Автор: Кривина Рита Егоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "детский сад Брусничка" Населённый пункт: Республика Бурятия, город Северобайкальск Наименование материала: Экологический проект Тема: "Деревья и кустарники" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Брусничка» г. Северобайкальск
Проект
«Деревья и кустарники весной».
Старший возраст.
Воспитатель: Кривина Р.Е.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация»
Цель:
Расширять знания детей о растительном мире. Формировать интерес к красоте окружающего мира. Воспитывать нравственные
и эстетические чувства дошкольника.
Задачи:
Расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.
Развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия.
Учить фиксировать наблюдения с помощью рисунков.
Обогащать словарь детей, развивать связную речь.
Вид проекта:
информационно-творческий.
Время реализации проекта: весенний период
Участники проекта:
дети, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность выбранной темы:
Все начинается с детства и все в детстве закладывается. Жизнь человека немыслима без сохранения природы и здоровья.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей
природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляет собой
комплексную деятельность, включающую наблюдения, любования, оценочные суждения, действия по уходу за растениями.
Важным средством приобщения ребенка к миру природы являются прогулки, экскурсии, где можно познакомиться с явлениями
живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных.
Этапы проекта:
Подготовительный: разработка плана по реализации проекта, подбор литературы, иллюстраций, материала.
Основной: реализация проекта.
Методы и средства реализации проекта: наблюдения на прогулке, в группе; дидактические игры; рассматривание картин,
иллюстраций с изображением деревьев, кустарников, леса, составление описательных рассказов, сказок; непосредственно
образовательная деятельность по образовательным областям «познание», «художественное творчество»; чтение
художественной литературы; работа в творческой мастерской; экскурсия в весенний лес.
Завершающий: -создание альбома творческих работ «Деревья весной»
- создание выставки предметов из дерева
Предполагаемые результаты:
Расширение кругозора детей по данной теме;
Активизация словарного запаса;
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
План работы по реализации проекта
Непосредственно-образовательная деятельность
«Деревья и кустарники в лесу»
Образовательная область: познание
Место проведения: групповая комната
Задачи: Расширять знания детей о многообразии растительного мира, формировать интерес к красоте окружающего.Учить
детей различать 5-6 видов деревьев и кустарников, их строение (ствол, ветки, листья, корни). Расширять представления детей
об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, что делает лист зеленым. Дать представление о взаимосвязи
деревьев и кустарников с окружающей средой. Учить видеть и ощущать красоту и богатство родной природы.
«Как вести себя на природе»
Образовательная область: познание
Место проведения: групповая комната
Задачи: Формировать представления о разнообразии природы России, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее
охраны. Закладывать основы экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
«Черемуха душистая с весною расцвела»
Образовательная область: Коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Учить детей читать наизусть стихотворение, развивать образную речь, воспитывать любовь к природе, закреплять
умение вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, побуждать составлять сюжетную композицию.
Наблюдения.
«Деревья и кустарники в марте»
Образовательная область: познание
Место проведения: Участок
Задачи: Обратить внимание детей на то, что около стволов деревьев снег начинает таять, видны проталины. Объяснить, что это
происходит потому, что в начале весны деревья имеют более высокую температуру, чем окружающий воздух.
Рассматривание веток рябины, березы, ели, сосны
Образовательная область: познание
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху.
Предложить поставить их в воду, отмечать на ветках каких деревьев почки распустятся раньше. Помочь сделать вывод о том,
что растениям необходимы тепло, свет, вода.
«Береза в марте»
Образовательная область: познание
Место проведения: Участок
Задачи: Рассмотреть с детьми ветви березы, обратить внимание на почки, предложить сравнить состояние почек на дереве и на
ветвях, которые стоят в группе. Подвести к выводу о значении тепла для роста и развития растений. Формировать
представление о том, что почка – домик для листочка.
«Ива в марте»
Образовательная область: познание
Место проведения: Участок
Задачи: Показать детям весеннее пробуждение растений на примере ивы, обратить внимание на то, что почки и цветы покрыты
серебристым пухом, предложить догадаться, зачем иве такие «шубки».
Наблюдение за трудом взрослых.
Образовательная область: труд
Место проведения: Территория учреждения
Задачи: Предложить детям понаблюдать за трудом взрослых. Рассказать, для чего делают обрезку кустарников,
охарактеризовать особенности жизни растений ранней весной.
«Набухание почек на деревьях в апреле»
Образовательная область: познание
Место проведения: Участок
Задачи: предложить рассмотреть почки на ветвях различных деревьев, как они изменились. Рассказать о том, что листья на
разных деревьях появляются не одновременно, о приметах, которые связаны с данной последовательностью. Охарактеризовать
появившиеся из почек листочки (ярко-зеленые, липкие ). Предложить отмечать в календаре наблюдений последовательность
появления листьев у различных деревьев. Рассказать о таком явлении, как сокодвижение.
