Напоминание

Олимпиада по основам предпринимательства "Вектор успеха"


Автор: Петрова Екатерина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1
Населённый пункт: город Полярные Зори, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Олимпиада по основам предпринимательства "Вектор успеха"
Раздел: среднее образование





Назад





Олимпиада по предпринимательству «Вектор успеха»

Бизнес – это игра, величайшая игра в мире,

если вы знаете как в нее играть.

Дж. Уотсон

1 блок «Веселые загадки» (по 1 баллу за правильный ответ)
1. Какое животное всегда при деньгах? 2. В какую реку можно упаковать товар? 3. Назовите российский город и реку, чьи названия ласкают слух всех экономистов, банкиров и предпринимателей. 4. Где находится Море Кризисов? 5. Назовите героя И. С. Тургенева с «торговой» фамилией. 6. «Экономическая» порода собак – это… 7. Назовите растения, которые знают и обожают все банкиры. 8. У какого хозяина предприятия лучше работать с точки зрения оплаты труда – у скупого или у щедрого? 9. В какой области Украины находится город с экономическим названием Мена? 10. Как на Руси называли купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? 11. В Японии богатые люди гребут деньги граблями (бамбуковыми). А чем гребут деньги наши богачи? 12. Какая «долговая книга», пришедшая к нам из Рима, есть в каждом доме? 13. Какую страну называют «Банкиром мира всего»? 14. …Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Назовите литературного героя, о котором написаны эти «экономические» пушкинские строки.
2 блок «В мире терминов» (по 2 балла за правильный ответ)
Каждый предприниматель должен ориентироваться в мире бизнес-терминологии. Вставьте пропущенные буквы в словах. М..рченд…зинг Ре..нжин..р..нг Р...ялт…. Фр..нч…йз..нг Д..б..т А…тс…р…т…нг …банд…н С..рв..й..р Эм..т..нт Ф..ксим…л…

1

3 блок «Установи соответствие» (по 2 балла за правильный ответ)
1. Бенчмаркинг А) рыночная структура, в которой несколько поставщиков предлагают сходную продукцию 2. Автоматические стабилизаторы Б) физическое или юридическое лицо, осуществляющее посреднические операции от своего имени и за свой счет 3. Акции «голубых ярлычков» В) коммуникационное стимулирование продаж с использованием средств почтовой связи 4. Дилер Г) налоговые инструменты и расходы, которые позволяют компенсировать недостатки управления экономикой 5. «Директ-мейл» Д) выгодное вложение без риска 6. Ликвидность Е) комплексная система мер по организации управления производственно-торговой деятельностью 7. Маркетинг Ж) легкость, с которой вид актива может быть превращен в принятое в экономике средство обмена 8. Олигополия З) системная совокупность процессов рыночной устойчивости лидирующих позиций конкурентов
4 блок «Из истории предпринимательства»
1. Понятие «акционерный капитал» появилось в: (1 балл) А) 14 веке Б) 15 веке В) середине 16 века Г) 17 веке 2. Что объединяет данные иллюстрации? При объяснении указать принцип объединения и хронологические рамки (3 балла за полный ответ) А) Б) В) 3. На Руси сложилось 3 центра торгово-предпринимательской деятельности: (2 балла) А) Владимиро-Суздальское княжество Б) Черниговское княжество В) Новгородская республика Г) Киевская Русь Д) Галицко-Волынское княжество 4. Слово «предприниматель» появилось в…году, благодаря работам английского экономиста…..: 2
(2 балла) А) 1645 году Б) 1700 году В) 1723 году 1. Кантильон 2. Шумпетер 3. Тюрго 5. Что объединяет данные иллюстрации (применительно к истории России)? При объяснении указать принцип объединения и хронологические рамки.(3 балла за полный ответ) А) Б) В) Г)
5 блок «Экскурс в историю» (по 2 балла за правильный ответ)
1. Уличив менялу в обмане, о его голову ломали его же скамью. Инцидент прочно вошел в прозвище неудачливых дельцов. Их называют… 2. Такой вид наружной рекламы расцвел на улицах американских городов в 1930-х годах. Из-за обилия безработных. 3. Эти раковины заменяли деньги островитянам Тихого и Индийского океанов. 4. В Древнем Риме это слово означало продажу в рабство свободного человека, а теперь – весьма распространенный вид присвоения чужого добра. 5. Около ста лет назад этот знаменитый физик произнес знаменитую среди своих коллег фразу: «Денег у нас мало, значит будем думать». 6. Этот американский политик однажды заметил: «Хотите узнать ценность денег – попросите немного в долг». 7. Это событие, произошедшее 24 октября 1929 года, положило начало мировому экономическому кризису 1929 – 1933 годов. 8. В Древнем Риме был храм, посвященный одновременно Нептуну и Меркурию. Чему покровительствовали эти боги, взятые вместе? 9. Отправляя жену или служанку на рынок за покупками, древний грек традиционно напутствовал ее: «Молчи, женщина!» А почему надо было молчать? 10. Этой премии в 1976 году удостоился американец Милтон Фридман за исследования в области потребления, истории и теории денег. 11. Этот мастер красноречия и покровитель стад умел преодолевать любые расстояния на своих крылатых сандалиях. 12. Культ этого древнеримского божества женщинам отправлять было запрещено, но его всегда призывали в свидетели при заключении договоров и принятии клятв. 13. Именно этому римскому императору пришла в голову идея введения налога на… уборные. 14. Геродота часто называют «отцом истории», а этого ученого вполне можно назвать «отцом экономики». 15. Именно этой богине обязано своим происхождением слово монета 16. Этой незатейливой мебели обязано своим происхождением слово банк 17. Эту работу выполняли цензоры в Древнем Риме. 18. Какой средневековый философ называл налоги дозволенной формой грабежа? 19. В этой комнате короли хранили свои доходы.

