Автор: Ильина Светлана Михайловна Должность: учитель начальных классов, зам. директора по УВР Учебное заведение: БОУ УР "УГНГ им.Кузебая Герда" Населённый пункт: городИжевск, Удмуртская Республика Наименование материала: Мастерская Тема: "Кто я такой в этой жизни" Раздел: полное образование
Мастерская: «Кто я есть в этой жизни?»
Данная мастерская - попытка построения знаний о Личности, человека-
удмурта, средствами личностно - ориентированного образования, каковыми
являются на данный момент приёмы и методы в технологии педагогических
мастерских. Старшеклассники серьёзно меняются в облике, что обращает их
внимание
к
своему
физическому
«Я».
У
них
возникает
потребность
в
доверительном общении с близкими врослыми, поиск значимого взрослого,
общение с которым предполагало бы глубокое самораскрытие.
Дети открывают свой внутренний мир, начинают думать о смысле жизни и
его предназначении в ней. Отсутствие целостного представления о себе,
обусловленное
противоречивыми
устремлениями
подростков,
зачастую
приводят их к выбору неправильному жизненному пути.
Данный урок рассчитан на 2 часа для учащихся 9-11 –х классов, а также
можно провести родительское собрание.
Цели
использования
данной
формы
работы
на
уроках
удмуртской
литературы:
-с целью становления субъектности;
-коррекция отношения человека к самому себе, к другим людям, окружающему
миру, извлечение из этих отношений позитивного опыта и знаний;
-принятие человеком ответственности за свою жизнь;
-осознание ценности жизни;
-познание
собственных
возможностей
и
ограничений
в
формировании
индивидуальной жизненной траектории.
1.Напишите на листочке то, что вы можете назвать «своим». (Вначале каждый
работает индивидуально, потом написанное обсуждается в группе, и, наконец,
группа выбирает одного человека, который мнение группы афиширует всему
классу).
2.Предлагаю прочитать притчу про одну женщину. Как вы думаете, кого же
она выберет и почему? (Приложение №1)
3.
С точки зрения психолога У.Джеймса, личность человека составляет общая
сумма того, что он может назвать своим.
Вернитесь к своим записям и теперь с этой точки зрения оцените их и
напишите определение о себе.
(Каждый ребёнок работает самостоятельно, затем
написанное прочитывается и обсуждается в группе, один из группы вновь
афиширует несколько или одно из определений перед классом).
4. Обсудите в группе и запишите критерии, по которым вы определяете, что
стоящий перед вами человек-личность. (Идёт групповая работа, один из группы
готовится рассказать о критериях, разработанных группой перед классом,
мастер (учитель) ведёт запись на доске).
5.
Прошу
познакомиться
с
определением
личности
психолога
С.Л.
Рубинштейна. Сравните свои критерии с критериями данного автора. В чём
сходство?
В
чём
заключается
расхождение?
(Каждая
группа
читает,
размышляет
и
один
из
группы
готовится
выступить
перед
классом)
(
Приложение № 2).
6. Группам выдаются отрывки из художественных произведений. Мастер
предлагает определить, кого из данных литературных героев можно назвать
личностью
в
том
специфическом
смысле,
в
каком
это
слово
использует
С.Л.Рубинштейн. Необходимо попросить учеников найти ответ на вопрос
именно в этих отрывках текста, а не на основании своих прошлых впечатлений
от чтения или нечтения данного произведения.
Каждой
группе
выдаётся
отрывок
из
того
или
иного
художественного
произведения.
Снова
происходит
совместное
обсуждение
в
группе
и
презентация своего прочтения перед классом) (Приложение № 3).
7. А сейчас нарисуйте на листочках личность. (Работа выполняется каждым
индивидуально на альбомном листочке желательно фломастерами. Возможна
групповая
работа.
После
того,
как
рисунки
будут
готовы,
все
в
группе
рассказывают о своём рисунке, лучшие работы готовятся к афишированию.