Наблюдение за трудом взрослых.
Образовательная область: труд
Место проведения: Территория учреждения
Задачи: Предложить детям понаблюдать, как взрослые белят нижние части стволов деревьев, обсудить, для чего выполняется
эта работа.
«Раннецветущие деревья и кустарники»
Образовательная область: познание
Место проведения: Участок
Задачи: Предложить детям найти деревья и кустарники, на которых уже появились цветы. Рассказать, какие растения и почему
зацветают до появления листьев, о приметах, связанных с цветением деревьев. Учить распознавать деревья и кустарники по
следующим признакам: форма кроны, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листьев, цветов. Отметить обилие
насекомых, кружащихся вокруг кроны цветущих деревьев и кустарников, рассказать о «дружбе» растений и насекомых.
«Деревья в мае»
Образовательная область: познание
Место проведения: Участок
Задачи: Предложить детям по результатам наблюдений рассказать о цветении деревьев и кустарников, о появлении листьев на
них. Учить сравнивать некоторые растения, анализировать, делать выводы.
«Ветка сирени»
Образовательная область: познание
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Предложить рассмотреть ветви сирени. Учить видеть изменения, произошедшие с ними.
Наблюдение за проклюнувшимися почками березы
Образовательная область: познание
Место проведения: Участок
Задачи: Знакомство с третьей победой весны над зимой – весной лесной.
«Черемуха в мае»
Образовательная область: познание
Место проведения: Участок
Задачи: предложить рассмотреть черемуху, показать молодые листья, бутоны, рассказать о приметах, связанных с появлением
на черемухе листьев, цветов..
Работа в творческой мастерской
Рисование «Деревья весной»
Образовательная область: Художественное творчество
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Продолжать учить детей тонировать бумагу с учетом замысла предстоящей работы; продолжать учить рисовать силуэт
дерева; выполнять работу в технике монотипии (отображение). Расширять возможности способа рисования «по мокрому» как
выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить составлять цветовую композицию, передавая впечатления
о весне адекватными выразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в
изобразительной деятельности.
Рисование «Ветка березы»
Образовательная область: Художественное творчество
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Продолжать учить детей тонировать бумагу. Учить рисовать ветку березы с натуры. Воспитывать интерес к природе и
желание отражать представления о ней доступными изобразительно-выразительными средствами
Рисование «Ветка вербы»
Образовательная область: Художественное творчество
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Продолжать учить детей тонировать бумагу. Учить рисовать ветку вербы с натуры. Воспитывать интерес к природе и
желание отражать представления о ней доступными изобразительно-выразительными средствами
Экологические игры
Дидактические игры «Рассмотри и опиши» - дети рассматривают и описывают предложенные воспитателем
растения. Цель – закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту
пейзажа. Воспитать бережное отношение к природе.
«Какой листок» - дети описывают предложенный воспитателем лист дерева.
Цель – употребить в речи относительные прилагательные.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
Выложить листики из камней
Скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.
Труд (А) и индивидуальные
физические упражнения (Б)
А. Очистить землю от старой листвы. Посадить дерево или кустарник.
Б. Допрыгни до листика (прыжки в высоту).
Подвижные игры
«Зевака». Цель – развить внимание, упражняться в бросании и ловле мяча. Ход игры. Дети встают в круг и начинают
перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить. Тот, кто уронит мяч, встает в круг и по заданию детей
выполняет 2 – 3 упражнения с мячом.
«Охотник». Цель – упражняться в бросании и метании мяча. Ход игры. Одного выбирают «охотником», все остальные –
«дичь».
«Охотник» играет в мяч, остальные в это время ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь!» Все
останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника. Игра
продолжается пока не появится определенное количество помощников (3-5 чел.).
«Рассмотри и опиши» - дети рассматривают и описывают предложенные воспитателем растения. Цель – закрепить знания
детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное
отношение к природе.
«Какой листок» - дети описывают предложенный воспитателем лист дерева.
Цель – употребить в речи относительные прилагательные.
Дидактические игры
«Найди дерево» - научить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры,
листья, цветы.
«Угадай по описанию» - научить детей составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства
и различия.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Выложи цветочек» - из камней или пробок выложить цветок.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Смастерить из песка вазу для цветов.
Б. Прыжки вокруг дерева на двух ногах.
