"Новый подход к поддержке детской инициативы в условиях ФГОС дошкольного образования"
Автор: Шайдурова Валентина Николаевна Должность: музыкальный руководитель, студентка Учебное заведение: Бурятский государственный университет Населённый пункт: г. Улан -Удэ, Республика Бурятия Наименование материала: статья Тема: "Новый подход к поддержке детской инициативы в условиях ФГОС дошкольного образования" Раздел: дошкольное образование
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития инициативы
в условиях ФГОС
детей дошкольного возраста. Автор считает, что самым действенными факторами нового
подхода к поддержке детской инициативы дошкольников является развивающее общение
и игровая
деятельность.
Она,
в свою
очередь,
должна
быть
мотивирована,
иметь
творческий характер и оптимальный для исполнителя уровень трудности.
Ключевые
слова:
дошкольный
возраст,
деятельность,
развитие,
инициатива,
методы, педагогическое общение
Преобразования, происходящие в настоящее время в жизни нашего общества, в
полной
мере
распространяются
на
систему
дошкольного
образования.
Современное
общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, что обуславливает
определенные требования к деятельности дошкольных образовательных учреждений. На
первый план выдвинута развивающая функция образования, ориентирующая воспитателя
на установление равновесия между свободным развитием ребенка как подрастающего
субъекта деятельности и педагогическим руководством этим развитием.
Акцентирование
внимания
педагогов
и
родителей
на
воспитании
у
детей
инициативы
определяется
стилем
современной
жизни,
изменением
взглядов
на
социальную
и
интеллектуальную
активность
личности.
Уровнем
сформированности
интеллектуальных способностей в дошкольном и школьном возрасте в дальнейшем во
многом определяется возможность человека ориентироваться в стремительном потоке
информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.
На
этапе
завершения
дошкольного
образования
целевыми
ориентирами,
определенными
ФГОС,
предусматриваются
следующие
возрастные
характеристики
возможности детей:
ребенок
овладевает
основными
культурными
способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности
-
игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности,
конструировании;
способен
выбирать
себе
род
занятий,
участников по совместной деятельности.
ребенок
обладает
развитым
воображением,
которое
реализуется в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной,
лепке, аппликации, в сюжетно-ролевых, театрализованных играх;
ребенок
активно
взаимодействует
со
сверстниками
и
взрослыми, участвует в совместной деятельности;
ребенок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, умеет подчиняться правилам и социальным
нормам;
ребенок
проявляет
любознательность,
задает
вопросы
взрослым
и
сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается
самостоятельно
придумывать
объяснения
явлениям
природы
и
поступкам; склонен наблюдать, экспериментировать.
По
данным
ученых
дошкольный
возраст
является
самым
продуктивным
периодом для развития инициативы и самостоятельности детей. И одна из важнейших
задач ДОУ - создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-
педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.
В целом это означает, что при столкновении с препятствием в достижении цели
или при обнаружении дефицита в знаниях, ребенок не останавливает свою деятельность, а
ищет возможности преодоления преграды или незнания. Такое поведение невозможно без
инициативности как черты личности.
В литературе сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и
ответственности
дошкольников:
самостоятельность
–
обобщенное
свойство
личности,
проявляющееся
в
инициативности,
критичности,
адекватной
самооценке
и
чувстве
личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность
–
частный
случай
самостоятельности,
стремление
к
инициативе,
изменение
форм
деятельности
или
уклада
жизни.
Это
мотивационное
качество,
рассматривается
и
как
волевая
характеристика
поведения
человека.
По
определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива — (от латинского
initium — начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым
формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. В
«Справочнике
по
психологии
и
психиатрии
детей
и
подростков»
инициативность
определяется,
как
«характеристика
деятельности,
поведения
и
личности
человека,
означающая
способность
действовать
по
внутреннему
побуждению,
в
отличие
от
реактивности — поведении, осуществляемом на внешние стимулы.