Лучшие рисунки можно вывесить на доске).
8. Познакомьтесь со словесным рисунком личности И.Бродского, описанного в
стихотворении «То не муза воды набирает в рот…». Что нового о личности
рассказал нам поэт, в чём тайна его рисунка? (Снова идёт групповая работа и
один из учеников социализирует мнение группы) (Приложение № 4).
9.Итак, после бурных рассужений и многочисленных определений, данных
личности, возникает вопрос о том, что такое «ничто», о котором говорит
И.Бродский. Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос или просто
уточним значение этого слова, обратившись к стихотворениям поэтов разных
национальностей. Запишите свои открытия. (Идёт групповая работа. Дети
читают стихотворения, рассуждают прочитанное, один из группы готовится
поделиться мыслями группы в классе). (Приложение № 5).
Каждый ученик на листочке пишет небольшое сочинение-рассуждение, для
чего человеку необходимо стремиться быть личностью. Является ли он сам
личностью? Почему? (Сочинения читаются и обсуждаются в группе, лучшие
сочинения зачитываются перед всем классом).
11.
Подведение итога урока. Что нового и интересного узнали о личности? О
себе?
Методический комментарий к мастерской.
Первое
задание
(индуктор)
-
предлагает
участнику
сразу
очертить
некий круг своих вещей, включиться в размышление о самом себе. Это
задание
уже
подразумевает
возникновение
острой
нехватки
знаний,
противоречия в мыслях, так как никто ещё не смог дать ответ на этот вопрос
целостно. И тем не менее, этот вопрос был, есть и будет одним из самых
актуальных
для
человеческого
рода.
Далее
участникам
предлагается
осмыслить, что же он может назвать своей ближайшей частью. Конечно же,
это наша семья: отец, мать, сёстры, братья, жена, муж, дети и т. д – плоть от
плоти нашей, кость от кости. Когда они умирают, исчезает часть нас самих, от
этого и так сложно терять родных людей. Нам стыдно за их дурные поступки.
Если кто-нибудь обидел их, негодование вспыхивает в нас тотчас, как будто
мы сами были на их месте. Далее следует наш домашний очаг. Наша школа,
город, республика, Россия, земной шар, наконец…
Здесь же даётся размышление над рассказом, случаем из жизни, где
женщина из трёх родных людей, которые попали в плен: муж, сын, брат,
выбирает брата. Потому что именно его она уже никогда не сможет найти, а
замуж она ещё раз сможет выйти, родить сына тоже.
Следующее
задание
уже
подразумевает
возникновение
внутреннего
противоречия,
так
как
написать,
что
у
меня
есть
«своего»
-
значит
идентифицировать себя с этим. И неявно, ещё пока неосознанно, каждый
участник это ощущает. И в то же время кажется, что это не так. Как так, если
моя книга, зубная щётка, отец-алкоголик-это и есть «Я»?
Далее участникам предлагается записать те качества, по которым они
определяют личность. Это задание не кажется сложным для участников, так
как у всех есть чёткое (с их точки зрения) представление о личности, и как
раз в этом множестве определений и критериев нет ясного представления,
контура «личности». Возникает вопрос «Кто же прав? Что есть личность?»
Следующее задание направлено на попытку очертания этих контуров.
Каждый участник должен сделать попытку дать определение самому себе как
личности.
Далее
мастер
даёт
возможность
познакомиться
с
точкой
зрения
на
данную проблему
психолога С.Л. Рубинштейна.
Оказывается, степень
выраженности
личности
в
человеке
может
быть
разной
и
имеет
смысл
говорить
об
этом
явлении
в
специфическом
его
значении:
есть
просто
личность, есть яркая личность (тогда можно написать это слово с большой
буквы), достигшая высшей степени развития. Но знать, что это такое на
уровне следующего задания группам предлагается применить это видение
личности,
проанализировав
отрывки
из
удмуртской
и
русской
художественной литератур и обозначив, кого из героев можно назвать именно
такой Личностью.
