Автор: Серебренникова Светлана Михайловна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №8 "Аюна" Населённый пункт: город Кяхта Бурятия Наименование материала: статья Тема: Моя педагогическая философия Раздел: дошкольное образование
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8 «АЮНА»
Эссе
«Музыка моего сердца»
Автор: Серебренникова Светлана Михайловна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории,
педагогический стаж – 23 года
.
.
г.Кяхта 2016 г.
Эссе «Моя педагогическая философия»
Музыка моего сердца….
…Вода
бежала,
спотыкаясь
о
камни,
бессильно
падала
в
пропасть,
выкарабкивалась и снова бежала, – маленький горный ручей, каждой каплей
с т р е м я щ и й с я
к
о к е а н у .
Я
спросил
у
ручья,
как
дойти
мне
до
океана,
не
потеряться
в
пути!
Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал:
– Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и не лёгкий, не на весёлую
прогулку я тебя зову.
Я часто вспоминаю эту притчу…
Жажда новых знаний отличительная черта «Человека Разумного». Возникает
вопрос: для чего тебе, человече это надо знать? Я, как и все, думала над этим,
а ответ нашла в раннем детстве. Тогда, «когда деревья были большими», а
ручейки маленькими беспокойными и несмелыми, но упорно пробивавшие
себе русло. Проводниками в этот мир для нас являлись родители и учителя.
Древние
говорили,
что
вода
–
это
символ
рождения,
символ
жизни.
Природная честность, строгость и принципиальность моего отца, которая
сочетала в себе огромную любовь и ответственность за своих детей (в семье
нас было пять),
неиссякаемый поток душевной теплоты, удивительной
кротости и доброты моей милой мамочки явило миру такое создание как я.
Неугомонное, неукротимое, подобное горному ручью (именно такой я была в
детстве). Благодаря моим дорогим педагогам Лизуновой Лидии Васильевне
(преподаватель
фортепиано
в
ДШИ),
Кукушкиной
Алле
Михайловне
(преподаватель по классу хоровое дирижирование в музыкальном училище),
которая впервые посмотрев на мои руки (будущего хорового дирижера),
произнесла фразу «Светлана, у вас же крестьянские руки!».
Тебя, Всевышний, я благодарю,
Что жизнь мне подарил…
Родителям скажу сто раз «спасибо»-
Что жизнелюбием меня с рождения наградили.
Спасибо Боже, за детей,
Что счастье составляют день за днем.
Ты подсказал счастливую стезю
В профессии озвученной моей,
Работе по душе верна всю жизнь,
И гордо говорю: «Люблю»
За все тебя, Всевышний, я благодарю!!!
Прошли годы, и теперь «чудеса» я творю сама. Ведь моя профессия
самая замечательная, самая необыкновенная и благородная. Моя профессия –
музыкальный
руководитель.
Звучит
сухо,
бездушно,
однолико…
Однако,
посмотрите на линию горизонта и вы узнаете, что в этих двух словах кроется
истина.
«Музыкальный»
-
прекрасный,
чувственный,
ласковый,
игривый.
«Руководитель» - подающий руку незнающему, боящемуся, и ведущий в
новое, неизведанное, прекрасное… Мы дарим свет. Учим любить, понимать,
сопереживать, чувствовать Я счастлива тем, что моя профессия и моё хобби-
единое целое. Это дело всей моей жизни. И прав тот мудрец, который сказал,
что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам.
... Путь познания – подобен пути ручья. И мое предназначение, как
педагога
–
помочь
детям
пройти
отрезок
этого
пути,
научить
достойно,
встречать преграды и преодолевать их, научить распознавать опасности и
уметь себя защитить, через приобщение к шедеврам классической музыки.
Вся моя творческая и педагогическая жизнь неразрывно связана с
детьми и с музыкой. Мне кажется, что предназначение человека, решившего
посвятить
себя
формированию
будущего
поколения,
заключается
в
том,
чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и
труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине,
а
помочь
преодолеть
ее,
вовремя
подставив
плечо.
А
еще
каждый
день
общаться
с
детьми,
такими
разными
и
неугомонными
через
самый
прекрасный,
поющий
и
танцующий,
свистящий,
шумящий
родник,
под
названием «музыка». Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о
них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить...
Любить ребенка легко, он умиляет своей беззащитностью, милыми
детскими
чертами,
а
вот
увидеть
в
нем
личность,
помочь
развиться
музыкально и творчески – задача педагога музыканта.
Теперь с уверенностью могу сказать, что в процессе работы оттачивается то,
что дано природой. Как тот ручей, который, пробивая свое русло, вынужден
бурлить
и
разливаться,
чтобы
дать
«жизнь»
себе.
Течение
вод
светлое,
звонкое, чистое…
И если машут рукой на кого-то:
«Да медведь отдавил ему уши!»
Возразить оппоненту охота-
ПОСТРАДАЛИ СКОРЕЕ ЗДЕСЬ ДУШИ!
Неспособных детей не бывает,
Музыкальность - нам дар всем от Бога,
Но не всем благодать выпадает
Встретить с буквы большой Педагога.