3

6 блок «Блиц-вопросы» (1 балла за правильный ответ)
1. Самая известная книга К.Маркса А) «Экономика» Б) «Бизнес» В) «Капитал» 2. Дача денег в долг на определенный срок А) Ссуда Б) Займ В) Залог 3. Неплатежеспособность из-за отсутствия средств А) Банкротство Б) Обвал В) Поражение 4. Оператор на бирже А) Брокер Б) Мерчендайзер В) Крупье 5. Место, где заключают сделки по продаже акций и облигаций А) Фондовый рынок Б) Биржа В) Финансовая контора 6. Операция с помощью, которой предприниматель может оградить себя от риска случайной гибели продукции А) инвестирование Б) страхование В) покупка акций 7. Одна из форм торговли особо ценными товарами А) аукцион Б) рынок В) антикварный магазин 8. Разница между ценой реализации и себестоимостью продукции А) альтернативная стоимость Б) прибыль В) оптимизационные издержки 9. Консультирование производителей продукции, продавцов и покупателей по широкому кругу вопросов экономической и финансовой деятельности. А) менеджмент Б) консалтинг В) бенчмаркинг 10. Перенос денежной суммы с одного счета на другой, перевод денег из одного финансового учреждения в другое. А) трансферт Б) франшиза В) облигация
7 блок «Назови термин, содержание которого передает рисунок» (по 3 балла за правильный

ответ)
А) Б) В) Г) Д) Е) 4
Ж) З) И)
7 блок «Решение задач» (по 5 баллов за полный аргументированный ответ)