Такие известные герои удмуртской художественной литературы, как
Деми, Световидов, русской классики Обломов и Чичиков выбраны в качестве
предмета обсуждения именно потому, что каждый из них не похож друг на
друга, оценка их разнится. Если в начале, поверхностно прочитав текст,
участники в недоумении: зачем спрашивать о том, что давно известно?
Светиовидов - врач, не очень хороший, так как ради своей карьеры он может
идти
по
головам,
переступать
через
людей,
то
можно
ли
его
назвать
личностью? Деми не может найти себя в этой жизни, бродяжничает, ворует,
потом
и
вовсе
собирается
покончить
собой.
Можно
ли
такого
человека
назвать личностью? Может ли личность быть отрицательной? А рядовой
колхозник? Одни говорят, что Чичиков- несомненно личность, потому что
слишком ловко и артистично умеет обманывать людей.
Можно ли назвать Обломова личностью, который хоть и не делает никому
зла, не приносит вреда, но постоянно лежит на своём диване и ничего не
делает.
Оценка каждого героя начинает «двоиться», и возникает больше вопросов,
чем ответов. Мы возвращаемся к исходному вопросу: «Каковы же критерии,
которыми мы должны пользоваться?»
Возможно,
ответ
можно
найти
в
другой
плоскости.
Обращаемся
к
рисунку. Сможет ли рисунок выразить суть личности, нечто главное? Сам
процесс
рисования
несколько
сглаживает
тот
дискомфорт,
который
испытывали
участники
на
предыдущих
этапах,
постоянно
сознавая
неполноту собственных знаний. В рисунках удаётся подчеркнуть «яркость»
личности, эмоционально пережить данное явление.
Знакомство с рисунком И.Бродского снова ставит в тупик: «Почему он
использует круг? Почему стирает потом? Личность – это ничто, пустота? По
этому
поводу
среди
участников
мастерской
происходит
очень
большая
дискуссия.
Кто-то
начинает
обвинять
И.Бродского,
что
он
уехал
за
границу,
поэтому сам себя считает никчёмным, ненужным
для России. Некоторые
говорят, что личность это «ничто», потому что это «всё». А круг очерчивает
границы личности. Так человек выделяет себя из всего существующего. Круг
как
законченность,
целостность
и
бесконечность.
Человек
исчезает,
растворяется во всём, переходит в иное бытие. Человек есть подобие мира,
каждый из нас есть целая неповторимая планета, сама по себе мир. Далее
мастер
предлагает
уточнить
понимание
слова
«ничто»,
обратившись
к
стихотворениям
разных
поэтов,
таких
как:
удмуртских
К.Герда,
И.Пельтемова, ингушского Идриса Базоркина, татарского Мусы Джалиля,
бурятского
Николая
Дамдинова,
русского
Державина,
польского
Яна
Рыбовича. Каждое из стихотворений по своему трактует понятие «ничто». В
каждом из них оно осмыслено одновременно по - разному и одинаково.
Происходит
разрыв
между
старыми
и
новыми
знаниями,
внезапно
открывшимися, и проживается участниками очень эмоционально. «Ничто»,
оказывается, это и вера, которая не материальна сама по себе, это мир,
который есть до и после «вещи». Это вечность, это «всё». Это пустота, а
значит чистота, следовательно, начало полноценной жизни.
И
в
завершение
нашего
поиска
истины,
участникам
предлагается
написать
синквейн:
синквейн
–
один
из
приёмов
технологии
развития
критического мышления, которое используется на стадии рефлексии. Само
слово обозначает в переводе с французского «пять», так как состоит из пяти
строк. В первой строке
пишется тема мастерской. Вторая строка - три
прилагательных,
третья
строка
-
четыре
глагола.