Подвижные игры
«Бусинки». Цель – научить медленно передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь. Ход игры. Взрослый
начинает игру, идет и повторяет: «Я на ниточку насаживаю бусинку», беря желающих детей за руку, остальные подходят,
берут за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь – бусы. Поет медленно:
Как мы бусинки лепили, Ведет цепь по прямой.
Как мы бусинки лепили, Ведет цепь плавно из одной стороны
Бусинки, бусинки, в другую, медленно кружится,
Красивые бусинки. завивая цепь вокруг себя.
Как мы с бусами играли,
Как на нитку собирали
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
Как мы бусы завивали,
Как мы бусы завивали,
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
Останавливается и говорит: «Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась. Стали распутывать, она и порвалась. Все
бусинки раскатились-разбежались во все стороны: бах! Тара-рах! (Дети разбегаются по площадке.) Ой, как далеко
раскатились наши бусинки! Надо опять все бусы на ниточку собирать!»
«Заинька, выйди в сад». Цель – научить детей действовать в соответствии со словами. Ход игры. Дети выполняют движения в
соответствии с текстом.
Заинька, выйди в сад,
Серенький, выйди в сад,
Вот так, вот так,
Выйди в сад.
Вот так, вот так,
Попляши!
Твои ножки хороши!
«Волшебный клад». Цель – уточнить знания детей о деревьях, кустах и цветущих растениях, развить пространственную
ориентацию. Ход игры – Воспитатель объясняет задачу: «Найти волшебный квадрат можно, только отыскав записки,
спрятанные в разных местах». Дети ищут.
Дидактические игры
«Найди дерево». Цель – распознать деревья по признакам: форма, расположение веток, цвет и внешний вид коры, листья,
цветы.
«Угадай по описанию». Цель – научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства
и различия.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Выложи узор» - выложить узор из деревянных палочек или спичек.
Пальчиковая гимнастика «Прятки».
В прятки пальчики играли Ритмично сгибать и разгибать пальцы.
И головки убирали. Усложнение: поочередное сгибание.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Сбор природного материала.
Б. Хождение по бревну.
Подвижная игра
«Палочка-выручалочка». Цель – развить быстроту, ловкость, внимание. Ход игры. Водящий встает к стене, берет палочку,
стучит по стене и говорит: «палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов
ищет играющих, заметив кого-либо, быстро бежит, берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка-выручалочка нашла…
(имя)». Если игрок, которого нашли, добежит до палочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами «Палочка,
выручи меня!» стучит и бросает ее как можно дальше, пока ее ищет водящий – прячется.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Выложи узор» - выложить узор из деревянных палочек или спичек.
Пальчиковая гимнастика «Прятки».
В прятки пальчики играли Ритмично сгибать и разгибать пальцы.
И головки убирали. Усложнение: поочередное сгибание.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Сбор природного материала.
Б. Хождение по бревну.
Подвижная игра
«Палочка-выручалочка». Цель – развить быстроту, ловкость, внимание. Ход игры. Водящий встает к стене, берет палочку,
стучит по стене и говорит: «палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов
ищет играющих, заметив кого-либо, быстро бежит, берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка-выручалочка нашла…
(имя)». Если игрок, которого нашли, добежит до палочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами «Палочка,
выручи меня!» стучит и бросает ее как можно дальше, пока ее ищет водящий – прячется.
Домашнее задание «Сочини сказку о дереве, кустарнике»
Образовательная область: Коммуникация, чтение художественной литературы
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Упражнять в умении придумывать сказки, развивать творческое воображение. Обогащать детско-родительские
отношения опытом ведения совместного речевого творчества
Чтение стихотворений, рассказов, сказок о деревьях, кустарниках
Образовательная область: чтение художественной литературы
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Развивать эмоциональный отклик на литературные произведения
Воспитывать любовь к природе.
Выпуск фотоальбома «Деревья и кустарники нашего города»
Образовательная область: Художественное творчество
Место проведения: город, где живут воспитанники
Задачи: Расширять представления о растительном мире города, развивать умение видеть красоту созданного изображения,
формировать умение эстетически оценивать, высказывать суждения, обосновывать свое мнение. Обогащать детско-
родительские отношения опытом ведения совместного творчества.
Экологическая акция «Посади, деревце!»
Образовательная область: Труд
Место проведения: Территория учреждения
Задачи: Воспитывать осознанное, бережное отношения к природе, показать значимость действий каждого человека в ее
сохранении; вызвать желание улучшить экологическую обстановку в своем городе.
Создание альбома творческих работ «Деревья весной»
Образовательная область: Художественное творчество
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Побуждать детей к созданию альбома. Стимулировать творческое самовыражение детей в процессе реализации проекта.
Воспитывать художественное восприятие окружающей природы.