Напоминание

Развитие коммуникативных способностей средствами эмоциональной выразительности


Автор: Лобачева Ольга Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 134
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие коммуникативных способностей средствами эмоциональной выразительности
Раздел: дошкольное образование





Назад





Визитная карточка
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 134» г. Дзержинск Нижегородская область Должность: педагог-психолог Образование: высшее Педагогический стаж работы – 20 лет Стаж работы в должности – 13 лет Квалификационная категория: II категория

Развитие коммуникативных способностей

средствами эмоциональной

выразительности

«Вести ребенка в мир человеческих отношений – одна из

важнейших задач воспитания личности ребенка

дошкольного возраста»

В.А.Сухомлинский


Актуальность
• объективный рост внешних факторов: темп, насыщенность жизни событиями, напряженность • однобокость развития ребенка: одностороннее «взращивание» интеллекта • отчужденность людей друг от друга: разрушение дворовой субкультуры • дефицит общения • чрезмерная занятость родителей: напряжение, стрессы • равнодушие к чувствам и поступкам других людей

Теоретическое обоснование
• Т. Шибутани: «Отсутствие опыта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей». • Д.Б. Эльконин: «Эмоционально-положительный фон вокруг ребенка - фактор благополучного психического и физического развития». • Л.С. Выготский: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать». • Изучение ценностных ориентаций дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной. Изучению совместной деятельности детей и влияния ее на взаимопонимание посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П. Бухтиарова.

НОВИЗНА
Новизна опыта состоит в оптимальном комбинировании известных методов и приёмов при разработке занятий, консультаций и различных мероприятий; в использовании песочной терапии, сказкотерапии; по-новому рассматривается степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы детей, формированию коммуникативных способностей в процессе специально организованных занятий, а также в повседневной деятельности.

Цели и задачи

Цель - создание условий для:
• повышения осознанности ребенком своих эмоциональных проявлений и умения их контролировать; • развития общения детей со сверстниками, воспитания нравственных чувств и приобретения необходимых жизненных навыков.
Задачи:
1. Использовать систему развивающих занятий с детьми, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у детей. 2. Обучать педагогов методам и приемам психогимнастики, использованию дидактических пособий для расширения «банка эмоций» дошкольников и создания благоприятной среды в группе. 3. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков детей.

Этапы работы


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
• анкетирование родителей «Выявление эмоционально неблагополучных детей» • анкетирование воспитателей; • наблюдение за дошкольниками в разных видах деятельности; • использование диагностического инструментария для выявления уровня развития эмоциональной сферы.

Диагностический инструментарий
• Детский тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. • Диагностика эмоциональной сферы методика В.М. Минаевой. • Проективная методика исследования личности «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич. • Анкетный метод оценки эмоциональной и нервно-психической сферы детей. • Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи», • «Нарисуй человека, которого ты любишь больше всего». • Графическая методика «Кактус» Панфиловой М.К. и т.д. • Наблюдение • Анкетирование

тест 1

тест 2

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50
Показатели на 2012-2013 гг.
тревожность

агрессивность

эмоционально благо-

получные дети

низкий

средний

высокий
Тест 1: Исследование личностных качеств («Несуществующее животное») Тест2: «Анализ развития коммуникативных навыков в общении»

Основные формы работы
коммуникативные игры песочная терапия психогимнастические разрешение сюжетно-ролевых ситуаций
свободное и тематическое рисование подвижные игры прослушивание музыкальных театрализованная деятельность игры и упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера
Умение видеть, слышать, ощущать, воспринимать и принимать себя в целом. Знакомство со своими индивидуальными особенностями, отличиями и возможностями.
Раздел 1.
Умение видеть, слышать, воспринимать других.
Раздел 2.
Развитие коммуникативных способностей.
Раздел 3.

Раздел 4.
Овладение своими психологическими состояниями, доступными возрасту навыками когнитивного контроля, релаксации, элементами аутотренинга; умение адаптироваться к критическим ситуациям.
Программа включает в себя 4 основных раздела, направленных на

формирование у дошкольников позитивного отношения к самому

себе, своим сверстникам, овладение своими психологическими

состояниями, развитие различных коммуникативных способностей.


Релаксация:
Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя. Использование в работе с детьми релаксационных упражнений помогает решить следующие задачи: • формирование положительных эмоций и чувств • умение настраиваться на предстоящую работу, успокаиваться, снимать эмоциональное напряжение.

Повышению качества работы по развитию эмоций способствует рациональная организация развивающей среды в группах и кабинете педагога-психолога, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов, позволяющая варьировать формы и способы организации жизнедеятельности


тест 1

тест 2

0

10

20

30

40

50

60

70
Показатели на 2014-2015 гг.
тревожность

агрессивность

эмоционально

благополучные дети

низкий

средний

высокий
Тест 1: Исследование личностных качеств («несуществующее животное») Тест2: «Анализ развития коммуникативных навыков в общении »

Перспективы и возможности

использования опыта
• Продолжить работу по формированию адекватного эмоционального поведения воспитанников в коллективе; • Внедрение инновационной работы для усовершенствования работы; • Включать упражнения по развитию методов саморегуляции и самосознания в любые занятия в качестве физкультминуток, а также использовать в свободной деятельности детей. • Осуществление координации работы специалистов по оптимизации данной технологии.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний,

умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими, и в

социальной адаптации детей.


Литература
• Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. 2005 • М.А. Панфилова Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002 • Запорожец А. В., Неверович Я. 3., Кошелева А. Д. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М., 1986. • Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995. • Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. – М., 1996. – 160с. • Калинина Р. Р. Психолого–педагогическая диагностика в детском саду. – СПб., 2003. – 144с. • Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. • Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. • Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. - М.,1997. – 384с. • Смирнова Е. О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. • Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000. – 287с. • Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. • Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. • Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007
.
• Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000. • Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, 2001. • Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000. • Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010. • Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001.


В раздел образования