Четвёртая
строка
-
предложение, состоящее из четырёх слов любых частей речи, выражающее
законченную
мысль,
отношение
автора
стихотворения
к
данной
теме.
В
последней строке пишется своеобразное подведение итога размышлений,
философское видение изучаемого, метафорическое осмысление личности.
Такие известные герои удмуртской художественной литературы, как
Деми, Световидов, русской классики Обломов и Чичиков выбраны в качестве
предмета обсуждения именно потому, что каждый из них не похож друг на
друга, оценка их разнится. Если в начале, поверхностно прочитав текст,
участники в недоумении: зачем спрашивать о том, что давно известно?
Светиовидов - врач, не очень хороший, так как ради своей карьеры он может
идти
по
головам,
переступать
через
людей,
то
можно
ли
его
назвать
личностью? Деми не может найти себя в этой жизни, бродяжничает, ворует,
потом
и
вовсе
собирается
покончить
собой.
Можно
ли
такого
человека
назвать личностью? Может ли личность быть отрицательной? А рядовой
колхозник? Одни говорят, что Чичиков- несомненно личность, потому что
слишком ловко и артистично умеет обманывать людей.
Можно ли назвать Обломова личностью, который хоть и не делает никому
зла, не приносит вреда, но постоянно лежит на своём диване и ничего не
делает.
Оценка каждого героя начинает «двоиться», и возникает больше вопросов,
чем ответов. Мы возвращаемся к исходному вопросу: «Каковы же критерии,
которыми мы должны пользоваться?»
Возможно,
ответ
можно
найти
в
другой
плоскости.
Обращаемся
к
рисунку. Сможет ли рисунок выразить суть личности, нечто главное? Сам
процесс
рисования
несколько
сглаживает
тот
дискомфорт,
который
испытывали
участники
на
предыдущих
этапах,
постоянно
сознавая
неполноту собственных знаний. В рисунках удаётся подчеркнуть «яркость»
личности, эмоционально пережить данное явление.
Знакомство с рисунком И.Бродского снова ставит в тупик: «Почему он
использует круг? Почему стирает потом? Личность – это ничто, пустота? По
этому
поводу
среди
участников
мастерской
происходит
очень
большая
дискуссия.
Кто-то
начинает
обвинять
И.Бродского,
что
он
уехал
за
границу,
поэтому сам себя считает никчёмным, ненужным
для России. Некоторые
говорят, что личность это «ничто», потому что это «всё». А круг очерчивает
границы личности. Так человек выделяет себя из всего существующего. Круг
как
законченность,
целостность
и
бесконечность.
Человек
исчезает,
растворяется во всём, переходит в иное бытие. Человек есть подобие мира,
каждый из нас есть целая неповторимая планета, сама по себе мир. Далее
мастер
предлагает
уточнить
понимание
слова
«ничто»,
обратившись
к
стихотворениям
разных
поэтов,
таких
как:
удмуртских
К.Герда,
И.Пельтемова, ингушского Идриса Базоркина, татарского Мусы Джалиля,
бурятского
Николая
Дамдинова,
русского
Державина,
польского
Яна
Рыбовича. Каждое из стихотворений по своему трактует понятие «ничто». В
каждом из них оно осмыслено одновременно по - разному и одинаково.
Происходит
разрыв
между
старыми
и
новыми
знаниями,
внезапно
открывшимися, и проживается участниками очень эмоционально. «Ничто»,
оказывается, это и вера, которая не материальна сама по себе, это мир,
который есть до и после «вещи». Это вечность, это «всё». Это пустота, а
значит чистота, следовательно, начало полноценной жизни.
И
в
завершение
нашего
поиска
истины,
участникам
предлагается
написать
синквейн:
синквейн
–
один
из
приёмов
технологии
развития
критического мышления, которое используется на стадии рефлексии. Само
слово обозначает в переводе с французского «пять», так как состоит из пяти
строк. В первой строке
пишется тема мастерской. Вторая строка - три
прилагательных,
третья
строка
-
четыре
глагола.
