Напоминание

"ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"


Автор: Титова Марина Владимировна
Должность: воспитатель общеобразовательной группы
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия№1619 им.М.И.Цветаевой,ДОУ №1256 "Фрайбург"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад





П

СИХОЛОГО

-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ

РАЗВИТИЯ

СЮЖЕТНО

-

РОЛЕВОЙ

ИГРЫ

ДЕТЕЙ

РАННЕГО

ВОЗРАСТА

.
Одним из положений теории психического и личностного развития ребенка в отечественной психологии является признание ведущей роли деятельности в этом развитии. Деятельность обеспечивает связь ребенка с окружающим предметным и социальным миром. "Значение деятельности для психического развития состоит в том, что в ней и через нее ребенок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, причем такое усвоение включает в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей." (Л.А. Венгер) (4) Действие с предметами и игра - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. Игровая деятельность ребенка зарождается и развивается на фоне предметной деятельности, которая занимает ведущее положение в раннем возрасте. Постепенно, к трем годам, начинает оформляться новая линия развития - постижение смысла деятельности взрослых, освоение мотивационно - потребностной сферы деятельности, что вызывает в последующем сюжетно-ролевую игру как ведущий вид деятельности. От специально организованных занятий эта деятельность отличается тем, что она возникает по инициативе самого ребенка. В экспериментальных психолого-педагогических исследованиях детскую игру рассматривали с различных точек зрения. Применительно к младшему дошкольному возрасту исследовали развитие предметных действий в игре, возникновение первичных игровых обобщений, перенос значений с одного предмета на другой, включение в игру предметов заместителей, обобщение и сокращение реальных действий в игровой ситуации, и другие моменты. 1
В той или иной форме эти проблемы нашли отражение почти во всех работах, касающихся развития дошкольника и особенностей его воспитания.Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин - основоположники отечественной детской психологии - разработали теорию дошкольной игры, которую конкретизировали и дополнили как педагоги (А.П. Усова, Ф.И. Фрадкина, Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Е.В. Зворыгина, К.Л. Печора и др.), так и психологи (Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, М.И. Лисина, Л.С. Славина, Л.Н. Галигузова и др.). Под общим психическим развитием ребенка под воздействием игры мы понимаем "возникновение ряда психических новообразований: образного мышления, воображения, ориентации в задачах деятельности" (А.Н. Леонтьев) (18). Л.И. Божович (3) считала систему "Я" и рождаемую ею потребность действовать самостоятельно центральным новообразованием в данном возрасте. Это проявляется в первую очередь, в игре, особенно сюжетно- ролевой. В исследованиях Р.И. Жуковской и Д.В. Менджерицкой игра рассматривается как средство воспитания, через определенное содержание, то есть те явления жизни, которые будут изображаться. По определению Р.И. Жуковской (12)" игра - это самостоятельная деятельность детей, основанная на подражании. Содержание и формы этой деятельности возникают из ре а льных источников, берущих сво е нача ло в о к руж а ю щ е й действительности". Инициатива, проявляемая ребенком во время самостоятельных игр, способствует развитию познавательной активности и творчеству. По определению А.П. Усовой "творческие игры - это такие игры, в которых проявляются образы, содержащие в себе условное преобразование окружающего" (34). 2
