"Развивающие музыкальные игры для детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Гущина Анжелика Леонидовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МФДОУ детский сад №23 Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Развивающие музыкальные игры для детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
для детей старшего дошкольного возраста
Данное пособие адресовано музыкальным руководителям дошкольных образовательных
учреждений, может быть использовано воспитателями детских садов. Методическое пособие рас -
считано на детей старшего дошкольного возраста,
В пособие включены музыкально-дидактические игры для использования в непосредствен-
ной образовательной деятельности детей, образно-двигательная музыкальная грамота и серии
опытов со звуком.
Использование на музыкальных занятиях предлагаемого материала будет способствовать
формированию основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, формированию уме-
ний воспринимать и понимать музыку как живое образное искусство, познакомит с начальными
элементами музыкальной грамоты.
Автор - составитель – Гущина Анжелика Леонидовна
1.ИГРЫ И ОПЫТЫ СО ЗВУКОМ
1 ОПЫТ. «ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?»
Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов
Оборудование: Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум,
натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.
Ход опыта. Педагог предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать.
1.
Дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у неё «голос». Затем один
конец линейки прижимают к столу, за свободный конец дёргают – возникает звук. Выясняют, что
происходит в это время с линейкой. (Она дрожит, колеблется). Рукой останавливают дрожание и
уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается).
2.
Дети рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить её звучать (подёргать,
чтобы струна задрожала), а потом замолчать (не дать ей колебаться)
3.
Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, держа её легко, не сжимая. Выяс -
няют, что чувствовали. (Звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание).
4.
Вывод: звучит только то, что дрожит (колеблется).
2. ОПЫТ «КАК ЗВУК СДЕЛАТЬ ГРОМЧЕ?»
Цель: Подвести детей к пониманию причины усиления звука
Оборудование: пластмассовая расчёска, рупор из картона.
Ход опыта: Педагог предлагает выяснить, может ли расчёска издавать звуки.
1.
Дети проводят пальцем по концам зубьев – получается звук. Ребята сами объясняют, почему
возникает звук от прикосновения к зубьям расчёски. (Зубья расчёски дрожат от прикосновения
пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха – и слышится звук.) Звук очень ти-
хий слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал
громче. Что чувствуют пальцы? Делаем вывод: дрожит не только расчёска, но и стул. Стул больше
– и звук получается громче.
2.
Педагог предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчёски к разнообразным
предметам: столу, кубику, книге …(звук усиливается, т.к. колеблется большой по размеру предмет).
3.
Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, прило -
жив руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки.
(Колебания). Стал ли звук громче? (Звук
усилился). Какой прибор часто используют капитаны на кораблях, когда отдают команды? (Рупор).
Дети берут рупор, уходят в дальний конец помещения, подают команды сначала без использования
рупора, а затем через него.
4.
Вывод: команды через рупор громче, т.к. от голоса начинает дрожать рупор и звук получается
более сильным.
3. ОПЫТ: «КАК РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗВУК?»
Цель: Объяснить, как распространяются звуковые волны
Оборудование: емкость с водой, камешки; шашки, стол с ровной поверхностью; глубокая ём-
кость с водой или бассейн.
Ход опыта: 1.Педагог предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга. (Звук по воз-
духу долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают
камешки в ёмкость с водой. Рассказывают, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое
происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передаётся по воздуху.
2. Шашки и монеты располагаются вплотную друг к другу на гладкой поверхности. Резко, но не
сильно дети ударяют по крайнему предмету. Выясняем, что произошло.
( Последний предмет от-
скочил - силу удара передали ему другие предметы, так же передаётся звук по воздуху.)
3. Дети выполняют опыт по следующему алгоритму: ребёнок прикладывает ухо к ёмкости с во -
дой, другое ухо закрывает, второй ребёнок бросает камешки. Первого спрашивают, сколько камеш -
ков и как он об этом догадался (Услышал три удара, их звуки передались по воде).
4.Вывод: звук распространяется при помощи невидимой звуковой волны, которая передаётся по
воздуху.
4.ОПЫТ «ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ»
Цель: Выявить причину происхождения низких и высоких звуков (частота звука)
Оборудование: пластмассовые расчёски с разной частотой и размером зубьев.
Ход опыта: 1. Педагог предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных
расчёсок, определить, одинаковый ли звук получился и от чего зависит частота звука. Дети об -
ращают внимание на частоту зубьев и размер расчёсок. Выясняют, что у расчёсок с крупными ред-
кими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчёсок с мелкими частыми зубьями – звук тон-
кий, высокий.
2.Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют
звуки, издаваемые ими: у комара звук низкий, высокий, он звучит как «з-з-з»; у шмеля – низкий,
грубый, звучит как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень
быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело,
поэто-
му и звук получается низкий.
3. Вы-
вод: причина происхождения низких и высоких звуков зави-
сит от
частоты звука.
5.
ОПЫТ «ОТКУДА БЕРЁТСЯ ГОЛОС?»
Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звуков
речи, дать понятие об охране органов речи
Оборудование: линейка с натянутой тонкой нитью, схема
строения органов речи.
Ход опыта:
1. Педагог предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь
слова так, чтобы услышали все. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Педагог
спрашивает, что мы для этого сделали. (Дети говорят, что сказали громким голосом). Педагог
спрашивает: «Откуда выходили громкие звуки?» Дети отвечают: «Из горла».
2. Затем педагог предлагает поднести руку к горлу и произнести слова то шёпотом, то очень
громко, то тише и объяснить, что почувствовала рука. Дети отвечают, что когда говорили громко
- в горле что-то дрожало; когда говорили шёпотом - дрожания не было.
3 .Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи. Голосовые связки, похожи
на натянутые ниточки: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожа-
ли).
4. Педагог
предлагает
провести
опыт
с
натянутой
на
линейку
тонкой
нитью.
а). Педагог спрашивает у детей, что дети слышат? Дети говорят, что если подёргать за нить, то
можно услышать тихий звук.
б). Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громче.
Для того, чтобы сделать звук громче, что нужно сделать?
(Дети пробуют дёргать нитку). Дети говорят, что нужно дёрнуть ниточку посильнее и звук
усилится.
5 .Педагог объясняет, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень
сильно, устают, их можно повредить (ведь если дёрнуть сильно за нить, она порвётся).
Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережёт голосовые связки.
6. Вывод: речь возникает благодаря дрожанию (колебанию) голосовых связок. Если голосовые
связки колеблются сильно – звук усиливается, а если голосовые связки чуть дрожат, то звук бу-
дет тихим.
6.
ИГРА «ЧТО СЛЫШНО?»
Цель: Формировать умение детей внимательно вслушиваться в окружающие звуки.
Рекомендации педагогу: Поскольку словарный запас детей ещё невелик, а поощрять фантазию
каждого ребёнка просто необходимо, музыкальному руководителю следует иметь заготовки об-
разных характеристик и, если потребуется, прийти на помощь ребёнку.
Ход игры:
1. Педагог предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью, а затем просит
детей рассказать, что они услышали. Сначала сам педагог демонстрирует такую историю: «Шум
качающихся деревьев разбудил в лесу медведя», «Летний дождик поёт свою весёлую песенку»,
«Как тигр зарычал мотор у машины».
2. Дети рассказывают свои истории.
3. Дети выбирают самые интересные истории.
4. Педагог предлагает «озвучить» сочинённую кем-либо из детей историю.
5. Дети подбирают звуки музыкальных инструментов к придуманным историям. Например: шум
веток – звук погремушки, капельки дождя – металлофон, рёв машины – глиссандо на ксилофо -
не…
Итог: Дети научатся вслушиваться в окружающие звуки, придумывать небольшие истории и под-
бирать звуки музыкальных инструментов, соответствующие данному образу.