Четвёртая
строка
-
предложение, состоящее из четырёх слов любых частей речи, выражающее
законченную
мысль,
отношение
автора
стихотворения
к
данной
теме.
В
последней строке пишется своеобразное подведение итога размышлений,
философское видение изучаемого, метафорическое осмысление личности.
Одно
слово
(максимум
словосочетание
из
двух
слов)
–
тоже
существительное. В чём заключается моё прозрение относительно того, что
есть
личность?
Почему
выбрана
групповая
работа
–
умение
успешно
работать в группе стало одним из основных требований при приёме на работу
программистов,
аналитиков,
журналистов,
официантов.
Без
навыков
кооперации
с
другими
людьми,
успешной
работы
в
коллективе
сегодня
трудно
представить
себе
члена
любого
самостоятельного
общественного
движения.
Поэтому
способность
эффективно
кооперироваться
с
другими
людьми
–
составная
часть
гражданского
образования,
подготовки
в
демократическом
обществе.
Современные
дети
большинство
своего
свободного времени проводят перед телевизором или компьютером, чем в
играх со сверстниками. Зона стабильного социального окружения, которое
раньше помогало приобрести опыт группового взаимодействия в условиях
детского коллектива, существенно сузилась. И ещё одна из причин, чтобы
выполнять обязанности полноправного гражданина, житель России должен
обладать немалой коммуникационной компетентностью, уметь добиваться
необходимых
решений
в
различных
инстанциях,
выслушивать
коллег
и
противников,
убеждать
словом,
грамотно
отстаивать
свою
точку
зрения.
Такая деятельность обеспечивает:
-более высокий уровень результативности и продуктивности учебного
процесса;
-формирование более дружественной, доброжелательной обстановки в
классе;
-повышение
самооценки
и
коммуникативной
компетентности
школьников и, в конечном итоге, большее психическое здоровье учащихся.
Сегодня, в эпоху глобализации размывания этнического начала в мире,
стандартизации жизни среди подрастающего поколения нередко
происходит обесценивание национальной культуры, развитие этнонигилизма,
этнофобии,
формируется
отрицательный
образ
собственной
этнической
группы.
В качестве одного из путей выхода из сложившейся ситуации
многие учёные, методисты, практики видят реализацию диалогового подхода
в школьном образовании.
Понятие
«диалог»
нашло
своё
место
и
в
системе
преподавания
литературы.
Данная
мастерская
содержит
в
себе
элементы
технологии
диалога
культур.
В
основу
концепции
современного
литературного
образования необходимо взаимосвязанное изучение удмуртской, русской и
других литератур. Такой подход позволит учащимся увидеть место родной
литературы
в
мировом
литературном
процессе.
Он
обеспечит
«единство
федерального
культурного
и
образовательного
пространства»,
с
одной
стороны, «защиту и развитие системы образования национальных культур,
региональных
культурных
традиций
и
особенностей
в
условиях
многонационального государства», с другой.
Внедрение
в
систему
национального
литературного
образования
современной
школой
технологии
диалога
культур
может
принести
такие
результаты,
как
национальная
самоидентификация,
сопровождающаяся
уважением к другим культурам, принятие их самоценности и уникальности;
формирование
и
развитие
межэтнической
коммуникации,
толерантности;
выработка
самостоятельного
критического
мышления,
умения
отстаивать
свою позицию.
Реализация
принципа
диалога
культур
в
преподавании
удмуртской
литературы
в
национальной
школе
с
учётом
социокультурной
среды
республики
страны
в
целом
является
важным
условием
модернизации
литературного образования и формирования личности, обладающего набором
качеств,
актуальных
в
современном
мире:
коммуникабельность,
толерантность, способность к творчеству, инициативность.
Данная
мастерская
длится
2
часа.
Если
учитель
не
располагает
таким
временем,
то
можно
сократить
количество
карточек
в
приложениях
и
количество групп.