Она рассматривала игру как форму организации детской жизни и характеризовала сюжетно-ролевые игры следующим образом: в сюжетно- ролевой игре дети самостоятельно приобретают накопленный человеческий опыт, пользуясь содержанием жизни, в которой они живут. А.П. Усова отмечала, что уже в преддошкольном возрасте возникает сюжетная игра. Хотя сюжеты в возрасте двух - трех лет еще отрывочны, нелогичны и неустойчивы. Д.В. Менджерицкая (6), характеризующая особенности детской игры, отмечала, что с возрастом сглаживаются противоречия между придумыванием сюжета и возможностью его реализации; развитие сюжета идет от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла. "Чтобы направлять игру, необходимо опираться на ее психологию, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творчески созданному ребенком образцу. Основной путь руководства играми - влияние на воображение, чувства, формирование его интересов"." Большей частью дети играют самостоятельно… задача воспитателя в том, чтобы возбуждать активность мысли, организации, поощрять интересную выдумку, но не навязывать детям свои идеи, не фантазировать за них". "В игре раскрываются особенности каждого ребенка". К сожалению, эти рекомендации не были восприняты практикой, в руководстве игрой преобладало обучение. О руководстве игрой детей раннего возраста говорят и другие исследования проведенные совместно с зарубежными авторами. Эти материалы отражены в книге "Внешняя среда и психическое развитие ребенка" (5), в ней говорится о том, что обращения воспитателя к детям в момент игры часто бывает неэффективным. Такими обращениями оказались такие как, речевая констатация деятельности, которая не вызывала ответных действий ребенка, также не всегда эффективными были обращения, направленные на усложнение деятельности детей, которые требуют большого 3
мастерства со стороны воспитателя. При организации деятельности детей 3-го года жизни часто были неэффективными и переключения детей на другой вид деятельности, так как они не всегда совпадали с желаниями ребенка. Зато гораздо меньше неэффективных обращений было при обучении детей и формировании правил поведения. Эти исследования, еще раз убеждают нас в том, что воспитатели не умеют руководить самостоятельной деятельностью детей, следуя от его интересов. Группа авторов во главе с С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова и др. изучала различные аспекты проблемы руководства, развития сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста, ее использование в воспитании и развитии детей. С.Л. Новоселова выделила этапы в развитии игр детей: отобразительный - младенческий возраст; сюжетно- отобразительный - ранний; сюжетно-ролевой - дошкольный. В плане руководства игровой детей раннего возраста отдельными авторами этой группы предполагается комплексный метод руководства игрой, включающий ознакомление с окружающим, обучающие игры, изменение игровой среды, проблемное общение взрослого и ребенка в игре. Содержание, соотношение структурных элементов комплексного подхода должно изменяться в зависимости от возраста, по мнению авторов. Предложенная авторами классификация позволяет сделать вывод о характере игры в раннем дошкольном детстве. Очевидно, отобразительная и сюжетно-отобразительная игра становится возможной и полноценной при условии свободной организации этой сферы деятельности. Ведь коллективные формы руководства не в состоянии предугадать то содержание, которое для каждого конкретного ребенка является наиболее интересным, эмоционально значимым. Следовательно, это содержание ребенок будет стремиться отобразить в игре в первую очередь. 4
Поэтому, для формирования инициативы и самостоятельности в игре Е.В. Зворыгина (23) считает, что при поиске методов формирования игры важно знать специфику игрового действия: оно всегда направленно на достижение определенной цели с учетом игровых условий. По ходу игры ребенок решает ряд игровых задач, в которых он учится ставить цель, учитывать и готовить условия ее достижения, усваивает новые, более сложные способы действия. Все это обеспечивает развитие игровой деятельности. Следовательно, само формирование игры можно рассматривать как предъявление детям усложняющихся игровых задач, подведение их к самостоятельной постановке и самостоятельному решению. Поэтому, Е.