ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Дубцова Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №5 Населённый пункт: пгт.Тымовское, Сахалинская область Наименование материала: Обобщение опыта работы Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Уважаемые коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию опыт работы по внедрению авторской программы
«Капелька» с целью формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного
возраста.
Следует
заметить,
что
в
наше
время
проблемы
загрязнения
окружающей
среды,
разумного
потребления
и
использования
материальных
ресурсов,
утилизации
отходов
становятся
все
более
актуальными для современной цивилизации. В «Концепции устойчивого развития России» выделен
раздел
«Экологическое
образование,
экологизация
общественного
сознания».
В
нём
особо
подчёркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения
граждан России, начиная с детского сада.
Работу
по
внедрению
программы
экологического
воспитания
«Капелька»
автора
Штерцер
Натальи
Владимировны
мы
начали
в
2010-2011
учебном
году.
По
предложению
автора
историю
«Капельки» мы стали использовать для работы с детьми средней группы (4-5 лет). Занятия проводились
один раз в неделю в течение 20 мин, а также мы использовали материалы программы при организации
режимных
моментов:
прогулки,
умывания,
укладывания
на
сон.
На
занятиях
дети
знакомились
с
явлениями
природы
(ветер,
дождь,
облака,
роса)
и
состояниями
воды
(пар,
лёд
и
т.д.).
Здесь
использовались игровые, практические (исследовательские) методы и приёмы. Дети, под руководством
взрослого
проводили
опыты,
изготавливали
наглядные
материалы.
Все
теоретические
знания
дети
получали в ходе практических действий. В этом возрасте трудно выделить компоненты экологического
сознания.
Однако
работа,
проведённая
с
детьми
4-5
лет,
позволила
создать
предпосылки
для
формирования познавательной активности и посильной деятельности и создать базу для дальнейшего
формирования уже более сложных понятий экологического мировоззрения у детей.
С
детьми
старшего
дошкольного
возраста
в
2011-2012
году
мы
продолжили
работу
по
расширению экологических представлений и формированию экологического сознания. На этом этапе
были усложнены и расширены образовательные задачи. Здесь нам предстояло дать детям необходимые
знания о многообразии живой природы и представление о месте человека в природных системах, о
причинах, формах и результатах антропогенного воздействия на живую природу, о её эволюции под
влиянием естественных причин и деятельности человека и формировать на этой основе экологическое
мышление
и
биологическую
культуру
детей.
В
связи
с
усложнением
задач
и
возрастными
возможностями детей этого возраста мы использовали более сложные методы, формы и технологии
образования. Это - творческие задания, учебно-познавательные игры, учебный диалог, викторины,
конкурсы рисунков и плакатов, экскурсии к водоёму, в лес, в музей, изготовление фотоальбомов, макетов
и др. Для детей старшего возраста занятия проводились 2 раза в неделю по 25 минут, т.к. дети этого
возраста
уже
могут
усваивать
больший
объём
информации,
и
у
них
формируется
способность
к
мотивационной
оценке
поведения
в
природе.
Организуя
непосредственную
образовательную
деятельность по программе «Капелька» в старшей группе, мы ввели цикл занятий по теме «Мир. в
котором мы живём», с целью расширить и углубить знания детей о мире, в котором они живут, и развить
способности детей эстетического восприятия природы (видеть, чувствовать и понимать прекрасное в
природе). Для решения поставленных задач на данном этапе работы было более активное вовлечение
родителей
в
образовательный
процесс.
Мы
оформляли
информационные
стенды
для
родителей,
привлекали их к проведению игр. экскурсий, экологических праздников и инсценировок, изготовлению
альбомов, костюмов и атрибутов для театральных постановок.
На протяжении всего периода освоения программы «Капелька» мы старались интегрировать
материалы программы в повседневную жизнь детей. Во время утреннего приёма и в вечерние часы
организовывали дидактические игры по экологии типа «Чей домик?», «Конструктор частей тела лосося».
«Назови
водоём»
и
др.
На
занятиях
по
физическому
развитию
и
на
прогулках
организовывали
подвижные игры с экологическим содержанием такие как «Морской царь». «Земля, вода, воздух».
«Рыбаки и рыбки» и т.д.
В результате проделанной работы мы отмечаем, что дети не только приобрели новые знания об
окружающем
мире
и
многообразии
природы
Сахалина,
но
и
используют
полученные
знания
в
повседневной жизни. Дети с удовольствием читают и рассматривают книги, энциклопедии о природе,
делятся
впечатлениями
с
родителями
и
сверстниками,
самостоятельно
организуют
игры
по
экологической
тематике,
отражают
впечатления,
полученные
в
процессе
общения
с
природой,
в
рисовании, аппликации, лепке.
В текущем учебном году мы решили продолжить работу по формированию экологического
сознания
у
детей,
основ
разумного
потребления
и
использования
ресурсов
в
контексте
детской
конструктивной
деятельности.
Цель
нашей
работы
-
не
только
расширение
знаний
детей
о
взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной,
но и обучение конструированию из бросового материала.
Работая
с
детьми
дошкольного
возраста,
мы
обратили
внимание
на
то.
что
дошкольники
собирают и хранят, все ненужные вещи, которые взрослые бросают в каждом доме: пустые коробки,
пуговицы, пробки и пр.
Конструирование из бросового материала расширяет познавательные интересы детей; это знание
материалов, разные виды бумаги и картона, ткани, резины, пенопласта, дерева и пр.; их качеств и
свойств, преимуществ и недостатков, с которыми можно столкнуться при создании конструкций.
На
занятиях
детям
дается
общее
представление
о
ненужных
вещах,
коробках,
катушках,
пластиковых бутылках и обо всём превратившимся в отходы, как «бросовый» материал, который может
быть
использован
в
конструировании,
знания
об
инструментах,
безопасного
обращения
с
ним
простейших способах утилизации отходов, доступные старшим дошкольникам.
Воспитательный
потенциал
творческой
деятельности
с
«бросовым»
материалом
в
аспекте
приобщения к экологической и экономической культуре реализуется не только на занятиях, но и в
повседневной досуговой деятельности. Весь программный материал реализуется в виде тематических
проектов:
«Игрушки
для
дома
и
улицы»,
«Подарки
взрослым»,
«Город
-
вчера,
сегодня,
завтра».
«Космос», «Зоопарк», «Автомобили». В группе организована Мини-мастерская, где находится контейнер
с «бросовым» материалом, инструменты для изготовления поделок, схемы, чертежи, технологические
карты, образцы поделок, дидактические пособия и др.
Мы предполагаем, что в результате этой работы мы сможем воспитать у детей практичность,
приучить
их
беречь
и
ценить
каждую
вещь
и
применять
всё
к
делу,
сформировать
гуманное
и
ответственное отношение к природе.
И
кто
знает,
может
быть,
наши
дети,
когда
вырастут,
придумают
более
оригинальный
технологический
подход
к
проблеме
утилизации
мусора,
приобретя
в
дошкольные
годы
первый
гуманистический опыт содержательного творческого досуга с «бросовым» материалом. Кто знает, ведь
всё начинается с детства.
Спасибо за внимани
е