1.
Представьте, что Вы приобрели сумку, чтобы с ней ходить в школу. Опишите, какие потребности Вы удовлетворили, сделав покупку.
2 .
Предположим, что Ваша сумка, которую Вы купили сделана из плащевки темно-синего цвета, имеет ручку из кожзаменителя, два отделения на замке, один внутренний карман без замка и 2 наружных кармана на «липах», есть кармашек для сотового телефона. Ваш друг (подруга) тоже купила(а) сумку для школы, она сделана из кожзаменителя ярко-красного цвета, имеет одно отделение, на кнопках и одну длинную ручку для ношения на плече, у сумки нет карманов, есть только наружный кармашек для сотового телефона. Если принять, что сумки, которые купили Вы и Ваш друг(подруга) является для вас идеальным товаром, перечислите конкурентные преимущества каждой из сумок с точки зрения Вас (первой сумки) и друга (подруги) (второй сумки). Какое качество обеих сумок нельзя отнести к конкурентному преимуществу?
3
. На основе йогурта любой марки опишите «портрет потребителя» этого йогурта. Есть ли потребители с другими характеристиками, которые употребляют этот же йогурт, если да, то опишите эту группу потребителей тоже.
4.
Молодые люди - будущий юрист Петров и начинающий предприниматель Васечкин в праздничный день гуляли по родному городу. Петров, как будущий юрист и будучи несколько пессимистически настроенным, подмечал все, что, по его мнению, было «неправильно устроено». В кафе, куда друзья зашли перекусить, Петров заметил, что цены на его любимые блюда здесь гораздо ниже, чем там, где обычно обедал он каждый день. Этот факт его очень расстроил и Петров сказал: 1) «Ну, почему этот кафетерий находится так далеко от того места, где я обедаю!? Я бы мог так же вкусно и дешево есть каждый день, и сэкономил бы на этом приличную сумму!». Проходя около магазинчика с элитной одеждой, Петров возмутился: 2) «Ну почему, почему владелец магазина отремонтировал только фасад здания, а рядом (метр правее, метр левее) – такая разруха: сколотая штукатурка, выцветшая краска! Что, ему жалко было потратиться еще немного, ведь некрасиво же!». Увидев красочный плазменный экран с рекламой фирмы, изготавливающей наружную рекламу, Петров возмутился: 3) «Ну что за выбрасывание денег на ветер – это же так дорого. Зачем они попусту тратят деньги? Вот если бы тебе, Васечкин, эта рекламная фирма листовку со своими услугами в почтовый ящик бросила, ты бы наверняка воспользовался их услугами, а этот экран только водителей от дороги о т в л е к а е т , а в а р и й н ы е с и т у а ц и и с о з д а е т » . Что на каждое высказывание Петрова должен был ответить Васечкин как бизнесмен (возразите или объясните Петрову, почему все его высказывания не предпринимательского, а обывательского толка)?
5 .
Укажите все проекты, которые, по Вашему мнению, не являются коммерческим видом деятельности* А) Открытие кафе Б) Работа муниципальной библиотеки В) Обучение английскому языку в школе Г) Реализация программ высшего профессионального образования Д) Работа стоматологического кабинета Е) Открытие спортивной секции по хоккею Ж) Работа модельного агентства (*)Эти виды деятельности отмечены в законе о некоммерческих организациях как деятельность, целью которой не является извлечение прибыли.
6.
Один владелец обувной фабрики из Гонконга захотел выяснить, есть ли рынок для его товара на отдаленном острове в Южной части Тихого океана. Фабрикант отправил туда служащего, от которого 5
вскоре пришла телеграмма: «Люди здесь не носят обуви. Рынок от су т с т вуе т » . Как в ы думаете, какой в ы вод сдела л владелец обув ной ф абрики и п оч е м у ?
7.
Катя и Маша хорошо готовят пончики. Они решили заняться бизнесом – продавать пончики в школе после уроков. Девочки подсчитали, что если продавать пончик по 5 руб., все школьники захотят полакомиться им. Петя тоже хотел сделать что-то полезное для ребят. Единственный его талант – живопись. Петя стал рисовать портреты одноклассников и продавать их также по 5 руб. Через месяц выяснилось, что только 10 человек регулярно покупают пончики у Кати и Маши, тогда, как школьники и их родители стоят в очереди, чтобы заказать свой портрет у Пети, несмотря на то, что Петя поднял цену до 10 руб. В чем причина успеха Пети и неудачи девочек?
Ключ к олимпиаде
6

1 блок (1 балл)
1. поросенок 2. Тара 3. Барыш 4. На Луне 5. Базаров 6. Такса 7. Золотое дерево 8. у скупого 9. Черниговская область 10. Разгильдяи 11.лопата 12. Календарь 13. Швейцария 14. Евгений Онегин
2 блок (2 балла)
М
Е
РЧЕНД
АЙ
ЗИНГ РЕ
И
НЖИН
И
Р
И
НГ Р
О
ЯЛТ
И
ФР
А
НЧ
А
ЙЗ
И
НГ Д
Е
Б
Е
Т
АУТСО
РТ
И
НГ
А
БАНД
О
Н С
Ю
РВ
Е
Й
Е
Р ЭМ
И
Т
Е
НТ Ф
А
КСИМ
И
Л
Е