Критерии оценки работы на мастер – классе.
Активность на уроке.
Умение формулировать вопросы.
Умение работать в паре, группе, коллективе.
Выражение личностного отношения при ответе.
Уважение к ответам одноклассников.
Уровень знаний по пройденной теме.
Умение отвечать полным ответом, используя терминологию предмета.
Приложение № 1
Вспомним один случай из жизни: у одной женщины случилось великое
горе. Одновременно взяли в плен её мужа, сына и брата. Приговор был -
расстрел. Не знала бедная женщина что делать, на колени пала и просила
освободить своих родных людей. На что ей ответили, что только из-за
жалости к ней они могут отпустить только одного из пленников. Тогда
женщина выбрала одного из них…
Как вы думаете, кого же она выбрла и почему? (А выбрала она брата и
сказала так: замуж я смогу ещё раз выйти, сына тоже смогу родить, а вот
брата я уже не смогу найти….)
Приложение № 2
Личностен лыдъяны луоно сыче адямиез, кудизлэн та улонын вань
аслаз позициез, улон шоры аслаз учконэз, малпанэз, кудиз доры со вуиз
аслаз мур малпаськонъёсыныз. Личностьлэн вань ымнырыз.
Сыче адями калык полысь висъяськем гинэ овол, со ассэ ачиз валаса
висъя
мукетъёсыз
полысь.
Ваньмыз
со
вера,
адями
ачиз
быгатэ
малпаськыны, шодыны, солэн вань аслаз пуш кужымез, энергиез.
Соку ик котькуд личность луись адямилэн вань аслаз аспортэмлыкез,
кудиз сое висъя зэмос улонлэсь но кудиз нуэ личностьлэн мур лулпуш
дуннеяз.
Личностьлэн мурлыкез но байлыкез возьматэ солэн дуннеын мур но
байлыкез
возьматэ
солэн
дуннеын
мур
но
бай
герзаськемзэ,
мукет
адямиосын кусыпъёссэ; та гердъёс пазьгисько ке, личность быре.
С.Л.Рубинштейн
(Перевод автора пособия)
Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у
которого
есть
свои
позиции,
своё
ярко
выраженное
сознательное
отношение
к
жизни,
мировоззрение,
к
которому
он
пришёл
в
итоге
большой сознательной работы. У личности есть лицо.
Такой человек не просто выделяется в том впечатлении, которое он
производит
на
другого;
он
сам
сознательно
выделяет
себя
из
окружающего. В высших своих проявлениях это предполагает известную
самостоятельность мысли, небанальность чувства, силу воли, какую-то
собранность и внутреннюю страстность. При этом во всякой сколько-
нибудь
значительной
личности
всегда
есть
какой-то
отлёт
от
действительности,
но
такой,
который
ведёт
к
более
глубокому
проникновению
в
неё.
Глубина
и
богатство
личности
предполагают
глубину и богатство её связей с миром, с другими людьми; разрыв этих
связей, самоизоляция опустошают её.
Подлинная
личность
определённостью
своего
отношения
к
основам
явления
жизни
заставляет
и
других
самоопределиться.
К
человеку,
в
котором чувствуется личность, редко относятся безразлично, так же как
сам он не относится безразлично к другим; его любят или ненавидят; у
него всегда есть враги и бывают настоящие друзья. Как бы мирно внешне
ни протекала жизнь такого человека, внутренне в нём всегда есть что-то
активное, наступательно-утверждающее.
С.Л.Рубинштейн
Приложение №3
Я часто вспоминаю одну сказку…
Один цыплёнок вылупился из яйца на три дня раньше, чем его сёстры и
братья. Хозяйка уложила его в тёплую зимнюю шапку и положила на
печку, чтобы ему было тепло. Через три дня вылупились и остальные
цыплята, за матерью по двору уже начали бегать. Хозяйка выпустила к
ним и рано родившегося цыплёнка. А наседка не признаёт этого цыплёнка,
прогоняет от своих цыплят, до крови исклевала.
