Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему: "Насекомые"
Автор: Козина Анастасия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №36" Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему: "Насекомые" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему:
"Насекомые"
Цель: сформировать у детей представления о насекомых.
Задачи :
Образовательные: обобщать и расширять знания детей о насекомых; вводить
в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»; продолжать
упражнять в составлении предложений разных конструкций с
использованием союза потому – что; называть слова-действия,
существительные во множественном числе; закрепить умение образовывать
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Развивающие: развивать мыслительную активность; развивать словесно-
логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные
связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с
обоснованием своего ответа; развивать внимание, память, речь.
Воспитательные: воспитывать потребность в общении с природой, любовь
и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка,
пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), полянка с
цветками, мелкие картинки насекомых, картинки к игре «четвертый
лишний», картинка бабочки к игре «собери из частей целое», цветок,
конверты с заданиями, паук.
Ход занятия:
1.Кинесиологическое упражнение «Перекрестные шаги»
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной
полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом
Мы шагаем, не скучаем, все преграды преодолеваем. (шагают)
Преодолеваем кочки, (прыгают с кочки на кочку)
Корявые пенечки, (идут высоко поднимая колени)
Все преграды мы прошли и на поляну пришли».
2.Организационный момент.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы
и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке
никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук
заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
(Задания в маленьких, конвертика их шесть)
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только
письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы
попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
3.Введение в тему.
Воспитатель:
- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?
Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель:
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся
в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились
в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые,
садитесь. А вот и первое задание от паука: Открывает первый конверт
«Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
1. Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и
выставляют на фланелеграф.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. ( муравей).
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. ( Божья коровка).
Воспитатель:
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Молодцы все загадки отгадали, пойдем дальше. Открывает следующий
конверт
2. (конвертик) Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом
«потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь
лишняя и почему вы так думаете?
Лишний предмет в зависимости от картинки
Лишний (мячик) почему потоу что это игрушки……….
Лишняя. (машина) это транспорт……….
Лишняя. (цветок) это цветы………
3. Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей-муравьишка
Стрекоза-стрекозка
Муха-мушка
Гусеица – гусеничка
Сороконожка - сороконожечка
Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
( дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен
( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу
( дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
( трясут другой ногой).
И потопаю потом
( дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
- Пойдем дальше насекомые ждут нашей помощи.
Дети садятся возле доски. На доске расположена картинка «Бабочка».
4. (конвертик) Игра «Собери из частей целое Бабочку» что есть у бабочке
(туловище, крылья, голова, усики, лапки)
5. (конвертик) Игра: «Закончи предложение»-правильно подобрать слова, я
начну а вы продолжите.
Жук большой ,а комар……..маленький
Бабочка летает ,а гусеница……ползает
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….в муравейнике
У птиц две лапки ,а у насекомых……шесть
Божья коровка маленькая, а улитка …большая
Пчёлы из нектара делают…мёд
У жука крылья короткие, а у стрекозы…длинные
6. (конвертик) Игра «Кто что делает?»
Какие насекомые жужжат? (жуки, пчелы, осы, мухи, стрекозы)
Пищат? (комар)
Стрекочут? (кузнечики, сверчки)
Какой звук издает бабочка? (никакой)
Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все
молодцы, что помогли насекомым. Вы добрые и заботливые ребята, только не
забывайте, насекомых нельзя обижать, ими можно любоваться, наблюдать,
как они трудятся! Оберегая их, мы оберегаем природу! Насекомые вас всех
благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-картинки и размещают их на полянке на цветок.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи
и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы
и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам
пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в
детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова:
- Закройте глаза и повторяйте за мной. Ты цветочек, помоги и в детей нас
преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми?
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых
в кого вы бы хотели превратиться и почему?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Вы все сегодня были молодцы!