Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема : "Обитатели воды"
Автор: Мальцева Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад Населённый пункт: Удмуртия, Сарапульский район, с. Кигбаево Наименование материала: Конспект НОД Тема: Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема : "Обитатели воды" Раздел: дошкольное образование
Конспект
Занятия
по обучению грамоте
в старшей группе:
Воспитатель: Мальцева С.В. 2015 г.
Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской
деятельности.
Задачи: 1. Составлять предложения из слов, «записывать схемы предложений».
2. Учить детей определять наличие заданного звука и его место в слове.
3. Развивать слуховое внимание.
Предварительная работа:
• продолжать знакомства с термином «слово»
• составление предложений из слов
• игра «живые слова»
• продолжение знакомства с термином «звук»
• игровые ситуации «Ищем звуки»
Оборудование:
Демонстрационный: Мяч, схема предложения, фишки красного и синего цвета,
картинка–схема слова «сом»;
Раздаточный: картинки-схемы «сом», фишки красного и синего цвета,
схема предложения.
Дети входят в зал и встают в круг.
Игра «Врединка».
Дети встают в круг вос-ль называет слова (прилагательные, наречия, существительные), а
дети называют антонимы слов.
Вос-ль: Правильно! Сколько много слов мы придумали, а что можно из слов составить?
Дети: Можно составить предложения.
Вос-ль: Молодцы. А давайте мы составим предложения из слов и запишем их при помощи
схемы. Мы умеем это делать?
Дети: Да (садятся за столы).
Вос-ль: Первое предложения придумаю я.
«Идет дождь»
Дети разбирают предложения, называя первое слова «идет», а второе слово «дождь».
Дети записывают схему предложения, один ребенок выполняет у доски.
Второе предложения дети придумывают сами, и так же производят разбор, записывая
схему.
Игра «Живые слова»
Вос-ль Воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит, кто
каким словом будет (например, «Коля будет словом наступила, Даня— словомзолотая,
Дима— словомосень). Такая игровая условность легко и охотно принимается
дошкольниками. Из «слов» воспитатель составляет предложение, просит детей встать в
ряд («слова» встают слева направо, то есть как они пишутся и читаются); затем детям
предлагается последовательно произнести слова, которые они обозначают. Так дети
узнают, какое предложение получилось. Во время игры можно менять слова местами, и
проговаривать какое предложение получилось
Физкультурная минутка
У оленя дом большой
Он глядит в своё окошко
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучится:
«Стук-стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой!»
«Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне давай»
На каждую фразу стиха выполняется своё движение:
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стичится: (кулаком «посутчаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)
Вос-ль показывает картинку–схему слова и спрашивает на что она похожа?
Дети предлагают свои варианты.
Вос-ль: Молодцы. А я предлогаю назвать ее вагончиком, а клеточки это окна в которые
будут выглядывать наши звуки.
Индивидуальная работа
Вос-ль: Скажите, а слова из чего состоят?
Дети: Из звуков.
Вос-ль показывает картинку–схему слова и спрашивает на что она похожа?
Дети предлагают свои варианты.
Вос-ль: Молодцы. А я предлагаю назвать ее вагончиком, а клеточки это окна в которые
будут выглядывать наши звуки.
Вос-ль: Скажите какие звуки бывают?
Дети: Гласные и согласные.
Вос-ль: Почему их так называют?
Дети: Гласные легко, тянутся, поются.
Вос-ль: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным.
Вос-ль: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?
Дети: Согласные.
Вос-ль: Каким цветом мы их обозначаем?
Дети: Синим.
Вос-ль: Правильно! Сколько в вагончике окон (3)
Дети: Сколько клеточек, столько звуков.
Вос-ль: Совершенно верно. Давайте сосчитаем, сколько клеточек?
(вызывает ребенка к доске)
Значит, сколько звуков в слове сом?
Какой звук первый? (выделяет голосом)
Каким цветом мы обозначим гласный звук?
(ребенок выполняет у доски, дети у себя на карточке)
Какой второй? (выделяет голосом)
Что мы можем сделать с этим звуком?
Дети: пропеть.
Вос-ль: Как называется этот звук?
Дети: Гласный.
Вос_ль: Каким цветом мы обозначим гласный звук?
Дети: Красным.
Вос-ль: Какой третий? (выделяет голосом)
Каким цветом обозначим этот звук?
Дети: Синим.
Вос-ль: Сколько звуков в слове лук?
Назовите первый звук. (С)
Назовите второй звук. (О)
Назовите третий звук (М)
( Если дети справились быстро, то можно еще разобрать слово «дом», «ком» ).
Во время разбора слов воспитатель вместе с детьми заостряет внимание на артикуляцию
звуков, проговаривая каждый звук вместе с детьми.
Вос-ль: Вы прекрасно справились с заданием.
Итог занятия
Какие задания вам понравились больше?
Вы – умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями
И я очень рады, что вы справились с заданиями.
Индивидуальное оценивания работы детей.