7.
ИГРА «ОЗВУЧЬ СТИХОТВОРЕНИЕ»
Цель: Формировать умение находить образные ассоциации и
самостоятельно экспериментировать со звуками с помощью музыкальных инструментов
Рекомендации педагогу: Для развития ассоциативного мышления детей, педагогу необходимо
обговаривать с детьми особенности характера звучания того или иного инструмента сопоставляя
его с поэтическим образом.
Репертуар:
«Лесная песенка» П.Каганова
«Подснежник» В.Шумилина
«Ой, трещит, трещит мороз» Г.Бубель
Ход игры:
1. Педагог читает стихотворение.
2. Дети рассказывают, о чём говорится в стихотворении.
3 . Педагог предлагает детям подумать, с помощью каких музыкальных инструментов можно
рассказать стихотворение, чтобы передать его характер, настроение, поэтические образы.
Педагог читает стихотворение - дети рассуждают, каким музыкальным инструментом и приёмом
игры на этом инструменте они озвучили бы тот или иной образ и почему.
4. Педагог читает стихотворение, дети озвучивают его игрой на музыкальных инструментах.
Итог : Дети научатся озвучивать стихотворения.
Лесная песенка
Золотило
солнышко (глиссандо
на металлофоне)
Лес, лес.
Муравей на дерево
Влез,
влез (восходящее движе-
ние
мелодии на ксилофоне).
Дятлы долгоносые:
Тук, тук, тук (музыкальные мо-
лоточки).
Всюду, всюду слышится
Стук, стук, стук (кастаньеты).
Мотылёк на веточку
Сел, сел (гусли).
А скворец на ёлочке
Пел, пел (свистульки)
Услыхал
ту
песенку
толстый
жук.
Зажужжал он весело:
Жу-жу-жу.
(музыкальная
коро-
бочка) (П. Кагановой)
Подснежник
Тает, тает, тает снег,
(бамбузи)
Почернел валежник…
Робко выглянул на свет
Маленький подснежник.
(треугольник)
Первым солнце увидал
На лесной полянке,
Закивал другим цветам:
«Братцы, вылезайте!» (колокольчики)
(В.Шумилин)
Ой, трещит, трещит мо-
роз!
Ой,
трещит,
трещит
мо-
роз! (трещётки)
Мёрзнут
щёки,
мёрзнет
нос… (погремушки)
Мы мороза не боимся
И
на
санках
б ы с т р о
мчимся. (румба)
Мчимся
с
горки
–
ух!
(глиссандо
на
ксиллофо-
не)
Прямо в яму – бух! (бу-
бен)
(Г. Бубель)
8.
ИГРА «МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА»
Цель: Научить составлять композицию сказки с помощью музыкальных инструментов
Оборудование: Музыкальные инструменты.
Рекомендации педагогу: Игра-инсценировка на звукоподражание сначала исполняется с помо -
щью музыкального руководителя. При повторе музыкальный руководитель раздаёт детям инстру-
менты, показывает каждому ритмический рисунок на инструменте (сам играет на фортепиано) и
ведёт рассказ. Затем дети самостоятельно могут придумать и рассказать свою сказку от имени
любого героя – солнышка, дождика, тучки, грома, ветра…
Ход игры:
1. Педагог с детьми сочиняют сказки.
2. Педагог предлагает детям оживить сказку звуками «Каждый из вас волшебник, который наблю -
дает за природой. Волшебник взмахивает рукой и картинка оживает». Дети с помощью педагога
подбирают музыкальные инструменты, звуки, которых украсили бы сказку.
Весна
«Выглянуло робкое солнышко» (гусли), «Обрадовались солнышку и зачирикали воробьи на кры -
ши» (свистульки), «Закапали с крыш сосульки» (треугольник), «Подул ветерок и закачал ветки
деревьев» (бамбузи), «Вдруг чей- то голосок задрожал…это ручеёк побежал!» (восходящее дви -
жение мелодии на металлофоне).
На лесной полянке
«Светит утреннее солнышко, оно освещает ещё зелёную лужайку леса. Лишь изредка в траве
виднеются жёсткие сухие травинки и листочки (металлофон). Неожиданно набежали ватные бе -
лые облачка, и пошёл прозрачный тёплый дождик. Его капельки переливаются в траве и радостно
шумят в воздухе (барабан). Вдруг из-за леса налетела тёмно-серая грозовая туча, а за ней вторая
ещё чернее и больше прежней. Повеяло прохладой и невидимые обитатели полянки – жучки, му-
равьи, птички и полевая мышка – спрятались по своим уголкам и норкам. Обе тучки разбежались,
столкнулись, и разу загремел гром (барабан и мелодия дождя на фортепиано). По траве, по ку-
стам по веткам деревьев застучал дождь, да такой сильный и частый, как из ведра. Запахло свеже-
стью и поздними лесными цветами, что растут на поляне, и едва пробиваются сквозь высокую
траву. Потом зашумел ветер (самодельные музыкальные инструменты – шаркунчики, бамбузи).
Он старался прогнать дождь и заставлял шуршать мокрые листья деревьев и кустарников. Они
давно хотели пить и ждали этого хорошего дождя и прохлады, поэтому с удовольствием приня-
лись шуметь как дети. Тут вдруг ветер дунул ещё сильнее, туча отодвинулась и открыла кусочек
на небе солнышку (металлофон). А дождь не сдавался, хотя его капли стучали не так часто и, на -
конец, бесшумно закапали с веток деревьев на траву. Над полянкой светло-голубым платком заси -
яла вышина неба (треугольник).
Первая птичка выглянула из расщелины дерева и звонко объявила всему лесу: «Солнышко! Сол -
нышко! Опять выглянуло солнышко!» (свистульки).
Итог: Дети научатся сочинять сказки и озвучивать их звуками музыкальных инструментов.
9.
СОЗДАЕМ МУЗЫКАЛЬНУЮ СКАЗКУ
Цель: Сочинить сказку «Колобок» в форме рондо (А-В-А-С-А-Д), придумать образные ассоциа-
ции, подобрать музыкальные инструменты, интонации, ритмы
Рекомендации: Не обязательно заставлять заучивать музыкальную терминологию, гораздо важ -
нее дать им почувствовать, как сочиняются музыкальные сказки. Следует обратить внимание на
точность ритмического рисунка. Для этого можно сначала прохлопать с детьми ритмический ри -
сунок, который предстоит исполнить на музыкальных инструментах.
Оборудование: Музыкальные инструменты, карточки с буквенными обозначениями формы
РОНДО (А-В-А-С-А-Д), иллюстрации героев сказок А-колобок, В- заяц, С- медведь, Д- лиса.
Ход игры:
1. Педагог напоминает детям, что означает форма рондо (круг), где есть главная тема - рефрен и
эпизоды.
2. Педагог предлагает детям сыграть сказку в форме рондо. Показывает схему с буквенным
обозначением – А-колобок, В-заяц, С-медведь, Д- лиса. Объясняет детям, что главный персонаж –
колобок (А) будет являться связующей главной темой, а В-заяц, С-медведь, Д-лиса – эпизодами.
3. Дети с педагогом определяют при помощи, каких музыкальных инструментов, приёмов игры,
ритмического рисунка и интонации можно передать тот или иной сказочный образ.
4. Дети рассказывают сказку и играют на музыкальных инструментах, педагог обращает внима -
ние детей на схему.
Итог: Дети научатся сочинять сказку в форме рон-
до.