Остальные цыплята на всё это не обращают никакого внимания, бегают
в
своё
удовольствие,
в
навозе
копошатся.
В
результате
рано
вылупившегося цыплёнка своя же мать заклевала до смерти…
Почему так получилось? Наседка не признала этого цыплёнка, потому
что он был больше остальных, отличался от других! Он погиб от того
лишь,
что
чуть
раньше,
чем
остальные,
появился
на
свет.
Бедному
цыплёнку надо было подождать остальных цыплят, и тогда жил бы как и
все…
Среди людей то же самое происходит. Люди не любят, если среди них
оказывается
непохожий
на
них
человек,
резко
отличающийся
от
них,
умнее их. На него начинают косо поглядывать, отталкивают от себя. Будь
как все, не отличайся от других, вот тогда ты хороший человек! Но на одно
дерево сразу впятером не подняться, значит, кому-то необходимо быть
первым!
Вот здесь-то, если хочешь оказаться раньше всех на дереве, приходится
наступать на другие головы…
В такой момент жалость не нужна, иначе самого растопчут, сравняют с
землёй. Жалость в наше время не ценится, не в моде. Если быть слишком
жалостливым, то заклюют как рано вылупившегося цыплёнка!»
Монолог Световидова из романа
Г.Д.Красильникова «Начало года».
Приложение №4
«Многотысячная толпа рассосалась по домам. Чем они, интересно,
занимаются сейчас? А Деми? Было бы у него своё жильё, тоже вернулся бы
домой. Куда идти?
Он ещё раз прошёлся по опустошённой базарной площади. Может
быть, рубль хотя бы обронили на его счастье торговцы? Нет! Никто не
посчитал нужным выронить монетку для Деми. И какой смысл такой жизни?
А если всю жизнь так маяться суждено? Не лучше ли будет, если прыгнуть в
реку Валу? Ведь всё равно когда умирать.
Всё равно теперь жизнь из рук отобрана. В трудкоммуну их даже близко
теперь не подпустят. Дадут по десять лет или расстреляют…»
«…Человек свою жизнь сам должен строить, сынок. Если тебе не
нравится твоя жизнь, какие бы трудности на пути не повстречались, измени
её. Сделай её такой, какой она тебе будет нравиться. Умереть никогда не
поздно, а вот после смерти в жизнь ещё никто не возвращался. Живи, сынок,
живи!...»Монолог Деми и напутствие старика из романа
П.Блинова «Жить
хочется»
Приложение № 5
«Рядовой….»
Он рано встаёт. Зимой ещё темно, время самых сладких снов, а он уже
на
ногах.
Тихонько
собирается
на
работу,
чтобы
не
разбудить
семью.
Неторопливо
умывается,
завтракает,
надевает
рабочую
одежду,
кладёт
за
ремень топор и выходит на улицу. Дети встают и спрашивают у матери: « Где
папа?».
Летом мужик встаёт с солнцем. И так зимой в стужу, летом в палящий
жар, осенью под моросящим дождём, простой рядовой колхозник идёт на
работу. Посмотрите, как он вышагивает: не торопится, но шагает быстро;
руками не размахивает, по пустякам не поворачивается, лишнего не говорит,
сам себе цену знает…
Шагает он по земле «хозяйскими»
шагами, нигде себя чужим не
считает.
На земле он как дома: всё сделано его руками. Что только он не умеет
делать! Хвала и честь тебе, трудящийся человек, простой рядовой колхозник!
На тебе держатся эти огромные колосящиеся пшеничные поля, благодаря
твоему труду растёт поголовье скота, благодаря тебе движется техника. Почёт
и уважение тебе, рядовой колхозник!
Из повести «Остаюсь с тобой…»
Г.Д.