Инициатива – это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в
соответствии с собственным замыслом. Мы опираемся в таком определении на работы
Л.С. Выготского о детском воображении, В.А.Петровского о неадаптивной активности и
находим подтверждение в трудах Э.Эриксона и Е.О.Смирновой о задачах дошкольного
возраста.
Инициативное
действие
всегда
осознанно,
целенаправленно
и
учитывает
социальные рамки.
Н.А. Короткова и П.Г. Нежнова «Оценка развития детей на основе наблюдений в
свободной
самостоятельной
деятельности
по
сферам
инициатив»
рассматривают
становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста. Они выделяют 4
сферы инициатив:
- творческая
- целеполагания и волевого усилия
- коммуникативная
- познавательная.
Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива» Под
творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как
основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:
1-й уровень. Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных
действий
(роль
в
действии),
содержание
которых
зависит
от
наличной
игровой
обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет
разными
игровыми
значениями;
с
энтузиазмом
многократно
воспроизводит
понравившееся
условное
игровое
действие
(цепочку
действий)
с
незначительными
вариациями.
2-й уровень. Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я -
шофер»
и
т.п.);
активно
ищет
или
видоизменяет
имеющуюся
игровую
обстановку;
принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды
(в
рамках
привычных
последовательностей
событий),
активно
используя
не
только
условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры
может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не
заботясь об их связности.
3-й
уровень.
Имеет
разнообразные
игровые
замыслы;
активно
создает
предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные
сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом
осознанно
использовать
смену
ролей;
замысел
также
имеет
тенденцию
воплощаться
преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете
воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в
сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.
Итак,
для
инициативной
личности
характерно:
произвольность
поведения;
самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах
деятельности;
стремление
к
самореализации;
общительность;
творческий
подход
к
деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.
Что обеспечивает становление способности к таким действиям у дошкольников?
В соответствии с базовыми положениями психологии формирование ключевых
возрастных новообразований дошкольного возраста обнаруживается в игре.
Чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая
деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
По мнению исследователей (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин)
разные виды деятельности, являются главными факторами формирования инициативности
как
личностного
качества.
Каждая
деятельность
оказывает
своеобразное
влияние
на
развитие
разных
компонентов
самостоятельности.
Так,
игра
способствует
развитию
активности
и
инициативы,
в
трудовой
деятельности
заложены
благоприятные
возможности
для
формирования
целенаправленности
и
осознанности
действий,
настойчивости
в
достижении
результата,
в
продуктивных
видах
деятельности
формируются
независимость
ребенка
от
взрослого,
стремление
к
поиску
адекватных
средств
самовыражения.
Постепенно
самостоятельность
репродуктивного
характера
сменяется
на
инициативность
с
элементами
творчества,
повышается
уровень
осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида
деятельности.
Игра
—
пространство,
где
все
характеристики
инициативного
действия
присутствуют
как
бы
естественным
образом.
В
игровой
деятельности
ребенок
без
напряжения преодолевает наличную ситуацию в воображаемой ситуации, он легко создает
замысел и реализует его.
Благодаря воображению появляются новые сюжеты, герои и свойства героев.
Пространство преображается в соответствии с замыслом. Предметы преобразуются в то,
что необходимо, независимо от их реальных характеристик. В игре появляются правила,
которые
вначале
обсуждаются,
а
затем
регулируют
действия
участников.
При
полноценной игре, дошкольник имеет опыт замысливания, произвольного поведения и
опыт преодоления наличной ситуации.
Таким
образом,
инициативность
должна
быть
напрямую
связана
с
уровнем
развития
игры.
И
развернутая
игра
сама
по
себе
обеспечивает
все
необходимые
предпосылки для формирования учебной самостоятельности в школе.
Для
становления
инициативности
необходимо
не
только
развитие
игровой
деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в
игре способностей в другие виды деятельности. К таким условиям относится:
опыт удивления, обнаружения своего интереса,
опыт пробы своего действия в социально заданных рамках,
социальная поддержка достижений.