2. РИТМИЧЕСКИЕ РЕЧЕ-
ВЫЕ
ИГРЫ
1.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КРУЖОЧКИ»
Цель: Сформировать у детей умение слушать и различать разные по силе звуки
Оборудование: Кружочки одинакового размера, но разные по цветовой интенсивности, например
– красные и розовые.
Рекомендации педагогу: Обратить внимание, что педагог должен объяснить детям, что кружоч -
ки следует выкладывать так, как записывают слова, т.е. слева направо. А так же необходимо
произносить сначала имена детей, которые состоят из двух слогов потом из трёх, одновременно
играя звуки разные по силе, но обязательно на одной высоте и одинаковые по продолжительно-
сти, повторяя в звуках ритм имён (в этих словах ударный слог первый).
Ход игры: 1.Педагог предлагает детям прохлопать их имена – Таня, Саша…(состоящие из двух
слогов). Затем спрашивает, сколько слогов они услышали? Дети отвечают – два слога. Педагог на -
зывает детей ласково – Танечка, Сашенька и просит детей прохлопать их и назвать сколько сло -
гов они услышали. Дети хлопают и говорят – три слога.
2. Педагог говорит, что в каждом имени есть сильные и слабые слоги, а какой из слогов силь -
ный, а какой слабый дети должны услышать и выложить кружочками. Педагог объясняет, что
красным кружочком будем изображать сильные слоги, а розовым - слабые.
3. Педагог произносит имена детей и одновременно играет на фортепиано звуки разные по
силе, но обязательно на одной высоте и одинаковые по продолжительности. Дети слушают и за-
тем выкладывают кружочками, разными по цветовой интенсивности, имена.
Итог: Дети научатся слушать и различать разные по силе звуки.
2.
ИГРА «ЗНАКОМЫЕ СЛОВА»
Цель: Совершенствовать у детей умение различать в словах разные слоги (ударный-сильный и
безударный-слабый)
Рекомендации педагогу: Обратить внимание на то, что дети могут ошибаться и тогда педагог
может повторить слово, делая неверное ударение. Дети должны поправить педагога. Важно, что -
бы они слышали и понимали, когда слово звучит верно, а когда неверно.
Оборудование: Кружочки одинакового размера, но разные по цветовой интенсивности – синие и
голубые.
Ход игры:
1. Педагог просит детей назвать знакомые слова: игрушки, предметы, которые их окружают. Дети
называют – кук-ла, мед - ведь, до-мик…
2.Педагог просит детей прохлопать и сказать, сколько в каждом слове слогов. Дети прохлопыва -
ют и отвечают – «Два слога».
3.Педагог просит детей послушать, как он будет произносить слова и прохлопывать слоги - оди -
наково ли они будут звучать. Дети слушают и говорят, что хлопки были разные - один сильный,
а другой – слабый. Педагог спрашивает детей, почему хлопки были разные. Дети говорят, что в
словах есть разные слоги - и сильные и слабые.
4.Педагог предлагает детям выложить слова кружочками – сильный слог выкладываем синим
кружочком, а слабый - голубым.
5.Дети называют слова, прохлопывают и выкладывают на фланелеграфе кружочками.
Итог: Дети научатся различать в словах ударный-сильный и безударный-слабый слоги.
3. ИГРА «РИТМИЧЕСКОЕ
МУЗИЦИРОВАНИЕ»
4.
Цель: Формировать умение записывать ритм стихотворения и сочинить к нему аккомпане -
мент звучащими жестами (хлопки, шлепки, притопы) и ударными музыкальными инструмента-
м и
Оборудование: доска для записи ритма, ударные шумовые и высотные музыкальные инструмен-
ты.
Рекомендации: На первых порах ребёнку трудно самому читать стихотворение и исполнять ак-
компанемент к нему, поэтому лучше распределить роли между двумя участниками музицирования
или двумя группами.
Обратить внимание на то, что дети должны быть знакомы с исходным принципом записи ритма:
слог – ритмическая единица – записывается чёрточкой, короткие чёрточки соединяются попарно.
Репертуар: «Кошка на окошке», р.н.п.; «Мороз-мороз, бабу снежную принёс», р.н.п..
Ход игры:
1. Дети читают стихотворение и записывают ритм этого стихотворения разными чёрточками:
долгие звуки – одна чёрточка, короткие звуки – короткие чёрточки соединяются попарно.
2. Педагог предлагает детям придумать ритмический аккомпанемент – украсить ритм стихотво -
рения.
3.Дети придумывают аккомпанемент. Для этого используют любые шумовые и высотные музы -
кальные инструменты и звучащие жесты: хлопки, шлепки, притопы.
4.Педагог распределяет роли между двумя музицирующими группами.
Одна группа читает стихотворение, а другая исполняет аккомпанемент. Аккомпанемент исполня -
ется по ритмической записи с использованием ритмослогов ТА-
четверть,
ТИ-ТИ-
восьмые.
Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт.
Мороз, мороз,
Бабу снежную принёс.
Баба, баба, нос крючком, получай - ка снега ком!
Итог: Дети научатся сочинять аккомпанемент к стихотворениям и записывать ритм.
3. РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА АНСАМБЛЯ
1.
КРУГОВАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «ПАРОВОЗИК»
Цель:
Формировать координированные, ритмически точные совместные действия для подго-
товки игры в ансамбле. Способствовать развитию социальных навыков.
Рекомендации
педагогу: Обратить внимание на то, что подобный ритм (короткий-короткий-
длинный) имеет наступательный характер и всегда будоражит детей. Они могут слишком «разой -
тись», и их трудно будет успокоить. Что может предотвратить нежелательное буйство? Во-пер -
вых, можно сделать постепенное замедление хода паровоза. Во-вторых, можно сместить акцент,
сильную долю, ослабив тем самым наступательность ритма. Количество вагончиков может быть
любым. В качестве вагонов можно использовать деревянные округлые палочки или маленькие
игрушки.
Музыкальный репертуар: Песня «Весёлые путешественники», муз. М.Старокадамского.
Оборудование: «паровозик» - любая небольшая игрушка.
Ход игры: Педагог предлагаетдетям поиграть в паровозик. Для этого дети садятся плотным
кругом на стульях. Левая рука – это станция, «приколотим» её к левой коленке, она не должна
двигаться, правая рука – это машинист, передвигающий вагончики. Педагог задаёт ритм (ко -
роткий-короткий-длинный), дети передвигают «вагончики» на станцию соседа на заданный ритм.
Потихоньку начинаем говорить хором «тук-тук», постукивая правой рукой по левой руке: маши -
нист на своей станции. На слог «на!» передвигаем вагончик на станцию соседа справа – кладём
свою правую руку на соседнюю станцию. Когда все включатся в ритм можно запускать «паро-
воз». Сначала это делает педагог, а затем и сами дети. Каждый раз на слог «на» педагог кладёт на
«станцию» справа «вагончик», доставая его из корзинки. Так «вагончик» отправляется в путь по
всем станциям.
Если поезд идёт уверенно и ему не грозит крушение, педагог может напевать (можно без слов)
или играть мелодию для паровозика.
Итог: Дети научатся выполнять ритмически точные совместные действия.
2.
ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КВАДРАТ»
Цель: Формировать ритмически точные игровые действия, передающие образ книги.
Рекомендации педагогу: Обратить внимание на то, что у детей должна сработать мышечная па -
мять. Если дети не выдерживают заданного темпа, значит - мышечное чувство ещё не сформиро -
валось, поэтому педагогу необходимо играть музыку в более медленном темпе и корректировать
детей. Автоматическое движение в нужном темпе вырабатывается постепенно.
Музыкальный репертуар: « Полька» Л. Абелян или любая мелодия, размер - две четверти.
