Напоминание

Работа с одаренными детьми по развитию логического мышления


Автор: Невская Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия им. С.В.Байменова, СП "Детский сад "Лад"
Населённый пункт: город Похвистнево
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми по развитию логического мышления
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Работа с одаренными детьми по развитию логического мышления» «Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод». В.А. Сухомлинский. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Поэтому большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. Для таких детей мы в своём саду стараемся создать благоприятные условия, чтобы ребенок мог пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются: • наличие высококвалифицированных педагогов и воспитателей; • наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка; • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, •обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности; • наличие образовательной системы. Первоначально мы оцениваем степень проявления у детей группы признаков одарённости: - выполнение заданий на наиболее высоком уровне, - сообразительность, - инициативность, - оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, - любознательность, - широту кругозора. Для детей, имеющих склонность к математике, в непосредственно- образовательной деятельности мы предлагаем усложненные варианты заданий. Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип
индивидуально-дифференцированного подхода и оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности. - Так же проводим логические игры, связанные со знанием букв и умением читать. Например, игра «Отгадай ребус». Дети, имеющие высокий уровень развития логических представлений, отгадывали ребусы без труда и с большим интересом. - Более сложным этапом работы является отгадывание логических загадок. Например: «Петя старше Маши, а Маша – старше Коли. Кто из детей самый старший, а кто – младший».Отгадать эту загадку детям позволяет использование модели, которую они самостоятельно рисуют. Отгадывая логические задачки, сначала дети используют наглядные модели, а затем, на более высоком уровне логического мышления, способны обходиться без модели. . - Большое значение мы уделяем задачам-головоломкам , цель которых составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих; (»Игровые занимательные задачи для дошкольников» под ред. З.А.Михайловой. «Чего на свете не бывает» под ред. О.М. Дьяченко» . - игры на моделирование плоских или объемных фигур, которые способствуют развитию образного и логического мышления, пространственных представлений; Борис Павлович Никитин, Леонид Абрамович Венгер. . Игры на воссоздание целого из частей и на воссоздание силуэтов из набора геометрических фигур , например «Сложи квадрат»
Большое внимание мы уделяем Блокам Дьенеша. Использование логических блоков в играх с детьми позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только форма подачи, но и содержание предлагаемого материала, который способен вызвать заинтересованность детей, его познавательную активность. В группе оборудован уголок занимательной математики. К созданию уголка предшествовал подбор игрового материала, который определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Это : - лабиринты - настольно-печатные игры для развития логического мышления; - «Домики» на состав числа из двух меньших чисел»
- игры на составление целого из частей, «Разрезные картинки», «Собери квадрат» - игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур : «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» Планшет « Геометрик»- различные ребусы, кроссворды. Многие игры сделаны своими руками. - Игра «Крестики-нолики» в двух вариантах, «Морской бой», Об эффективности проводимой нами работы свидетельствуют результаты педагогической диагностики, согласно которой прослеживается положительная динамика развития логических представлений у каждого ребенка и у группы в целом. Таким образом, к 7 годам у ребенка развивается гибкость, оригинальность мышления, умение доказывать свое мнение – все это позволяет быть успешными в школе, в общении с окружающими людьми.


В раздел образования