В. Зворыгина считает, что необходимо создать особую проблемную игровую ситуацию, то есть поставить детей перед такой игровой задачей, которая им интересна, которую они захотят решать сами. Главное в игровой задаче - воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту. Для достижения выбранной цели ребенок на основе своего жизненного опыта использует в условном плане тот или иной способ действия и средства для его выполнения. Развитие способов решения игровых задач происходит следующем образом: сначала дети овладевают предметно - игровыми действиями с сюжетно - образными игрушками в ситуации подготовленной взрослым. Однако при целенаправленном формировании игровых действий уже в 1 год 4 месяца малыши используют предметы - заместители, с 1 года 7 месяцев - 1 года 9 месяцев - воображаемые предметы, а с 2 лет 7 месяцев активно заменяют хорошо усвоенные действия словом. При этом условия для игры они готовят сами. Овладение средствами замещения оказывает огромное влияние на взаимодействие детей в игре. Дети, усваивающие более сложные способы решения игровых задач, нередко могут играть парами, а иногда и по 3 человека, так как содержание их общения связано с пониманием смысла игровой задачи. 5
Результатом развития игры к концу 3-го года жизни должна стать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшее его действие взрослого, объединяя их в простейший сюжет и беря на себя соответствующую роль. Однако, автор не раскрывает подробно методику использования проблемных ситуаций. К.Л. Печора (24,25) также считает, что в игре у ребенка развивается познавательная активность, самостоятельность, инициатива. "Игра - путь детей к познанию окружающего мира". "Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом он много "экспериментирует", проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышления, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач". Н.М. Аксарина, (1) Ф.И. Фрадкина (35) разработали этапы развития игры детей раннего возраста более подробно. На первом этапе идет воспроизведение разученных действий; перенос действия на новые предметы; отображает отдельные действия; к 2 г. начало сюжетной игры, сюжетная игра, к 3 годам начало ролевой игры. Как отмечает Ф.И. Фрадкина, для раннего возраста характерно в игре наличие зачатков игровой ситуации; далее ребенок берет на себя роль, усложняется структура игровых действий. Таким образом, Ф.И. Фрадкина показала, что основные предпосылки сюжетно-ролевой игры возникают в ходе развития предметной деятельности под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними. Значительным и полным исследованием игры занималась Н.Я. Михайленко (20), которая выделяет следующую структуру игры: сюжет, игровые действия, роль, результат. Н.Я. Михайленко на основе выделения основных структурных элементов игры ставила задачу установить значение элементов, трудность освоения детьми данных элементов игры. В своем эксперименте она использовала совместные специально организованные взрослыми игры. 6
Но, к сожалению, в этом исследовании не выделен ряд вопросов, в частности как должно происходить формирование и руководство свободной, инициативной игрой. Благодаря активности в игровой деятельности младшие дошкольники могут длительно заниматься игрушками, если обнаруживают в них свойства, вызывающие эмоционально-положительное отношение, возможность производить игровые действия с игрушкой самостоятельно, делая собственные маленькие открытия (Л.Н. Павлова). Данное положение важно учитывать при организации предметно- игровой среды, приняв во внимание еще одну педагогическую рекомендацию автора. Л.Н. Павлова (22) утверждает, что ребенок будет активен в игровой деятельности при условии, если новизна не просто вносится извне, а является результатом ориентировочно-исследовательских действий самого ребенка. Педагогические условия для развития инициативной сюжетно-ролевой игры детей - это есть особо организованная игровая среда, то есть среда, состоящая из индивидуальных игровых наборов, изменяющихся по мере развития игры, включающих все виды игрушек и бросовый материал; индивидуальный эмоционально-положительный психологический контакт взрослого с ребенком. Педагогическими средствами являются: изменение характера руководства игрой со стороны взрослого; руководство должно быть индивидуальным, деликатным, опираться на индивидуальные особенности, содержание игр ребенка, включать моменты развития целеполагания с помощью решения игровых задач; использование разнообразных игровых ситуаций. А.Д. Кошелева (15) изучала условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни. Было установлено, что дети этого возраста способны освоить высокий уровень игровой деятельности при условии, если 7