Ход игры:
1. Педагог говорит детям, что будем «читать» книгу необычным способом - под музыку и вы-
полнять ритмические движения (называет и показывает ритмические действия). На «раз» -
хлопнуть двумя руками одновременно по коленям, на «два» - хлопнуть в ладоши, на «три» - по-
вернуть руки ладонями вверх («книга»), на «четыре» - повернуть руки ладонями вниз («закрыли
книгу»).
2. Педагог считает вслух и играет, дети выполняют под счёт.
3. Педагог играет, дети выполняют самостоятельно без счёта.
Итог: Дети научатся через игровые действия ритмически точно передавать образ книги.
3.
ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ АНСАМБЛЬ»
Цель: Формировать навыки игры в ансамбле остинатными звуками на детском фортепиано, ме-
таллофоне и ксилофоне.
Рекомендации педагогу: Обратить внимание на то, что произведение должно быть детям знако-
мо, тогда наложение ритмического рисунка на метрическую пульсацию, на «внутренний метро-
ном» дети воспринимают легче, увереннее. Психологическая особенность детей в восприятии
ритма состоит в том, ритмическое суммирование они воспринимают легче, чем дробление.
Музыкальный репертуар:
«Старинная французская песенка» П.И. Чайковского;
«Немецкая песенка» П.И.Чайковского;
«Камаринская» П.И. Чайковского;
«Шарманка» Д. Шостаковича;
«Музыкальная табакерка» А.Лядова;
«Вальс» Ф.Шуберта;
«Вальс-шутка» Д.Шостаковича;
«Экосез» Ф.Шуберта
Ход игры:
1.Педагог проигрывает детям фрагмент произведения. Дети узнают произведение, называют его.
2. Педагог предлагает детям сыграть с ним в ансамбле. Дети выбирают музыкальные инстру-
менты.
3. Педагог называет один или два звука (которые легко прослушиваются на протяжении всего
произведения) и демонстрирует игру остинатными звуками, отмечая метр, объясняя детям, что
метр – это ровные доли.
4. Дети на своих музыкальных инструментах находят пластинку металлофона или ксилофона с
этим звуком и передают ритмическую пульсацию.
Итог: Дети научатся передавать ритмическую пульсацию на музыкальных инструментах.
4.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОЕНИЕ РИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА
1.
ИГРА «РИТМИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ»
Цель: Формировать ощущение музыкальной фразы через ритмическое задание.
Рекомендации педагогу: Главное - не останавливаться! Если ребёнок замешкался, музыку надо
приостановить, чтобы ребёнок почувствовал, что звучание зависит от его ритмических действий.
Музыкальный репертуар: русская народная мелодия «Полянка»
Оборудование: Музыкальные инструменты.
Ход проведения:
1. Педагог спрашивает детей: «Из чего состоит речь?» Дети отвечают - «Из предложений». Педагог
говорит, что музыка тоже состоит из предложений, только они называются – музыкальными фраза -
ми.
2. Педагог играет на инструменте первую часть р.н.м. «Полянка» и вместе с детьми определяет,
сколько музыкальных фраз в мелодии (четыре музыкальные фразы).
Педагог отхлопывает рисунок первой фразы, затем предлагает детям повторить ритмический рису-
нок: притопами, по коленям, на музыкальных инструментах.
Первая группа детей передаёт ритмический рисунок - притопами;
вторая группа - по коленям;
третья группа – на музыкальных инструментах.
Затем педагог проигрывает вторую музыкальную фразу, а дети также по очереди отстукивают рит-
мический рисунок.
Точно также проигрываются третья и четвёртая фразы.
Итог: Дети познакомятся с понятием – музыкальная фраза.
2.
ИГРА «РИТМИЧЕСКАЯ ХОДЬБА»
Цель: Обучить искусству ритмической ходьбы, удерживая ритм на ударных инструментах и вы-
полняя ритмические задания.
Рекомендации педагогу: Начинать ходить лучше по кругу, затем перейти на «змейку», потом хо-
дить вразбивку, каждый сам по себе. Вместо отхлопывания можно останавливаться или делать
на нужную долю шаг назад – невнимательному наступят на ногу, и он выйдет из игры! Ходить
можно вперёд, назад и вбок.
Обратить внимание на то, что в игре могут быть затруднения, поэтому играть марш нужно в
умеренном темпе, выделяя нужную долю. На первых занятиях нужно помочь детям и вместе с
ними считать доли (усложняя игру можно считать про себя). Педагог должен следить, чтобы
дети, предчувствуя наступление сильной доли, готовили её в движении.
Оборудование: Ударные и шумовые инструменты.
Музыкальный материал: Марш, размер 4/4.
Ход игры:
1. Педагог играет детям марш и просит детей определить, сколько долей они услышали. Дети
слушают и считают доли - 4 доли.
2. Педагог предлагает детям выполнить ритмическую ходьбу, удерживая ритм на бубне или бара -
бане, выполняя ритмические задания:
выделить только первые доли
- вторые доли,
- третьи доли,
- четвёртые доли.
3. Дети выполняют ритмическую ходьбу с различными ритмическими заданиями, озвучивая
доли «звучащими жестами» или игрой на своём музыкальном инструменте: деревянными палоч -
ками, коробочками, различными кастаньетами, бубнами.
Итог: Дети овладевают искусством ритмической ходьбы, основанной на игре на ударных и шу -
мовых музыкальных инструментах.
3.
ИГРА «ШАГИ ЗВЕРЕЙ»
Цель: В игровой форме познакомить детей с длительностями нот.
Рекомендации педагогу: Для лучшего усвоения длительностей, карточки можно показывать в
разном порядке, адети должны определить, кто из зверей оставил свои следы, дети определяют
длительности и отстукивают их музыкальными молоточками.
Оборудование: Пособие «Шаги зверей»: 4 карточки, на которых изображены слон, медведь,
ослик, собачка; под каждой карточкой – длительности («шаги зверей»), музыкальные молоточки.
1)
На работу слон идёт.
Важно, медленно ступает.
В зоопарке он живёт,
Ну а в цирке выступает.
(целая нота)
2)
Мишка очень любит мёд.
К пчёлам в гости он идёт.
(половинная)
3)
По дороге идёт ослик и
копытами стучит:
«Цок, цок, цок, цок!
Я под дождиком промок»
(четвертная)
4)
Собачка весело бежит
и хвостиком виляет,
ребячьей дружбой дорожит,
на них она не лает.
(восьмая)
Ход игры: Дети рассматривают иллюстрации, рассказывают о тех животных, которые изображе-
ны на картинках, сравнивают их размеры. Педагог говорит о том, что слон самый большой,
поэтому ходит медленно, его шаги слышны в низком регистре (играет звукоряд большой октавы,
дети с педагогом считают «шаги слона» целыми длительностями). Медведь меньше чем слон,
шаги его в два раза короче», - говорит педагог (играет звукоряд малой октавы) – и «шаги медве -
дя» считаются половинными длительностями». Затем звучит рассказ об ослике, который идёт по
дорожке (играется звукоряд первой октавы, дети считают и прохлопывают в ладоши «шаги осли-
ка» четвертными длительностями), о собачке, которая «весело бежит и хвостиком виляет» (играет
звукоряд второй октавы, все вместе считают «шаги собачки» восьмыми длительностями).
Итог: Дети познакомятся с длительностями нот.
4.
ИГРА «РИТМИЧЕСКОЕ ЭХО»
5.
Цель: Формировать чувство метроритма. Научить точно повторить «звучащими жестами» и иг-
рой на музыкальных инструментах ритмический рисунок, исполненный педагогом.