3 блок
(2 балла) 1. З 5. В 2. Г 6. Ж 3. Д 7. Е 4. Б 8. А
4 блок
1. в (1 балл) 2. (3 балла) Ост-Индская, голландская Ост-Индская торговые компании, компания Гудзонова залива (1600,1602,1670гг) 3. авг (2 балла) 4. в, 1 (2 балла) 5. династии предпринимателей России: Рябушинские, Стахеевы, Путилов, Батолин (3 балла)
5 блок (2 балла)
1. аферист 2. плакат (рекламный щит) 3. каури 4. плагиат 5. Резерфорд 6. Франклин 7. Великая депрессия 8. торговля 9. женщины держали деньги во рту 10. Нобелевская премия 11. Гермес 12. Фидий, Янус 13. Тит Флавий Веспасиан 14. Адам Смит 15. Юнона 16. Скамья 17. Оценка 18. Фома Аквинский 19. Спальня
6 блок (1 балл)
1. в 7
2. а 3.а 4.а 5. б 6. б 7.а 8. б 9. б 10. а
7 блок (3 балла)
А) логотип Б) фирма В) реклама Г) товар Д) бартер Е) ссуда (кредит) Ж) бизнес (бизнес-план) З) аренда (договор) И) аукцион
7 блок (5 баллов)

ЗАДАНИЕ 1
Представьте, что Вы приобрели сумку, чтобы с ней ходить в школу. Опишите, какие потребности Вы удовлетворили, сделав покупку.
Р

е

ш

е

н

и

е

:
Утилитарную потребность в возможности удобной переноски книг, тетрадей и других школьных принадлежностей. Эстетическую потребность в обладании красивой и приятной вещью. Потребность в возможности использования вещи для других целей: упаковать спортивную форму для занятий в фитнес-клубе, при поездке за город и т.п.
ЗАДАНИЕ 2
Предположим, что Ваша сумка, которую Вы купили сделана из плащевки темно-синего цвета, имеет ручку из кожзаменителя, два отделения на замке, один внутренний карман без замка и 2 наружных кармана на «липах», есть кармашек для сотового телефона. Ваш друг (подруга) тоже купила(а) сумку для школы, она сделана из кожзаменителя ярко-красного цвета, имеет одно отделение, на кнопках и одну длинную ручку для ношения на плече, у сумки нет карманов, есть только наружный кармашек для сотового телефона. Если принять, что сумки, которые купили Вы и Ваш друг(подруга) является для вас идеальным товаром, перечислите конкурентные преимущества каждой из сумок с точки зрения Вас (первой сумки) и друга (подруги) (второй сумки). Какое качество обеих сумок нельзя отнести к конкурентному преимуществу?
Решение:
Конкурентные преимущества первой сумки: материалы, из которых изготовлена сумка, цвет, количество отделений, застежка, количество карманов. Конкурентные преимущества второй сумки: материалы, из которых изготовлена сумка, цвет, длина ручки, отсутствие отделений в сумке. Не может быть конкурентным преимуществом наличие кармашка для сотового телефона, так как он есть у обеих сумок. Если предположить, что у первой сумки этот кармашек расположен внутри сумки, и это важно для потребителя, тогда это можно будет считать конкурентным преимуществом.
ЗАДАНИЕ 3
На основе йогурта любой марки опишите «портрет потребителя» этого йогурта. Есть ли потребители с другими характеристиками, которые употребляют этот же йогурт, если да, то опишите эту группу потребителей тоже.
Р

е

ш

е

н

и

е

:
Например, это может быть йогурт с добавлением витаминов и вкусом ванили в упаковках по 50 г. Соответственно «портрет потребителя» этого йогурта может быть таким: дети от 1 года до 3 лет, у 8
которых нет аллергии на молочные продукты и сладкое и мамы которых предполагают пополнить «запас витаминов» своих малышей с помощью вкусного продукта. Потребителями этого же йогурта могут быть мамы этих детей; люди в состоянии депрессии (т.к. ваниль способствует повышению чувства радости из-за содержания ванили, т.к. она напоминает вкус материнского молока), могут быть и другие сегменты рынка такого йогурта.
ЗАДАНИЕ 4
Молодые люди - будущий юрист Петров и начинающий предприниматель Васечкин в праздничный день гуляли по родному городу. Петров, как будущий юрист и будучи несколько пессимистически настроенным, подмечал все, что, по его мнению, было «неправильно устроено». В кафе, куда друзья зашли перекусить, Петров заметил, что цены на его любимые блюда здесь гораздо ниже, чем там, где обычно обедал он каждый день. Этот факт его очень расстроил и Петров сказал: 1) «Ну, почему этот кафетерий находится так далеко от того места, где я обедаю!? Я бы мог так же вкусно и дешево есть каждый день, и сэкономил бы на этом приличную сумму!». Проходя около магазинчика с элитной одеждой, Петров возмутился: 2) «Ну почему, почему владелец магазина отремонтировал только фасад здания, а рядом (метр правее, метр левее) – такая разруха: сколотая штукатурка, выцветшая краска! Что, ему жалко было потратиться еще немного, ведь некрасиво же!». Увидев красочный плазменный экран с рекламой фирмы, изготавливающей наружную рекламу, Петров возмутился: 3) «Ну что за выбрасывание денег на ветер – это же так дорого. Зачем они попусту тратят деньги? Вот если бы тебе, Васечкин, эта рекламная фирма листовку со своими услугами в почтовый ящик бросила, ты бы наверняка воспользовался их услугами, а этот экран только водителей от дороги отвлекает, аварийные ситуации создает». Что на каждое высказывание Петрова должен был ответить Васечкин как бизнесмен (возразите или объясните Петрову, почему все его высказывания не предпринимательского, а обывательского толка)?
Р

