Работа с одаренными детьми по развитию логического мышления
Автор: Невская Ирина Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ гимназия им. С.В.Байменова, СП "Детский сад "Лад" Населённый пункт: город Похвистнево Наименование материала: статья Тема: Работа с одаренными детьми по развитию логического мышления Раздел: дошкольное образование
«Работа с одаренными детьми по развитию
логического мышления»
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и
лелеять, ухаживать за ним, сделать его
благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров
природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и
мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает
больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно
превосходит некие средние возможности, способности большинства. Поэтому
большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный
компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный
итог (результат развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо
подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.
Для таких детей мы в своём саду стараемся создать благоприятные условия,
чтобы ребенок мог пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого
расцвета способностей, одаренности.
Такими условиями являются:
• наличие высококвалифицированных педагогов и воспитателей;
• наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую
разнообразную деятельность ребенка; •
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к
ребенку,
•обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости,
поощряющей проявление индивидуальности;
• наличие образовательной системы.
Первоначально мы оцениваем степень проявления у детей группы признаков
одарённости:
- выполнение заданий на наиболее высоком уровне,
- сообразительность,
- инициативность,
- оригинальность и разнообразие продуктов деятельности,
- любознательность, - широту кругозора.
Для детей, имеющих склонность к математике, в непосредственно-
образовательной деятельности мы предлагаем усложненные варианты заданий.
Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип
индивидуально-дифференцированного подхода и оказывает помощь детям в
развитии их способностей и одаренности.
-
Так же проводим логические игры, связанные со знанием букв и умением
читать. Например, игра «Отгадай ребус». Дети, имеющие высокий уровень
развития логических представлений, отгадывали ребусы без труда и с большим
интересом.
- Более сложным этапом работы является отгадывание логических загадок.
Например: «Петя старше Маши, а Маша – старше Коли. Кто из детей самый
старший, а кто – младший».Отгадать эту загадку детям позволяет использование
модели, которую они самостоятельно рисуют. Отгадывая логические задачки,
сначала дети используют наглядные модели, а затем, на более высоком уровне
логического мышления, способны обходиться без модели. .
- Большое значение мы уделяем задачам-головоломкам , цель которых составить
фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах
осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем
уменьшения или перекладывания ее составляющих; (»Игровые занимательные
задачи для дошкольников» под ред. З.А.Михайловой. «Чего на свете не
бывает» под ред. О.М. Дьяченко» .
- игры на моделирование плоских или объемных фигур, которые способствуют
развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
Борис Павлович Никитин, Леонид Абрамович Венгер. .
Игры на воссоздание целого из частей и на воссоздание силуэтов из набора
геометрических фигур , например «Сложи квадрат»
Большое внимание мы уделяем Блокам Дьенеша. Использование логических
блоков в играх с детьми позволяет моделировать важные понятия не только
математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации,
логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не"
и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у
дошкольников простейших логических структур мышления и математических
представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем
основами математики и информатики. Практика обучения дошкольников
показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только
форма подачи, но и содержание предлагаемого материала, который способен
вызвать заинтересованность детей, его познавательную активность.
В группе оборудован уголок занимательной математики.
К созданию уголка
предшествовал подбор игрового материала, который
определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы.
В уголок помещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы
каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Это :
- лабиринты
- настольно-печатные игры для развития логического мышления;
- «Домики» на состав числа из двух меньших чисел»
- игры на составление целого из частей, «Разрезные картинки», «Собери
квадрат»
- игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур :
«Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг»
Планшет « Геометрик»- различные ребусы, кроссворды.
Многие игры сделаны своими руками.
- Игра «Крестики-нолики» в двух вариантах, «Морской бой»,
Об эффективности проводимой нами работы свидетельствуют результаты
педагогической диагностики, согласно которой прослеживается положительная
динамика развития логических представлений у каждого ребенка и у группы в
целом.
Таким образом, к 7 годам у ребенка развивается гибкость, оригинальность
мышления, умение доказывать свое мнение – все это позволяет быть успешными
в школе, в общении с окружающими людьми.