При
создании
таких
условий
в
сочетании
с
эффективным
применением
различных пед.технологий, таких как.
организация игры с неоформленным материалом,
метод проектов как организация жизни группы, исходя из детских интересов
и вопросов,
особо
организованная
среда
группы
—
мобильная,
гибкая,
способная
меняться в соответствии с детским замыслом -
можно
ожидать проявления инициативы в
познавательной деятельности к
концу дошкольного возраста
Необходимым
условием
развитием
инициативного
поведения
является
воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое
общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности
деятельности,
станет
условием
полноценного
развития
позитивной
свободы
и
инициативности
ребенка.
Важно
наличие
партнерской
позиции
взрослого,
взаимное
уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому
ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует,
и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда
дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают
ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными
интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.
Задача воспитателя – создание
ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на
поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на
помощь
ребенку,
лучше
дать
совет,
задать
наводящие
вопросы,
активизировать
имеющийся
у
ребенка
прошлый
опыт,
нацеливать
на
поиск
нескольких
вариантов
решения,
тем
самым
вызывать
у
детей
чувство
радости
и
гордости
от
успешных
инициативных
действий.Это
могут
быть проблемные
ситуации
и
предметы,
побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки,
письма.
Итак,
описанные
условия
позволяют
формировать
инициативность
как
образовательный результат дошкольной ступени. Возможно ли создание таких условий в
обычном, типовом детском саду? Очевидно, что критически важным фактором в создании
таких
условий
в
учреждении
является
позиция
взрослого:
воспитателя
или
узкого
специалиста. Поэтому так велико значение качественной подготовки и переподготовки
педагогов-дошкольников.
Необходимые
для
развития
детской
инициативности
компетентности и ценности воспитателя можно разделить на три блока.
1. Игровая компетентность
Взрослый должен уметь играть сам и получать удовольствие от игры, уметь
создать условия для детской игры, уметь включиться в игровую деятельность детей для ее
фасилитации, уметь наблюдать за свободной игрой детей и оценивать уровень развития
игровых способностей.
2. Работа с интересами ребенка
Взрослый умеет удивляться и удивлять, умеет услышать и поддержать детское
любопытство,
способен
изменить
образовательную
деятельность
так,
чтобы
она
способствовала поиску ответов на детские вопросы, гибок в отношении планов дня и
организации
конкретной
познавательной
деятельности,
способен
предъявить
детский
интерес родителям и включить их в работу, умеет оформить результаты.
3. Управление предметно-развивающей средой группы
Взрослый умеет преобразовывать пространство группы в соответствии с новыми
задачами,
имеет
собственный
стиль
организации
пространства,
способен
удерживать
одновременную работу малых детских групп в разных зонах, умеет сотрудничать с детьми
в оформлении пространства группы.
Разработке технологий и способов такой работы
в
группе
детского
сада
и
так
устроенной
подготовки
и
переподготовки
педагогов-
дошкольников и должны быть посвящены дальнейшие исследования.
Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в
форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих
импровизаций
на
музыкальных
инструментах,
в
движении,
пении,
театрально-
исполнительской деятельности.
Чем же по требованиям ФГОС раздел «поддержка детской инициативы»
отличается от привычной педагогам «самостоятельной деятельности детей»? Главное
отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать,
поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации,
побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт музыкальной деятельности,
проявить
инициативу,
активность
для
самостоятельного
решения
возникшей
задачи.
Например,
перед
старшими
дошкольниками
ставится
проблемная
ситуация:
диск
с
записью марша, под который дети должны были учиться маршировать «как солдаты» при
подготовке ко Дню защитника Отечества, испорчен. У педагога есть диск, на котором
перемешаны музыкальные произведения различных жанров. «Хотите помочь? Что будем
делать?» Дети приходят к выводу, что надо прослушать и выбрать марш. В ходе слушания
отрывков
музыкальных
произведений
дети
проявляют
активность,
применяют
свой
музыкальный опыт.