взрослый участвует в игре детей, последовательно усложняет руководство игрой, направленное на развитие содержания игр. Эмоциональность взрослого имеет большое значение для развития сюжетно-ролевой игры, для формирования самостоятельной игры. Не обязательно давать сюжет, содержание игры, важнее поддержать инициативу ребенка, "заразить" ребенка его содержанием, показать самоценность того, что делает сам ребенок. Л.М. Галигузова (8), характеризуя сюжетную игру детей раннего возраста, называет ее "процессуальной". В отношении третьего года жизни автор предлагает учитывать в руководстве следующие моменты: заинтересованность игрой; драматизировать знакомые стихотворения; участвовать в игре; учить планировать; прием использования цепочки действий в совместной игре с ребенком. В современных исследованиях особенностей игровой деятельности, которыми занималась Е. Смирнова (30), говорится о том, что в игре детей происходят изменения. Воспитатели детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. Основная причина, как считают взрослые, - это недостаток времени, основная часть, которого заполнена занятиями. В результате у детей остается очень мало времени, которое они могут использовать на содержательную и свободную игру. Эти данные подтверждаются и в статье В. Абраменковой (1), где приводятся данные опроса детей об их любимых играх. И к сожалению 5% детей 4-6 лет не могли назвать игру, 4% называли компьютерные игры, четверть детей вместо игры назвали игрушки, которыми они просто манипулировали. Таким образом, в настоящее время, благодаря педагогическим исследованиям, хорошо изучена структура сюжетно-ролевой игры, особенности игры в раннем возрасте, в том числе и на третьем году жизни. Разными авторами предлагаются несколько различные методы и приемы руководства игрой, среди которых участие взрослого в совместной игре с ребенком является ведущим приемом. 8
Такое участие необходимо, но оно должно учитывать интересы и индивидуальные особенности каждого ребенка. проявления инициативы в игре считается, когда ребенок сам организует игру, ставит проблемы и их решает. Детям могут быть предложены следующие ситуации: 1. "Купание куклы" оборудование: ванна, кукла, кубик, кирпичик, баночка из-под шампуня, лист бумаги. Предполагаемые ситуации: проблемная - кукла грязная, кукла мокрая; конфликтная - плачет, мыло в глаза попало; голову мыть не хочет; напряженная - кукла хочет игрушку помыть. Скорей, пока вода не остыла; 2. "Мишка заболел" оборудование: стетоскоп, шприц, порванная бумага, пузырек, палочка, мишка, тряпочки. Предполагаемые ситуации: проблемная - мишка заболел, горлышко болит…; конфликтная - плачет, не хочет укол делать; напряженная - мишка хочет витаминку. Скорей уже ротик открыл; 3. "Ремонт машины" оборудование: машинки, трубочки от сока, палочки, игрушка - пассажир, строительный материал. Предполагаемые ситуации: проблемная - машина сломалась; кончился бензин; пассажиру негде сесть; конфликтная - две машины на одной заправке, хотят быть первыми; напряженная - скорая помощь едет к больному медвежонку. Случилась 9
авария, прокололи колесо; 4. "Катя готовит обед" оборудование: кастрюля, чашки, тарелки, кубики, шарики, порезанные цветные полоски бумаги, палочки, ложки, тряпочки, кукла Катя; Предполагаемые ситуации: проблемная - кастрюля горячая; разлилось; посуда грязная; конфликтная - Катя плачет, пальчик обожгла; напряженная - гости пришли, а обед не готов, стол не накрыт; 5. "Кукла в парикмахерской" оборудование: ножницы, пузырьки, палочки, цилиндры, кубики, 2 куклы, зеркало, фартук, посуда для инструмента; проблемная - кукла хочет сделать прическу; конфликтная - пришла подружка и плачет. Голову испачкала; отобрала ножницы; напряженная - кукла хочет писать; 6. "Зайка хочет спать" оборудование: коробка, простынка, одеяло, подушка, кирпичик, чашка, лейка проблемная - зайка устал; нет кроватки; конфликтная - плачет, спать хочет; напряженная - никак не засыпает. Скорей, он хочет попить. В начале каждого эксперимента ребенку предлагалось поиграть в подобранные игрушки. Если ребенок не мог самостоятельно начать игру, то педагог предлагал тему и просил подобрать нужные игрушки. Проблемные ситуации предъявлялись исходя из складывающейся игры в трех вариантах. Количество игрушек продумано так, чтобы ребенок использовал предметы заместители, воображаемые действия и ситуации. 10