Педагог – мы все знаем, кто это. И знаем, чем он ежедневно занимается. Но
сейчас, все чаще, мы слышим, что педагогическая профессия – это миссия.
Считаю,
что
миссия
педагога
-
музыканта
–
быть
проводником
в
мир
искусства, не
навредить
здоровью,
психике,
стремлению
к
творчеству
воспитанника; мотивировать целостное восприятие мира ребёнком.
В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого
были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался
педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда " – ребенок,
"гогес" вести, буквально "детоводитель". Мир, окружающий человека - это
мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Моё главное предназначение в том, чтобы донести эту красоту до каждого
малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать всю прелесть этого
удивительного
тонкого
мира,
мира
кристальной
чистоты
и
свежести
-
музыки.
Воспитание
красотой
облагораживает
души,
утончает
чувства
ребёнка настолько, что он становится восприимчивым к слову, живописи,
музыкальному
языку…
Иногда
это
происходит
не
сразу,
но
надо
ждать,
верить в ребёнка, и тогда он обязательно полюбит прекрасное.
Я,
как
добрая
волшебница,
приоткрываю
дверцу
в
загадочный
и
таинственный
мир
музыки,
завораживая
воображение
детей
новыми
ослепительными красками.
«Музыка подобна дождю, капля за каплей стих
просачивается в сердце и оживляет его»
Ж. Жозеф
Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в
своей жизни начинают понимать язык музыки, его речь, интонацию… Вскоре
понятия:
тембр,
ритм,
форма,
жанр…
для
них
становятся
близкими
и
простыми,
а
это
значит,
что
каждый
ребёнок
постепенно
становится
образованным, интеллектуально развитым и культурным человеком. Когда-то
великий педагог В. Сухомлинский сказал: «Верьте в талант и творческие
силы каждого воспитанника!»
И я верю, помогая ему раскрыться.
Музыкант,
сценарист,
постановщик,
дизайнер,
декоратор,
костюмер
доктор и конечно педагог - вот как бы я определила свою
прекрасную,
уникальную
и универсальную профессию. Посвящая себя воспитанию и
обучению детей я не перестаю самосовершенствоваться, изучая и применяя
различные инновационные технологии и методики. По крупицам собираю всё
самое лучшее и интересное, чтобы затем отдать эти знания нашим детям. А
ещё я учусь… у ребят душевной чистоте. Ведь они как «батарейки» дарят
столько позитивной энергии и
невероятной душевной чистоты, подобной
капле Байкальской воды.
Я, музыкальный руководитель, педагог, который выбрал эту профессию не
случайно, а по зову сердца. Каждый день на меня с любовью и преданностью
смотрят
десятки
пар
сияющих
детских
глаз,
мне
навстречу
открыто
множество горящих детских сердец.
Иногда ловлю себя на мысли, что недовольна собой (анализ присутствует
постоянно). Я считаю, что быть недовольным собой – это величайший стимул
самоосмысления
и
совершенствования,
огромная
ежедневная
работа
над
собой, внутри себя. Но именно эта работа в системе, способна вывести из
плена страха и иллюзий, заставить работать все клетки организма, сделать
жизнь полной, творить и созидать.
Будь беспокойным!
Не считай отрадой благополучья собственного рай!
Дерзай! Работай! Ошибайся, падай!
И снова все сначала начинай!
Нельзя жить прошлыми заслугами: каждый раз сначала. И после шумного
выпускного, сдержанных слез, которые вызывают болевой спазм в горле, от
осознания того, что таких детей уже не будет, каждый из них неповторим… И
вновь новая группа, доверчивые глазки смотрят с надеждой и с восхищением,
завороженные первыми звуками пианино. И вновь вместе с детьми в вихрь
ритма и звуков, танца и великой поэзии в безбрежный океан музыки .
Я хочу научить детей понимать мир, в котором они живут, осознавать себя
в этом мире. Каждый день ко мне приходят дети, и я стараюсь помочь им
открывать что-то новое, ранее неизвестное, открыть им двери в прекрасный
музыкальный терем,
где звуки мелодии, как вологодские кружева, хитро
сплетаясь дарят радость и удовольствие от творчества и игры. И если когда
нибудь, ребенок, услышав
«Утро Э.Грига», скажет: «Это мы слушали в
садике», значит все не зря…
Я горжусь детьми, которые нашли себя в
музыке.
Горжусь
выпускниками,
учениками
детской
школы
искусств,
которые
представляли
нашу
республику
на
олимпиаде
«Сочи-2014»,
в
составе хора России на церемонии закрытия. Теперь это их победы.
Так
рождаются новые ручейки…
Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я «ручей»
или я - «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа
начинается личная жизни? Эти две тропы, два понятия, уже не отделимы!
Наверное, это и есть стержень моей жизни, моя главная дорога, мой путь,
зовущий к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах
наших детей. Свое эссе хотела бы закончить словами известного педагога,
музыковеда, Михаила Кизиника: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали
первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте с ними не с химии,
а с музыки. Ибо абсолютно большинство Нобелевских лауреатов в детстве
были окружены музыкой. Ибо - музыка пища для мозга, в структурах музыки
скрыты все последующие
научные открытия. И Энштейн со скрипкой, и
Планк у рояля не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».