Автор: Шиндясова Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад №114 ОАО "РЖД" Населённый пункт: Республика Мордовия, г. Рузаевка Наименование материала: "Конспект занятия" Тема: Конспект занятия "Дымковская игрушка" Раздел: дошкольное образование
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№114 ОАО «РЖД»
Конспект занятия
по лепке «Дымковская игрушка»
старшая группа
Выполнила: Шиндясова И.Н.
Воспитатель ЧДОУ «Детский сад №114 ОАО «РЖД».
Рузаевского муниципального района
Конспект занятия в старшей группе
Тема: Лепка «Дымковская игрушка».
Программное содержание:
Художественно - эстетическое развитие. Формирование элементарных
представлений о видах искусства:
об истории народного промысла Дымка, достижениях народных
мастеров.
Создание условий для приобретения опыта:
восприятия (рассматривания) подлинных предметов народного
декоративно-прикладного искусства
овладения средствами лепки, в том числе овладения способами и
приёмами лепки (из целого куска, моделирования вылепленных форм
кончиками пальцев, сглаживания мест соединения), соединения частей путём
прижимания и примазывания, установления фигуры на ногах.
Обеспечение развития первичных представлений:
о правильной позе и необходимости быть аккуратным при работе за
столом
Социально – коммуникативное развитие.
Обеспечение развития
первичных представлений:
о способах саморегуляции собственных действий.
Создание условий для приобретения опыта:
самостоятельной постановки цели, реализации замысла, отбора
необходимых средств достижения цели, доведения начатого дела до
завершения.
Познавательное развитие Создание условий для приобретения опыта:
самостоятельного осуществления перцептивных (обследовательских)
действий;
классификации и сериации предметов по заданному признаку,
обобщения предметов по выделенным признакам
развития познавательно-исследовательской деятельности, решения
проблемных ситуаций.
Речевое развитие Создание условий для приобретения опыта:
понимания и употребления в собственной речи слов обозначающих
разнообразные свойства и качества предметов
слов — названий обследовательских действий.
Физическое развитие
Создание условий для приобретения опыта:
инициативного, творческого участия в народных подвижных играх.
Интеграция областей : «Художественно - эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально –
коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: ИКТ, CD – проигрыватель, народные игрушки, сундучок;
письмо, схема лепки дымковской игрушки, глина, дощечки для лепки,
влажные и сухие салфетки, фартуки, стеки.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рада всех вас сегодня видеть.
Здравствуйте — желаю вам здоровья!
В слове этом — мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души народной красота!
Воспитатель Дети, вы ничего нового в группе не заметили?(находят в группе
письмо и сундучок)
Воспитатель: Как узнать, откуда письмо?
Воспитатель: Письмо от мастеров из Дымково, в нем загадка:
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки!
А вот какие игрушки отгадайте? -
Весёлая белая глина
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская)
(открывают сундучок)
Воспитатель: Посмотрите, все ли здесь дымковские игрушки? Выберите себе
любую игрушку и сравните ее с дымковской игрушкой. Что общего и чем
отличаются?
Воспитатель
:
Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных игрушек
из Дымково? Тогда прошу вас сесть.
Воспитатель: (показывает презентацию и рассказывает)
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой
речки стоит большое село Слобода Дымково под Вяткой. Вятский край
издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых
народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом.
Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Почему игрушка могла
получить такое название? Игрушку называют «дымковской» по месту её
проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,
видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман
слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась
эта игрушка.
Домов в селе было много. Жили в том селе весёлые и озорные люди.
Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки.
А чтобы получились такие нарядные игрушки, нужно было знать секреты
изготовления. Глину собирали после половодья, смешивали с мелким и
чистым речным песочком. Тогда сделанные из нее игрушки во время обжига
в печи не трескались. Подготовив глину, приступали к лепке. Готовые
фигурки обжигали в русской печке, отчего глина затвердевала. После обжига
фигурки по-прежнему остаются красно-коричневые, как кирпич, по цвету
здешней глины. Дымку обязательно отбеливали – окунали в раствор мела с
молоком, просушивали и только потом раскрашивали.
А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров?
Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое
весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои
весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Готовые
игрушки – яркие, разноцветные, праздничные целыми возами отправляли на
шумные многолюдные ярмарки.. А по имени этого села и игрушки стали
называть дымковскими. Село это славится на весь мир, своей игрушкой
знаменитою.
Воспитатель:
На ярмарке, как известно шум, да веселье. Вот и я хочу
поиграть с вами в русскую народную игру «У дядюшки Трифона».
У дядюшки Трифона было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели, друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
После этих слов водящий делает какое-нибудь движение, а все повторяют это
движение. Водящий выбирает того, кто, по его мнению, лучше всех повторил
движение и задает вопрос: « что ты делал?» Если выбранный дает
правильный ответ, то становится водящим.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите попробовать сделать дымковскую игрушку
лошадку для ярмарки?
Воспитатель: Подумайте, как можно слепить лошадку из целого куска глины?
Какие приемы использовать?
Воспитатель: Ноги и туловище лепим из целого куска глины, ноги разрезаем
при помощи стеки, формируем их. Затем лепиться голова и шея животного, а
ушки защипываем. Дальше примазываем голову и шею к туловищу. А потом
делаем жгут – это грива и хвост, их мы тоже примазываем к фигурке. Вот и
получилась выразительная и красивая лошадка.
Воспитатель: Ребята, как нужно работать с глиной, чтобы рабочее место и
одежда были в порядке?
Воспитатель: А теперь давайте разомнем пальчики
Пальчиковая гимнастика «Дымковские барышни».
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши руки крендельком
Щеки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Воспитатель:
Вот и размяли пальчики, приготовились к работе. А, чтобы
было легко работать, мы будем слушать русскую народную мелодию. (Дети
лепят)
Воспитатель: Не будет скуки, когда заняты руки. Глина какая? (волшебная,
мягкая, податливая, пластичная). В добрых руках превращается в интересные
фигурки (спрашивает, как ты будешь лепить, что будешь лепить сначала,
прибегает к показу, для тех, кто затрудняется).
Воспитатель: Ну, как вы думаете, получилось у нас сделать лошадок как у
дымковских мастеров? Посмотрите на свои игрушки, как вы думаете, что у
вас получилось, а что не очень? (выставляет все игрушки на стол) Какая
игрушка больше всего нравится?
Воспитатель:
«Каков мастер, такова и работа» - так говорили на Руси.
Весёлые, добрые мастера делали эти игрушки. Получились они не похожие
друг на друга. А можно их хоть сейчас все на ярмарку отправить?
Воспитатель: Мы их высушим, побелим, распишем, а тогда уж и на ярмарку.
Спасибо вам, ребята.