С

ПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В. В мире детских игр. // Воспитание школьников, 2001 г. № 7 - С.16-19 2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977 г. 3. Богоявленская Д.Б., Петухова И.А. Умственные способности, как компонент интеллектуальной активности. - В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности - М., 1979 г. - С.155 - 161 4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред.Д.И. Фельдштейна - М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1995 г. 5. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. // Спецкурс: Воспитание детей в игре. - М.: Ассоциация "Проф. Образование", 1994г. 6. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. / Под ред. Р.В. Танковой-Ямпольской (СССР), Е. Шмидт-Кольмер (ГДР.), Э. Хабинаковой (ЧССР) - М: Медицина, 1984 г. 7. Воспитание детей в игре / Сост.А.К. Бондаренко, А.И. Матусик; под ред. Д.В. Менджерицкой - М.: Просвещение, 1979 г. 8. Выгодский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991 г. 9. Галигузова Л. Ранний возраст: развитие процессуальной игры // Дошкольное воспитание, 1993 г. № 4 - С.41-47 10. Година Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений // Нравственное воспитание дошкольников. Под ред.В.Г. Нечаевой - М.: Педагогика, 1971 г. 11. Елисеева З.В. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в семье: Автореферат диссертации канд. пед. наук - М., 1998 г. 12. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание, 2002 г. №4 - С.2-6 11
13. Жуковская Р.И. Руководство творческими играми дошкольников - М.: изд-во академии пед. наук, 1953 г. 14. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей - М.: Просвещение, 1988 г. 15. Зеньковский В.В. Психология детства - М.: Академия, 1995 г. 16. Кошелева А.Д. Условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов - М.: НИИ общей педагогики АПНСССР, 1978 г. - С.64-70. 17. Кошелева А.Д., Свердлова Г. Маленькие неудачники. Почему они такие? // Дошкольное воспитание, 1996 г. № 2 - С.23-25 18. Краткий психологический словарь / Под ред. Л.А. Карпенко; под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1998 г. 19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения - М., 1983 г. 20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред.А.Г. Рузской- М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1997 г. 21. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре. // Дошкольное воспитание, 1993 г. № 3 - С.6-15 22. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000 г. - 2-е изд. 23. Павлова Л.Н. Раннее детство: у истоков развития личности // Дошкольное воспитание, 1999 г. № 11 - С.94-96 24. Педагогика раннего возраста: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др.; под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. - М: Издательский центр "Академия", 1998 г. 25. Печора К.Л. Развитие и воспитание ребенка второго года жизни - М: Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения 12
Министерства здравоохранения СССР, 1979 г. 26. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный изд. центр "Владос", 2002 г. 27. П од д ь я ко в Н . Н . М ы ш л е н и е д о ш ко л ь н и ко в в п р о ц е с с е экспериментирования // Вопросы психологии, 1996 г., №4 - С.12-15 28. Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации. // Вопрсы психологии, 2000 г. № 4 - С.9-15 29. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева, 2-е изд. - М: Издательский центр "Академия", 1998 г. 30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1979 г. 31. Смирнова Е. Современный дошкольник - особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание, 2002 г. №4 - С.70-73 32. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и ВУЗов - М.: Школа - Пресс, 1997 г. 33. Советский энциклопедический словарь / Под ред.А.М. Прохорова - М.: Советская энциклопедия, 1983 г. 34. Справочник по психологии и психиатрии детей и подростков / Под ред.Ф.Ю. Изиркина - М.: Питер, 1999 г. 35. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей - М.: Просвещение, 1976 г. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980 гг. / Под ред.И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис - М: изд-во Московского университета, 1981 г. 36. Фрадкина А.Д. Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства. // В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой - М.: Просвещение, 1966 г. 37. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования - М: Педагогическое общество России, 1998 г. 13
38. Щербакова Е., Голицын В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1991 г. №10 - С.56-58 39. Эльконин Д.Б. Психология игры - 2-е изд-во - М.: Гуманитарный изд. центр "Владос", 1999 г. 14


В раздел образования