Особое место в развитии детской инициативы занимают
музыкальные игры и
танцы,
которые
имеют
большие
возможности
для
самостоятельных
действии
детей.
Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные
на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Играя в «музыкальное
занятие»,
ребята
распределяют
роли
музыкального
руководителя
и
воспитателя.
В
процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например,
две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой
кукол и разучивают песню «Осенние листья». Одна из девочек строго говорит: «А это
пойте тише, тоненьким голосочком». Музыкальное занятие в детской игре может иметь
более
сложную,
развернутую
форму:
объединяются
несколько
видов
деятельности
(исполнение на бубне, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии).
Играя
в
«концерт»
дети
организуют
чередование
различных
номеров,
исполняемых
группой
детей
—
«артистов»,
для
своих
товарищей
—
«зрителей»,
с
непременным
участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»:
выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая
ритм
на
музыкальных
инструментах
или
кубиках.
Значительными
для
музыкального
развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления.
Дети
сочиняют
песенки,
используя
знакомые
движения,
придумывают
пляски,
построения. В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие
их игровым действиям. Например, играя в «лошадок» мальчики младшей группы поют
песню «Лошадка», барабанят на барабане проигрыш «Цок, цок». Девочки, укачивая кукол,
поют песню «Колыбельная». Песня способствует более динамичному протеканию игры,
организует действия детей.
При
организации
занятий немаловажное
значение
имеют
игровые
методы.
Например, навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы
сопровождается действиями. Например, при прослушивании П.И. Чайковского «Болезнь
куклы» можно предлагать детям изобразить жестом, мимикой сочувствие больной кукле.
Для выражения чувств, определения характера музыкального произведения, его
жанра
используют
символическую
аналогию.
Таким
образом
детей
учат
линиями
выражать своё отношение к музыке. Для этого каждому ребёнку следует пользоваться
планшетами с карандашами.Если произведение нежное, мягкое, то дети изображают его
круглыми,
мягкими
линиями,
а
если
музыка
бодрая,
резкая,
печальная
—
острыми
линиями. Линии взрослый и дети придумывают сами.
Используя
метод
ММЧ
(моделирование
маленькими
человечками),
можно
говорить детям, что ноты — это маленькие человечки и каждая из них имеет своё имя (до,
ре, ми..) и когда они сливаются, появляется красивая мелодия. ММЧ применяют при
определении жанра музыки, её характера.
Также необходимо использовать метод морфологического анализа (ММА). Этот
метод развивает творческие способности детей их самостоятельность в художественно-
музыкальной деятельности. Дети с удовольствием используют его в самостоятельной
музыкальной деятельности.
Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать
почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и
их
отношений.
Моделироваться
могут
ритмические
и
звуковысотные
отношения,
динамика,
темп,
форма,
фактура
и
др.
Без
использования
моделирования
процесс
начального усвоения детьми музыкального языка очень затрудняется. Методы работы с
детьми:
хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);
ознакомление со звучащими самодельными и орловскими инструментами;
творческое
исследование
тембро-динамических
возможностей
орловских
и
самодельных
инструментов
с
помощью
таких
приемов:
показ
педагога
(«дирижер»);
импровизационная игра детей;
вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на
инструменте?»);
свободный обмен инструментами по желанию детей;
разучивание
музыкальных
произведений
с
опорой
на
музыкально-слуховые
представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений,
направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального
языка); формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных
возможностях.
При отсутствии творческой инициативы со стороны детей применяется метод
"от противного". Например, колыбельная Мамы-козы из оперы Н.Коваля "Волк и семеро
козлят" исполняется нарочито отрывисто, громко, действия показываются резко, как бы
механически.
