Напоминание

"Возможности телесно-ориентированной терапии"


Автор: Сорока Любовь Вячеславовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ д\с №15 "Снегирек"
Населённый пункт: город Саяногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности телесно-ориентированной терапии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Когда я просто на тебя смотрю, То за тебя судьбу благодарю. Когда твоя рука в моей руке, То все плохое где-то вдалеке. Когда щекой к твоей я прислонюсь, То ничего на свете не боюсь... Не существует безупречных слов, Что могут передать мою любовь. И оттого, что рядом ты со мной, Я добрый, я хороший, я живой... Эльдар РЯЗАНОВ Самое значительное чувство в нашем теле — чувство прикосновения, пишет Лайонел Тейлор (Л. Тейлор. «Ступени человеческой жизни»). Осознавая необходимость добрых, ласковых, нежных прикосновений в нашей жизни и огромный дефицит их, я хочу предложить родителям нетрудные упражнения, которые можно выполнять вместе со своими детьми. Эти упражнения помогут вашему ребенку, когда он устал или заболел. Вы сможете обойтись без лекарств. В каждое упражнение входят три важных компонента: прикосновение, слово и образ. Они играют существенную роль в повседневной жизни. ПРИКОСНОВЕНИЕ Для того чтобы научиться расслабляться, чувствовать свое тело, нужно немало поработать над собой. Как-то на общем родительском собрании в школе я задала вопрос: «Кто из вас может вспомнить, когда он в последний раз обнимал, гладил, нежно прикасался к своему ребенку, при этом говоря нежные слова?» И вижу всего 3–4 руки. На вопрос о том, кто помнит, когда в последний раз ругал или шлепал свое дитя, рук стало больше. Прикосновение — это не просто поверхностное физическое касание участка кожи. Нередко оно оказывает на человека сильное эмоциональное воздействие. В коже человека расположено около пяти миллионов тактильных рецепторов. Вся информация о разнообразных прикосновениях поступает в головной мозг человека. Дружеская ладонь на плече может нормализовать кровяное давление. Если вы попросите близкого человека положить одну ладонь вам на лоб, а другую — на шею, под подбородок, то через несколько минут почувствуете, что избавились от сильной усталости или стресса. Прикосновение стимулирует повышенный выброс в организм эндорфинов — естественных обезболивающих средств. Поэтому, когда мать обнимает плачущего ребенка, ободравшего коленку, обещая, что боль скоро утихнет, его боль действительно утихает. Непрерывное длительное поглаживание может дать еще больший эффект. Массаж способен улучшить лимфообращение, а следовательно, и работу иммунной системы организма, и снизить уровень так называемых стрессовых гормонов. Психолог Владимир Поздняков говорит: «Руки любящего родителя, знающего даже немного приемов, могут принести гораздо больше пользы, чем руки более знающей, но формально относящейся к своей работе массажистки» (В.Н. Поздняков. «Новая телесная терапия для детей и родителей», 1998). Упражнение «Тополиный пух» Это упражнение может помочь снизить температуру тела у ребенка, снять стресс и облегчить боль. Пусть ваш ребенок лежит в удобной для него позе. Начните с мягких, нежных, медленных прикосновений к телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Прикоснитесь к голове, затем к пяточке. Пока одна ваша ладонь лежит на теле ребенка, другая плавно переносится на новое место, например на локоточек, а затем на животик. Успешность и действенность этого упражнения зависит от соблюдения следующих