Красильников
(Перевод
автора
пособия)
Приложение № 6
О
себе
приезжий,
как
казалось,
избегал
много
говорить;
если
же
говорил, то какими-то общими местами, с заметной скромностью, и разговор
его в таких случаях принимал несколько книжные обороты, что незначащий
червь
мира сего и не достоин того, чтобы много заботились о нём, что
испытал много на веку своём, претерпел на службе за правду, имел много
неприятелей,
покушавшихся
даже
на
жизнь
его,
и
что
теперь,
желая
успокоиться, ищет избрать, наконец, место для жительства, и, что, прибывши
в этот город, почёл за непременный долг засвидетельствовать своё почтение
первым его сановникам. Вот всё, что узнали в городе об этом новом лице,
которое
очень
скоро
не
преминуло
показать
себя
на
губернаторской
вечеринке.
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
Приложение № 7
-В десять мест в один день – несчастный! – думал Обломов.
-И это жизнь? - он сильно пожал плечами.
-Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно,
недурно
заглянуть
в
театр,
и
влюбиться
в
какю-нибудь
Лидию…
она
маленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься – хорошо; да в десять меств
один день – несчастный!- заключил он, перевертываясь на спину и радуясь,
что схраняет своё человеческое достоинство и свой покой.
И.А.Гончаров «Обломов»
Приложение № 8
Нарисуй на бумаге пустой кружок,
Это буду я: ничего внутри
Посмотри на него и сотри.
« То не муза воды набирает в рот… »
И. Бродский
Приложение № 9
«Ни единой мысли»
Тишина. Солнце светит.
Ветер уснул.
А в голове-ни единой мысли!
Ни единой мысли в голове.
Ни единой заботы в сердце.
Ни единой занозы в мозгу.
Вечность.
Ян Рыбович.
Приложение № 10
«Самое важное»
Самое важное –то
Что не важно,
Есть Бог
Или нет.
Мы одиноки во вселенной,
Мы ищем
Друзей.
До тех пор,
Пока не уверуем,
Что они
Действительно существуют.
Ян Рыбович
Приложение № 11
Я никогда навеки не исчезну,
И даже похороните меня.
Быть может, я уйду на год иль два,
И вновь вернусь осенними дождями.
Зимой приду я снежною пургой,
Весною же журчащими ручьями.
А летом расцвету в лугах травой,
И алыми пестрящими цветами.
Пройдут года -прочтут мои стихи,
И вновь вернусь я к вам душою.
Меня вы не увидите нигде,
Но никогда навеки не исчезну.
Пельтэм Илля (Перевод автора пособия)
Приложение № 12
А степь, моя степь,
под солнцемраспростёршаяся звеня,
Нету конца у тебя,
и нету у жизни края.
Песней я начал свой путь,
и песне его завершить.
Губы раскрою, и там,
где при мне небеса голубели,
Песня сольётся с дыханием звёзд
и на землю вернётся жить,
Чтобы лунной ночью вдруг зазвенеть
у чьей-нибудь колыбели.
Николай Дамдинов
Приложение № 13
Только ты, недоступное,
вечное,
Согреваешь и землю,
и души людей!
Ниспошли благодать нам свою
бескончную!
Нас,
рабов божества твоего,
пожалей!...
Идрис Базоркин
Приложение № 14
Мы сеем и сеем…
А жать подоспеют за нами другие,
С радостью выйдут в поля большие,
Мы сеем и сеем!
Наши посевы-слова-
Взойдут у дорог золотою стеною,
Будут шуметь, наклоняться волною
Наши посевы –слова.
Мы сеем и сеем…
А жать подоспеют за нами другие-
Может быть, свяжут в снопы тугие,
Может быть, стопчут посевы благие…
Пусть!
Мы сеем и сеем…
Кузебай Герд
Приложение № 15
Как увядший цветок, в забытьи
Я под снежной засну пеленою,
Но последние песни мои
Расцветут в вашем сердце весною.
Муса Джалиль