Возникновении
у
детей
ответного
эмоционального,
вербально-
аргументированного
протеста
реализуется
далее
в
адекватной
сценическому
образу
исполнительской
деятельности
-
ласковым
пением
колыбельной
с
соответствующими
музыке
плавными,
успокаивающими
движениями
Мамы-козы
-
позволяет
выявить
школьников
с
поисковой
активностью.
Их
инициатива,
нуждающаяся
в
специальном
стимулировании
со
стороны
педагога,
становится
количественным
показателем
предшествующего творческому уровня активности.
Данные
методы
способствуют
формированию
творческой
личности.
Дети
проявляют
инициативу,
учатся
мыслить
творчески,
нестандартно.
Они
дают
волю
воображению, фантазии.
Работая
в
таких
условиях,
воспитатель
сможет
создать
благоприятную
развивающую образовательную среду, направленную на развитие всех потенциальных
возможностей
каждого
ребенка.
Самостоятельность
и
инициативность
при
систематической
и
целенаправленной
воспитательной
деятельности
педагогов
и
родителей
станет
устойчивыми
чертами
личности
дошкольника
и
будут
оказывать
сильное влияние на его развитие.
Литература
1.Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание - 2011.
-№4. - с.58-60.
2.
Белая К.Ю. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ. Справочник
старшего воспитателя ДОУ. – 2012. - № 1. – С. 4.
3.
Бережнова
О.В.
ФГОС
дошкольного
образования:
основные
положения.
//Управление ДОУ. – 2014. - №5. – С.32.
4.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2001.
5.
Боякова Е.В. О реализации стандарта дошкольного образования. //Управление ДОУ.
– 2014. - № 3. – С.5.
6.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте -СПб.: СОЮЗ, 1997.
7.
Гасанова Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального
общего образования. //Начальная школа плюс до и после. – 2013. - № 2. – С. 71.
8.
Ключникова
Е.А.
Педагогические
условия
ранней
социализации
дошкольников
группы риска. //Управление ДОУ. – 2014. - № 1. – С. 16
9.
Короткова Н.А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у
детей старшего дошкольного возраста: Канд. дисс. пед.наук. М., 1982.
10.
Лисова
М.
Г.
Деятельностный
подход
в
реализации
стандартов
нового
поколения.//Начальная школа. Все для учителя. – 2013. - №8. – С.8. (Основа).
11.
Леднева С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем! // Дошкольное воспитание
№4,2009.
12.
Лосик
Е.
И.
Роль
педагога
дошкольного
учреждения
в
развитии
познавательной активности старших дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и
практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г.
Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 47-49.
13.
Михайленко
Н.Я.
О
механизмах
ролевого
поведения
детей
в
игре
//Дошкольное воспитание. 1970. - N 8. - С.52-
14.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001.
15.
Марутян С.А. Воспитание самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в
с ю ж е т н о - р о л е в о й
и г р е :
К а н д . д и с с
. п е д .
н а у к .
М . ,
1 9 8 7 .
16.
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -
ФЗ.// Официальные документы в образовании. – 2013. - №2,№3.- С.2-92; Администратор
образования. – 2013. - №3.- С.2-78,№4. – С.11-33.
17.
О
разработке
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.012013 № 57). //Вестник
образования России. – 2013. - № 10. – С. 33.
18.
Об
утверждении
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования.
Приказ
Минобрнауки
России
от
17.10.2013
№
1155(зарегистрирован
в
Минюсте
России
14.11.2013,
рег.
№
30384).
//Официальные
документы в образовании. – 2013. - № 36. – С.2 (обл.); Вестник образования России. –
2013. - № 24. – С.36.
19.
Петровский В. А. Психология неадаптивной активности / Рос. открытый ун-т. —
М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
20.
Познавательное развитие дошкольников: системный подход. - Мурманск: МГПИ, 2012.
21.
Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М: Школа-Пресс, 1997.
22.
Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: ИТД "Летний сад", 2000.
23.
Эльконин Д.Б. Психология игры – М. Просвещение, 1978.304 с.