Напоминание

"Деревья и кустарники"


Автор: Кривина Рита Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад Брусничка"
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Северобайкальск
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Деревья и кустарники"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Брусничка» г. Северобайкальск

Проект

«Деревья и кустарники весной».

Старший возраст.

Воспитатель: Кривина Р.Е.


Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация»
Цель:
Расширять знания детей о растительном мире. Формировать интерес к красоте окружающего мира. Воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
Задачи:
Расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом весны. Развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия. Учить фиксировать наблюдения с помощью рисунков. Обогащать словарь детей, развивать связную речь.
Вид проекта:
информационно-творческий. Время реализации проекта: весенний период
Участники проекта:
дети, родители воспитанников, воспитатели. Актуальность выбранной темы: Все начинается с детства и все в детстве закладывается. Жизнь человека немыслима без сохранения природы и здоровья. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляет собой комплексную деятельность, включающую наблюдения, любования, оценочные суждения, действия по уходу за растениями. Важным средством приобщения ребенка к миру природы являются прогулки, экскурсии, где можно познакомиться с явлениями живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных.
Этапы проекта:
Подготовительный: разработка плана по реализации проекта, подбор литературы, иллюстраций, материала. Основной: реализация проекта.
Методы и средства реализации проекта: наблюдения на прогулке, в группе; дидактические игры; рассматривание картин, иллюстраций с изображением деревьев, кустарников, леса, составление описательных рассказов, сказок; непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «познание», «художественное творчество»; чтение художественной литературы; работа в творческой мастерской; экскурсия в весенний лес. Завершающий: -создание альбома творческих работ «Деревья весной» - создание выставки предметов из дерева
Предполагаемые результаты:
Расширение кругозора детей по данной теме; Активизация словарного запаса; Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
План работы по реализации проекта

Непосредственно-образовательная деятельность
«Деревья и кустарники в лесу» Образовательная область: познание Место проведения: групповая комната Задачи: Расширять знания детей о многообразии растительного мира, формировать интерес к красоте окружающего.Учить детей различать 5-6 видов деревьев и кустарников, их строение (ствол, ветки, листья, корни). Расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, что делает лист зеленым. Дать представление о взаимосвязи деревьев и кустарников с окружающей средой. Учить видеть и ощущать красоту и богатство родной природы. «Как вести себя на природе» Образовательная область: познание Место проведения: групповая комната Задачи: Формировать представления о разнообразии природы России, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны. Закладывать основы экологически грамотного и безопасного поведения в природе. «Черемуха душистая с весною расцвела» Образовательная область: Коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество Место проведения: Групповая комната Задачи: Учить детей читать наизусть стихотворение, развивать образную речь, воспитывать любовь к природе, закреплять
умение вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, побуждать составлять сюжетную композицию.
Наблюдения.
«Деревья и кустарники в марте» Образовательная область: познание Место проведения: Участок Задачи: Обратить внимание детей на то, что около стволов деревьев снег начинает таять, видны проталины. Объяснить, что это происходит потому, что в начале весны деревья имеют более высокую температуру, чем окружающий воздух. Рассматривание веток рябины, березы, ели, сосны Образовательная область: познание Место проведения: Групповая комната Задачи: Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Предложить поставить их в воду, отмечать на ветках каких деревьев почки распустятся раньше. Помочь сделать вывод о том, что растениям необходимы тепло, свет, вода. «Береза в марте» Образовательная область: познание Место проведения: Участок Задачи: Рассмотреть с детьми ветви березы, обратить внимание на почки, предложить сравнить состояние почек на дереве и на ветвях, которые стоят в группе. Подвести к выводу о значении тепла для роста и развития растений. Формировать представление о том, что почка – домик для листочка. «Ива в марте» Образовательная область: познание Место проведения: Участок Задачи: Показать детям весеннее пробуждение растений на примере ивы, обратить внимание на то, что почки и цветы покрыты серебристым пухом, предложить догадаться, зачем иве такие «шубки».
