Развитие коммуникативных способностей средствами эмоциональной выразительности
Автор: Лобачева Ольга Викторовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 134 Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Развитие коммуникативных способностей средствами эмоциональной выразительности Раздел: дошкольное образование
Визитная карточка
Место работы:
МБДОУ «Детский сад № 134»
г. Дзержинск Нижегородская область
Должность: педагог-психолог
Образование: высшее
Педагогический стаж работы – 20 лет
Стаж работы в должности – 13 лет
Квалификационная категория: II категория
Развитие коммуникативных способностей
средствами эмоциональной
выразительности
«Вести ребенка в мир человеческих отношений – одна из
важнейших задач воспитания личности ребенка
дошкольного возраста»
В.А.Сухомлинский
Актуальность
•
объективный рост внешних факторов: темп, насыщенность
жизни событиями, напряженность
•
однобокость развития ребенка: одностороннее «взращивание»
интеллекта
•
отчужденность людей друг от друга: разрушение дворовой
субкультуры
•
дефицит общения
•
чрезмерная занятость родителей: напряжение, стрессы
•
равнодушие к чувствам и поступкам других людей
Теоретическое обоснование
•
Т. Шибутани: «Отсутствие опыта общения ребенка со сверстниками,
притупляет способность понимать других людей».
•
Д.Б. Эльконин: «Эмоционально-положительный фон вокруг ребенка -
фактор благополучного психического и физического развития».
•
Л.С. Выготский: «Почему-то в нашем обществе сложился
односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все
понимают одарённость и талантливость применительно к
интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и
талантливо чувствовать».
•
Изучение ценностных ориентаций дошкольников, особенностей их
взаимных оценок и самооценок проводилось в исследованиях Репиной,
Горяйновой, Стеркиной. Изучению совместной деятельности детей и
влияния ее на взаимопонимание посвятили свои работы
Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П. Бухтиарова.
НОВИЗНА
Новизна опыта состоит в оптимальном комбинировании известных
методов и приёмов при разработке занятий, консультаций и различных
мероприятий; в использовании песочной терапии, сказкотерапии;
по-новому рассматривается степень их воздействия на создание интереса к
развитию эмоциональной сферы детей, формированию коммуникативных
способностей в процессе специально организованных занятий, а также в
повседневной деятельности.
Цели и задачи
Цель - создание условий для:
•
повышения осознанности ребенком своих эмоциональных проявлений и умения их
контролировать;
•
развития общения детей со сверстниками, воспитания нравственных чувств и
приобретения необходимых жизненных навыков.
Задачи:
1.
Использовать систему развивающих занятий с детьми, направленных на развитие
эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у детей.
2.
Обучать педагогов методам и приемам психогимнастики, использованию
дидактических пособий для расширения «банка эмоций» дошкольников и создания
благоприятной среды в группе.
3.
Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах
развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков детей.
Этапы работы
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
•
анкетирование родителей «Выявление
эмоционально неблагополучных детей»
•
анкетирование воспитателей;
•
наблюдение за дошкольниками в разных
видах деятельности;
•
использование диагностического
инструментария для выявления уровня
развития эмоциональной сферы.
Диагностический инструментарий
•
Детский тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки,
В. Амен.
•
Диагностика эмоциональной сферы методика
В.М. Минаевой.
•
Проективная методика исследования личности
«Несуществующее животное» М.3. Друкаревич.
•
Анкетный метод оценки эмоциональной и
нервно-психической сферы детей.
•
Проективные рисуночные методики «Рисунок
семьи»,
•
«Нарисуй человека, которого ты любишь больше
всего».
•
Графическая методика «Кактус» Панфиловой
М.К. и т.д.
•
Наблюдение
•
Анкетирование
тест 1
тест 2
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
Показатели на 2012-2013 гг.
тревожность
агрессивность
эмоционально благо-
получные дети
низкий
средний
высокий
Тест 1: Исследование личностных качеств («Несуществующее животное»)
Тест2: «Анализ развития коммуникативных навыков в общении»
Основные формы работы
коммуникативные игры
песочная терапия
психогимнастические
разрешение сюжетно-ролевых ситуаций
свободное и тематическое рисование
подвижные игры
прослушивание музыкальных
театрализованная деятельность
игры и упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера
Умение видеть, слышать, ощущать, воспринимать и принимать себя в целом. Знакомство со своими индивидуальными особенностями, отличиями и возможностями.
Раздел 1.
Умение видеть, слышать, воспринимать других.
Раздел 2.
Развитие коммуникативных способностей.
Раздел 3.
Раздел 4.
Овладение своими психологическими состояниями, доступными возрасту навыками когнитивного контроля, релаксации, элементами аутотренинга;
умение адаптироваться к критическим ситуациям.
Программа включает в себя 4 основных раздела, направленных на
формирование у дошкольников позитивного отношения к самому
себе, своим сверстникам, овладение своими психологическими
состояниями, развитие различных коммуникативных способностей.
Релаксация:
Целью проведения релаксации является
способствование снятия у детей
внутреннего мышечного напряжения,
приведению нервной системы и психики
дошкольников в нормальное состояние
покоя.
Использование в работе с детьми
релаксационных упражнений помогает
решить следующие задачи:
•
формирование положительных эмоций
и чувств
•
умение настраиваться на
предстоящую работу, успокаиваться,
снимать эмоциональное напряжение.
Повышению качества работы
по развитию эмоций
способствует рациональная
организация развивающей
среды в группах и кабинете
педагога-психолога, создающая
условия для совместной
деятельности детей и
педагогов, позволяющая
варьировать формы и способы
организации
жизнедеятельности
тест 1
тест 2
0
10
20
30
40
50
60
70
Показатели на 2014-2015 гг.
тревожность
агрессивность
эмоционально
благополучные дети
низкий
средний
высокий
Тест 1: Исследование личностных качеств («несуществующее животное»)
Тест2: «Анализ развития коммуникативных навыков в общении »
Перспективы и возможности
использования опыта
•
Продолжить работу по формированию адекватного
эмоционального поведения воспитанников в коллективе;
•
Внедрение инновационной работы для
усовершенствования работы;
•
Включать упражнения по развитию методов
саморегуляции и самосознания в любые занятия в
качестве физкультминуток, а также использовать в
свободной деятельности детей.
•
Осуществление координации работы специалистов по
оптимизации данной технологии.
Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний,
умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими, и в
социальной адаптации детей.
Литература
•
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного
возраста. – М. 2005
•
М.А. Панфилова Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002
•
Запорожец А. В., Неверович Я. 3., Кошелева А. Д. и др. Развитие социальных эмоций у детей
дошкольного возраста. - М., 1986.
•
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.
•
Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. – М., 1996. – 160с.
•
Калинина Р. Р. Психолого–педагогическая диагностика в детском саду. – СПб., 2003. – 144с.
•
Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений.
•
Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.
•
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. - М.,1997. – 384с.
•
Смирнова Е. О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников.
•
Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000. – 287с.
•
Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье.
•
Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников.
•
Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе
социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007 .
•
Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
•
Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, 2001.
•
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000.
•
Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
•
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001.