принципов. 1. Не суетитесь. Любые прикосновения, любые взаимодействия с телом должны быть спокойными, внутренне умиротворенными. 2. Все прикосновения, движения, взаимодействия с телом должны быть минимальными по силе и амплитуде. 3. Очень важна внутренняя готовность к работе с телом. У вас должны быть не только нежные руки, но и спокойное, уравновешенное состояние. Вы — одно целое с вашим ребенком, который чутко реагирует на малейшие изменения вашего настроения. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Живите в том, что вы делаете. Лишь в этом случае упражнение будет максимально эффективным. СЛОВО Не только прикосновения матери, но и ее ласковые слова способны облегчить боль, снять напряжение, улучшить настроение ребенка. Поэтому я предлагаю вам вместе с прикосновениями что-либо рассказывать ребенку (небольшой метафорический рассказ с приятными образами, сказку). Мозг как ребенка, так и взрослого в состоянии расслабления, релаксации подсознательно впитывает в себя смысл позитивных утверждений и меняет стереотипы нашего поведения. Я не даю вам здесь какой-либо традиционный релаксационный текст. По-моему, важно не просто зачитать текст, а произнести его с особым чувством. Я уверена, что на ребенка будет иметь большее воздействие не заученный текст, а мамины (папины, бабушкины) слова, произнесенные с любовью. Расскажите своему ребенку мягким, спокойным голосом, как он гуляет в сказочном лесу. Что он слышит, какие звуки его окружают. Было бы очень хорошо, если бы во время упражнения звучала спокойная музыка без слов. Расскажите ребенку, что он видит, какие удивительные места его окружают. Опишите, как мягкий тополиный пух касается его. Метафора и ваши прикосновения расслабят и успокоят тело. При температуре используйте метафору — мягкого прохладного снежка. А если у вашего ребенка астма или аллергия, то вместо метафоры «тополиный пух» используйте «лучики солнца» или «капельки воды». Впрочем, я думаю, что ваша фантазия сама подскажет, какая метафора подойдет больше всего. И, пожалуйста, не забывайте, что болезнь вашего ребенка — это сигнал к тому, что ему не хватает вашего внимания. ОБРАЗ Прикосновение и слово вызывают в сознании ребенка образ. Каким он будет, во многом зависит от вас. Положительный образ способен помочь организму. «Образ — всегда сигнал и имеет биологическое и социальное значение, определяет реакцию сближения или ухода от раздражителя, а также траекторию, силу, скорость, движение, пространственную локализацию. Человек не только ощущает, но и испытывает познавательно-эстетическую потребность в ощущениях. В эти потребности заложена основа умственного и эстетического развития личности, полнота отражения мира и отношения к нему» (Словарь практического психолога). В нашем случае мы имеем дело с чувственным образом. У людей с богатой фантазией, когда они представляют, например, ситуацию угрозы, может наблюдаться учащение пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота. На том, что между образом, возникающим у человека, и его органическим состоянием существует связь, базируются многие психотерапевтические воздействия. Трансформировав образ, психотерапевт может не только избавить пациента от боли, навязчивых мыслей, но и вывести его из депрессии, помочь сохранить душевное равновесие. В стихотворении Эльдара Рязанова, взятом в качестве эпиграфа, можно увидеть, как прекрасно сочетаются три составляющие нашего упражнения. Есть в нем и такие строки: «Стих этот старомоден, неказист и слишком прост, но искренен и чист». И
действительно, как тут не вспомнить известное высказывание: «Все новое — это хорошо забытое старое». Как сказала мне одна мама, проходившая у меня обучение: «Мы ищем спасения в дорогих микстурах и таблетках, забывая о том, что обладаем такими мощными средствами, как прикосновение и слово!» Упражнению «Тополиный пух» вы можете обучить вашего ребенка, который с большим удовольствием будет делать его для вас. Воздействие этого упражнения вы можете попробовать на супруге или родителях. Поверьте, результаты вас удивят. Доверие, поддержка и любовь — неотъемлемая часть упражнений. Возможно, эти чувства станут и частью вашей жизни.
Играя, учимся жить!