Наблюдение за трудом взрослых. Образовательная область: труд Место проведения: Территория учреждения Задачи: Предложить детям понаблюдать за трудом взрослых. Рассказать, для чего делают обрезку кустарников, охарактеризовать особенности жизни растений ранней весной. «Набухание почек на деревьях в апреле» Образовательная область: познание Место проведения: Участок Задачи: предложить рассмотреть почки на ветвях различных деревьев, как они изменились. Рассказать о том, что листья на разных деревьях появляются не одновременно, о приметах, которые связаны с данной последовательностью. Охарактеризовать появившиеся из почек листочки (ярко-зеленые, липкие ). Предложить отмечать в календаре наблюдений последовательность появления листьев у различных деревьев. Рассказать о таком явлении, как сокодвижение. Наблюдение за трудом взрослых. Образовательная область: труд Место проведения: Территория учреждения Задачи: Предложить детям понаблюдать, как взрослые белят нижние части стволов деревьев, обсудить, для чего выполняется эта работа. «Раннецветущие деревья и кустарники» Образовательная область: познание Место проведения: Участок Задачи: Предложить детям найти деревья и кустарники, на которых уже появились цветы. Рассказать, какие растения и почему зацветают до появления листьев, о приметах, связанных с цветением деревьев. Учить распознавать деревья и кустарники по следующим признакам: форма кроны, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листьев, цветов. Отметить обилие насекомых, кружащихся вокруг кроны цветущих деревьев и кустарников, рассказать о «дружбе» растений и насекомых. «Деревья в мае» Образовательная область: познание Место проведения: Участок Задачи: Предложить детям по результатам наблюдений рассказать о цветении деревьев и кустарников, о появлении листьев на
них. Учить сравнивать некоторые растения, анализировать, делать выводы. «Ветка сирени» Образовательная область: познание Место проведения: Групповая комната Задачи: Предложить рассмотреть ветви сирени. Учить видеть изменения, произошедшие с ними. Наблюдение за проклюнувшимися почками березы Образовательная область: познание Место проведения: Участок Задачи: Знакомство с третьей победой весны над зимой – весной лесной. «Черемуха в мае» Образовательная область: познание Место проведения: Участок Задачи: предложить рассмотреть черемуху, показать молодые листья, бутоны, рассказать о приметах, связанных с появлением на черемухе листьев, цветов..
Работа в творческой мастерской
Рисование «Деревья весной» Образовательная область: Художественное творчество Место проведения: Групповая комната Задачи: Продолжать учить детей тонировать бумагу с учетом замысла предстоящей работы; продолжать учить рисовать силуэт дерева; выполнять работу в технике монотипии (отображение). Расширять возможности способа рисования «по мокрому» как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить составлять цветовую композицию, передавая впечатления о весне адекватными выразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. Рисование «Ветка березы» Образовательная область: Художественное творчество Место проведения: Групповая комната Задачи: Продолжать учить детей тонировать бумагу. Учить рисовать ветку березы с натуры. Воспитывать интерес к природе и
желание отражать представления о ней доступными изобразительно-выразительными средствами Рисование «Ветка вербы» Образовательная область: Художественное творчество Место проведения: Групповая комната Задачи: Продолжать учить детей тонировать бумагу. Учить рисовать ветку вербы с натуры. Воспитывать интерес к природе и желание отражать представления о ней доступными изобразительно-выразительными средствами
Экологические игры

