных, ценностно-смысловых, здоровьесберегающих компетенций; 
игровые технологии.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Методы:
 иллюстративный;  словесный;  игровой;  видеометод;  проблемного обучения;  частично-поисковый;  самостоятельной работы.
Ценностные ориентиры
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. 16
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. Программа состоит из двух самостоятельных блоков:
1 блок «Внимание, опасность!
» предполагает профилактику травмоо- пасного поведения». Сюда включены занятия по профилактике бытового, уличного травматизма, профилактике несчастных случаев на водоемах, пра- вилам пожарной безопасности, правилам общения с незнакомыми людьми и правилам безопасного поведения на природе.
2 блок «Секреты здоровья»
направлен на формирование основ здоро- вого образа жизни. Дети расширяют свои знания о правильном питании, лич- ной гигиене, гигиене жилища, необходимости двигательной активности, соблюдения режима дня. Каждое занятие предполагает организацию игровой, познавательной, деятельности учащихся. Есть возможность организовывать занятия блоками. Содержание программы предполагает широкое использование на заня- тиях аудио-, видеотехники, что может в значительной мере повысить воспи- тательную эффективность внеурочной деятельности и организовать самостоятельную работу учащихся. Программу "Хорошо здоровым быть!" может вести как педагог дополнительного образования, так и классный руководитель, и любой другой учитель начальных классов. 17

Дидактические ресурсы
1. Видеоуроки ОБЖ1-11 классы, ООО "Открытый урок", 2014; 2. Грибы и ягоды (набор обучающих карточек), Ростов-на-Дону, Из- дательский дом "Проф-пресс", 2013; 1. Демонстрационный материал "Как избежать неприятностей", Киров, ИП Бурдина С.В., 2012; 18
2. Демонстрационный материал "Не играй с огнем!", Киров, ИП Бурдина С.В., 2012; 3. Набор ЭОР по тематике программы; 1. Наглядно-дидактическое пособие "Правила дорожного движения", Ас- кай, ООО "Рыжий кот", 2913; 2. Наглядно-дидактическое пособие "Уроки безопасности", Аскай, ООО "Рыжий кот", 2913; 4. Овощи и фрукты (набор обучающих карточек), Ростов-на-Дону, Издательский дом "Проф-пресс", 2013. 5. Развивающая игра "Азбука безопасности: "На прогулке", Киров, ОАО "Радуга", 6. Развивающая игра "Азбука безопасности: "Один дома", Киров, ОАО "Радуга", 7. Развивающая игра "Азбука пешехода", М., ООО "ТОП игрушка"; 8. Развивающая игра "Аскорбинка и ее друзья" с демонстрацион- ным и раздаточным материалами, Киров, ОАО "Радуга", 2007; 9. Развивающая игра-лото "Умный светофор", Киров, ИП Бурдина С.В., 2013; 10. Шипунова В.А. ОБЖ – опасные предметы и явления (беседы с ребенком), М., ООО "Карапуз", 2013;
Литература педагога:
1. Афанасьева И.А. Советы бобра Суперзуба: пособие для школьников, М., Дрофа, 2000; 2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья, М., ЭКСМО, 1995; 3. Бударина Н.В., Мирошник М.И. Мое здоровье, Ростов-на-Дону, 2013 19
4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита, СПБ. 1997; 5. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра, СПБ, 1996; 6. Коростелев Н.И. 50 уроков здоровья для маленьких и больших, М., Детская литература, 1991; 7. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. СПБ, 1998; 8. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела, СПБ, 1997; 9. Литвинов Е.Н., Погодаев Г.И. Веселая физминутка, М., Прсвещение, 1998; 10. Лободина Н.В., Павлова О.В. Олимпиадные задания: ОБЖ, ИЗО, Технология, Волгоград, Учитель, 2010; 11. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья или Школа докторов природы, М., ВАКО, 2013; 12. Сундукова А.Х., Демидова В.Е. Здоровый образ жизни, Ростов-на- Дону, издательство ГБОУ ДЛО РО РИПК и ППРО, 2012; 13. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности, М., Просвещение, 1995; 14. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет, М., Творческий центр "Сфера", 2013 15. Шорыгина Т.А. О правилах пожарной безопасности, М., Творческий центр "Сфера", 2013; 20
21
22
23
24


В раздел образования