Семейная Мягкая Школа - это авторская методика Эллы Глушковой. СМШ -

методика целостного развития в виде системы игровых упражнений для семей

с детьми любого возраста и любых особенностей развития, разработанная на

основе мягких стилей воинских искусств и направленная на последовательное

раскрытие в человеке врождённой способности быть гибким, смелым, чутким,

уметь

ад ек ватн о

реаги ровать

н а

л юбую

сл ожн ую

с и ту а ц и ю .

Элла Леонидовна Глушкова - создатель СМШ, ведет занятия с 1993 года,

являясь по образованию дефектологом и успешно применяя эти методы в

работе с семьями различного состава, возраста и состояния здоровья. Также

является

участником

и

организатором

российских

и

международных

реабилитационных,

спортивных

и

оздоровительно-развивающих

лагерей.

Методика

необыкновенна

проста

для

первоначального

усвоения,

но

с

погружением понимаешь (или не понимаешь) её глубину и ответственность за

человеческие шеи и души.

Игры с массажными мячикам

«Ёжик»
Представьте, что к вам в гости пришел ёжик. Все движения выполняются в с о о т в е т с т в и и с т е к с т о м . Ё ж и к в ы б и л с я и з с и л - Я б л о к и , г р и б ы н о с и л . М ы п о т р е м е м у б о к а , Н а д о и х р а з м я т ь с л е г к а . А п о т о м п о г л а д и м н о ж к и , Ч т о б ы о т д о х н у л н е м н о ж к о . А п о т о м п о ч е ш е м б р ю ш к о , П о щ е к о ч е м в о з л е у ш к а . Ё ж п о т р о п к е у б е ж а л , Н а м « С п а с и б о ! » п р о п и щ а л . Ребенок жалеет ёжика, гладит, чешет, щекочет. На слова «по тропке убежал» мячик м о ж н о к а т а т ь п о с т о л у , к о л е н к а м .
« М е с и м

т е с т о »
Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной ру ке . Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой. Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз. И с п е к у д в а п р я н и ч к а – к а т а е м м я ч м е ж д у л а д о н я м и .
«Орех»
Д в и ж е н и я с о о т в е т с т в у ю т т е к с т у
Я к а т а ю с в о й о р е х П о л а д о н я м с н и з у в в е р х . А п о т о м о б р а т н о , Ч т о б с т а л о м н е п р и я т н о . Я к а т а ю с в о й о р е х , Ч т о б ы с т а л к р у г л е е в с е х .
«Иголки»
У с о с н ы , у п и х т ы , ё л к и О ч е н ь к о л к и е и г о л к и . Н о е щ е с и л ь н е й , ч е м е л ь н и к , В а с у к о л е т м о ж ж е в е л ь н и к . Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т.д. сначала медленно, а п о т о м у с к о р я я т е м п .
« Н е п р о с т о й

ш а р и к »
Э т о т ш а р и к н е п р о с т о й , В е с ь к о л ю ч и й , в о т т а к о й ! М е ж л а д о ш к а м и к л а д е м , И м л а д о ш к и р а з о т р е м . В в е р х , в н и з е г о к а т а е м , С в о и р у ч к и р а з в и в а е м . Д в и ж е н и я с о о т в е т с т в у ю т т е к с т у .
« Л а с к о в ы й

ё ж »
Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать л ю б у ю ч а с т ь т е л а , з а м е н я я с л о в а в т е к с т е . Г л а д ь м о и л а д о ш к и , ё ж ! Т ы к о л ю ч и й , н у и ч т о ж ? Я х о ч у т е б я п о г л а д и т ь , Я х о ч у с т о б о й п о л а д и т ь ! В а ш м а л ы ш у ж е п о д р о с ! Уп р а ж н е н и я д л я д е т е й с 4 л е т .
«Футбол»
Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть друг к другу полукругом. В одну из них вложить мячик (мячик должен быть по размеру ладошки ребёнка). Перекидывать мячик из одной руки в другую, сохраняя положение ладошек. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено р е б ё н к о м , т е м п е г о в ы п о л н е н и я м о ж н о у с к о р и т ь .
«Лодочка»
Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть вверх, приняв положение “лодочки”. В одну из ладошек вложить мячик. Перекидывать мячик из одной ладошки в другую, постоянно удерживая исходное положение «лодочка». Когда идет перекидывание мячика, ладошку, которая делает бросок, необходимо слегка поворачивать и стараться, мячик высоко не подкидывать. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его в ы п о л н е н и я м о ж н о у с к о р и т ь .
«Колючки»
Ладошку сделать «лодочкой». В неё вложить мячик. С силой сжать ладошку с мячиком. Затем ладошку разжать. На руке должны остаться вмятинки от колючек мячика. Следить за тем, чтобы ребенок старался сжимать мячик одной рукой. Упражнение повторить 8-10 раз одной рукой, потом тоже повторить другой рукой. Потом можно предложить выполнить это упражнение двумя руками сразу же.
Чтобы ребенок понял, с какой силой необходимо сжимать мячик, взрослый сначала сам выполняет это упражнение, демонстрируя ребенку вмятинки на своей ладошке от колючек мячика. Обратите внимание ребенка на то, что при правильном выполнении этого упражнения, ему будет больно. Это делается для того, чтобы ребёнок почувствовал момент, когда у него рука напряжена (сжимает мячик и при этом ему больно), а когда рука расслаблена и мячик свободно лежит в ладошке.
« С к а т а е м