е

ш

е

н

и

е

:
1) Если бы кафе располагалось в том районе, где обедает Петров, то вполне возможно, что цены были бы совсем другими, так как кафе, располагаясь в определенном месте, рассчитано н определенный с е г м е н т п о т р е б и т е л е й , в т о м ч и с л е с у ч е т о м ц е н о в о г о ф а к т о р а . 2) Ремонт помещения для предпринимателя является не только фактом необходимости для размещения оборудования, витрин, но и фактором получения прибыли. Если вложения не принесут прибыли, то такие вложения нельзя назвать инвестицией, таким образом, теряется основная цель п р е д п р и н и м а т е л ь с к о й д е я т е л ь н о с т и – п о л у ч е н и е п р и б ы л и . 3) Реклама всегда рассчитана на определенный круг потребителей. Канал распространения рекламы через почтовые ящики в данном случае неприменим (вероятность, что листовка попадет в руки предпринимателя через почтовый ящик достаточно низка). Расходы на распространение листовок, таким образом, могут даже превысить расходы на содержание плазменного светового экрана. Вероятно, световой экран расположен в таком месте, что его видит большое количество потенциальных клиентов рекламного агентства.
ЗАДАНИЕ 5
Укажите все проекты, которые, по Вашему мнению, не являются коммерческим видом деятельности* А) Открытие кафе Б) Работа муниципальной библиотеки В) Обучение английскому языку в школе Г) Реализация программ высшего профессионального образования Д) Работа стоматологического кабинета Е) Открытие спортивной секции по хоккею Ж) Работа модельного агентства (*)Эти виды деятельности отмечены в законе о некоммерческих организациях как деятельность, целью которой не является извлечение прибыли.
ЗАДАНИЕ 6
Один владелец обувной фабрики из Гонконга захотел выяснить, есть ли рынок для его товара на отдаленном острове в Южной части Тихого океана. Фабрикант отправил туда служащего, от которого вскоре пришла телеграмма: «Люди здесь не носят обуви. Рынок от су т с т вуе т » . Как в ы думаете, какой в ы вод сдела л владелец обув ной ф абрики и п оч е м у ? 9

Р

е

ш

е

н

и

е

:
Владелец компании понял так: «Все люди здесь ходят босиком. Рынок огромный». Нужда отсутствует, по-видимому, но потребность в обуви можно сформировать.
ЗАДАНИЕ 7
Катя и Маша хорошо готовят пончики. Они решили заняться бизнесом – продавать пончики в школе после уроков. Девочки подсчитали, что если продавать пончик по 5 руб., все школьники захотят полакомиться им. Петя тоже хотел сделать что-то полезное для ребят. Единственный его талант – живопись. Петя стал рисовать портреты одноклассников и продавать их также по 5 руб. Через месяц выяснилось, что только 10 человек регулярно покупают пончики у Кати и Маши, тогда, как школьники и их родители стоят в очереди, чтобы заказать свой портрет у Пети, несмотря на то, что Петя поднял цену до 10 руб. В чем причина успеха Пети и неудачи девочек?
Р

е

ш

е

н

и

е

:
Петя предлагает уникальную услугу, у него нет конкурентов. У Кати с Машей есть конкуренты, ребята могут купить пирожки у других продавцов. 10


В раздел образования