Рекомендации педагогу: Следует обратить внимание на то, что ритмическое суммирование дети
воспринимают легче, чем дробление. Детям будет проще правильно прохлопать четверти после
восьмых, чем четверти разделить на ровные восьмые. Это объясняется тем, что ритмическая
пульсация восьмых, звучащая до четвертей, позволяет точно ощутить продолжительность каж-
дой
четверти.
Поэтому
ритмы
следует
осваивать
в
следующей
последовательности:
восьмые, четвертные, половинные.
Оборудование: Музыкальные инструменты: хохломские ложки, барабан.
Ход игры:
1 . Педагог игрой на хохломских ложках задаёт детям ритмический рисунок. Дети передают ритм
хлопками, притопами, шлепками, щелчками.
2. Педагог задаёт ритм притопами или хлопками, а дети, услышанный ритм, передают игрой на
музыкальных инструментах.
Итог : Дети научатся точно передавать ритмический рисунок.
5.
ИГРА «ИГРА В ТАКТ»
Цель: Формировать чувство такта. Научить акцентировать каждую сильную долю хлопками,
притопами, игрой на музыкальных инструментах.
Рекомендации педагогу: Обратить внимание на то, что понятие «такт» должно связываться у де-
тей с протяжённостью от одной сильной доли до другой. Педагог должен следить, чтобы дети
предчувствовали наступление сильной доли и готовили её в движении.
Оборудование: Музыкальные инструменты.
Музыкальный материал: «Полька» М. Глинка
Ход игры:
1. Педагог спрашивает у детей: «Какие в музыке есть доли?» Дети отвечают: «Сильная и слабая
доля».
2 . Педагог просит детей вспомнить, чем отличается сильная доля от слабой. Дети отвечают, что
сильная доля звучит громко, а слабая – тихо.
3.Педагог предлагает выделить или акцентировать сильную долю хлопками, притопами, игрой на
музыкальных инструментах.
Для проведения ритмической игры педагог делит детей на три группы. Одна группа передаёт
сильную долю игрой на шумовых музыкальных инструментах. Другая группа передаёт ритм
хлопками и третья группа – притопами.
4. Педагог играет, а дети самостоятельно выделяют сильную долю хлопками, притопами, иг -
рой на шумовых музыкальных инструментах.
Итог: Эта игра помогла детям прочувствовать, что такое такт. Такт – это протяжённость от одной
сильной доли до другой.
6. ИГРА «ЛОШАДКИ В ЦИРКЕ»
Цель: Формировать ощущение длительностей. Научить передавать ритм, совпадая движением с
четвертными, а затем с восьмыми длительностями.
Рекомендации педагогу: Эта игра полезна тем, что развивается «внутренний метроном ребёнка».
Педагог может вступить с музыкальным сопровождением и позже, если дети, внутренне представ -
ляя музыку, выполняют бег или ходьбу в том же темпе.
Музыкальный материал: «Марш» из балета «Конёк – Горбунок», муз. Ц. Пуни
Ход игры:
1 . Педагог с детьми играет в цирковых лошадок. Педагог обговаривает с детьми, как могут дви -
гаться лошадки – шагом (высоко поднимая ноги) и бегом с высоким подъёмом ног. Дети показыва-
ют.
2. Педагог предлагает, чтобы лошадки не ошиблись, отхлопать ритм короткими - восьмыми и дол -
гими - четвертными длительностями. А для этого нужно вспомнить, какие звуки называются вось-
мыми, а какие четвертными. Дети говорят, что долгие звуки называются четвертными (они равны
шагу), а более короткие звуки восьмыми (лошадки бегут). Педагог играет, дети отхлопывают ритм
четвертными, а затем восьмыми длительностями.
3. Дети передают ритм в движении - шагом (четвертными), а затем ритмичным бегом (восьмыми).
Педагог играет, дети двигаются шагом (четвертные длительности) или бегом, с высоким подъёмом
ног (восьмые длительности). Можно чередовать эти движения несколько раз, следя за точностью и
лёгкостью исполнения.
Итог: У детей сформируется ощущение длительностей.
7. ИГРА «ВЫПОЛНИЛИ ЗАДАНИЕ»
Цель: Совершенствовать музыкальную память, научить схематически изображать ритмический
рисунок на фланелеграфе.
Рекомендации педагогу: Следует знать, что дети лучше понимают и усваивают ритм, если они
его не просто слышат, но и видят. Работа со схемами помогает ребёнку соотносить слышимое с
видимым. «То, что видится – помнится, то, что делается – понимается».
Оборудование: Фланелеграф, ритмическое пособие.
Методика проведения: Дети слушают, запоминают ритмический рисунок и выкладывают его
графически на фланелеграфе.
Ход игры:
1. Педагог предлагает детям выполнить задание: послушать - ритмический рисунок и выложить
его на фланелеграфе.
2. Педагог задаёт ритм - играет на одном из музыкальных инструментов - румбе, маракасе, метал-
лофоне.
3. Дети выкладывают ритмический рисунок на фланелеграфе.
Итог: Дети научатся выкладывать на фланелеграфе ритмические рисунки.
8.
ИГРА «ШАГ, БЕГ, ОСТАНОВКА»
Цель: Формировать способность понимать соотношение длительностей. Связать понятие о чет -
вертях, восьмых и половинных в детском представлении с движениями (шаг, бег, остановка).
Рекомендации педагогу: Обратить внимание, что восьмые ассоциируются у детей с бегом, чет -
вертные с шагом и половинная с остановкой. При прохождении метрических долей с хлопками со -
здаётся двойной импульс сильной доли, который получает тело ребёнка. Очень важно точное ис-
полнение этих акцентов, точное совпадение их с музыкальным акцентом.
Ход игры:
1.Педагог предлагаетдетям послушать попевки и спеть вместе с ним
2..Педагог просит прохлопать ритм песенок-попевок.
3. Дети хлопают и определяют какие звуки услышали в песенке.
Шагом, шагом (четвертные звуки)
Побежали, побежали (восьмые звуки)
Снова шагом (четвертные звуки)
Стой! (половинная)
Побежали. Шагом, шагом. Стой! Побежали. Шагом, шагом. Стой!
4.Дети исполняют попевку с движениями (шаг, бег, остановка) и соотносят её с понятием дли -
тельностей.
Итог: Дети научатся понимать соотношение длительностей.
9.
ИГРА «ДИРИЖЁР»
Цель: Способствовать развитию у детей ощущения долей и паузы.
Рекомендации педагогу: Обратить внимание на то, что дети должны владеть такими понятия-
ми, как жанры музыки – танец (полька – 2 доли, вальс – 3 доли), марш (4 доли).
Ребёнок, выступающий в роли дирижёра, должен владеть навыками тактирования, жестом пока-
зывая доли и паузы в разных жанрах, удерживая ритм до конца произведения. Обратить внимание
на то, что ладони должны прижиматься друг к другу, пока длится выделяемая доля и только на сле -
дующую долю разомкнуть руки резким движением в стороны. Важнейшее требование к тактиро-
ванию заключается в строгой равномерности хлопков.
Музыкальный материал: Полька, Вальс, Марш.
Ход игры: 1. Педагог проигрывает музыкальное произведение – польку, вальс, марш.
2. Дети определяют, сколько долей в данном жанре (две доли - полька, три доли – вальс, четыре
доли - марш).
3. Педагог даёт понятие о значении дирижёра. Дирижёр – руководитель оркестра или хора. Выби-
рается ребёнок-дирижёр, который вслух называет долю и жестом - хлопком показывает, какую
долю нужно выделить, а на паузу разводит руки в стороны.
Итог: В ходе игры дети приобретут навыки тактирования (дирижирования).