Дидактические игры
«Рассмотри и опиши» - дети рассматривают и описывают предложенные воспитателем растения. Цель – закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отношение к природе. «Какой листок» - дети описывают предложенный воспитателем лист дерева. Цель – употребить в речи относительные прилагательные.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
Выложить листики из камней Скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.
Труд (А) и индивидуальные

физические упражнения (Б)

А.
Очистить землю от старой листвы. Посадить дерево или кустарник.
Б.
Допрыгни до листика (прыжки в высоту).
Подвижные игры
«Зевака». Цель – развить внимание, упражняться в бросании и ловле мяча. Ход игры. Дети встают в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить. Тот, кто уронит мяч, встает в круг и по заданию детей выполняет 2 – 3 упражнения с мячом. «Охотник». Цель – упражняться в бросании и метании мяча. Ход игры. Одного выбирают «охотником», все остальные – «дичь». «Охотник» играет в мяч, остальные в это время ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь!» Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появится определенное количество помощников (3-5 чел.). «Рассмотри и опиши» - дети рассматривают и описывают предложенные воспитателем растения. Цель – закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отношение к природе.
«Какой листок» - дети описывают предложенный воспитателем лист дерева. Цель – употребить в речи относительные прилагательные.
Дидактические игры
«Найди дерево» - научить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы. «Угадай по описанию» - научить детей составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Выложи цветочек» - из камней или пробок выложить цветок.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А.
Смастерить из песка вазу для цветов.
Б.
Прыжки вокруг дерева на двух ногах.
Подвижные игры
«Бусинки». Цель – научить медленно передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь. Ход игры. Взрослый начинает игру, идет и повторяет: «Я на ниточку насаживаю бусинку», беря желающих детей за руку, остальные подходят, берут за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь – бусы. Поет медленно: Как мы бусинки лепили, Ведет цепь по прямой. Как мы бусинки лепили, Ведет цепь плавно из одной стороны Бусинки, бусинки, в другую, медленно кружится, Красивые бусинки. завивая цепь вокруг себя. Как мы с бусами играли, Как на нитку собирали Бусинки, бусинки, Красивые бусинки. Как мы бусы завивали, Как мы бусы завивали, Бусинки, бусинки, Красивые бусинки. Останавливается и говорит: «Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась. Стали распутывать, она и порвалась. Все бусинки раскатились-разбежались во все стороны: бах! Тара-рах! (Дети разбегаются по площадке.) Ой, как далеко раскатились наши бусинки! Надо опять все бусы на ниточку собирать!» «Заинька, выйди в сад». Цель – научить детей действовать в соответствии со словами. Ход игры. Дети выполняют движения в
соответствии с текстом. Заинька, выйди в сад, Серенький, выйди в сад, Вот так, вот так, Выйди в сад. Вот так, вот так, Попляши! Твои ножки хороши! «Волшебный клад». Цель – уточнить знания детей о деревьях, кустах и цветущих растениях, развить пространственную ориентацию. Ход игры – Воспитатель объясняет задачу: «Найти волшебный квадрат можно, только отыскав записки, спрятанные в разных местах». Дети ищут.
Дидактические игры
«Найди дерево». Цель – распознать деревья по признакам: форма, расположение веток, цвет и внешний вид коры, листья, цветы. «Угадай по описанию». Цель – научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Выложи узор» - выложить узор из деревянных палочек или спичек. Пальчиковая гимнастика «Прятки». В прятки пальчики играли Ритмично сгибать и разгибать пальцы. И головки убирали. Усложнение: поочередное сгибание. Вот так, вот так, И головки убирали.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А.
Сбор природного материала.
Б.
Хождение по бревну.
Подвижная игра
«Палочка-выручалочка». Цель – развить быстроту, ловкость, внимание. Ход игры. Водящий встает к стене, берет палочку, стучит по стене и говорит: «палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов ищет играющих, заметив кого-либо, быстро бежит, берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка-выручалочка нашла… (имя)». Если игрок, которого нашли, добежит до палочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами «Палочка, выручи меня!» стучит и бросает ее как можно дальше, пока ее ищет водящий – прячется.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Выложи узор» - выложить узор из деревянных палочек или спичек. Пальчиковая гимнастика «Прятки». В прятки пальчики играли Ритмично сгибать и разгибать пальцы. И головки убирали. Усложнение: поочередное сгибание. Вот так, вот так, И головки убирали.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А.
Сбор природного материала.
Б.
Хождение по бревну.
Подвижная игра
«Палочка-выручалочка». Цель – развить быстроту, ловкость, внимание. Ход игры. Водящий встает к стене, берет палочку, стучит по стене и говорит: «палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов ищет играющих, заметив кого-либо, быстро бежит, берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка-выручалочка нашла… (имя)». Если игрок, которого нашли, добежит до палочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами «Палочка, выручи меня!» стучит и бросает ее как можно дальше, пока ее ищет водящий – прячется.
Домашнее задание «Сочини сказку о дереве, кустарнике»
Образовательная область: Коммуникация, чтение художественной литературы Место проведения: Групповая комната Задачи: Упражнять в умении придумывать сказки, развивать творческое воображение. Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения совместного речевого творчества Чтение стихотворений, рассказов, сказок о деревьях, кустарниках Образовательная область: чтение художественной литературы Место проведения: Групповая комната Задачи: Развивать эмоциональный отклик на литературные произведения Воспитывать любовь к природе.
Выпуск фотоальбома «Деревья и кустарники нашего города»
Образовательная область: Художественное творчество Место проведения: город, где живут воспитанники
Задачи: Расширять представления о растительном мире города, развивать умение видеть красоту созданного изображения, формировать умение эстетически оценивать, высказывать суждения, обосновывать свое мнение. Обогащать детско- родительские отношения опытом ведения совместного творчества.
Экологическая акция «Посади, деревце!»
Образовательная область: Труд Место проведения: Территория учреждения Задачи: Воспитывать осознанное, бережное отношения к природе, показать значимость действий каждого человека в ее сохранении; вызвать желание улучшить экологическую обстановку в своем городе.
Создание альбома творческих работ «Деревья весной»
Образовательная область: Художественное творчество Место проведения: Групповая комната Задачи: Побуждать детей к созданию альбома. Стимулировать творческое самовыражение детей в процессе реализации проекта. Воспитывать художественное восприятие окружающей природы.


В раздел образования