ш а р и к »
1 в а р и а н т Обе руки локтями прижать к себе. Пальцы ладошек плотно сжаты друг с другом и напряжены. На левую ладошку положить мячик, сверху прикрыть его другой ладошкой. Делать круговые движения верхней ладошкой по нижней как при лепке шарика из пластилина.Следите, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. Упражнение выполнять внутренней частью ладошки, а не п а л ь ц а м и ! ! ! З а т е м п о м е н я т ь п о л о ж е н и е р у к . 2 в а р и а н т Локти поставить на стол, ладошками напротив друг друга. Между ними вложить мячик. Делать движения обоими ладошками вверх-вниз. Следите, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. При выполнении упражнения локти держать на столе. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.
« П р о к а т и

п о

л а д о ш к е »
Локоть левой руки прижать плотно к себе, кисть руки развернуть ладошкой вверх. Пальцы плотно сомкнуты между собой. Положить на ладошку мячик, второй рукой накрыть мячик. Пальцы верхней ладошки плотно сжаты между собой. Производить движения верхней ладошкой вперёд-назад по длине всей ладони. Следить, чтобы во время выполнения этого упражнения у ребенка не поднималось плечо. То же повторить другой рукой. Упражнение выполнять не торопясь, с хорошей а м п л и т у д о й д в и ж е н и я . Такие упражнения проводятся, когда мячик катают по тыльной стороне ладони. П р и э том л а д о ш ка л е ж и т н а с тол е , т ы л ь н о й с то р о н о й к в е р х у.
«Горка»
Руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклонённой головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил м я ч и к п о в с е й д л и н е р у к и . Это же упражнение можно выполнить, повернув одну руку тыльной стороной л а д о ш к и к в е р х у . М о ж н о в ы п о л н я т ь у п р а ж н е н и я н о г а м и , с и д я н а с т у л е .
« Б у д ь

з д о р о в »
Мячик положить на пол. Одну ногу положить сверху мячика. Другая нога стоит плотно на полу. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Катать мячик ногой вперед-назад, не торопясь. Затем, то же движение выполняется другой ногой.Это упражнение можно выполнять двумя ногами, катая мячик поочередно, либо обеими ногами одновременно. Как вариант, можно делать круговые движения о д н о й н о г о й , з а т е м д р у г о й . Упражнение выполняется в медленном темпе с хорошей амплитудой движения.
Упражнение можно выполнять двумя ногами сразу же либо поочередно, либо о б е и м и н о г а м и о д н о в р е м е н н о .
«Горка»
Снять с ног обувь. Сесть на стульчик. Одна нога стоит плотно на полу, а другая прямо выставлена вперед, носок вытянуть. Мячик взять в противоположную от выставленной ноги руку. Этой рукой начать поднимать мячик по ноге вверх. Накрыть мячик рукой и подержать его на счет до 5, затем «спустить» его по горке вниз. То же упражнение повторить с другой ногой. Затем увеличить счет до 10. Упражнение выполняется не торопясь, с хорошей амплитудой движения. У п р а ж н е н и я д л я д е т е й 6 - 7 л е т
«Солдаты»
Обе руки локтями плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять круговые движения сначала кистью одной руки, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Круговые движения выполняются к себе и от себя. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо.Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же упражнение д в у м я р у к а м и о д н о в р е м е н н о .
«Тренировка»
Обе руки локтям и плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять движения кистью руки вперёд-назад, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же у п р а ж н е н и е д в у м я р у к а м и п о о ч е р е д н о , л и б о о д н о в р е м е н н о . Руки при выполнении некоторых упражнений можно ставить на стол. Высота стола должна быть такой, чтобы ребенок сидел за столом ровно, не горбясь.


В раздел образования