10. ИГРА «ХОДИМ ПО ФРАЗАМ»
Цель: Формировать понятие музыкальной фразы через ритмическую ходьбу
Рекомендации педагогу: Можно не только выполнять ходьбу, но и выполнять в кругу танцеваль -
ные движения, которые менялись бы на каждую музыкальную фразу. Но начало каждой музыкаль-
ной фразы необходимо сопровождать хлопком, т.к. детям особенно «зажатым» резкое движение –
хлопок или притоп ногой помогут лучше почувствовать музыкальный акцент.
Музыкальный материал: «Пойду, ль я», р. н. мелодия.
Оборудование: Шумовые музыкальные инструменты – бубен, румба, маракас.
Ход игры:
1. Педагог проигрывает р.н.м. «Пойду, ль я».
2. Дети определяют, сколько фраз в данной мелодии (4 фразы).
3. Педагог предлагает отметить начало каждой фразы хлопком. Дети отмечают.
4. Педагог предлагает детям «походить по фразам» и начало фразы отметить игрой на бубне, рум -
бе, маракасе.
5. Детям раздают музыкальные инструменты.
6. Дети ходят под музыку, отмечая начало каждой фразы игрой на музыкальных инструментах.
7. Дети вместе с педагогом делают вывод, что музыкальная фраза – это музыкальное предложение.
11.
ИГРА «РИТМИЧЕСКОЕ ДВУХГОЛОСИЕ»
12.
Цель: Формировать умение исполнять ритмическое двухголоси е
Рекомендации педагогу: Обратить внимание на то, что при проведении этой игры трудности мо -
гут возникать при соединении голосов, дети могут сбиваться, поэтому на первых занятиях необхо -
дима помощь взрослых - одной подгруппе помогает воспитатель, другой – музыкальный руково -
дитель. На втором и последующих занятиях можно ведущими ставить детей, которые правильно
читают и передают ритмический рисунок двух голосов.
Оборудование: Карточки с записью двухголосного ритмического аккомпанемента с паузами к сти -
хотворению «Белый пух».
Ход игры:
1.Педагог, просит детей ответить - сколько голосов в ритмическом аккомпанементе. Дети отвечают
– «Два голоса».
2.Педагог спрашивает детей, что такое пауза и как мы изображаем. Дети отвечают, что пауза-это
знак молчания и показывают, каким жестом её изображают – руки разведены в стороны, ладошки
повёрнуты вверх – в руках ничего нет.
3. Дети читают вслух ритмический рисунок первого голоса, а затем второго голоса.
4. Педагог предлагает детям разделиться на две подгруппы. Педагог даёт задание первой под -
группе детей передать ритмический рисунок первого голоса – хлопками, а второй подгруппе -
ритмический рисунок второго голоса другим звуковым жестом - шлепками.
5. Дети считывают ритмическое двухголосие (относительную сольмизацию: восьмые- ти-ти; чет -
вертные- та-та; пауза-се) с паузами к стихотворению «Белый пух», используя звучащие жесты
(хлопки, шлепки, притопы; на паузу - дети руки разводят в стороны).
Белый пух
Белый пух, снежный пух,
Всё, всё, всё в пуху вокруг,
Пух на шапках,
Пух на шубках,
Пух на щёчках,
Пух на губках.
Итог: Дети научатся исполнять ритмическое двухголосие.
5. РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА
1. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ»
Цель: Формировать слуховые звуковысотные представления. Научить соотносить игру на метал-
лофоне с изображением нот на нотном стане и определять на слух звучание нот.
Рекомендации
педагогу: У детей быстрее сформируются звуковысотные представления, если
дети будут интонационно (с названием звуков) показывать расположение нот на нотном стане.
Дидактика этой игры создаёт возможность включить максимальное количество анализаторов –
зрительный анализатор: нотный стан, изображение ёлки с колокольчиками; слуховой анализатор:
звуки «си», «соль», «ми»; двигательный: игра на металлофоне.
Оборудование: Металлофон, нотный стан с пятью линейками, изображение ёлки с тремя коло -
кольчиками – красного, жёлтого и синего цвета, игрушка - гномик.
Ход проведения: 1. Педагограссказывает новогоднюю сказку. «Маленький гномик украсил ёлку
тремя колокольчиками – красным, жёлтым и синим. Колокольчики качались на ёлочке и весело зве-
нели. У красного колокольчика был очень тонкий голосок. Он пел песенку нотки «си».
Дети по-
казывают, где живёт нотка «си» на нотном стане и дети играют звук «си» на металлофоне.
У жёлтого колокольчика, который висел ниже, голосок был тоже ниже – жёлтенький колокольчик
пел песенку нотки «соль». Дети показывают, где живёт нотка «соль» на нотном стане и игра-
ют звук «соль» на металлофоне.
У синего колокольчика, который висел ниже других колокольчиков и голосок был низким, он пел
песенку нотки «ми». Дети показывают, где живёт нотка «ми» на нотном стане и играют на
металлофоне.
Но когда наступала ночь, колокольчики играли в прятки с гномиком, а гномик должен был узнать
их голоса.
Педагог играет, а дети узнают - из какого домика колокольчик подал свой голосок.
Итог: Дети научатся соотносить игру на металлофоне с изображением на нотном стане и опреде -
лять на слух звуки: «си», «соль», «ми».
2. ИГРА «ЗВУКИ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ»
Цель: Формировать у детей умение слушать и соотносить звуки по относительной высоте.
Рекомендации педагогу: Обратить внимание детей на то, что нужно выкладывать кружочки один
за другим, как записывают слова.
Оборудование: 6 зелёных, 6 синих, 6 красных кружков и фланелеграф, разделённый полоской
из тёмной бумаги по горизонтали.
Методика проведения: Дети слушают, сыгранные педагогом звуки и выкладывают их на фланеле-
графе по относительной высоте.
Ход проведения:
1. Педагог выкладывает на фланелеграфе полоску по горизонтали, делит фланелеграф пополам и
на этой линии выкладывает 2 зелёных кружочка рядом, затем 2 кружочка синего цвета – под ли -
нией (ниже), а 2 кружочка красного цвета над линией (выше).
2 . Педагог говорит, что кружочки это звуки, но расположены на разной высоте и просит детей
рассказать, что они видят. Дети отвечают, что 2 кружочка зелёного цвета расположены на линии -
«на месте», 2 кружочка красного цвета находятся под линией «выше», 2 кружочка синего цвета -
«ниже».
3. Педагог предлагает детям написать звуковой диктант:
играет звук одной высоты, ставит зелёный кружочек на линию и говорит, что так звучит первый
звук, а второй звук дети должны послушать и найти его расположение – «на месте», «выше» или
«ниже».
4. Педагог может предлагать разные варианты:
а). дважды играть звук одной высоты - дети выкладывают два кружочка одного цвета.
б). играть звук выше предыдущего – дети выкладывают два кружочка разного цвета и располага -
ют второй кружочек выше.
в). играть звук ниже предыдущего – дети выкладывают два кружочка разного цвета и располага-
ют второй кружочек ниже первого.
Итог: Дети научатся слушать и соотносить звуки по высоте.
3. ОБРАЗНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Цель: Научить детей ориентироваться в направлении мелодии в тесной связи с образами и движе -
нием. Дать почувствовать детям, как можно управлять звуками с помощью движения.
Репертуар:
1).«Андрей-воробей» р.н.м.,
2).«Сорока-сорока» р.н.м.,
3). «Дон, дон» р.н.м.,
4). «Ой, ду-ду» р.н.м.,
5). «У кота-воркота», р.н.м.,
6). «Кап-кап-кап» румынская песенка,
7). «Ходит зайка по саду», р.н.м.,
8). «Лепёшки»
9). «Чувиль-чувиль», р.н.м.,
1.«
Андрей-воробей», р.н.п.
Ход игры:
1.Педагог просит детей спеть прибаутку «Андрей-воробей», и определить, куда двигалась ме -
лодия - вверх, вниз или на месте. Дети, исполняют и определяют, что мелодия никуда не двига -
ется, а стоит на одном месте на одном звуке.
2.Педагог предлагает детям представить себе натянутую ниточку (можно натянуть настоящую
верёвочку), двигаться в ритме песни и петь на этой ниточке прибаутку, все звуки, как бы нанизывая
на эту ниточку, стараясь «не упасть с неё» голосом.
3. Затем педагог предлагает исполнить прибаутку на металлофоне. Дети играют прибаутку «на
слух» на одном звуке.
Итог: При помощи образа натянутой ниточки, дети научатся играть на одном звуке «соль» на ме-
таллофоне.
2.«Сорока-сорока», р.н.п.
Ход игры:
1. Педагог просит детей исполнить р.н.п. «Сорока – сорока» и определить, сколько музыкальных
фраз в песенке. Дети поют и говорят – 4 фразы. Педагог спрашивает у детей, всегда ли песенка
звучала на одной высоте. Дети поют песенку и говорят, что последний звук был низким.
2. Педагог предлагает детям исполнить песню, но при переходе на низкий звук в каждой музы-
кальной фразе отметить его хлопком.
3. Затем педагог предлагает одной рукой изобразить приподнятый длинный хвост сороки, а другой
во время пения постукивать в ритме песни по «хвосту» и каждый раз в нужный момент (при пере-
ходе на звук фа) опускать этот «хвост», после чего он сразу же поднимается снова.
4. Педагог показывает пластинки на металлофоне (ноту си и ля) на которых нужно играть. Ребёнок
играет песенку на металлофоне на звуке «си», а остальные дети помогают и отмечают хлопком
переход на низкий звук – ноту «ля».
Итог: При помощи образа - «хвоста сороки», и движения дети научатся играть на металлофоне на
двух звуках – «си» и «ля».
3.«Дон-дон», р.н.п.
Ход игры:
1. Педагог просит детей исполнить р. н. п. «Дон-дон» и определить: в песне слышны удары одного
колокола или двух. Дети исполняют с педагогом песню и говорят, что в песне слышны два колоко -
ла – звук одного высокий, а другого - низкий.
2. Педагог предлагает представить, что мы держим два колокола: одной
рукой тот, который низкий - потяжелее, расположив его пониже, а другой, что полегче, подняв его
повыше.
3. Педагог говорит, что изображать удары колоколов будем на звуках
«соль» и «ля» и предлагает детям подумать и сказать, какой колокол играет на звуке -
соль, а ка-
кой на звуке - ля. Дети отвечают, что большой колокол - на звуке соль, а маленький - на звуке ля.
Дети находят пластинки «соль» и «ля» на металлофоне и играют потешку.
Итог : С помощью образа и движения (два колокола – большой и маленький), дети научатся иг -
рать на двух звуках – «соль» и «ля» первой октавы.
4.«Ой, дуду», р.н.п.
Ход игры:
1.
Педагог поёт потешку вместе с детьми и предлагает определить на одном или на двух зву -
ках исполняется песенка. Дети отвечают, что песенка поётся на двух звуках – высоком и низком.
2.
Педагог просит детей представить, что руки у них стали крыльями и крылья ворона подни-
маются и опускаются, как звуки в песенке вверх и вниз. Педагог уточняет - «Если звуки высокие,
то ворон крылья поднимает или опускает?» Дети отвечают – поднимает. «А если звуки низкие…
«Ворон крылья опускает».
3.
Педагог показывает детям расположение пластинок звуков соль и до второй октавы. Ребёнок
играет на металлофоне, а другие дети поднимают и опускают «крылья» соответственно звукам
кварты.
Итог: С помощью образа и движения (крылья ворона) дети освоят игру на металлофоне на двух
звуках – соль и до второй октавы.
5.«У кота-воркота», р.н.п.
Музыкальный репертуар: «У кота - воркота», р.н.п.
Методика проведения: С помощью образа и движения (покачивания колыбельки) дети осваивают
игру на трёх звуках металлофона – соль, ля, си.
Ход игры:
1.
Педагог исполняет с детьми колыбельную песенку «У кота-воркота» и спрашивает детей, как
движется мелодия в песенке. Дети отвечают, сначала мелодия идёт вверх, а потом вниз.
2.
Педагог просит представить, как мама мышка качает колыбельку. Ей приходится делать шаги
вперёд и назад, т.к. колыбелька слишком велика для мышки.
3.
Педагог предлагает детям исполнить песенку на слова «Топ-топ» и определить, сколько шагов
делает мышка вперёд и назад.
Одна группа детей исполняет песню, а другая считает «мышкины» шаги и показывает рукой дви -
жение мелодии.
4.
После исполнения песни дети отвечают, что мышка делает 3 шага вперёд и 3 шага назад.
5.
Педагог показывает на металлофоне расположение пластинок соль, ля, си. Одна группа детей
играет на металлофонах, а другая изображает покачивание колыбельки (раскачивающее движение
руками) вверх и вниз.
6.«Кап-кап-кап», рум. п.
Кап, кап, кап! Кто там?
Кап, кап, кап! Что там?
Ты ответь прямо, не стучи в раму!
Ход игры:
1.
Прежде чем исполнить песню, педагог предлагает детям представить, как капают капли до -
ждя, показывая движение сверху. Дети с педагогом поют «Как-кап-кап» и показывают поступен-
ное движение мелодии вниз. Педагог поёт вопрос «Кто там?», «Что там?» и спрашивает у детей,
сколько звуков они услышали в вопросе. Дети говорят – два звука.
Педагог задаёт вопрос: «Звуки были одинаковые или разные?». Дети отвечают: «Звуки разные -
первый звук высокий, а второй низкий. Мелодия прыгает вверх, а потом вниз».
2.
Педагог ставит трёх детей по росту - у каждого своя нотка – капля, дирижёр – ребёнок или
педагог показывает на каплю, она звучит: дети поют свою нотку.
3.
Педагог предлагает исполнить эту песню на трёх пластинках металлофона. Дети играют пе -
сенку на металлофонах.
Итог: С помощью образа и движения (покачивания колыбельки) дети освоят игру на трёх звуках
металлофона – соль, ля, си.
7.«Чувиль-чувиль», р.н.п.
Чувиль, виль-виль, жавороночек,
Прилети ты к нам, принеси ты нам
Весну-красну, тёпло летечко!
Рекомендации педагогу:
Обратить внимание на то, что если дети затрудняются, то нужно напомнить детям о раскачиваю-
щимся движении.
Ход игры:
1.Дети поют закличку. Педагог спрашивает детей, какой характер у этой мелодии. Дети отвеча -
ют, что мелодия напевная. Педагог задаёт вопрос - как удобнее двигаться под эту мелодию: пры-
гать или раскачиваться. Дети отвечают, что под эту мелодию хорошо раскачиваться. Педагог под-
тверждает ответ детей, что действительно ритм попевки действует завораживающе. Педагог спра -
шивает у детей, с чем можно сравнить это покачивающее движение. Дети приводят разные при-
меры.
2.Педагог предлагает своё сравнение - с раскачивающимся деревом, объясняет и показывает, а
дети повторяют. «Если представить одну ногу как вросшее в землю дерево, а руки и вторую ногу
как ветки дерева, то при качании «веток» получается красивое, плавное движение, соответствую -
щее звукам мелодии. «Дерево» соответствует звуку «си», «ветки» передвигаются от ветра на звуки
«ля»– шаг свободной ногой и движение руками вперёд, затем шаг вбок на звук «соль» и обратное
движение рук. Ту ногу, которая называется «деревом», нельзя отрывать от «земли».
3. Дети находят на металлофоне звуки «си», « ля», « соль» поют и играют попевку.
Итог: С помощью образа и движения (раскачивающего дерева) дети освоить игру на металлофоне
на трёх звуках «си», « ля», «соль».
8.«Лепёшки»
Наберу мучицы, подолью водицы,
Испеку лепёшек для детей хороших.
Ход игры:
1.
Педагог исполняет с детьми песенку и показывает рукой движение мелодии, затем спрашивает
у детей, сколько звуков они спели. Дети отвечают – «Два звука». Педагог спрашивает: «Звуки
были одинаковые или разные?» Дети отвечают, что разные – один высокий, а другой низкий.
2.
Педагог просит детей на слова «Наберу мучицы, подолью водицы», представить стол - это
будет низкий звук (звук «ля») и полочку – высокий звук (звук «си»), где лежит мука. Исполняя пе -
сенку надо брать с полочки (верхний звук – «си») то, что нужно, и ставить на стол (низкий звук –
«ля»). Начинать надо всегда со стола. На слова «испеку лепёшек» как бы лепить ладошкой в ладо -
шку из теста лепёшку, причём при смене звука менять лепёшки местами: нижняя становится верх-
ней и наоборот.
3.
Педагог поёт, образно показывает, а дети повторяют.
4.
Дети находят на ксилофоне две пластинки - звуки «ля», «си» и исполняют песенку.
Наберу мучицы, подолью водицы,
Испеку лепёшек для детей хороших.
Итог: С помощью образа и движения (пекут лепёшки) дети осваивают игру на ксилофоне на трёх
звуках «ля», «си».
9.«Ходит зайка по саду», р.н.п.
Ходит зайка по саду, по саду.
Щиплет зайка травушку лебеду.
Он и в ротик не берёт, не берёт:
Своим деткам он несёт, он несёт.
Рекомендации педагогу: Обратить внимание: там, где пропущена вторая ступень движение к
третьей делать стремительнее.
Ход игры:
1. Прежде чем разучивать с детьми эту песню (исполнить детям русскую народную песню), педа-
гог просит детей определить, сколько фраз в песне. Педагог поёт, чтобы детям было более понят -
но, голосом показывает окончание музыкальной фразы, а дети считают фразы. По окончании пес -
ни дети говорят, что в песне 4 фразы. Педагог подчёркивает круговое движение – как прогулку по
саду: зайчик ищет траву, обходя весь сад, и предлагает детям исполнить песню, показывая руками
фразировку, как бы видя перед собой путь зайчика. Дети выполняют задание с педагогом.
2. Педагог обращает внимание детей на мелодию, как она движется.
Для этого предлагает исполнить мелодию на слог-«ля» и показать движение мелодии (звуковысот -
ность) руками. Дети исполняют, а затем проговаривают с педагогом движение мелодии: мелодия
в начале песни стоит на одном звуке на месте, затем поднимается по ступенькам вверх и спускает-
ся вниз и вдруг - подпрыгивает вверх (педагог уточняет: «будто зайчик перепрыгивает через сту -
пеньку») и снова спускается вниз.
3.Педагог предлагает детям «пройти мелодию ногами»: при восходящем движении мелодии -
идти вперёд, а при нисходящем движении - возвращаться спиной. Дети проходят путь зайчика
вместе с педагогом.
4.Дети находят на металлофоне пластинки - звуки соль, ля, си и исполняют песню.
Итог : С помощью образа и движения (прогулка по саду) дети осваивают игру на металлофоне на
трёх звуках «соль», « ля», «си».
6. ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ НА РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО
СЛУХА
1.
ИГРА «МАШИНЫ И СИГНАЛЬЩИКИ»
Цель: Формировать тембровый слух: умение выделять из одновременного звучания нескольких
музыкальных инструментов свой инструмент.
Рекомендации педагогу: Задание можно усложнить, если дети-«машины» не будут видеть свое -
го «сигнальщика», а только слышать.
Оборудование: Маракас, румба, трещётка.
Ход игры: Дети - «машины» делятся на три группы, каждая группа выбирает «сигнальщика», ко-
торый будет руководить движением машин. Дети – «сигнальщики» берут один из предложенных
музыкальных инструментов и играют на нём - подают сигнал для своей группы детей, дети –
«машины» двигаются дробным шагом. Как только сигнальщик перестаёт играть (подавать сигнал к
движению) «машины» должны остановиться. Дети – «машины», выделяют из общего звучания
звуковой сигнал своего «сигнальщика» и двигаются на звучание своего музыкального инструмен -
та.
Итог: Дети овладеют умением выделять из общего звучания нескольких инструментов один
музыкальный инструмент.
2.
ИГРА «ПОСЛУШАЙ И УЗНАЙ»
Цель: Научить детей различать изобразительную окраску звуков, способствовать формированию
слухового внимания.
Рекомендации педагогу: Обратить внимание, что на одном занятии достаточно прослушать два-
три произведения не более, чтобы не перегружать детей.
Оборудование: Музыкальные инструменты: бубенцы, маракас, хохломские ложки, металлофон,
бубен, треугольник, кастаньеты, румба.
Музыкальный репертуар:
«Вальс-шутка» Д.Шостаковича (металлофон);
«Бубенцы» В. Витлина (бубенцы)
«Звенящий треугольник» Р. Рустамова (треугольник);
«Кавалерийская» Д.Б.Кабалевского (ложки);
«Неаполитанская» П.И.Чайковского (кастаньеты);
«Музыкальная табакерка» А. Лядова (металлофон);
«Полька» Д.Шостаковича (румба);
«Азербайджанский танец с бубнами» Р.Рустамова (бубен).
Ход игры:
1.Педагог предлагает послушать произведение и определить, звучание какого инструмента дети
слышат в музыке, какой инструмент хотел изобразить на фортепиано композитор.
2.Ребёнок берёт тот инструмент, который имитировался в данной музыке и ритмически точно ак -
компанирует педагогу.
Итог: У детей сформируются умения определять музыкальные инструменты звучание кото-
рых имитируется в музыке.
7. ИГРА НА РАЗВИТИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХА
1.
ИГРА «ГРОМКАЯ И ТИХАЯ МУЗЫКА»
Цель: Формировать умение различать динамические оттенки музыкальной речи, используя цвето-
вые ощущения.
Рекомендации педагогу:
Музыкальный материал: Любое музыкальное произведение с различными динамическими от-
тенками.
Оборудование: Карточки одного цвета, но различные по цветовой интенсивности (ярко красные,
алые, розовые, бледно - розовые).
Методика проведения: Дети при помощи цветных кружочков формируют цветовую ассоциатив-
ность с динамическими оттенками музыки (громко, не очень громко, тихо, очень тихо).
Ход игры:
1. Педагог раздаёт детям по 4 кружочка одного цвета, но разных по цветовой интенсивности, про -
говаривает с детьми, какого цвета каждый кружок.
2. Педагог объясняет детям, что музыка бывает разных оттенков (громкая, не очень громкая, тихая,
очень тихая)
3. Педагог предлагает детям найти соответствие динамических оттенков цвету:
громкой музыке соответствует ярко красный кружочек;
не очень громкой – алый цвет;
тихой – розовый цвет;
очень тихой – бледно – розовый цвет.
4.Педагог играет музыку, дети внимательно слушают, различают в музыкальном произведении ди-
намические оттенки и выкладывают цветные кружочки, соответствующие оттенкам музыки.
Итог: Дети при помощи цветных кружочков формируют цветовую ассоциативность с динамиче-
скими оттенками музыки (громко, не очень громко, тихо, очень тихо).